Научная статья на тему 'ЭКО-ДИЗАЙН НА СТЫКЕ НАУК. ДИЗАЙН КОСТЮМА, МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, БИОНИКА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ'

ЭКО-ДИЗАЙН НА СТЫКЕ НАУК. ДИЗАЙН КОСТЮМА, МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, БИОНИКА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
521
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКО-ДИЗАЙН НА СТЫКЕ НАУК. ДИЗАЙН КОСТЮМА, МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, БИОНИКА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Баркалова В. Как модная индустрия влияет на экологию? Нас правда ждет катастрофа? — URL: https://theblueprint.ru/fashion/moda-i-ecologiya (дата обращения: 16.08.2019). - Текст: электронный.

2. Галерея фото и видео Dura Solutions в Instagram. — URL: https://www.instagram.com/dura.solutions/ (дата обращения: 14.08.2019)

3. Галерея фото и видео Girlfriend Collective в Instagram. — URL: https://www.instagram.com/girlfriend/ (дата обращения: 18.08.2019)

4. Динь К. Создание экологичного модного бренда: история Girlfriend Collective. — URL: https://medium.com/@ECONYL/building-a-sustainable-fashion-brand-the-story-behind-girlfriend-collective-b804002eac81 (датаобращения: 17.08.2019) - Текст: электронный.

5. Клиест Н. 11 крутых брендов экологичной одежды, чтобы сделать ваш гардероб более стабильным в этом году. — URL: https://www.thezoereport.com/p/n-cool-eco-friendly-dothing-brands-to-make-your-wardrobe-more-sustainable-this-year-15951063 (дата обращения: 19.08.2019). - Текст: электронный.

6. Манифест. Использование моды и поп-культуры для борьбы с климатическим кризисом//Официальный сайт бренда Dura.Solutions. — URL: https://dura.solutions/pages/what-we-need-to-do (датаобращения: 19.08.2019). - Текст: электронный.

7. Соломатина И. Что произошло в мире моды за две недели. URL: https://www.gq.ru/style/fashion-digest-09-08-2019 (датаобращения: 19.08.2019). - Текст: электронный.

8. Тающая красота. Изменение климата и его последствия/ Г. В. Алексеев, Ю. С. Добролюбова, В. Н. Конищев, С. А. Ренева, Г. С. Тушинская. - М.: Фонд им. Генриха Бёлля, Российский региональный экологический центр, 2009 г. —28 с.

ЭКО-ДИЗАЙН НА СТЫКЕ НАУК. ДИЗАЙН КОСТЮМА, МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, БИОНИКА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ М.В. Коковина, А.Г. Кузьмин (научный руководитель)

ФГБОУ ВО «Российский Государственный Университет имени А.Н. Косыгина»,

Россия, г. Москва

Актуальность темы. Тема экологии задаёт вектор разработки дизайнерских коллекций с использованием натуральных материалов и переработанных текстильных отходов лёгкой промышленности. Для большей конкурентоспособности и актуальности традиционные решения создания материалов не подходят. Решение данной задачи отражается на поиске новых композитов натуральных волокон и их производных, а также применении современного технологического прогресса в сочетании с творческой авторской подачей.

Новизна. Современная отрасль верхнего одёжного сегмента изобилует разными видами и формами утеплённых изделий. Большинство из них выполняются из синтетических материалов с наполнителем из полиэфирных волокон. Целью нашей научно-проектной деятельности стала разработка экологичного аналога утеплительного материала из льна и конопли для одежды верхнего сегмента. Применение FLYFLAX Fashion 160в дизайнерском изделии.

Результат проектно-научной деятельности. Интеграция экологичных технологических достижений в полный цикл производства изделий лёгкой промышленности на примере создания дизайнерской утепленной зимней куртки с натуральным утеплителем.

При выборе источника инспирации для коллекции важно обратить внимание не только на творческий порыв, но также и учесть современную обстановку в различных сферах жизни общества. Загрязнение окружающей среды, урбанизация территории, обезличивание природного ландшафта -всё это толкает к поиску натуральности, неоднородности, уникальности. Природные мотивы используются дизайнерами как способ приближения к живому. Тема Родины как одна из ключевых в выборе источника вдохновения затрагивает проблемы патриотизма, любви к природе и традициям родного края. Сохранение культурного наследия, эстетики прививает вкус и позволяет развиваться в творческом русле с опорой на знания и опыт предшествующих поколений. Совмещение достижений научно-технического прогресса с природной синкретичностью - вот вектор современного прогресса, считает известный учёный, дизайнер и архитектор Нери Оксман, родоначальница так называемого раздела науки Materialbiology [3].

На рис. 1 представлена системная модель Эко-мышления в дизайне одежды, разработанная для выделения процессов формирования устойчивой моды и её взаимосвязи с окружающей средой [4].

Рисунок 1 - Системная модель развития современного экологического дизайна в модной индустрии

Ресурсо- и энергосбережение - важные факторы при создании коллекций. Ориентируясь на возможность внедрения капсульной линии в производство, необходимо учитывать объём продукции и воздействие его создания на окружающую среду, а также затраты при налаживании швейного цикла.

Поэтому для создания коллекции выбраны натуральные ткани с наименьшей технологической обработкой.

Одним из важнейших аспектов данной сферы выступает возможность переработки товара. Рециклинг - важная часть устойчивого дизайна, являющегося сферой экологического. Переработанные материалы, участвующие в создании коллекции, - не только тренд современного дизайна, а также и наглядный пример вторичного использования различных материалов.

Связь с природой - важная тема данного направления. Этника, ремесленные традиции связаны с сохранением окружающей среды. Изучение национального костюма, для создания которого люди черпали вдохновение из природных мотивов, форм и «золотых» пропорций, позволяет быть ближе к натуральности и экологичности. Кроме того, натуральные домотканые материалы, традиционные методы крашения, простой крой являются атрибутами устойчивого дизайна. Выполнение части изделий в традиционных техниках делает коллекцию не только уникальной, но и приближает её к культуре и природе.

Эргономика и бионика - важный пункт в концепте Эко-дизайна. Изучение природы через анатомию человека, строение людей, через законы природы - основы данной науки. Бионика отвечает за создание гармоничного образа, функциональных конструкционных решений, новых эргономичных пропорций, инженерных решений. Поэтому источник инспирации для коллекции был сложен из системы природных элементов. Образно-ассоциативное проектирование позволяет почерпнуть полезную визуальную пространственную информацию, что влияет на создание гармоничного образа.

Система бионики включает в себя теоретический и практический пласт. Эмпирический опыт, полученный от наблюдения за природными явлениями. Классификация и систематизация полученных знаний позволяет определить сферы применения полученной информации. А практическая часть -научная деятельность в области практического применения особенностей природного мира (Таблица 1).

Источником вдохновения для создания натурального утеплителя FLYFLAX стали перисто-кучевые облака. Их структура, внешний облик легли в основу строения утеплительного материала. После создания идеи проводились разработки по совершенствованию волокна, его положению в материале, взаимодействию с другими.

Выбор направления дизайна накладывает отпечаток на все сферы проектирования костюма от творческой идеи, основанной на сохранении культурного богатства и разнообразия, конструкторско-технологической части, вытекающей из структуры подобранных материалов и способов обработки, до экологической составляющей, позволяющей рассчитать след влияния на окружающую среду.

После процесса рождения идеи и инспирации необходимо обратиться к материальной части проекта - его реального исполнения. Тестирование полученного пакета материалов позволяет подойти к следующему этапу реализации проекта. Для определения практической значимости продукта создаётся капсульная коллекция, решающая ряд поставленных задач: актуальность дизайнерского

решения, функциональность продукта, инновационность применяемых материалов и способов обработки, подчеркивание преимуществ выбранного материала для создания моделей.

Таблица 1 - Объекты живой природы и их функции, представляющие интерес в качестве моделей для бионики

Источник вдохновения и изучения Отличительные особенности Адаптация к применению

Утка, перья и строение эндокринной системы, форма тела - обтекаемая форма тела, плавные линии, пропорции - плотное водонепроницаемое оперение, покрытое жировой смазкой - плавные конструкционные линии изделия - водоотталкивающий материал верхнего слоя изделия - объемное внутреннее наполнение, вид «puffy»

Сосна, поверхность коры, корни, шишки - многослойность поверхности коры, - мощная развитая корневая система - система водопоглощения шишек - дышащая система материала для одежды - водоотталкивающая поверхность изделий - принт как сложная система сплетения корней и рисунка поверхности коры

Растительные элементы - пластичность, приспособляемость к изменению освещения - орнаментальные плавные линии - эргономическая бионическая форма конструкций изделий

Выбор утеплителя - важный аспект в создании утеплённого изделия. Для обеспечения наилучшего результата необходимо учитывать многие физические и химические свойства материала.

Эко-лаборатория РГУ им. А.Н. Косыгина под руководством Ксении Веселовой, членом которой я являюсь уже два года, и ООО «КЛК» разработали и выпустили опытную партию нетканых полотен для утеплителей верхней одежды (рис. 2). Их отличие в том, что в новом материале в основном используется отечественное волокно льна, обработанное специальным образом, так что получаются тонкие и гибкие материалы, греющие наравне с синтетическими утеплителями. Полученные материалы имеют высокий показатель влагоотдачи (от 73 до 90%) (следовательно, выделяемая организмом влага не задерживается под одеждой из такого материала), а также антистатичность, что обеспечивает комфорт человеку. Использование этого утеплителя более физиологично и экологично по сравнению с синтепоном той же плотности и толщины. Были проведены исследования по биоразложению полученных материалов при высокой влажности и инсоляции. Спустя 3 суток он практически полностью разлагается, что доказывает его безвредное влияние на окружающую среду.

С учётом полученных результатов исследования материала FLYFLAX Fashion 160 была выбрана модель дутой стёганой куртки. Изделие выполнялось из водоотталкивающей плащевой ткани с утепляющим слоем на подкладке.

Верхний слой изделия простёгивается утеплителем. Материал хорошо сочетается с другими. FLYFLAX прост в использовании, легок в обработке. При технологической обработке материал не

теряет свою форму, восстанавливает свой объём после сжатия. Тестирование материала при отшиве изделия показывает его устойчивость к внешним воздействиям.

FLYFLAX Fashion nature 160 Рисунок 2 - Натуральный утеплитель

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Титова М.Н., Петрова Е.И. Инновационные составляющие конкурентоспособности модных швейных изделий // ЛегПромБизнес. - 2006. - №3 (132).

2. Белгородский B.C., Кирсанова Е.А., Мишаков В.Ю. «Инновации в материалах легкой промышленности» Белгородский B.C., Кирсанова Е.А., Мишаков В.Ю. — Москва, РГУ им. А.Н. Косыгина 2017 год.

3. Интернет ресурс: Design at the Intersection of Technology and Biology Neri Oxman, TED Talks

4. H.C. Курилина, Г.И. Петушкова. Разработка системной модели экологического дизайна в модной индустрии. // Дизайн и технологии. - 2017. - №62 (104). - С. 6-16.

4. Г.Е. Кричевский. Бионика: Учимся мудрости у природы. Учебное пособие / Г.Е. Кричевский. - М. - 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.