Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ЭТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДИЗАЙНА В КУЛЬТУРЕ МОДЕРНИЗМА. ФЕНОМЕН ИНКЛЮЗИВНОГО ДИЗАЙНА'

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ЭТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДИЗАЙНА В КУЛЬТУРЕ МОДЕРНИЗМА. ФЕНОМЕН ИНКЛЮЗИВНОГО ДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
221
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ЭТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДИЗАЙНА В КУЛЬТУРЕ МОДЕРНИЗМА. ФЕНОМЕН ИНКЛЮЗИВНОГО ДИЗАЙНА»

2. Фотосессия бренда Jacquemus для рекламной кампании коллекции весна-лето 2020. Официальная страница бренда в Instagram [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// www.instagram.com/jacquemus?igshid=1dmku3psohen5 (05.05.2020)

3. Статья «Технологии и мода». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.redbull.com/ru-ru/technology-and-fashion (08.05.2020)

4. Статья «Вместо моделей на показе Ralph Lauren Polo выступили их голограммы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.be-in.ru/news/33665-vmesto-modelej-na-pokaze-ralph-lauren-polo-vystupili-ih-gologrammy/ (08.05.2020).

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ЭТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДИЗАЙНА В КУЛЬТУРЕ МОДЕРНИЗМА. ФЕНОМЕН ИНКЛЮЗИВНОГО ДИЗАЙНА Е. Н. Косова, С. А. Кузнецова (научный руководитель) ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»,

Россия, г. Санкт-Петербург

Общество потребителей привыкло к фактору усреднения и поиска универсальной модели каждой услуги и товара. Магазины предлагают покупателям определенную размерную сетку, вещи демонстрируются на стандартных манекенах, представляющих собой версию человека, на котором наиболее выигрышно смотрятся изделия. Из-за того, что большая часть брендов категории масс-маркет опирается на общемировые тенденции, ассортимент таких магазинов во многом схож между собой и, чаще всего, не прочитав бирки, не угадаешь, какой бренд создал это изделие. Торговые точки обычно разделены на мужскую и женскую половину. Вещи не очень дорогие, но и не совсем дешевые. Основная масса населения не имеет большого достатка, поэтому все люди выглядят примерно одинаково, потому что закупаются в одних местах. Повседневные заботы затягивают, взгляд зашорен, человек довольствуется результатом потребления. Как итог - люди лишены желания выглядеть индивидуально.

Однако с уверенностью можно сказать, что современное общество стоит на пороге новейшего представления о социализации и репрезентации «невидимых» персон. Современный дизайн приобретает свойство инклюзивности. Инклюзивность - это практика или политика включения людей, которые в противном случае могут быть исключены или маргинализованы [1]. Таковыми являются лица с физическими или умственными недостатками и представители групп меньшинств. К данным представителям относятся персоны, имеющие инвалидность или иные ограничения по состоянию здоровья, эмигранты, граждане иной этнической принадлежности, пенсионеры, маленькие дети, персоны, имеющие избыточный или недостаточный вес, персоны, причисляющие себя к иному тендеру или небинарные, представители сообщества ЛГБТК+, персоны, имеющие нестандартную внешность от природы либо прошедшие через бодимодификацию, персоны, адаптирующиеся к жизни в обществе после перенесенной психологической травмы. Такие люди не представлены в медиакультуре либо

представлены не в качестве обычных граждан, а ради контраста с «нормальными» людьми. В торговых центрах не увидишь манекен с протезом. В рекламном ролике человек с избыточным весом рекламирует либо продовольственные товары, либо средства по снижению веса. Люди иной национальности часто высмеиваются и представляются в роли комичных персонажей. Женщины и мужчины подчинены своим тендерным ролям. Пожилые люди ведут себя и выглядят «соответственно возрасту».

Каждое дизайнерское решение может включать или исключать покупателей. Инклюзивный дизайн подчеркивает вклад, который отражает понимание разнообразия пользователей и информирует об этих решениях, и, таким образом, привлекает как можно большее количество людей. Разнообразие пользователей демонстрирует и удовлетворяет различия в возможностях, потребностях и стремлениях.

Известный бренд Victoria's Secret объявил о прекращении трансляции своих ежегодных шоу, так как покупатели объявили неофициальный бойкот компании. Представители фирмы отказались приглашать в свои шоу моделей с нетипичной внешностью, за что утратили лояльность многих своих клиенток. Спустя время были приняты некоторые изменения. Так, участие приняли модель с витилиго - болезнью, нарушающей пигментацию кожи, модель размера плюс-сайз и трансгендерная девушка-модель [2]. Но такие несмелые уступки оказались недостаточными, акции компании продолжают падать.

Рисунок 1 - Уинни Харлоу, Барбара Палвин, Валентина Сампайо - модели, представляющие бренд

Victoria's Secret

Однако многие успешные бренды смогли найти подход к большему разнообразию возможных покупателей.

Так, благодаря неуступчивости Victoria's Secret, мир увидел новые бренды, представившие нижнее женское белье для практически всех возможных вариаций фигур. Это такие бренды как Skims под руководством знаменитой Ким Кардашьян и Savage x Fenty, созданный певицей Рианной.

Российский молодежный бренд befree представил рекламный ролик весенне-летней коллекции 2020 с хэштегом #модазначитразнообразие, в котором в качестве моделей были приглашены девушка с протезом ноги, модели с различными цветом и особенностями пигментации кожи, волос, представители разных рас и национальностей, девушка-модель без волос, девушка-модель плюс-сайз [3]. На данный момент это самый смелый и прогрессивный ролик в русском масс-маркете.

62

Рисунок 2 - фото моделей из лукбука коллекции бренда befree

Многие дизайнеры для участия в своих показах приглашают пожилых моделей, моделей с протезами, особенностями пигментации кожи, плюс-сайз, демонстрируя проявление красоты вне зависимости от возраста, наличия или отсутствия конечностей и т.д.

Такие бренды как Math Studios, The Light, Odor и многие другие представили коллекции, в которых многие изделия, а иногда и вся коллекция, являются агендерными, то есть не привязанными к стереотипным представлениям о том, что мужские и женские вещи должны внешне отличаться.

Еще одна важная черта в любом современном производстве - экологичность всех этапов жизненного цикла продукта [4].

Этот жизненный цикл обычно включает стадии:

• Развитие

• Создание

• Распространение и продажа

• Использование

• Передача

• Переработка

Для большинства современных продуктов пользователь «передает его», выбрасывая в мусорное ведро, а «повторная обработка» подразумевает хранение на свалке. Тем не менее, рециркуляция и восстановление представляют собой другие альтернативы для этих этапов.

Компания Orange Fiber предложила такое решение: забирать у производителей соков шкурки от апельсинов и превращать в целлюлозные нити. Капсульную коллекцию из лёгкого «цитрусового» материалауже представили Salvatore Ferragamo [5].

Рисунок 3 - Коллекция аксессуаров из инновационных материалов, разработанная компанией

В связи со стремлением большого количества людей к экологичности международное тренд-бюро WGSN в качестве мега-тренда выделило лаконичность [6]. Создавать коллекции в рамках этого тренда следует, не опираясь на быстро сменяющиеся тренды. Первоочередным должно быть качество. Изделия должны подходить под любой гардероб, любой возраст, быть вне времени.

И, наконец, производство должно стать максимально этичным. Ответственные покупатели, знакомясь с новым брендом, не только изучают качество и красоту внешнего вида вещей, но и смотрят на условия, в которых работают сотрудники, причастные к изготовлению этих вещей. Зарплаты должны быть достойными, рабочий день нормированным. Сырье должно быть экологичным. Многие люди также не допускают использование сырья, созданного из животных: ни шкуры, ни мех, ни кожа, ни даже перья и шерсть не должны быть использованы. Многие отказываются даже от натурального шелка.

Для большинства людей такой большой список требований кажется нереальным, убыточным и в принципе неразумным. Однако стоит искренне верить и стремиться к тому, что однажды никакое производство невозможно будет представить без выполнения всех этих правил.

Инклюзивность, этичность и экологичность - это то, что сделает наше общество здоровым и крепким, а потребление - ответственным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1) Статья «Что такое инклюзивный дизайн?». - Текст : электронный // Te-st : [сайт]. - URL: https://te-st.ru/2017/08/25/what-is-inclusive-design/ (дата обращения: 08.04.2020).

2) Статья «Главные модели современности на шоу Victoria's Secret» - Текст : электронный // Buro247 : [сайт]. - URL: https://www.buro247.ua/shows (датаобращения: 10.04.2020).

3) Электронный лукбук бренда - Текст : электронный II befree : [сайт]. - URL: https://befree.ru/lookbooks/modaznachitraznoobrazie-befree-ss20 (дата обращения: 15.04.2020).

4) Статья «Создание инклюзивного дизайна» - Текст : электронный // Inclusive Design Toolkit : [сайт]. - URL: http://www.inclusivedesigntoolkit.com/whatis/whatis.html (дата обращения: 08.04.2020).

5) Статья «Инновационные материалы в мире моды» - Текст : электронный // Wonderzine : [сайт]. - URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/style/style/231692-innovation?from=readmore (дата обращения: 20.04.2020).

6) Международное аналитическое бюро - Текст : электронный II WGSN : [сайт]. - URL: https://www.wgsn.com (дата обращения: 20.02.2020).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ В МАТЕРИАЛЕ

КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ В СПОРТИВНОМ СТИЛЕ НА ТЕМУ СОВРЕМЕННОЙ

МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА АПСАЙКЛИНГ В.А. Павлинова, K.M. Демьяненко (научный руководитель)

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет»,

Россия, г. Иваново

Многими исследованиями доказано огромное влияние социальных сетей на современных людей. Уход молодого поколения в виртуальный мир и зависимость от «лайков» стали не виртуальной, а реальной проблемой.

Цель настоящей работы - через стилистику коллекции одежды привлечь внимание к проблеме зависимости молодого поколения от социальных сетей.

Поставленная цель решается путем разработки коллекции одежды pret-a-porter, с отражением выбранных тем и задач.

Объектами исследования являются одежда спортивного и классического стиля, интернет-площадка, социальные сети, мессенджеры, поколение Z, мода 30-40-х годов XX столетия, мода 2020 - 2021гг.

Коллекция строится на эклектическом сочетании спортивного стиля с классической одеждой. Автор рассматривает 2 поколения: «Z» и «Беби - бумеров». Поколение современных молодых людей 2000-х и поколение их бабушек и дедушек, молодость которых пришлась на период советского строя. В работе автор ставит задачу показать разницу ценностей, взглядов на моду, на окружающий мир, мировоззрений человека. Дизайнер анализирует быстрый технологический рост за такой, казалось бы, небольшой срок времени и изучает его влияние на моду и человека в целом. Автора волнуют такие проблемы как бич 21 века - социальные сети, сложность живого общения, специфическая лексика, зависимость от лайков и оценки в интернете.

В противовес портрету современного человека автор находит образ в советском периоде истории родной страны, образ, который кардинально отличается от портрета современной молодежи -образ человека 30-40 годов XX столетия, ценности и «оценка» которого заключались совсем в ином.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.