дизайнеры, как Gucci, Michael Kors, Versace, Ralph Lauren, Calvin Klein, Tommy Hilfiger и Stella McCartney, не используют мех в своих коллекциях, а такие магазины, как J.Crew, Gap Inc., Express и Ann Taylor, отказываются продавать меховые изделия. Есть много альтернатив коже, включая полиуретан, листья ананаса, пробку, восковую канву, хлопок, лен и другие натуральные и синтетические волокна. Веганская шерсть производится из полиэфирного волокна, соевого «растительного кашемира», а флис создается из переработанных пластиковых бутылок, морских водорослей и конопли. Эти материалы нелегко найти, но они будут держать вас в тепле и уюте.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что мех и кожа по понятным причинам являются наименее предпочтительным материалом среди современных дизайнеров по сравнению с наиболее распространёнными текстильными материалами. Искусственный мех, а также одежда из хлопка, акрила, полиэстера оказывают гораздо меньшее влияние на экологию, чем натуральных мех. Основываясь на результатах данного исследования, я полагаю, что нам всем необходимо делать ответственный выбор в вопросах приобретения одежды, чтобы спасти от экологической катастрофы наш мир и самих себя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Bijleveld, M. The environmental impact of mink fur production / M. Bijleveld, M. Korteland, M. Sevenster. - Holland.: Delft. - 2011. - 81 c.
2. Меховая индустрия: сайт. - URL: https://www.lav.it/en//fur-industry-is-in-crisis (дата обращения: 11.06.2020). - Текст: электронный.
3. МакКенна, К. Исследование благополучия животных на зверофермах / К. МакКена. - М.: ВИТА - Центр защиты прав животных. - 2008. - 54 с.
4. mnr.gov.ru Минприроды России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/. - свободный. - Проверено 11.06.20.
5. Страхов И.П.: Химия и технология кожи и меха; 4-е изд. докт. техн. наук проф. - Москва, Легпромбытиздат. - 2005 г. - 496 с.
6. Курицына В.В., Волков В.Ф. Проектирование кожевенных и меховых предприятий, Москва. - 2005. - с.14.
ИЗУЧЕНИЕ БОРЬБЫ МОЛОДЫХ ДИЗАЙНЕРОВ С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА И ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРИМЕРЫ МАРОК DURA SOLUTIONS И
GIRLFRIEND COLLECTIVE П.А. Гаврикова
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»,
Россия, г. Санкт-Петербург
Впервые о глобальном потеплении и парниковом эффекте заговорили в 60-х годах XX века, а на уровне ООН проблему глобального изменения климата впервые озвучили в 1980 году. С тех пор над
120
этой проблемой ломают головы многие учёные, зачастую взаимно опровергая теории и предположения друг друга. Представители модной индустрии, третьей по количеству ущерба, наносимого окружающей среде, также обеспокоены происходящим и начинают предпринимать действия для замедления или остановки запущенных изменений природы. И сейчас это перерастает в нечто большее, чем просто привлечение интереса к проблеме в коллекциях. Настоящее исследование актуально для каждого, кто заинтересован не только в моде, но и в будущем нашей планеты, ведь текстильная и швейная промышленность наносят ей значительный ущерб, и только новое поколение дизайнеров действительно способно что-то изменить. Целью работы стало изучение и анализ деятельности молодых дизайнеров, неравнодушных к экологии и уже помогающих природе. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: проанализировать предыдущие исследования, посвященные теме экологии в моде, выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются дизайнеры, и, наконец, определить направления дальнейших исследований. При создании работы были использованы следующие методы научного исследования: изучение и анализ литературы, архивных источников, описание, аналогия. Деятельность брендов Dura Solutions и Girlfriend Collective были выбраны в качестве объектов изучения, так как они действительно проделывают большую работу в данной сфере.
За последние несколько лет мы все чаще сталкиваемся с упоминаниями и репортажами об аномальных природных катаклизмах. Наводнения и засуха, ураганы и обильные снегопады, небывалые морозы и катастрофическая жара. Жертвами бесконечных погодных аномалий регулярно становятся тысячи людей, а наносимый ими ущерб уже сложно измерить. Все это - проявление глобальных изменений, которые в настоящее время происходят в климатической системе Земли. То, что климат нашей планеты меняется и меняется стремительно, уже не оставляет сомнений. Данные метеорологических наблюдений свидетельствуют о том, что за последние 100 лет средняя температура на планете выросла на 0,74 С0. [8]. Если не предпринять решительных действий сегодня, то последующая адаптация к изменению климата потребует больших усилий и затрат.
Уже несколько лет не только средства массовой информации, но и обеспокоенные производители одежды твердят не просто о негативном, а о катастрофическом влиянии текстильной и швейной промышленности на окружающую среду. Согласно отчету Pulse of Fashion, в 2015 году на долю отрасли пришлось 1715 миллионов тонн выбросов СО2. ООН заявляет, что индустрия моды потребляет больше энергии, чем авиация и судоходство вместе взятые. В отчете прогнозируется рост выбросов в атмосферу на 63% к 2030 году. Влияние модной промышленности на окружающую среду выходит за рамки выбросов. Используемые токсичные красители загрязняют водные пути. Сбор материалов для тканей из искусственных волокон, таких как вискоза, модал и район, способствует уничтожению лесов. Популярные полиэфирные ткани, которые стирают в бытовых стиральных машинах, линяют и оставляют пластиковые микроволокна, которые попадают в питьевую воду и водные пищевые цепи (в том числе в рыбу и моллюсков, употребляемых человеком). Хлопок, другой чрезвычайно популярный материал, является пестицидной и водоемкой культурой; согласно данным Института мировых ресурсов, количество воды, необходимое для изготовления одной хлопковой
футболки, соответствует количеству воды, которое выпивает один человек в течение двух с половиной лет.
В основном во всем винят представителей так называемой fast-fashion. Во многом благодаря ей в мире продаётся 80 миллиардов предметов одежды каждый год, что составляет 400% от объёма продаж двадцатилетней давности. Мода изменяется с шокирующей скоростью, а производители «быстрой моды» должны успевать за всеми новыми тенденциями.
Но не только fast-fashion так сильно влияет на экологию. Даже среди некоторых модных домов сегмента люкс иногда наблюдаются поистине варварские действия по отношению к природе. Например, известен прецедент с сожжением одежды Burberry. Британский производитель и бренд одежды и аксессуаров класса люкс за год уничтожил вещей и парфюмерии на 28,6 миллионов фунтов (более 32 млн. евро). Экологические активисты возмущены таким подходом. Представитель Greenpeace Лу Иен Ролофф рассказала: «Несмотря на высокие цены, Burberry не проявляет уважения к собственным продуктам, тяжкому труду рабочих и природным ресурсам, которые используются для их производства».
Летом 2019 года 24-летний Питер Дюпонт, известный некоторым как модель Dior Men и A-Cold-Wall, основал бренд Dura Solutions. Dura (сокращение от durable solutions) своей задачей видит распространение информации о глобальном потеплении. Питер Дюпонт заявляет, что у его поколения «нет иного выбора, кроме как действовать», ведь каждый год климатический кризис усиливается. Дебютная коллекция получила название «No Hope For Our Kids» - «Для наших детей нет надежды». В манифесте коллекции сказано: «No Hope For Our Kids - это повышение осведомленности и поддержка экологически активных организаций. Это лишь наше первое путешествие, первая из наиболее интересных глав, над которой мы уже работаем» [6].
Dura Solutions разработала коллекцию футболок из полностью переработанных материалов. Каждая футболка изготовлена из пластиковых бутылок и переработанного органического хлопка, а также украшена простой и мощной иллюстрацией. Вышитый на футболках рисунок был разработан Рейнбоу Кеннеди, пятилетней девочкой из Лондона. Её красочное, обманчиво простое изображение текущего глобального кризиса будто идет прямо с линии фронта в битве за нашу планету. Рейнбоу представляет первое поколение, у которого может не быть будущего - и Dura постарались дать ей голос.
Вся одежда из коллекции изготавливается исключительно по требованию, на заказ и без отходов. Выручка реинвестируется в разработку экологически чистых решений и поддержку экологически активных организаций. Молодой бренд является официальным спонсором World Land Trust и программы Buy An Acre, и с каждой проданной футболки он выкупает участки земли размером более 100 м2 в тропиках для сохранения на них максимально естественных природных условий. Все изделия производятся в Индии, рабочие места сертифицированы, а условия труда справедливы. Последние штрихи, а именно вышивки с принтом, наносятся в Дании. Dura solutions - это яркий пример
истинной заинтересованности в будущем нашей планеты, и то, чем они занимаются, достойно
настоящего уважения.
Рис. 1. Процесс создания оригинальных принтов для коллекции «No Hope For Our Kids» [2].
Рис. 2. Рейнбоу Кеннеди в футболке Dura Solutions [2].
Другим ярким примером молодой марки, с уважением относящейся не только к природе, но и к репрезентации тела, является американский бренд с вьетнамскими корнями Girlfriend Collective. Girlfriend Collective выпускает легинсы, спортивные бра, майки, футболки и остромодные велосипедки без принтов и лишних деталей, а рекламируют их девушки самого разного телосложения. Но что самое главное - все изделия бренда делают из переработанных пластиковых бутылок и рыболовных сетей.
Каждая пара легинсов состоит примерно из 25 пластиковых бутылок из полиэтилентерефталата, также известного как PET. Бутылки из данного пластика собираются, бережно сортируются, очищаются, а потом с помощью специального оборудования превращаются в волокна и нити, из которых создается ткань, отлично подходящая для спортивной одежды.
Около 10% из примерно 14 миллиардов фунтов мусора, выбрасываемых в океан ежегодно, состоит из заброшенных, утерянных или выброшенных орудий лова. Поэтому, помимо полиэстеровых волокон, бренд также использует в производстве технологию ECONYL. Она позволяет изготавливать нейлоновые волокна из переработанных рыболовных сетей и других отходов, которые иначе были бы выброшены в океаны и на свалки. Используя этот переработанный материал, можно не только немного очистить океан от лишних отходов, но и сократить потребность в сырье, таком как сырая нефть, которая традиционно используется в производстве нейлона.
Очень важно, что и к процессу окраски тканей Girlfriend Collective относятся со всей серьезностью. Все их красители экологичны, сертифицированы и безопасны, но важно то, что бренд стремится следовать всем стандартам очистки сточных вод и быть примером для других. Каждая капля воды, которая используется для окрашивания ткани, отправляется на станцию очистки сточных вод. Там вода очищается, чтобы отделить красители и посторонние волокна. Когда все разделено, вода тестируется, чтобы убедиться, что она безопасна для выпуска. Устройства, которые измеряют это,
настроены на отправку информации в режиме реального времени в Тайваньский центр по охране окружающей среды. С их одобрения вода возвращается назад в реки. А остатки после очистки воды под названием «красочная грязь» ("dye mug") попадают не на свалку или в почву, а отправляются на специальное производство булыжников, а позже становятся новыми тротуарами.
Отшиваются изделия на фабрике в городе Ханой, Вьетнам. Условия труда на фабрике безопасные и строго сертифицированные в соответствии с законодательством страны. На производстве не используется детский труд, а работники получают достойную заработную плату.
В дополнение все процессы экологического производства от сортировки бутылок и до очистки воды были бережно отсняты и представлены на странице Girlfriend Collective в сети Instagram. Там есть интервью с работниками фабрик и даже посещение их столовой. Это делает процесс производства абсолютно прозрачным и честным.
Рис. 3.Рекламная компания Girlfriend Collective [3]. Рис. 4. Фрагмент интервью с
работницей фабрики Girlfriend Collective[3].
Помимо исследовательской цели данной работы, важной также была задача доказать, что мода нового поколения - это больше не эпатаж, блестки и яркие материалы, загрязняющие окружающую среду, а медленная мода и поиск новых экологичных решений, а также создание комфортной одежды для представителей нового, осознанного поколения.
Благодаря использованию различных методов исследования, задачи можно считать выполненными, а цель - достигнутой. Тема работы является актуальной, ведь экологическое направление в дизайне и производстве одежды сейчас является одним из приоритетных. Несомненно, данная область требует дальнейшего изучения и более глубокого анализа работы других дизайнеров и производителей, а также появляющихся новых. Практическая ценность проведенной работы заключается в ее исследовательском характере в сочетании с анализом конкретных случаев, что позволяет использовать некоторые результаты в дальнейших исследованиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников
1. Баркалова В. Как модная индустрия влияет на экологию? Нас правда ждет катастрофа? — URL: https://theblueprint.ru/fashion/moda-i-ecologiya (дата обращения: 16.08.2019). - Текст: электронный.
2. Галерея фото и видео Dura Solutions в Instagram. — URL: https://www.instagram.com/dura.solutions/ (дата обращения: 14.08.2019)
3. Галерея фото и видео Girlfriend Collective в Instagram. — URL: https://www.instagram.com/girlfriend/ (дата обращения: 18.08.2019)
4. Динь К. Создание экологичного модного бренда: история Girlfriend Collective. — URL: https://medium.com/@ECONYL/building-a-sustainable-fashion-brand-the-story-behind-girlfriend-collective-b804002eac81 (датаобращения: 17.08.2019) - Текст: электронный.
5. Клиест Н. 11 крутых брендов экологичной одежды, чтобы сделать ваш гардероб более стабильным в этом году. — URL: https://www.thezoereport.com/p/11-cool-eco-friendly-dothing-brands-to-make-your-wardrobe-more-sustainable-this-year-15951063 (дата обращения: 19.08.2019). - Текст: электронный.
6. Манифест. Использование моды и поп-культуры для борьбы с климатическим кризисом//Официальный сайт бренда Dura.Solutions. — URL: https://dura.solutions/pages/what-we-need-to-do (датаобращения: 19.08.2019). - Текст: электронный.
7. Соломатина И. Что произошло в мире моды за две недели. URL: https://www.gq.ru/style/fashion-digest-09-08-2019 (датаобращения: 19.08.2019). - Текст: электронный.
8. Тающая красота. Изменение климата и его последствия/ Г. В. Алексеев, Ю. С. Добролюбова, В. Н. Конищев, С. А. Ренева, Г. С. Тушинская. - М.: Фонд им. Генриха Бёлля, Российский региональный экологический центр, 2009 г. —28 с.
ЭКО-ДИЗАЙН НА СТЫКЕ НАУК. ДИЗАЙН КОСТЮМА, МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, БИОНИКА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ М.В. Коковина, А.Г. Кузьмин (научный руководитель)
ФГБОУ ВО «Российский Государственный Университет имени А.Н. Косыгина»,
Россия, г. Москва
Актуальность темы. Тема экологии задаёт вектор разработки дизайнерских коллекций с использованием натуральных материалов и переработанных текстильных отходов лёгкой промышленности. Для большей конкурентоспособности и актуальности традиционные решения создания материалов не подходят. Решение данной задачи отражается на поиске новых композитов натуральных волокон и их производных, а также применении современного технологического прогресса в сочетании с творческой авторской подачей.