Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЯ И ИНДУСТРИЯ МОДЫ'

ЭКОЛОГИЯ И ИНДУСТРИЯ МОДЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3229
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЯ И ИНДУСТРИЯ МОДЫ»

ЭКОЛОГИЯ И ИНДУСТРИЯ моды А. П. Березина, Л. А. Джикия (научный руководитель) ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»,

Россия, г. Санкт-Петербург Мода - совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определённой среде в определённое время [1]. Предметы одежды и аксессуары подчиняются тенденциям, а они, в свою очередь, изменяются достаточно часто, не менее двух раз в год. В какой-то степени мода переходит от одного человека к другому, потому что люди хотят быть привлекательными и следят за модными трендами, чтобы не отставать от времени. В настоящее время в модной индустрии существует система, в которой люксовые бренды производят одежду по сезонам: весна-лето и осень-зима, также есть круизные, новогодние, пре-фолл (Pre-Fall - промежуточная дизайнерская коллекция) и многие другие. Дизайнеры и кутюрье всегда стоят на острие моды и представляют одежду будущих сезонов. Такая система возникла в 1943 году в США, тогда установилось расписание представлений коллекций - 2 раза в год - и «модными столицами» стали: Нью-Йорк, Лондон, Милан и Париж [2]. Одежда, представляемая на неделях мод от ведущих модных брендов, стоит дорого для среднего класса, ее могут позволить люди с высоким уровнем доходов, такие как, актеры, музыканты и певцы, модели и многие другие. В дальнейшем люди с меньшим достатком берут пример с популярных личностей, которые могут позволить себе люксовый сегмент, следят за тенденциями и стремятся выглядеть так же, как они. Исходя из этого, свое развитие получила новая система бизнеса, которая послужила альтернативой люксового сегмента под названием «Fast Fashion» (быстрая мода). Благодаря ей любой человек может купить одежду будто бы с подиума или похожую, как у его любимого актера. При этом одежда стоит относительно дешево. В такой модели бизнеса ассортимент одежды обновляется очень часто, и поэтому привычные два основных сезона одежды весна-лето и осень-зима заменились 52 сезонами. В розничных магазинах одежда обновляется каждые 2-3 недели для того, чтобы копию с подиума приобрести недорого, из-за этого вещи служат недолго и человек снова возвращается в магазин за новой одеждой. Такая система неразумна по отношению к производству и экологии, потому что произошла дефляция на одежду, но само производство не снижается.

На мировом рынке существуют крупные гиганты одежды, производители «быстрой моды», такие как Н&М, Zara, Topshop и многие другие. В интересах таких компаний - получение прибыли и увеличении товарооборота. Они изготавливают одежду в развивающихся странах, где низкие зарплаты швей, такие как Китай, Индия, Вьетнам, Бангладеш, Индонезия и т.д. Эти страны не могут отказаться от заказов крупных брендов за маленькую стоимость, так как существует риск остаться без работы и нужно поддерживать национальную экономику. Люди работают в опасных условиях, но другого выхода у них нет. Вместе с тем, для того чтобы снизить стоимость одежды, используются некачественные и дешевые ткани. Они недолговечны и рассчитаны на то, что человек снова совершит покупки и заменит вещь ненадлежащего качества на новую, и так по кругу. Такое производство пагубно для окружающей среды, и система быстрой моды причиняет большой вред экологии.

В Индонезии река Чатарум является самой грязной рекой в мире. С 1980-х годов началось активное загрязнение реки из-за того, что существует более 800 текстильных фабрик, которые сбрасывают по трубам в реку токсичные и опасные отходы, тяжёлые металлы, среди которых ртуть, мышьяк и свинец [3]. Также местные жители пользуются водой реки Чатарум, пьют, моются, готовят пищу и стирают одежду в ней. Кроме Индонезии, другие страны также сталкиваются с проблемой загрязнения вод. Например, в Индии река Ганг является источником воды для 40 процентов населения. Водный ресурс также загрязнён и непригоден для питья, так как эту реку используют кожевенные, текстильные и многие другие фабрики [4]. Самая большая экологическая опасность в производстве легкой промышленности - это загрязнение водных ресурсов: рек, озер, морей и океанов. Без пресной воды человечество не сможет существовать. По статистике, объем выброса текстильной промышленности С02 превышает выброс от всех международных авиаперелетов и судоходства. Ежегодно выбрасывается более миллиарда тонн [5]. Мировые гиганты, такие как Н&М, Adidas и еще 77 брендов, обязуются заменить вырабатываемые при производстве вредные для окружающей среды вещества нейтральными [6].

Загрязнение атмосферы в легкой промышленности составляет 1 процент от других сфер промышленности. В основном в воздух попадают такие соединения, как диоксид серы, оксид углерода, в меньшей степени - оксиды азота, ацетаты, бензин [7].

Одежда создается из тканей, а ткани из волокон. Хлопок является дешевым растительным волокном, из которого создают большую часть одежды. Для создания текстиля нужно очень много хлопка, а для него, в свою очередь, много воды. Чтобы хлопок рос быстрее, многие фермеры выращивают не органический, а генномодифицированный хлопок. Его разработала американская компания Monsanto Company [8]. Из-за новой разработки хлопка поля опрыскивают целиком от сорняков химикатами, вместо того чтобы нанять людей на прополку земли. Хлопковые поля становятся фабрикой, растения выращивают круглый год. Для окружающей среды такое масштабное и конвейерное выращивание вредит земле. Неизвестно, сможет ли почва восстановиться.

Самая ужасная трагедия начала происходить с 1960-х годов. Экологическая катастрофа произошла между границами Казахстана и Узбекистана, там существовало Аральское море. Оно было одним из крупнейших внутренних морей мира, в нем водились рыба и животные, но оно высохло. Теперь это наглядный пример разрушительного воздействия производства хлопка. На схемах можно увидеть, какими темпами море высыхало (рис.1).

Причиной высыхания моря стали хлопковые посевы в Узбекистане. Часть стоков реки впадала в море и орошала гигантское хлопковое поле. Из-за высыхания климат поменялся, растительности почти нет. Потеря большого количества воды сказалась на всем регионе. Крупный водоем поглощал солнечное тепло, что помогало поддерживать мягкий климат. Климат в районе Аральского моря стал более континентальным и засушливым, в узкой прибрежной полосе зимы стали более холодными (на 1—3 градуса). На месте дна отступившего моря образовалась песчано-соляная пустыня Аралкум; при сильных ветрах над высохшим дном развеваются интенсивные пыльные бури. Поскольку солевые

отложения на высохшем дне содержат большие количества химических удобрений и ядохимикатов (использовавшихся в сельском хозяйстве, смывавшихся с полей в реки и далее попадавших в море), вдыхание такого воздуха может негативно сказываться на здоровье людей и животных данных регионов. Ежегодно со дна Аральского моря ветрами поднимается до 75 миллионов тонн соли. Ядовитые соли Аральского региона обнаружены в крови пингвинов Антарктиды, на ледниках Гренландии, а также в лесах Норвегии, на полях Белоруссии и т. д. [9].

Рисунок 1 - Высыхание Аральского моря с 1960-2014

Еще одной экологической проблемой стало выбрасывание ненужной одежды на свалки и сжигание текстиля, и эта проблема с каждым годом ухудшается. Мартин Смит подсчитал, что в каждую секунду от 7,6 до 10 куб. метров ткани выбрасывается или горит, создавая до 1,2 млрд парниковых газов ежегодно [10]. В мировой океан попадает свыше 500 тыс. тонн непереработанного текстиля, и это даже больше, чем пластика. Понадобится сто лет, чтобы ткани смогли разложиться.

В сегмент глобального модного рынка входят одежда, обувь, аксессуары, ювелирные изделия и т.д. Главным сегментом является одежда, которая занимает 75% мирового рынка. «Быстрая мода» является главным и основным врагом экологии. При производстве одежды в огромных масштабах страдают природа и человек. Новая модель бизнеса подталкивает общество потреблять все больше и больше, создавая искусственный спрос на уловках маркетинга и продавая недолговечные изделия. Система «быстрой моды» пытается подтолкнуть человека к тому, что, приобретая новую вещь, он будет счастлив, но сможет ли из-за его одежды существовать природа, никто не задумывается. Все это рассчитано на обогащение модных брендов. Но люди, производящие ткани и одежду, при этом страдают от низких зарплат и вредных условий труда, а самое главное, что одежда создается в крайне неблагоприятных районах. Производство губит экологию.

До периода пандемии коронавируса модная индустрия переживала небывалый подъем. Она была глобальна, стремительно развивалась, но теперь остановилась. Fast fashion (быстрая мода) уходит в прошлое из-за проблемы, возникшей у человечества - пандемии коронавируса. Люди осознали, что большое количество одежды не нужно выпускать и покупать ежегодно. Мир должен заботиться об экологии. Многие эксперты в мире моды считают, что мода после пандемии станет экологичнее: «Sustainable, ethical, artisanal («устойчивое, этичное, ремесленное») — такой был вариант основательницы коммуникационного агентства Eco-Age Ливии Ферт. Основательница экодвижения Fashion Revolution Кэрри Сомерс ответила в духе принципа трех R (в оригинале Reduce, Reuse, Recycle — «уменьши потребление, используй заново, переработай»)» [11]. Мода станет осознаннее, что уменьшит вред природе. Многие ткани можно перерабатывать и использовать натуральные волокна, например, лён. Можно дать новую жизнь вещам, а также научиться использовать новые технологии в производстве тканей и одежды. Производятся умные ткани и одежда, которая в будущем может стать альтернативой обычной одежде. Разрабатывается из пластика ткань, которая становится практичной. Многие развитые страны разделяют и перерабатывают мусор и отходы. Гигантам - производителям одежды - нужно подходить осознанно к производству, а именно, меньше производить и создать работникам удобные рабочие места в развивающихся странах с приемлемой заработной платой, а также создавать экологичную одежду, которая носилась бы дольше. Дизайнеры и модные дома должны быть социально ответственны при выпуске своих коллекций, а также при продаже их и перепроизводстве. Covid-19 повлиял на выпуск новой одежды, под угрозой поставил запуск Недель мод. Мир может остаться без новых трендов, но что немаловажно - главной тенденцией стали экологичность, качественное производство и переработка, а маски и перчатки стали новыми трендами в непростое время. Пока люди будут отходить от глобальной проблемы, каждый может разобрать свой гардероб, открыть «бабушкин сундук», поскольку мода циклична, и c помощью «апсайклинга» дать старой одежде «вторую жизнь». Возможно, что винтажные магазины и магазины секонд-хенда станут гораздо популярнее, ведь там можно найти более интересные и модные вещи, которые будут качественнее масс-маркета. Чтобы не выбрасывать ненужные вещи, можно отдать их нуждающимся или сдать их на переработку в магазины. Покупая новую вещь, нужно относиться к ней бережно и стараться сохранить на долгое время. Человечество должно стать социально ответственным, поскольку природа, окружающая среда и жизнь на Земле должны всегда стоять на первом месте, иначе безудержная тяга к перенасыщению и легкомысленность могут погубить нашу планету.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Википедия: сайт. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Mofla (дата обращения: 24.04.2020). -Текст: электронный.

2. Википедия: сайт. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Heflenfl_MOflbi_B_Hbra-HopKe (дата обращения: 24.04.2020) . - Текст: электронный.

3. Meteoprogurl: сайт. - URL: https://meteoprog.ua/ru/news/62324/ (дата обращения: 24.04.2020) . - Текст: электронный.

4. Medium.com: сайт. - URL: https://medium.com/@Nina_ILina/%D0%B1%D1%8B%D1%81% D 1%82%D 1%80%D0%B0%D 1%8F- %D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B0- %D0%B6%D0%B5%D 1% 80%D1%82%D0%B2%D1%8B- %D0%B8- %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2% D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-60dd44ef117b (дата обращения: 24.04.2020) . - Текст: электронный.

5-6 Dw.com: сайт. - URL: https://www.dw.c0m/ru/4eM-6bicTpafl-M0fla-0nacHa-flnfl-

окружающей-среды/а-43424648 (дата обращения: 24.04.2020) . - Текст: электронный.

7. Greenologia о качестве жизни: сайт. - URL: https://greenologia.ru/eko-problemy/legkay-promyshlennost.html (дата обращения: 24.04.2020) . - Текст: электронный.

8. Википедия: сайт. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Monsanto_Company (дата обращения: 24.04.2020) . - Текст: электронный.

9. Википедия: сайт. -URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Cнижeниe_ypoвня_Apaльcкoгo_мopя (дата обращения: 24.04.2020) . - Текст: электронный.

10. Ria moda: сайт. - URL: http://riamoda.ru/article/news-moda-stanovitsja-vse-grjaznee.html (дата обращения: 24.04.2020) . - Текст: электронный.

11. Esquire.ru: сайт. - URL: https://esquire.ru/style-and-grooming/174403-kakoy-budet-modnaya-industriya-posle-pandemii/#partl (дата обращения: 24.04.2020) . - Текст: электронный.

НАТУРАЛЬНЫЕ МЕХ И КОЖА КАК ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

СОВРЕМЕННОЙ МОДЫ М.А. Вишневская, Н.Я. Шкандрий (научный руководитель)

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»,

Россия, г. Санкт-Петербург

Натуральные мех и кожа являются неотъемлемым атрибутом современной моды. На сегодняшний день дизайнеры все чаще предпочитают искусственные материалы в отличие от натуральных. Мир моды постоянно меняется, одна тенденция сменяет другую. Еще совсем недавно все мечтали о крокодиловых сумках Birkin и норковых шубах Versace, а сегодня все это ушло в прошлое. За последние годы многие люксовые бренды, такие как Burberry, Prada, Jean Paul Gaultier и Giorgio Armani, отказались от использования натурального меха. Почему же так происходит?

Существует достаточно распространенное мнение о том, что натуральные мех и кожа экологичны и безопасны, но, к сожалению, это в корне не верно. А владельцы меховых и кожевенных компаний, которые заявляют, что их производство абсолютно безвредно для экологии, намеренно вводят потребителя в заблуждение. Нет ничего «естественного» в одежде из кожи или меха животных. Помимо причинения страданий и гибели каждый год миллионов животных, производство шерсти, меха и кожи способствует изменению климата, опустошению земель, загрязнению воздуха и воды. Производство натурального меха наносит окружающей среде намного больший урон, чем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.