Научная статья на тему 'ИНДУСТРИЯ МОДЫ В ПОСТ-КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ СИТУАЦИИ'

ИНДУСТРИЯ МОДЫ В ПОСТ-КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
412
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДУСТРИЯ МОДЫ В ПОСТ-КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ СИТУАЦИИ»

3. Жандо, Домини. История мирового цирка / пер. Вера Аркадьевна Мильчина / Домини Жандо. - Москва: Искусство, 1984. - URL: https://coollib/com/b/3746/read (дата обращения: 20.04.2020)

4.16vik09: [сайт]. - URL: https://16vik09.livejournal.com/1972336.html (дата обращения: 22.04.2020)

5. Five Plus : [сайт]. - URL: http://www.fiveplus.org.ua/frik-shou-istoriya-cirka-urodov (дата обращения: 28.05.2020)

6. Мода и культура : [сайт]. - URL: https://myshulka.ru/node/293 (дата обращения: 28.05.2020).

ИНДУСТРИЯ МОДЫ В ПОСТ-КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

ПРОЕКТНОЙ СИТУАЦИИ Л.В. Кузьменко, к.т.н., доц. О.Н. Данилова (научный руководитель)

ФБГОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»,

Россия, г. Владивосток

Тенденции в индустрии моды XXI в. всё более ориентированы на дизайн комфортной многофункциональной одежды, подходы «устойчивого развития» и «устойчивой моды» являются наиболее передовыми и актуальными. Устойчивая мода (sustainable fashion) — широко обсуждаемый феномен на уровне журнальных статей и справочников. Если исходить из общих определений, устойчивая мода предполагает замедление темпов обращения стиля, переработку материалов, обращение к экологическому стандарту и этику потребления. Условно принятое определение представляет устойчивую моду как философию и стремление к экологической и социальной устойчивости. Фактор этичности бренда стал основополагающим в успехе [1; 4, с.15]. Для успешности молодых дизайнеров в контексте нового времени важно сформулировать новые подходы и приёмы проектирования костюма.

Цель исследования - прогнозирование путей развития индустрии моды в период после пандемии. Задачи работы: определить основополагающие тенденции в моде; провести анализ тенденций и дизайнерских приёмов, которые были использованы до распространения пандемии; провести ретроспективный анализ закономерностей развития модных тенденций (история моды XX в. в период экономического (политического) спада, катаклизма); выявить дальнейшие пути развития модной индустрии; определить подходы, помогающие молодому дизайнеру попасть в контекст времени.

Методы исследования и дизайн-проектирования: методы прогнозирования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный прогнозы). Количественный (статистическая обработка данных) и качественный (стиль, форма, материалы) анализ ассортимента модной одежды.

Практическая новизна: установлены методы и приёмы, способствующие молодому дизайнеру попасть в контекст времени - моды после пандемии.

Тенденции в индустрии моды в 10-е, 20-е годы XXI в. ориентированы на удобство, происходит стирание половых и возрастных границ. Одним из основных макротрендов становится стремление к экологичности и осознанному потреблению, которое делает подход «устойчивого развития» и «устойчивой моды» наиболее передовым и актуальным [2]. Подход «Устойчивое развитие» определил основные тенденции в формировании стиля жизни, изменил отношение людей к моде в целом. В частности, благодаря sustainable fashion development, наблюдается появление новых подходов и методов [3]:

• Этичная мода (Ethical Fashion) уделяет внимание социальным аспектам: рассматриваются такие вопросы, как условия работы сотрудников, их безопасность и здоровье, минимальная оплата труда, детский и принудительный труд, ответственное обращение с животными. В основу этичной моды положено стремление производить продукцию, которая положительно влияет на окружающую среду и тех, кто ее производит.

• Медленная мода (Slow Fashion) - это противоположность быстрой моды (fast fashion), по своему значению она близка термину «осознанное потребление». В ее принципы входит уменьшение потребления и выбор в пользу качественной одежды с более продолжительным жизненным циклом. Зачастую люди, поддерживающие принципы медленной моды, направляют своё внимание не на тренды, а на индивидуальный стиль, используя при этом чаще предметы вневременного дизайна [4].

• Циркулярная мода (Circular Fashion) - подразумевает возможность переделать и повторно использовать материалы, которые затем отправятся на переработку или подвергнутся разложению. Уильямом Макдонахом и Майклом Браунгартом популяризирована концепция Cradle-to-Cradle - идея нетоксичных, безотходных систем производства. Некоторые бренды поддерживают циркулярную моду, запуская программы утилизации: в рамках партнерства Н&М и ICO покупатели, сдав в магазин вещи, могут получить скидку на товар.

• Веганская мода (Vegan Fashion) - продукция, которая не тестировалась на животных и при создании которой не использовалось сырьё животного происхождения.

• Подход «Zero Waste» (Безотходное производство/потребление) - стремление к минимизации объёмов мусора, оказывающегося на свалках, и поощрение продления жизненного цикла любой вещи. То, что уже не может быть использовано повторно, отправляется на переработку или компостируется. Цель этого движения заключается в том, чтобы общество перешло на экономику замкнутого цикла и отказалось от ископаемых материалов.

• Метод CPW (Cost-Per-Wear - «Стоимость одной носки») позволяет узнать реальную стоимость одной носки определённой вещи. Для того, чтобы вычислить CPW, нужно сложить цену вещи со стоимостью ухода за ней и поделить эту сумму на количество раз использования. Такой подход помогает рационализировать импульсивные покупки и разобраться, стоит ли дорогая или дешёвая вещь своих вложений.

• Осознанное потребление и, как следствие, интерес к винтажу.

• Популяризация секонд-хендов.

• Ресайклинг — это переработка отходов для превращения во вторичное сырье, например, производство пряжи из использованных пластиковых бутылок или создание современных сверхлёгких материалов, используемых в производстве обуви.

• Апсайклинг - часть системы безотходного производства: превращение отходов в повторно используемый материал лучшего качества. Если в ресайклинге компоненты старого продукта в конечном варианте представляют собой сырьё, то в апсайклинге с помощью креативного подхода создаётся новый продукт, который может либо сохранить свою функцию, либо получить новое назначение [5].

• Углеродная нейтральность (Carbon Neutrality). Диоксид углерода (СО2) — это углекислый газ или его аналоги, которые поглощают инфракрасное излучение Земли, повышающее температуру поверхности нашей планеты, что является причиной глобального потепления. В сезоне S/S 2020 об углеродной нейтральности своих показов объявили Gucci и Burberry, перечислившие средства на экологические инициативы. Компании, заявляющие о стремлении к углеродной нейтральности, стремятся к тому, чтобы итогом их деятельности был нулевой углеродный след. Приоритетное направление в этом вопросе — сокращение выбросов СО2 на своих предприятиях. Бренды поддерживают сторонние углеродно-негативные проекты, поглощающие газ, например, конгломерат Kering и др.

• Практика «Прозрачности» и «Прослеживаемости» («Transparency» & «Traceability»).

Прозрачностью в индустрии моды называется практика открытого доступа к информации о том, как, где и кем был произведен продукт определенного бренда. Прослеживаемость означает возможность отследить весь путь: от поставки сырья до непосредственно производства продукции.

• Глобальное движение «Модная революция» («Fashion Revolution») продвигает системные изменения в индустрии, выступая за прозрачность и прослеживаемость схем поставок. Особенный всплеск активности произошёл после событий 24 апреля 2013 года: в Бангладеш обрушилось 8-этажное здание, внутри которого находилась швейная фабрика Rana Plaza. В результате катастрофы погибло 1134 человек, большая часть - работники фабрики. В апреле сторонники «Fashion Revolution» ежегодно устраивают флешмоб Fashion Revolution Week, в это время под хэштегом #whomademyclothes покупатели спрашивают бренды о том, кто производит их одежду.

• Развитие цифровизации, популяризация цифровой/виртуальной одежды. Это

компьютерная графика, объемное изображение костюма, нарисованного в графическом редакторе. В реальности этой одежды не существует: чтобы «надеть» наряд, нужно сфотографироваться, наложить ЗБ-модель поверх тела.

Для проведения ретроспективного анализа сменяемости модных трендов XX в. выделены периоды экономического и политического спада:

1) I Мировая война.

2) Великая Октябрьская Социалистическая революция в России

3) Новая экономическая политика (НЭП - в России)

4) Период 1920-1930-х годов: пандемия испанки и ее последствия в Европе

5) II Мировая война. Период 1939-1945 гг.

6) Период 1946-1950 гг.

В период после 20-х гг. XX в. основополагающий принцип создания модного образа -приоритет маскулинности, акцентирование линии плеч, упрощение силуэтной формы, визуальное подравнивание силуэта женской и мужской одежды, заимствование в женском костюме элементов мужской одежды, переход к мужественности, прозодежда, упрощение форм, функциональность. Но при этом посткризисные периоды характеризуются достаточно резким скачком в развитии силуэтной формы в направлении увеличения объёма, акцентирования линии талии. Проявляется стремление к эстетизации костюма, выявление женственности, утрированные силуэты женского костюма - «Нью лук», силуэт «А» (Кристиан Диор), силуэты «У» и «трапеция» (Ив Сен Лоран). Важно заметить, что в силу психоэмоционального напряжения, которое создаёт кризис, каждый посткризисный период в истории имеет свой образный идеал: например, с 1914 по 1918 - образ самоотверженной сестры милосердия (сёстры Красного Креста, форму для которых разработал кутюрье Рэдферн).

Ориентируясь на спрогнозированные тенденции развития моды, разработаны и изготовлены модели коллекции одежды под девизом «Спасение» (рис.1). Концепция коллекции «Спасение» обращается к внутреннему миру человека, фокусируя внимание на духовных ресурсах, подсказывающих верное направление социально значимых действий. При создании рубашки использовалась бывшая в употреблении парашютная ткань (парашютный шёлк) и при изготовлении куртки - рипстоп, что соответствует концепции устойчивой моды. Учтено, что ткань синтетическая и имеет плотное переплетение, поэтому изделия имеют свободную силуэтную форму. Особое внимание уделяется новой смысловой нагрузке материала: ткань, не раз спасшая жизнь человека от неминуемой гибели, теперь обретает абсолютно новые функции. Также у рубашки возможно изменение силуэта: геометрически четкая форма рукавов за счёт эластичных шнуров преобразуется в более мягкую, драпированную (рис. 1-в).

а б в

Рисунок 1 - Модели мужской одежды из коллекции под девизом «Спасение»: а,в - трансформация рукава; б,в - трансформация силуэтной формы Таким образом, основываясь на ретроспективном анализе и анализе современных макротрендов, можно утверждать, что основными принципами развития моды станут:

153

1. Сохранение макротренда на устойчивую моду; вынужденное осознанное потребление в силу экономического кризиса, которое обусловливает собой популяризацию трендов на апсайклинг, винтажную одежду, hand-made изделия; возможное увеличение количества секонд-хендов; развитие онлайн-платформ для продажи; перенос внимания на цифровую/виртуальную одежду.

2. В кризисный период в дизайне костюма актуализируется переход к более уплощённым минималистичным формам, позволяющим сделать вещи универсальными и функциональными. Применение принципа укутывания и многослойности, обусловленного психологическим стремлением к защите.

3. В посткризисный период прогнозируется усиление эстетизации и стремления к созданию иллюзий, сложных образов. Преобладание художественной составляющей над функциональной; усложнение визуальной подачи посредством синтеза искусств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52. - 2019. - С. 20.

2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006.

3. Васильева Е. Система традиционного и принцип моды // Теория моды: одежда, тело, культура. 2017. - № 43. - С. 11—28.

4. Farley J.; Colleen H. Sustainable fashion: past, present, and future. New York: Bloomsbury Academic, 2015.

5. Флетчер К. Долговечность, мода, устойчивое развитие: процесс и практики применения // Теория моды: тело, одежда, культура. № 53. - 2019. - С. 8-27.

СВОЕОБРАЗИЕ ДИЗАЙНА ЗАЩИТНЫХ МАСОК А. Соколова, Л.П. Смирнова (научный руководитель)

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина»,

Россия, г. Москва

Примета нашего времени - маски, защищающие органы дыхания от коронавируса. Сегодня одни врачи, опираясь на медицинские исследования, не советуют их использовать, считая, что они неэффективны и затрудняют наше дыхание. Другие предлагают носить маски только тем людям, которые больны, тем самым предотвращая распространение вируса. Третья группа врачей настоятельно советует всем соблюдать масочный режим. Как бы мы ни относились к медицинским рекомендациям, нам понятно, что в обществе растет страх заражения и растет спрос не только на маски, но и на дизайнерские решения индивидуальных средств защиты.

Необходимость осмыслить важность ответственного подхода к внешнему виду защитной маски обусловила актуальность темы статьи. Новизна исследования заключается в том, что в нем обоснованы

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.