Научная статья на тему 'Индустриальная модель развития организаций оборонного комплекса'

Индустриальная модель развития организаций оборонного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / SYSTEM OF TAXATION / МОТИВИРУЮЩИЕ СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПК / MOTIVATING INCENTIVES FOR THE DEVELOPMENT OF DEFENSE INDUSTRY ORGANIZATIONS / МОДЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / MODELS OF ATTRACTING INVESTMENTS / СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ / CREATION AND USE OF INTANGIBLE ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворецкая Вера Валерьевна

В настоящее время для российской промышленности характерно общее замедление темпов роста экономики на фоне роста государственного оборонного заказа. Переход на современную инновационную модель бизнеса организаций оборонно-промышленного комплекса становится важной задачей. Однако традиционные подходы к решению проблемы финансирования инновационной деятельности, осуществляемой в рамках государственного оборонного заказа, не всегда оказываются применимыми. В санкционный период государство не в состоянии выделять значительные ресурсы на исследования и разработки с целью превращения их в инновационные продукты. Возникают проблемы с привлечением частных инвесторов, хотя стартовые инвестиции в создании инновационных продуктов выступают критическим фактором их разработки и дальнейшего развития. Однако инвестиционная привлекательность предприятий ОПК довольно низкая, поэтому необходимо рассматривать различные формы и способы финансирования, а также возможность привлечения нетрадиционных для предприятий ОПК источников финансовых ресурсов. Для создания значительного интереса частных инвесторов можно предложить использовать не только налоговые льготы, но и право использования результатов разработок. Дополнительным мотивирующим стимулом могут стать изменения налогового законодательства, обеспечивающие более комфортный и быстрый путь для перехода предприятий оборонного комплекса на современную индустриальную модель бизнеса, например установление различных налоговых и правовых условий закупки для продукции военного и специального назначения и общего (гражданского) назначения, снижение налога на имущество за счет продажи непрофильных и неиспользуемых активов, возможность использовать без дополнительного налогообложения экономию ресурсов по проекту при реинвестировании ее в новые исследования или приобретение высокотехнологичного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дворецкая Вера Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индустриальная модель развития организаций оборонного комплекса»

авторское мнение. дискуссии

DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-4-6-13 УДК 336.027(045) JEL O14

Индустриальная модель развития организаций оборонного комплекса

В. В. Дворецкая,

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-5245-1888

аннотация

В настоящее время для российской промышленности характерно общее замедление темпов роста экономики на фоне роста государственного оборонного заказа. Переход на современную инновационную модель бизнеса организаций оборонно-промышленного комплекса становится важной задачей. Однако традиционные подходы к решению проблемы финансирования инновационной деятельности, осуществляемой в рамках государственного оборонного заказа, не всегда оказываются применимыми. В санкционный период государство не в состоянии выделять значительные ресурсы на исследования и разработки с целью превращения их в инновационные продукты. Возникают проблемы с привлечением частных инвесторов, хотя стартовые инвестиции в создании инновационных продуктов выступают критическим фактором их разработки и дальнейшего развития. Однако инвестиционная привлекательность предприятий ОПК довольно низкая, поэтому необходимо рассматривать различные формы и способы финансирования, а также возможность привлечения нетрадиционных для предприятий ОПК источников финансовых ресурсов. Для создания значительного интереса частных инвесторов можно предложить использовать не только налоговые льготы, но и право использования результатов разработок. Дополнительным мотивирующим стимулом могут стать изменения налогового законодательства, обеспечивающие более комфортный и быстрый путь для перехода предприятий оборонного комплекса на современную индустриальную модель бизнеса, например установление различных на-лотовых и правовых условий закупки для продукции военного и специального назначения и общего (гражданского) назначения, снижение налога на имущество за счет продажи непрофильных и неиспользуемых активов, возможность использовать без дополнительного налогообложения экономию ресурсов по проекту при реинвестировании ее в новые исследования или приобретение высокотехнологичного оборудования.

Ключевые слова: система налогообложения; мотивирующие стимулы развития организаций ОПК, модели привлечения инвестиций, создание и использование нематериальных активов

Для цитирования: Дворецкая В. В. Индустриальная модель развития организаций оборонного комплекса. Учет. Анализ.Аудит = Accounting. Analysis. Auditing. 2018;5(4):6-13. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-4-6-13

DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-4-6-13 UDC 336.027(045) JEL O14

Industrial Model of Defense Industry organizations development

V. V. Dvoretskaya,

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-5245-1888

abstract

At present, Russian industry is characterized by a general slowdown in the growth rate of the economy against the backdrop of the growth of the state defense order. The transition to a modern innovative business model of defense industry organizations becomes an important task. However, traditional approaches to solving the problem of financing innovation activities carried out within the framework of the state defense order are not always applicable. During the sanctions period, the state is not in a position to allocate significant resources for research and development with the aim of turning them into innovative products. There are problems with attracting private investors, although starting investments in the creation of innovative products are a critical factor in their creation and further development. However, the investment attractiveness of the defense industry enterprises is rather low, therefore it is necessary to consider the various forms and methods of financing, as well as the possibility of attracting sources of financial resources that are unconventional for the enterprises of the defense industry. To create a significant interest of private investors, you can offer to use not only tax incentives, but also the right to use the results of development. An additional motivating incentive may turn out the changes in tax legislation that provide a more convenient and quick way for the transition of defense enterprises to a modern industrial business model. The examples of such changes may include the establishment of various tax and legal conditions for procurement for military and special-purpose products and general (civil) use, decreasing the property tax through disposal of non-core and unused assets or the opportunity to use the savings of resources on the project, when reinvesting them into new research or acquiring high-tech equipment without additional taxation. Keywords: system of taxation; motivating incentives for the development of defense industry organizations, models of attracting investments, creation and use of intangible assets

For citation: Dvoretskaya V.V. Industrial model of defense industry organizations development. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing. 2018;5(4):6-13. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-4-6-13

введение

Общий посыл в отношении организаций ОПК (оборонно-промышленный комплекс) предусматривает их переход на современную инновационную модель бизнеса, поэтому предполагается, что общие подходы к развитию рыночных отношений, действующих в отношении организаций любых форм собственности, будут в равной мере применяться и в отношении организаций ОПК.

В настоящее время для российской промышленности характерно общее замедление темпов роста экономики на фоне кратного роста государ-

ственного оборонного заказа при государственной поддержке технического перевооружения предприятий ОПК. Но традиционные подходы к решению проблемы финансирования инновационной деятельности, осуществляемой в рамках государственного оборонного заказа, не всегда оказываются применимыми.

Организации ОПК сталкиваются с общими ограничениями и проблемами: наличие избыточных активов; технологическое отставание, отягощенное моральным и физическим износом оборудования; монопольные поставщики; низкая производитель-

ность труда на фоне кадрового голода. Такие обстоятельства развития требуют пересмотра модели бизнеса, повышения операционной эффективности производства.

анализ существующей ситуации

Проведенный анализ действующих законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих развитие оборонного комплекса, дает основание сделать вывод о том, что существующая система налогообложения не только не стимулирует организации ОПК к развитию, но и зачастую налагает дополнительное налоговое бремя [1].

Такая ситуация связана в том числе и с тем, что организации ОПК обременены значительными землями и, как следствие, земельными налогами; устаревшими основными производственными фондами — следовательно, отсутствием возможности начисления амортизации и снижения за счет этого налога на прибыль. Приведенные примеры далеко не единственные.

Одним из значительных ресурсов, обеспечивающим создание мотивирующих стимулов для перехода ИС ОПК на современную инновационную модель бизнеса1, может стать внесение дополнительных льгот для организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, и принятие мер налогового стимулирования [1].

Однако предложения по отмене налогов для организаций ОПК представляются не только противоречащими общим рыночным законам, но и создающими условия для необоснованного конкурентного преимущества по отношению к другим предприятиям страны. Поэтому речь должна идти о создании такой системы налогообложения, используя которую организации, участвующие в государственном оборонном заказе, смогут, воспользовавшись законно установленными льготами, реинвестировать освободившиеся средства для инновационного развития. Причем установление таких льгот не обязательно должно носить постоянный характер.

Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Феде-

1 По принятому определению инновационная бизнес-модель — это способ соединения факторов бизнеса (капитал, труд, материальные ресурсы) в цепочку создания стоимости нового продукта и компании как таковой.

рации» предполагает возможность финансовой поддержки в форме налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Статьей 5 п. 4 Закона также предусмотрено создание интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса через объединение ведущих совместную деятельность юридических лиц2. Такое объединение позволит отчасти решить и проблему финансирования через привлечение инвестиций. Стартовые инвестиции в создании инновационных продуктов выступают критическим фактором. Законодательство о налогах и сборах не предусматривает повышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора на срок действия специального инвестиционного контракта. Такие гарантии позволят сторонам планировать деятельность в долгосрочной перспективе.

В санкционный период государство не в состоянии выделять значительные ресурсы на исследования и разработки с целью превращения их в инновационные продукты. Однако инвестиционная привлекательность предприятий ОПК довольно низкая, поэтому необходимо рассматривать различные формы и способы финансирования, а также возможность привлечения нетрадиционных для предприятий ОПК источников финансовых ресурсов.

Можно рассматривать несколько моделей привлечения инвестиций. В качестве одной из них можно рассматривать частные инвестиции. Исходя из положений Налогового кодекса РФ, средства, полученные на выполнение НИОКР, квалифицируются как безвозмездно полученные. Все виды доходов, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в ст. 251 Налогового кодекса РФ. В том числе в этот перечень входит имущество (также деньги), полученное организациями в рамках целевого финансирования3.

обсуждение

Для создания значительного интереса частных инвесторов можно рассмотреть два варианта.

1. Снижение ставки по налогу на прибыль по доходам, полученным от участия в инвестицион-

2 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О промышленной политике в Российской Федерации».

3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

ных проектах по созданию НИОКР двойного назначения.

2. Возможность использования при производстве продукции гражданского назначения результатов исследований. Такое право на результаты интеллектуальной деятельности может быть получено без дополнительного налогообложения.

Средства, полученные организацией ОПК от продажи результатов НИОКР и/или простой (неисключительной) лицензии на нематериальные активы и реинвестированные в новые исследования или приобретение высокотехнологичного оборудования по профилю деятельности, освободить от налога на прибыль или ввести понижающий коэффициент.

Одной из особенностей оборонно-промышленных комплексов является их зависимость от одного заказчика — государства. И обеспечение их финансирования связано с единственным источником ресурсов, кроме тех случаев, когда этот высокотехнологичный сектор произведет не только услуги в интересах обороны страны, но и продукцию гражданского назначения. Финансирование оборонного заказа осуществляется за счет федерального бюджета. В государственный оборонный заказ включены и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.

В соответствии с п. 1 ст. 769 Гражданского кодекса РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик должен принять работу и оплатить ее4.

На основании п. 3 ст. 772 Гражданского кодекса РФ права исполнителя и заказчика на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана, как результатам интеллектуальной деятельности, определяются в соответствии с правилами раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» Гражданского кодекса РФ5.

На основании ст. 1372 Гражданского кодекса РФ в случае, когда промышленный образец со-

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2).

5 Там же.

здан по договору, предметом которого было его создание (по заказу), право на получение патента и исключительное право на такой промышленный образец принадлежат заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком право на получение патента и исключительное право на промышленный образец принадлежат подрядчику (исполнителю), заказчик вправе использовать промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента. Налогоплательщик, осуществляющий НИОКР в качестве исполнителя по государственному контракту, учитывает расходы, связанные с такими разработками, в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса РФ для расходов, связанных с основной деятельностью налогоплательщика. В результате организация ОПК (исполнитель) получает имущество (промышляемый образец) безвозмездно.

Проблемы налогообложения операций целевого финансирования государственного заказа заключаются в том, что, с одной стороны, исполнитель государственного заказа выполняет подрядные работы, а с другой стороны, эти работы связаны с созданием объекта интеллектуальной собственности, промышленного образца, права на который регистрируются за подрядчиком [2].

Если предприятием заключен государственный контракт с заказчиком на выполнение научно-исследовательских работ, права на результаты, созданные в рамках выполнения работ по государственному контракту, остаются у исполнителя6.

Если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в порядке, установленном главой 25 НК РФ, либо по выбору налогоплательщика указанные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом суммы расходов на

6 Письмо Минфина России от 18.07.2012 № 03-03-06/4/74.

НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива не подлежат7.

Налоговый кодекс порядок налогообложения сумм, полученных подрядчиками для выполнения НИОКР, определяет не однозначно. И если рассматривать государственный оборонный заказ, то налогообложение целевых средств зависит от основных положений контракта между заказчиком и подрядчиком. В результате у организаций оборонно-промышленного комплекса присутствуют постоянные налоговые риски.

Рассматривая существующие на сегодняшний день льготы по налогам и сборам организаций ОПК, мы установили, что законодателем установлен особый порядок правового регулирования отношений по планированию и осуществлению закупок в рамках государственного оборонного заказа, законодатель допускает включение в состав ГОЗ практически любых товаров, работ, услуг8.

В результате государственные заказчики получают возможность использовать различия общего и специального правового режима закупок в целях уклонения от исполнения отдельных законодательных требований.

По нашему мнению, необходимо установить различные налоговые и правовые режимы закупки для:

1) продукции военного и специального назначения;

2) продукции общего (гражданского) назначения.

Для этого можно рекомендовать ввести отсылочную норму в ст. 150 «Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)» Налогового кодекса Российской Федерации к распоряжению Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 1273-р «Об утверждении перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критических технологий)». В случае приобретение сырья, материалов и иного имущества, относящегося к разработке указанных технологий, использовать налоговую льготу.

7 Письмо Минфина России от 01.04.2013 № 03-03-10/10294.

8 Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ

«О государственном оборонном заказе».

Инновационная деятельность предприятий ОПК связана с высокими расходами на приобретение основных средств. С 2005 г. объекты мобилизационного назначения (в том числе законсервированные или не используемые в производстве мобилизационных мощностей), а также имущество, отнесенное к объектам особого назначения, включены в базу исчисления по налогу на имущество.

Значительную роль в решении данного вопроса может сыграть неформальная инвентаризация имущества для выявления непрофильных и неиспользуемых активов. Причем основными условиями из реализации должны стать аукционный метод продаж и возможность освобождения от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль в случае реинвестирования полученных средств в высокотехнологичное оборудование либо создания специального фонда для стимулирования специалистов.

В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются компании, имеющие имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ в общем случае объектами обложения для российских компаний признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. В ст. 381 НК РФ перечислены налоговые льготы по рассматриваемому налогу9.

Одной из них является льгота по имуществу, принятому с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств. Однако значительную часть имущества организаций ОПК составляет либо недвижимое имущество, либо имущество, приобретенное до указанной даты. На данный момент в связи со значительным повышением базы налогообложения возможен рост стоимости государственного оборотного заказа.

В настоящее время в связи со значительным повышением налога за счет изменения базы налого-

9 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016).

обложения возможно внести льготу для имущества, используемого для выполнения государственного оборонного заказа. Причем срок применения льготы необходимо увязать со сроком исполнения работ.

Статья 259.3 Налогового кодекса предусматривает применение налогоплательщиком специального, к основной норме, коэффициента амортизации основных средств.

При рассмотрении перечня имущества, к которому можно было бы применить повышающий коэффициент, в соответствии с пп. 1. п. 1 это «основные средства, используемые для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности», а в соответствии с пп. 2 п. 3 — «в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности», можно сделать вывод о том, что отнести к указанным видам основные средства организаций ОПК не всегда представляется возможным.

Кроме того, законодатель накладывает и ряд ограничений. В частности, при применении коэффициента 2 к основным средствам, использующихся в условиях агрессивной среды:

• при применении нелинейного метода начисления амортизации указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой-третьей амортизационным группам10;

• положения применяются в отношении амортизируемых основных средств, которые были приняты на учет до 1 января 2014 г.11

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ с 1 января 2019 г.п. 1 ст. 259.3 будет дополнен пп. 5 следующего содержания: «в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством Российской Федерации перечню основного технологического оборудования»12.

Однако столь далекая возможность применения эффективных норм амортизации к основным сред-

10 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016).

11 Абзац введен Федеральным законом от 29.11.2012 № 206-ФЗ.

12 Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Фе-

дерации» (ред. от 28.12.2017).

ствам организаций ОПК по-прежнему не создает условий для создания значительного источника финансирования для перевооружения предприятий.

С 1 января 2017 г. Федеральным законом от 23.05.2016 № 144-ФЗ п. 1 ст. 259.3 дополнен новым подпунктом: «в отношении амортизируемых основных средств, включенных в первую-седьмую амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта».

Порядок отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта определяется Правительством Российской Федерации13.

Введение специального повышающего коэффициента амортизации для высокотехнологичного оборудования, используемого для государственного оборонного заказа, позволит увеличить базу финансирования приобретения основных средств не только в рамках инвестиционного контракта, но и в обычной деятельности предприятия оборонного комплекса.

ПБУ 14/2007 выделяет две категории нематериальных активов (НМА) — с определенным и неопределенным сроком полезного использования.

Стоимость НМА с определенным сроком полезного использования согласно п. 23 ПБУ 14/2007 погашается посредством начисления амортизации14. В том случае, когда промышленный образец создан по договору, предметом которого было его создание (по заказу), право на получение патента и исключительное право на такой промышленный образец принадлежат заказчику. В этом случае у организации ОПК отсутствует основание к принятию такого объекта в качестве НМА. И в результате еще один источник финансирования оказывается закрыт.

Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды.

Для отдельных видов нематериальных активов срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного нату-

13 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016).

14 Там же.

рального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида15.

Не по всем НМА, особенно созданным в результате НИОКР с большим сроком выполнения, можно надежно определить срок полезного использования. А нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.

Представляется необходимым разрешить организациям ОПК устанавливать срок полезного использования исходя из результатов проведенной независимой оценки. На этом же условии ввести использование повышающих коэффициентов амортизации НМА.

Минпромторгом утверждена Стратегия развития системы многоуровневого образования в ОПК до 2020 года, охватывающая все направления подготовки кадров, в том числе на самих предприятиях16. Одним из вариантов стимулирования организаций ОПК к несению таких расходов может быть введение дополнительной льготы по налогу на прибыль в части оплаты первичного и дополнительного образования. При этом возможно заключение инвестиционного договора с банком на оплату образования с гарантией предприятия и условием возможного списания части или полной суммы кредита для студентов при условии работы на предприятии. Также возможно создание целевых фондов поддержки специалистов, источником которых будет прибыль до налогообложения либо по пониженной ставке. При этом возможно на уровне Правительства РФ определить перечень специальностей, имеющих право на участие в проекте17.

выводы

Обобщая сказанное, мы полагаем, что:

1. Средства, полученные от продажи результатов НИОКР и/или простой (неисключительной)

15 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Приказ Минобрнауки России от 29.02.2016 № 170 «Об утверждении ведомственной целевой программы „Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 гг."».

17 «Об Основных направлениях налоговой политики России на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government. ru/dep_news/19058/ (дата обращения: 01.10.2017).

лицензии на нематериальные активы и реинвестированные в новые исследования или приобретение высокотехнологичного оборудования или технологий по профилю деятельности, освободить от налога на прибыль или ввести понижающий коэффициент.

2. Необходимо предусмотреть возможность участия в государственном оборонном заказе частных денег. При этом рассматривать их как целевое финансирование и не облагать налогом на прибыль у предприятий ОПК.

3. Для привлечения частных инвестиций предусмотреть:

• снижение ставки по налогу на прибыль по доходам, полученным от участия в инвестиционных проектах по созданию НИОКР двойного назначения;

• возможность использования при производстве продукции гражданского назначения результатов исследований. Такое право на результаты интеллектуальной деятельности может быть получено без дополнительного налогообложения.

4. Предусмотреть возможность использовать экономию ресурсов по проекту в рамках государственного оборонного заказа, без ухудшений параметров качества, в целях развития организации ОПК. При этом освободить данные ресурсы от НДС и налога на прибыль при использовании в целях модернизации производства.

5. В настоящее время в связи со значительным повышением налога за счет изменения базы налогообложения возможно внести льготу для имущества, используемого для выполнения государственного оборонного заказа. Причем срок применения льготы увязать со сроком исполнения работ.

6. Провести неформальную инвентаризацию имущества для выявления непрофильных и неиспользуемых активов. Причем основными условиями их реализации должны стать аукционный метод продаж и возможность освобождения от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль в случае реинвестирования полученных средств в высокотехнологичное оборудование либо создания специального фонда для стимулирования специалистов.

7. В ст. 264 Налогового кодекса рекомендуется добавить положения, которые разъясняют порядок налогообложения средств целевого финансирования на НИОКР.

8. Представляется необходимым разрешить организациям ОПК устанавливать срок полезного использования нематериальных активов (объектов интеллектуальной собственности) исходя из результатов проведенной независимой оценки. На этом же условии ввести использование повышающих коэффициентов амортизации НМА для государственного оборонного заказа.

9. Ввести отсылочную норму в ст. 150 «Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)» Налогового кодекса Российской Федерации к распоряжению Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 1273-р «Об утверждении перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критических технологий). В случае приобретения сырья, материалов и иного имущества, относящегося к разработке указанных технологий, использовать налоговую льготу.

10. Введение специального повышающего коэффициента амортизации для высокотехнологичного оборудования, используемого для государственного оборонного заказа, позволит увеличить

базу финансирования приобретения основных средств не только в рамках инвестиционного контракта, но и в обычной деятельности предприятия оборонного комплекса.

11. Отчет о финансовых результатах по государственному оборонному заказу к общим финансовым показателям: выручка, валовая прибыль, валовая рентабельность, указать EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation and amortization — прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации основных средств и нематериальных активов), EBIT (earnings before interest and taxes — операционная прибыль до вычета процентов и налогов), чистая прибыль, чистая рентабельность. Если в силу отраслевых или иных особенностей проекта данные показатели не представлены, следует указать факт и причины их отсутствия. Справочно указать величину реинвестированной прибыли для подтверждения возможных льгот по налогу на прибыль либо оценке эффективного ее использования. Если в силу отраслевых или иных особенностей проекта данные показатели не представлены, следует указать факт и причины их отсутствия. Справочно указать величину реинвестированной прибыли для подтверждения возможных льгот по налогу на прибыль либо оценке эффективного ее использования.

списокисточников

1. Ерыгин Ю. В., Голощапова О. С. Формы и способы налогового стимулирования инновационного развития предприятия ОПК. URL: https://dis.ru/library/712/29031/ (дата обращения: 18.10.2017).

2. Саакян А. М., Ермаченко А. Л. Налоговый учет операций целевого финансирования на выполнение НИОКР предприятиями ОПК. URL: http://xn--7sbbaj7auwnffhk.xn — p1ai/artide/571 (дата обращения: 01.10.2017).

references

1. Erygin Ju.V., Goloshhapova O. S. Forms and methods of tax incentives for the innovative development of the defense industry enterprise. URL: https://dis.ru/library/712/29031/ (accessed: 18.10.2017).

2. Saakjan A. M., Ermachenko A. L. Tax accounting of targeted financing operations for performing R & D by defense enterprises. URL: http://xn--7sbbaj7auwnffhk.xn — p1ai/article/571 (accessed 01.10.2017).

информация об авторе

Вера Валерьевна Дворецкая — кандидат экономических наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита,

Финансовый университет, Москва, Россия

[email protected]

aboutthe author

Vera V. Dvoretskaya — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and

Auditing, Financial University, Moscow, Russia

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.