Научная статья на тему 'Industrial policy of Belarus: conceptual approaches and directions of implementation'

Industrial policy of Belarus: conceptual approaches and directions of implementation Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Hancharou Valery

Based on the developed conceptual approaches, current state of the Belarusian industry and world trends of the new industrialization, there have been determined the priority spheres and measures of the industrial policy in Belarus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Industrial policy of Belarus: conceptual approaches and directions of implementation»

Промышленная политика Беларуси:

концептуальные подходы и направления реализации

Окончание. Начало в №2

Важнейшими функциями национальной промышленной политики в начальной фазе должны стать определение и последовательная реализация приоритетных направлений индустриального развития на краткосрочный (трансформация существующей структуры), среднесрочный (создание новой индустриальной парадигмы) и стратегический период (завоевание и удержание передовых позиций по областям обновленной специализации Беларуси в мирохозяйственной системе).

Валерий Гончаров,

директор Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси, кандидат

экономических наук

I I этапе трансформа-

I I -J ции важно завер-I I V-Л шить переход к новой системе и инструментам прогнозирования и предвидения, прежде всего - принять законопроект о государственном индикативном планировании; на основе форсайт-инструментария, наработанного в НАН Беларуси, провести общенациональное исследование по определению приоритетов индустриального развития; подготовить Стратегию и Дорожную карту создания промышленного базиса экономики

Промышленная политика Беларуси, как равноправного, широко интегрирующегося участника мирохозяйственных связей, должна строиться с учетом отработанного ЕС проак-тивного созидательного подхода. Это означает необходимость наличия четырех основных элементов.

I. Создание стимулирующих условий для роста инвестиций, ускорения внедрения новых технологий и повышения ресурсо-эффективности, включая технические регламенты и правила регулирования внутреннего рынка, а также сопутствующие меры -формирование инфраструктуры, выполнение исследований и разработок, реализация инновационных проектов.

Приоритетные области деятельности должны включать:

■ передовые производственные технологии для экологически чистого производства;

■ ключевые/критические технологии (микро- и наноэлектро-ника, современные материалы, промышленная биотехнология, фотоника, нанотехнологии и передовые производственные системы);

■ товары на биологической основе;

■ создание экологически чистых транспортных средств (автомобили с альтернативными силовыми установками и/или с использованием нетрадиционных видов топлива);

■ обеспечение стабильности промышленной политики, направленность на снижение затрат, повышение энерго- и ре-сурсоэффективности и сокращение отходов;

■ образование интеллектуальных сетей, предполагающих адекватную инфраструктуру, эффективность решений по хранению и балансировке мощностей, интеграцию возобновляемых и альтернативных источников энергии в систему электроснабжения.

II. Активизация внутреннего рынка и выход на международные, прежде всего создаваемые быстрорастущими новыми экономиками, что откроет новые экспортные возможности для белорусских компаний, особенно для малых и средних предприятий.

III. Расширение путей доступа к финансовым ресурсам, рынкам капитала как важным факторам повышения конкурентоспособности.

IV. Увеличение инвестиций в человеческий капитал и рост квалификации кадров.

Разработка и реализация новой промышленной политики Беларуси объективно должна строиться на движении по двум векторам: внутреннему и внешнему. Первый предполагает нацеленность на решение основополагающих задач национальной безопасности и поставку товаров для обеспечения стабильности базовых отраслей отечественной экономики. В данном случае важна опора на сложившийся потенциал ученых и конструкторов, кадров массовых профессий, равно как и постоянная переподготовка на основе новейших мировых

достижении науки и техники, создание центров превосходства. Однако это ни в коеИ мере не означает пролонгированную консервацию состояния вало-образующих предприятии. Наоборот, важна ускоренная широкая техническая и технологическая их модернизация, причем не по наиболее простому «закупочному пути», а на основе детальных расчетов, изучения и адаптации новеИших вариантов решения традиционных задач с использованием инструментария инжиниринга. В любом случае «внутреннии вектор» не может приниматься как основа обеспечения процветания - скорее это базис выживания в условиях растущеи динамики и нестабильности мирового производства.

Внешнеэкономический вектор должен стать отправнои точкои роста благосостояния населения посредством создания и реализации инновационной конкурентоспособной наукоемкой высокотехнологичной продукции. Ключевая позиция здесь - отсутствие аналогов. Для ее обеспечения следует опираться на собственные разработки и ноу-хау, имеющие статус уникальных, по которым сложился имидж научно-технологической специализации Беларуси (лазерные и оптоэлектронные технологии, фотоника, ИКТ, биотехнологии, отдельные разработки в области суперкомпьютеров, ракетно-космической техники и др.). Отметим, что наличие собственной базы - меньшая и неопределяющая часть внешнего вектора. Основной компонент - развитие международного научно-технического сотрудничества, причем в широком смысле.

Взаимодействие с государствами промышленного авангарда должно иметь целевую установку на обретение и поддержание статуса лидера в узком

спектре исследований и разработок, технологий, производств, то есть в области имеющейся или формируемой специализации республики. Здесь должно достигаться новое качество развития на основе прорывных технологий и формирования новых точек роста.

Кооперация с постсоветскими странами подразумевает валообразующий характер, реализуемый посредством взаимной поставки продукции высокого уровня для удовлетворения запросов экономик государств-партнеров. Естественно, в данном случае потребуются как политические усилия для разграничения сфер компетенций промышленных комплексов, так и собственно процесс экономической «приработки» элементов снабжения, производства и сбыта.

Для работы на евразийском пространстве доминирующим должно стать массовое производство сложных наукоемких товаров, которые должны быть дешевле высокотехнологичной продукции из промышленно развитых стран и выше по качеству, чем аналоги из развивающихся стран. Наибольшую эффективность может дать направленность на обеспечение наших партнеров нематериальными активами, в особенности объектами интеллектуальной собственности, полученными в результате отечественных исследований и разработок. Здесь реально осуществимый путь - расширение сложившихся направлений сотрудничества в рамках действующих интеграционных образований, особенно в части научно-технических программ и инновационных проектов.

Например, в рамках Союзного государства выполнено более 40 совместных программ в промышленной и смежной сферах. В настоящее время реализуется 11 программ,

Синергия знаний

запланировано в ближайшей перспективе 15 по 10 направлениям, охватывающим радиоэлектронную, химическую и нефтехимическую, фармацевтическую промышленность и биотехнологии, оборону и безопасность, машиностроение, агропромышленный комплекс, космическую отрасль, компьютерные и информационные технологии, экологическую безопасность экономики и промышленных предприятий, нанотех-нологии и фундаментальные исследования.

Очевидно, что векторами приложения усилий национальных экономик, регионов и производителей должны стать линии наибольшего соответствия приоритетов развития науки и технологий стран ЕАЭС, межгосударственного сотрудничества и созданных технологических платформ.

Любой тип политики интегрирующихся государств, независимо от ее назначения, функций, субъектов и объектов регулирования, должен быть основан на принципах кооперации. При согласовании промышленных политик социально-экономических систем, отличающихся размерностью, политическим устройством, соотношением движущих сил в экономике, следует опираться на непреложное требование признания равноправия партнеров (по крайней мере, в качестве суверенных субъектов, имеющих аутентичный комплекс ресурсов всех видов - от природно-климатических и трудовых до менталитета населения, политических и имиджевых наработок, а также специфики их увязки в единую систему).

Только равнозначность партнеров может гарантировать недискриминационный характер договоренностей как в части условий, так и с точки зрения получаемых эффектов. Причем

если идет речь о межстрановом сотрудничестве, в расчет необходимо брать не только видимые, прямые результаты, но и неочевидные (косвенные), связанные, например, с идеологическими, политическими и прочими бонусами, суммарное значение которых, как правило, превышает прямые экономические выгоды от сделок.

Актуально формирование системы совместных программ и проектов России, Казахстана, Беларуси, нацеленных на гармонизированное взаимодополняющее развитие их промышленных комплексов и последующее масштабирование на постсоветское пространство. Первым шагом в данном контексте является построение матрицы «потенциал - потребности - условия - возможности». Очевидно, что для отработки взаимодействий, демонстрации реальности и позитивных эффектов промышленного сотрудничества важно определить пилотные проекты, реализация которых позволила бы странам обеспечить ощутимый скачок в технологическом развитии конкретной отрасли (виде деятельности). Кроме того, они должны быть реально выполнимыми, носить конкретный, понятный характер, позволяя соразмерять степень достижения результатов с понесенными издержками.

В дальнейшем предстоит создать сеть совместных научно-образовательных комплексов по отдельным приоритетным направлениям, предусматривающую интеграцию на кластерных принципах. Важно организовать постоянно действующую рабочую группу, состоящую из высококвалифицированных специалистов в различных областях науки, которая должна осуществлять мониторинг и анализ мировых трендов в науке, технологиях и технике

для определения возможных точек роста, перспективных областей, в которых потребуется проведение опережающих исследований.

Одним из вариантов развития научно-производственной сферы, на наш взгляд, может стать реализация концепта «Беларусь - одна корпорация». Экономика страны - единый организм, в котором отдельные системы не могут и не должны довлеть над его жизнеспособностью. Очевидно, что неудачная работа какого-либо предприятия (отрасли, региона) через систему взаимопроникающих связей непременно окажет негативное воздействие на весь комплекс. Исходя из этого, ввиду объективно не нацеленного на компромисс ведомственного принципа действия управленческого аппарата важно провести трансформацию его функций. Прежде всего минимизировать возможность прямого «ручного» управления, перейти от администрирования к выработке политик, основанных на системных мерах по созданию благоприятной среды, принятие которых должно осуществляться только при получении позитивных результатов проблемного моделирования, пилотных проектов, экономических экспериментов, а также на основе независимой межведомственной экспертизы.

При общей низкой инновационной активности большинства действующих предприятий и традиционных отраслей экономики решение может быть найдено посредством создания своего рода инновационного пояса, окружающего научное ядро НИС. В нем помимо уже представленных в белорусской модели технопарковых структур (Парк высоких технологий, Бел-Биоград, Китайско-Белорусский индустриальный парк,региональные технопарки) должны

развиваться широко распространенные за рубежом посевные проекты, стартапы, спин-оффы.

Государственная поддержка таких компаний должна включать прозрачные и немногочисленные, но весомые меры. Их основу могут составить отработанные в международной практике механизмы стимулирования (льготирование затрат на выполнение исследований и разработок, в том числе путем уменьшения налогооблагаемой базы и предоставления налогового кредита), предусмотренные законодательно, но пока не реализованные в Беларуси инновационные ваучеры, а также апробированная на примере вышеупомянутых технопар-ковых структур система преференций. Кроме того, для поддержки деятельности стартовых форм инновационно активных организаций должно широко привлекаться венчурное финансирование.

Реализация данных мер позволит создать условия для полноценного формирования и функционирования сети инновационной индустрии, узловыми элементами в которой будут научно-производственные кластеры. Однако их созданию должен предшествовать этап, гармонизирующий наличный исследовательский потенциал и имеющиеся заделы готовых к внедрению разработок (в частности, отраженных в каталогах инновационной продукции) с потребностями производства, продиктованными необходимостью конкурировать на высшем мировом уровне, и возможностями финансирования промышленного заказа науке, потребностями в промежуточных организациях, осуществляющих трансфер технологий, сопровождающих процессы превращения экспериментальных и опытных образцов в серийные. Одним из действенных

инструментов создания кластеров может быть формирование национальных технологических платформ, равно как и конструктивное подключение к платформам, действующим в России и Евросоюзе.

Научно-производственные кластеры должны специализироваться на выпуске высокотехнологичной продукции, превосходящей мировые образцы. Принимая во внимание величину инвестиций в исследования и разработки корпораций-лидеров, государственных и частных ресурсов в Беларуси, в нашей стране может быть поддержано в «среднеевропейских» объемах (от 10 тыс. долл. затрат на исследования и разработки в расчете на 1 работника; на 1 организацию - от 4 млн долл.) от 2-3 до 10-15 наукоемких кластеров.

Кластерные инициативы по своей сути являются

оптимальной областью для налаживания продуктивного взаимодействия государства и бизнеса. Сферой ответственности организаций государственного сектора науки в составе партнерств будут исследования и разработки мирового уровня, способные создать точки роста национальной экономики, открыть прорывные направления, сформировать новые области научно-производственной специализации Беларуси. Задачей бизнес-сектора будет финансирование научных работ, ориентированных на получение коммерческого эффекта в интересах развития промышленных предприятий. Совместно могут реализовываться программы и проекты по выпуску конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, а также проекты в области инновационной инфраструктуры. СИ

See: http://innosfera.by/2016/03/Industrial_Policy

Литература

2.

3.

Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 г. (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.07.2012 г. №622).

Соглашение о сотрудничестве в области промыышленности и создании Совета по промыышленной политике государств -участников СНГ (вступило в силу для Республики Беларусь 28.02.2013 г.).

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о проведении единой структурной промышленной политики (вступило в силу 08.09.1999 г.).

4. Доклад ЮНКТАД «Rethinking industrial Policy / United Nations Conference on Trade and Development. No.183 - April, 2007».

5. «Новая индустриальная политика Европы». Электронный ресурс: http://expert.ru/expert/2013/07/novaya-industrialnaya-pol itika-ev ropyi/

6. EU industrial structure report 2013: Competing in Global Value Chains. Electronic resource: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/ industrial-competitiveness/competitiveness-analysis/eu-industrial-structure/index_en.htm.

7. Structural Funds and Cohesion Fund // Summaries of EU legislation. Glossary. Electronic resource: http://europa.eu/legislation_ summa ries/glossary/structural_cohesion_fund_en.htm).

8. Технологические платформы! // Единый информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития бизнеса. Электронный ресурс: http://innovation.gov.ru/taxonomy/term/546.

9. Цели, методы и мерыы промышленной политики Российской Федерации. Электронный ресурс: http://prompolit.ru/90976.

10. Научный прогноз экономического развития Республики Беларусь до 2030 года / В.Г. Гусаков, А.Е. Дайнеко, С.М. Дедков и др.; под ред. акад. В.Г. Гусакова.- Мн., 2015.

Беларусь 2020: наука и экономика. Концепция комплексного прогноза научно-технического прогресса и приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на период до 2020 года / В.Г. Гусаков, А.Е. Дайнеко, В.В. Гончаров, И.А. Грибоедова, С.М. Дедков; под ред. В.Г. Гусакова.- Мн., 2015.

11. Социально-экономическая модель: становление и развитие: теория, методология, практика / под общ. ред. В. Г. Гусакова. В 2 кн. / В.Г. Гусаков [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики.- Мн., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.