Научная статья на тему 'ИНДО-ПАКИСТАНСКИЙ КОНФЛИКТ И ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ В ИНДИИ'

ИНДО-ПАКИСТАНСКИЙ КОНФЛИКТ И ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ В ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
терроризм / Индо-пакистанский конфликт / Индия / terrorism / Indo-Pakistani conflict / India

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амбросовская В.Р.

В работе исследуются предпосылки исламского терроризма на территории Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDO-PAKISTANI CONFLICT AND ISLAMIC TERRORISM IN INDIA

The paper examines the prerequisites of Islamic terrorism in India.

Текст научной работы на тему «ИНДО-ПАКИСТАНСКИЙ КОНФЛИКТ И ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ В ИНДИИ»

УДК 93

Амбросовская В.Р.

студентка

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, Россия)

ИНДО-ПАКИСТАНСКИЙ КОНФЛИКТ И ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ В ИНДИИ

Аннотация: в работе исследуются предпосылки исламского терроризма на территории Индии.

Ключевые слова: терроризм, Индо-пакистанский конфликт, Индия.

Индусско-мусульманский конфликт - одна из главных проблем, с которой сталкивается Индия. Этот конфликт стал болевой точкой для национальной безопасности страны и источником террористической активности. Ещё первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру заметил важность этого вопроса: «Религиозные чувства значительно сильнее национальных противоречий, которые стираются и часто трудно различимы» [3, с. 413]. А. Ю. Яковлев в своей работе «Терроризм в Индии: особенности эволюции, институты и технологии противодействия» писал: «Раздел Британской Индии привёл к религиозным столкновениям между индусами и мусульманами и принёс большие потери. Появившиеся на политической карте мира государства Индия, Пакистан и позднее Бангладеш были построены на противоречиях. Базовой идеей государства Пакистан и отделения части территории от Индии была концепция двух наций, поддержанная представителями мусульманской конфессии во главе с М.А. Джинной, рядом видных индусских общественных деятелей, и колониальными властями. Её реализация привела к целому ряду деструктивных процессов и религиозному (затем и национальному) расколу Британской Индии. Таким образом, уже в фундамент индийской политической системы были

заложены основы религиозной и национальной нетерпимости, которые в момент возникновения общественной напряжённости со стойкой периодичностью находят свое воплощение в насильственных действиях, принимающих террористическую форму.

Предпосылками возникновения терроризма в стране служат: проблема самоидентификации индийского населения и отсутствие консолидирующей национальной идеи, способной сплотить высоко фрагментированное общество, наличие множества этносов и значительных различий в их социально-экономическом и общественно-политическом положениях, низкий уровень религиозной терпимости, комплекс социально-экономических проблем» [4, с. 21].

Однако я не согласна с мнением автора. Корнем проблемы стала Британия. Именно она разделила индийское население по религиозному признаку, что являлось явно упрощённым подходом к населяющим страну народам. К «большинству» британцы отнесли индуистов, а все остальные религиозные общины стали считать «меньшинствами». Мусульмане должны были составлять самое крупное «меньшинство». Тем самым укрепились противоречия между индуистским и мусульманским населением. Также консолидирующей идеей Индии было достижение независимости и обретение свободы от колониального владычества. Главной целью национального движения в то время была установка республиканской формы правления и освобождение от британского правления. Эта идея была воплощена в движении за свободу, которое объединило различные слои общества и регионы Индии в борьбе за самоопределение и независимость от иностранного господства.

Истоками конфликта принято считать образование в 1947 году штатов Джамму, Кашмир и Пенджаб. После принятия «Плана Маунтбеттена» 625 княжествам по всей Индии была дана возможность выбора, к какой из двух стран присоединиться. На территории Джамму и Кашмира начались жестокие противоречия между кашмирскими мусульманами и индусским правителем княжества махараджа Хари Сингхом. Правитель штата не захотел войти в состав

ни одного из новообразуемых государств, так как с самого начала земля принадлежала сикхам. Хари Сингх планировал оставить своё государство независимым. Население княжества, 90 % которого составляла мусульманская часть штата, было крайне недовольно деспотическим правлением, что привело к вооружённому восстанию [5]. Ополчение пуштунских племён афридиев, юсуфзаев и масудов с территории Пакистана, а потом и «пакистанские добровольцы» вторглись в княжество на помощь восставшим единоверцам-мусульманам. 24 октября 1947 года на территории, занятой ими, было провозглашено создание суверенного образования Азад-Кашмир («Свободный Кашмир») и вхождение всего княжества в состав Пакистана. В ответ на это Хари Сингх заявил о присоединении Джамму и Кашмира к Индии и обратился к индийскому правительству за военной помощью. С тех пор конфликты не прекращались.

На 1989 год приходится пик террористической активности. В Джамму и Кашмире разгорелся вооружённый конфликт между индийской армией и сепаратистами. Поводом к восстанию послужили фальсифицированные, по мнению мусульманских партий, выборы в законодательное собрание штата. В ответ на это партии создали боевые крылья, а Пакистан, желая самоопределения Кашмира, оказал им «моральную и дипломатическую» поддержку. Индия же утверждала, что Пакистан не просто поддерживал идею самоопределения, но и снабжал сепаратистов оружием и обучал их. Индийские власти неоднократно требовали от Пакистана прекратить «трансграничный терроризм».

В конце 1980-х годов ситуация в Джамму и Кашмире значительно усугубилась из-за общего социально-экономического кризиса. В этот период на территории региона стали активно действовать несколько террористических группировок, выступавших за «освобождение оккупированного Индией Кашмира» под лозунгами исламской идентичности. Власти Пакистана начали поставлять боевикам оружие и предоставили им тренировочные лагеря на своей территории. В это время в штат произошёл приток моджахедов, воевавших против СССР в Афганистане в 1980-х годах. В 1999 году группа террористов при

поддержке пакистанских военных проникла на территорию Индии, что привело к боевым действиям между соседями и всплеску насилия в штате. В целом за период с 1989 года по 2008 год в Джамму и Кашмире произошло 9 940 теракта, в результате которых более 28 тыс. человек были убиты [6].

Пенджаб - второй очаг напряжённости на северо-западе Индии. Уже в 1920-х годах уровень террористической угрозы в регионе превысил критический. Это было связано с объявлением индийским национальным конгрессом независимости от Лахора. Лахорская резолюция 1940 года о работе мусульманской лиги для Пакистана повлекла за собой последующие жестокие и кровавые события. Одновременно с ростом мусульманского движения за права в колонии активизировались и сикхи.

В 1980 году в сикхской среде зародилась идея создания независимого Халистана (Страны чистых). Эта идея получила активную поддержку как в самом Пенджабе, так и за рубежом.

Сикхизм — самостоятельная монотеистическая религия, возникшая в среде индуизма и ислама, являющаяся частью североиндийского движения Бхакти. Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. В ней единство религии и политики является нормой, а военная составляющая играет особую роль. Применение оружия в сикхизме считается оправданным, если оно используется для защиты интересов общины.

Пиком напряжённости в штате стали события 1984 года: Штурм Золотого храма в Амритсаре - главной сикхской святыни - правительственными войсками, в ответ на это - убийство премьер-министра Индии Индиры Ганди и стихийные сикхские погромы в Дели и других населённых пунктах страны, длившиеся несколько недель и унёсшие жизни 30 000 сикхов [2, с. 204].

Высокий уровень насилия заставил нового лидера страны Раджива Ганди пойти на переговоры с террористами. В июле 1985 года был подписан меморандум об урегулировании ситуации в Пенджабе. Меморандум вызвал негодование среди радикально настроенных сикхов.

После короткого периода спокойствия в конце 1985 года возобновилась волна сикхского террора, которая продолжалась до 1991 года. Только за 1990 год было убито более 4 000 человек [1, с. 108].

Сочетание репрессивных мер со стороны центрального правительства с социально-экономическими инструментами позволило к середине 1990-х годов практически искоренить сикхский терроризм. С тех пор в штате лишь изредка происходили единичные теракты.

Сикхский терроризм имел свои уникальные исторические, культурные и политические корни, связанные с сикхским национализмом и борьбой за автономию Пенджаба. Несмотря на это индуистами и сикхам удалось договориться, о чем свидетельствуют несколько мирных договоров. Один из таких договоров - Амритсарское соглашение 1985 года, которое было подписано после конфликта в Золотом Храме Амритсара в 1984 году. Амритсарское соглашение было попыткой примирения между правительством Индии и сикхским сообществом. Оно включало в себя обещания по решению многих проблем, включая компенсации для пострадавших и расследование нарушений прав человека во время конфликта. Также стоит упомянуть Делийское соглашение 1988 года, которое было направлено на урегулирование споров между правительством Индии и сикхскими лидерами. Это соглашение, в частности, предусматривало амнистию для некоторых участников сепаратистских движений и обязательства правительства по расследованию нарушений прав человека.

В то время как некоторые из этих проблем были урегулированы с течением времени, радикальный исламский терроризм имеет свои корни в более широких геополитических и религиозных конфликтах, которые остаются актуальными. Радикальный исламский терроризм получает поддержку, финансирование и вооружение от различных международных игроков, что делает его более устойчивым и сложным для искоренения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бельский А.Г., Фурман Д.Е. Сикхи и индусы: религия, политика, терроризм. М., 1992. - С. 108;

2. Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. Минск, 2000. - С. 204;

3. Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955. C. 413;

4. Яковлев А.Ю. Терроризм в Индии: особенности эволюции, институты и технологии противодействия: автореф.. М., 2016. C. 21;

5. Kashmir Dispute: Background. // Ministry of foreign affairs Pakistan. URL: http://www.mofa.gov.pk/Pages/Brief.htm (дата обращения: 21.03.2024);

6. South Asia Terrorism Portal (SATP)//Datasheet - Jammu & Kashmir//Fatalities Between 1988 - 2000. URL: https://www.satp.org/datasheet-terrorist-attack/india-jammukashmir/J-and-K-Fatalities-1988-2000 (дата обращения: 27.03.2024)

Ambrosovskaya V.R.

Kazan Federal University (Kazan, Russia)

INDO-PAKISTANI CONFLICT AND ISLAMIC TERRORISM IN INDIA

Abstract: the paper examines the prerequisites of Islamic terrorism in India. Keywords: terrorism, Indo-Pakistani conflict, India.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.