Научная статья на тему 'Индийские компании на российском фармрынке'

Индийские компании на российском фармрынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4565
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ФАРМАЦЕВТИКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЫНОК / ДЖЕНЕРИКИ / ВАКЦИНЫ / БРЭНДЫ / INDIA / PHARMACEUTICALS / INDUSTRY / MARKET / GENERICS / VACCINES / BRANDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкова Ирина

Онкология область медицины, успехи которой поистине меняют жизнь человека. Еще недавно подавляющее большинство злокачественных новообразований считались абсолютно неизлечимыми, и пациентам с соответствующими диагнозами оказывалась лишь паллиативная помощь. Однако современные технологии и принципиально новые препараты позволяют взять под контроль прежде непобедимые опухоли и дают надежду тысячам больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIAN COMPANIES ON THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET

Over the past 20 years, India has made significant progress in the development of the national pharmaceutical industry and has become a major global exporter of generic medicines. Russia is one of the priority markets for Indian pharmaceutical manufacturers. More than 50 Indian companies are present on the Russian market which produce a wide range of drugs: anti-inflammatory, antirheumatic, antibacterial, etc.

Текст научной работы на тему «Индийские компании на российском фармрынке»

Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»

Индийские компании

на российском фармрынке

Совершив в начале 90-х годов прошлого столетия рывок в развитии собственной фармацевтической промышленности, Индия превратилась в крупнейшего производителя и экспортера лекарств. Сегодня в стране выпускается около 300 видов фармацевтических субстанций и более 20 000 наименований лекарственных дженериков и вакцин, которые широко экспортируются по всему миру, особенно активно в США и странах ЕС, и оцениваются как недорогая, но достаточно качественная фармацевтическая продукция. Устойчивые позиции индийские поставщики ЛС занимают и на российском фармацевтическом рынке. Более того, по мнению аналитиков, сегодня индийские фармацевтические компании имеют хорошие перспективы для дальнейшего развития бизнеса в России.

Ключевые слова: Индия, фармацевтика, промышленность, рынок, дженерики, вакцины, брэнды

• ИНДИЙСКИЙ ФЕНОМЕН

В 1990-е годы правительство Индии определило фармацевтику в качестве одного из основных и наиболее перспективных направлений промышленного развития. В стране начала осуществляться политика льгот и преференций по отношению к фармацевтическому бизнесу, повлекшая за собой значительное увеличение внутренних капиталовложений и активизацию иностранных инвесторов (по данным ресурса polpred.com, в 1991—2005 гг. в фармацевтическую промышленность Индии было направлено свыше 4 млрд. долл. иностранных инвестиций). Викрам Пуния, председатель совета директоров ОАО «Фармасин-тез», называет и другие предпосылки появления индийского феномена и связанного с ним генерического бума. Во-первых, существовала огромная потребность Индии в недорогих дженериках в виду высокой численности населения, которое не могло себе позволить лечиться оригинальными препаратами. Другим важным фактором стал доступ к советским технологиям производства антибиотиков в рамках стратегического сотрудничества Индии и Советского Союза. Именно благодаря тесным связям с СССР Индия получила первые технологии создания антибиотиков. В 1960—1980 гг. на постоянной основе осуществлялась передача Индии советских технологий производства целого ряда фармацевти-

ческих субстанций и готовых лекарственных форм. После распада СССР индийская промышленность стала пользоваться технологиями, завезенными из США, Европы и Японии. Стоит отметить, что огромную роль в массовом появлении на индийском рынке дешевых лекарств сыграло действующее в стране с 1972 г по 2005 г. (до вступления Индии в ВТО) законодательство, разрешающее индийским фармацевтическим производителям копировать мировые брэнды, игнорируя сроки патентной защиты. Это, кстати, позволило совершить революцию в лечении таких заболеваний, как ВИЧ-инфекция, туберкулез и малярия. «По такому же пути пошел и Китай, — уточняет Давид Мелик-Гусейнов, директор компании Cegedim Strategic Data. — В России тоже призывали к подобному нарушению мировых патентных стандартов, но дальше призывов дело не пошло. Скорее всего потому, что у неотраслевых инвесторов в тот период были другие заботы — распределялись контрольные функции за использованием природных ресурсов. А отраслевых инвесторов вообще не было, т.к. долгое время промышленность была в собственности государства». По словам Викрама Пуния, насыщая рынок дженериками, Индия очень быстро столкнулась с дефицитом мощностей. Поэтому был взят курс на строительство новых фармацевтических заводов, для работы на которых потребовалось зна-

BII1HH

Keywords: India, pharmaceuticals, industry, market, generics, vaccines, brands

Over the past 20 years, India has made significant progress in the development of the national pharmaceutical industry and has become a major global exporter of generic medicines. Russia is one of the priority markets for Indian pharmaceutical manufacturers. More than 50 Indian companies are present on the Russian market which produce a wide range of drugs: anti-inflammatory, antirheumatic, antibacterial, etc.

Irina SHIROKOVA, Remedium. INDIAN COMPANIES ON THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET.

чительное количество квалифицированного персонала. В сложившихся условиях индийское правительство было вынуждено вплотную заняться проблемой подготовки соответствующих кадров. За несколько лет в стране было открыто огромное количество учебных заведений, готовивших специалистов для фармацевтических производств. Большую роль в развитии индийского фармацевтического бизнеса сыграла и переоценка местными компаниями роли маркетинга, на который еще 11—12 лет не обращали особого внимания. Индийские фармацевтические компании начали работать на качественно более высоком уровне с точки зрения маркетинговой политики.

Все это в совокупности принесло ощутимые плоды: за сравнительно короткое время Индия не только смогла полностью обеспечить свои потребности в лекарствах и на 70% в фармацевтических субстанциях, но и начать лекарственную экспансию на рынки других стран. В 2007 г., по оценке IMS Health, она стала одним из крупнейших в мире производителей непатентованных препаратов, заняв 4-е место по объему выпускаемой продукции. В 2008 г., по данным ООН, страна вошла в Топ-15 наиболее крупных экспортеров ЛС в мире с долей в 1,44%. Сегодня в Индии работают порядка 2 000 фармацевтических заводов, около 10% из них являются предприятиями-экспортерами. Только за последние 2—3 года были сданы в эксплуатацию около 40—50 новых заводов, соответствующих стандартам американской FDA и британской

таблиц^! Топ-15 стран по объему фармацевтического рынка в долларах

Место в рейтинге Год

2009 2011 2013

1 США США США

2 Япония Япония Япония

3 Франция Китай Китай

4 Германия Германия Германия

5 Китай Франция Франция

6 Италия Италия Италия

7 Испания Испания Испания

8 Великобритания Бразилия Бразилия

9 Бразилия Великобритания Канада

10 Канада Канада Великобритания

11 Россия Россия Россия

12 Турция Индия Венесуэла

13 Индия Южная Корея Индия

14 Мексика Венесуэла Южная Корея

15 Южная Корея Мексика Турция

Источник: IMS Health MIDAS, Market prognosis, October 2009

рисуно^! Динамика продаж индийских препаратов

на российском фармацевтическом рынке

Объем продаж индийских препаратов, млрд. руб.

20 +17,9% D

15 +37,8% +21,6% +16,2% □ 19,2 □ 16,2

10 - □ 14,0

5 п 10,1 8,3

2006 2007 2008 2009 2010 Источник: IMS Health

Medicines and healthcare regulatory agency. Согласно IMS Health, в последние несколько лет Индия стабильно входит в Топ-15 стран по объему фармацевтического рынка (табл. 1). По данным India Infoline, в настоящее время объем внутреннего индийского фармацевтического рынка оценивается в 4,3 млрд. долл. Темп роста фармацевтической отрасли Индии в 2010/2011 финансовом году составил 10% против 8% в 2009/2010 финансовом году. Среди факторов роста — демографическая ситуация в стране, бурное развитие экономики, растущий средний класс, активность частных индийских фармацевтических компаний на рынке слияний/поглощений и т.д.

На индийском фармацевтическом рынке доминируют местные компании. Более 99% объема производимой ими продукции приходится на долю дженериков. По данным Рпсе^^егЬзшеСоореге, порядка 20% всех производимых в мире джене-риков имеют индийское происхождение. Основной акцент индийские производители делают на выпуске препаратов для лечения острых состояний, которые в 2009/2010 финансовом году занимали более 75% индийского фармацевтического рынка.

• СЕГОДНЯШНИЕ ОРИЕНТИРЫ

На международной бизнес-встрече «Индия — СНГ», состоявшейся в 2010 г. в

Мумбаи, отмечалось, что Индия является абсолютным мировым лидером по количеству досье на лекарственные препараты. В период 2000—2008 гг. общее количество заявок на регистрацию индийских лекарств составило 1614, что втрое больше, чем в Китае. По итогам 2000-2009 гг. удельный вес Индии в общем количестве регистраций препаратов в мире увеличился с 14 до 50%. Индия также является одним из глобальных игроков в сфере клинических исследований (КИ), занимая 25-е место в мире по количеству инициированных КИ. Совокупный среднегодовой темп прироста количества КИ, проводимых в стране, в период с 2004 г. по 2008 г. составил 83,5%. Серьезные успехи в 2000-х годах Индия сделала на пути создания биотехнологической промышленности, основой которой стал биофармацевтический сегмент. По данным портала vneshmarket.ru, в период с 2000 г. по 2005 г. Индия активизировала разработки в области генной инженерии, иммунологии, методик выращивания клеточных культур и гибридом-ных технологий. В стране появились центры по проведению НИОКР в области геномной секвенции, фармакогено-мики, генной анномации и протеомики. В 2005 г. в Индии был открыт один из крупнейших в мире исследовательских центров, ориентированных на биотехнологию: Центр прикладной геномики в Нью-Дели (The Centre for Genomic Applications, TCGA). Кстати, в том же году был отмечен существенный прогресс в развитии рынка вакцин, который вырос на 28% и составил 35% сегмента биотехнологий с оборотом в 380 млн. долл. Своим стремительным развитием индийская биотехнологическая промышленность во многом была обязана государственной поддержке, которая продолжается и сегодня. В частности, на биотехнологическую программу 2006—2010 гг., направленную на превращение Индии в центр аутсорсингового обслуживания мировых биотехнологических компаний, правительство выделило 400 млн. долл. «Для сравнения, в России на поддержку фармацевтической отрасли, включая биотехнологический сегмент, государство потратит всего 146 млн. долл., — замечает Давид Мелик-Гусей-нов. — И эти инвестиции в большей степени уйдут на модернизацию производ-

таблиц^2 Топ-10 АТС-групп 2-го уровня среди индийских препаратов на российском фармацевтическом рынке (в денежном выражении)

АТС-группа 2-го уровня Место в рейтинге среди индийских компаний Доля в сегменте индийских компаний, %

2006 2009 2010 2006 2009 2010

M01 [antiinfLam & antirheum prod] 1 1 1 18,1 16,7 18,2

J01 [antibacteriaLs for syst use] 2 2 2 15,0 15,2 13,7

R05 [cough and coLd preparations] 5 4 3 8,2 8,8 8,8

N02 [analgesics] 3 3 4 10,8 9,7 8,3

A02 [drugs for acid reL disorders] 4 5 5 8,5 7,0 7,2

S01 [ophthaLmoLogicaLs] 6 6 6 3,5 5,1 5,2

R02 [throat preparations] 9 7 7 2,5 3,0 3,1

G04 [uroLogicaLs] 7 8 8 3,4 2,7 2,9

R06 [antihistamines for syst use] 13 11 9 1,9 2,2 2,5

A06 [Laxatives] 17 9 10 1,6 2,3 2,2

Итого Топ-10 групп 73,4 72,8 72,3

Источник: IMS Health

тдвлицдф^ Топ-10 индийских компаний на российском рынке (в денежном выражении)

Компания Место в рейтинге среди индийских компаний Доля в сегменте индийских компаний, %

2006 2009 2010 2006 2009 2010

Dr. Reddy's Lab. 1 1 1 28,1 27,1 29,9

Ranbaxy 2 2 2 17,5 12,5 12,4

Unique 3 3 3 12,0 11,4 10,7

GLenmark 9 5 4 2,9 4,8 5,7

Promed Exports Ind. 8 4 5 3,6 5,3 5,3

Ipca 5 6 6 4,8 4,5 4,0

HimaLaya 7 8 7 3,6 3,4 3,6

Shreya Life Sciencies 4 7 8 5,4 4,3 3,5

CipLa 6 10 9 4,4 2,8 2,5

Torrent 12 9 10 1,9 3,2 2,4

Итого Топ-10 компаний 84,4 79,3 79,9

Источник: IMS Health

ственных фондов, а не на создание интересных портфелей». Для успешной реализации этой программы государство упростило процедуры регистрации и лицензирования биотехнологических продуктов внутри страны, оказывало содействие зарубежным стажировкам индийских ученых, инвестировало в начальный капитал биотехнологических стартапов. Это позволило Индии стать ведущим игроком на рынке биотехнологий, работая в таких ключевых направлениях, как разработка вакцин, создание современного диагностического оборудования, развитие персонализированной медицины.

В 2010—2011 гг. доходность биотехнологической отрасли в Индии, по экспертным оценкам, увеличилась на 21%. «В 2010-2011 гг. показатели доходности биотехнологической промышленности Индии превысили 4 млрд. долл. по сравнению с 3 млрд. долл. годом ранее», — говорилось в ежегодном докладе о мировой индустрии биотехнологий компании Emst&Young. В докладе также отмечалось, что в процессе разработок индийской промышленности сейчас находится около 48 биоаналогов, потенциал которых раскроется после истечения срока патентной защиты их оригиналов. По оценкам экспертов, в следующем десятилетии выручка

от коммерциализации данных препаратов может составить около 73 млрд. долл. В сфере биотехнологий Индия сотрудничает с целым рядом стран, включая Россию. На VII Международном форуме «BюAsia — 2010» Россия и Индия анонсировали совместные проекты по биотехнологии, среди которых создание российско-индийского научно-образовательного центра в области биотехнологии и фармацевтики на территории России, производство вакцин на основе российских технологий, проект по использованию стволовых клеток в офтальмологии на основе оригинальной индийской разработки.

• ЭКСПАНСИЯ НА РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК

Среди главных направлений, по которым сегодня идет развитие индийского фармацевтического бизнеса, аналитики называют выпуск готовых лекарственных форм и активную экспансию индийских фармацевтических компаний на развивающиеся рынки, в первую очередь Китая и России. По словам Викрама Пуния, Индия долгое время была одним из самых крупных поставщиков фармацевтической продукции на российский рынок. Эта традиция была прервана в конце прошлого века, но в начале нынешнего столетия начала активно возрождаться, и сегодня фармацевтика вновь занимает важное место среди сфер российско-индийского сотрудничества. По данным ФТС, в структуре российского импорта из Индии в I полугодии 2011 г. фармацевтическая продукция составляла 25,9% общего объема поставок (около 326,0 млн. долл.). В сред-

нем Индия ежегодно поставляет в Россию лекарств на 500 млн. долл. «Сегмент индийских препаратов в России динамично рос на протяжении последних нескольких лет (с 2006 г.) темпами, опережающими рост российского фармацевтического рынка в целом, — констатирует Юлия Уварова, маркетолог-аналитик ГК «Ремедиум». — В 2010 г. объем продаж препаратов индийского происхождения в РФ составил 19,2 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2009 г. на 17,9%. (рис. 1). Важно отметить, что среди более чем семи десятков стран, представленных на российском фармацевтическом рынке, Индия занимает 11-е место после России по объему продаваемой продукции. На долю индийских препаратов приходится 3,6% российского фармацевтического рынка, причем этот показатель имеет тенденцию к увеличению». На сегодняшний день в России представлено около 50 индийских компаний, выпускающих широкий спектр Rx-препа-ратов (около 70% в структуре сегмента).

Лидирующие (и неизменные с 2006 г) позиции занимают противовоспалительные и противоревматические препараты и антибактериальные ЛС (табл. 2).

Пополнили рейтинг впредь не входившие в десятку такие группы, как антигис-таминные и слабительные препараты. Суммарная доля десяти ведущих АТС-групп среди индийских препаратов составила 72,3% в 2010 г Бессменными компаниями-лидерами в сегменте индийских препаратов (табл. 3) на протяжении нескольких лет остаются Dr. Reddys Lab., (с заметным отрывом от остальных занимает первое место с долей рынка 29,9% в 2010 г), Ranbaxy и Unique.

Заметно улучшили свои позиции компании Glenmark (переместилась с 9-й позиции в 2006 г. на 4-ю позицию в 2010 г.) и Promed Exports Ind. (с 8-й на 5-ю). Отрицательные результаты продемонстрировала компания Shreya Life Sciencies (переместилась с 4-й на 8-ю позицию).

Елена Платонова, глава представительства Promed Exports Pvt.Ltd.:

— Компания Promed Exports Pvt.Ltd. работает в России более 20 лет. На сегодняшний день доля российского рынка в ее продажах составляет более 50%. Следует отметить, что до недавнего времени российский рынок и рынки СНГ были основными для нашей компании, но начиная с 2010 г. она вышла на европейский рынок, предварительно получив Европейский сертификат GMP, а в ноябре 2011 г. начала поставки в США. Компания также начала продвижение своей продукции в Индии, открыв обособленное подразделение под названием «Provis». Основная часть выпускаемых компанией Promed Exports препаратов — дженерики, но есть в нашем портфеле и оригинальный запатентованный гепатопротектор — Дипана. Ключевым направлением работы компании является производство и продвижение препаратов офтальмологического направления. В настоящее время на российском рынке присутствуют 13 препаратов этой группы. Офтальмологическая группа препаратов представлена такими брэндами, как Ирифрин, Ципромед, Дикло-Ф, Инокаин. В 2010—11 гг. на рынок были выведены новые глазные капли Офтолик, Ксонеф, Данцил.

Портфель компании так же включает антибиотики (преимущественно фторхинолоны) в различных лекарственных формах, применяемые в отоларингологии, пульмонологии и терапии туберкулеза.

Каждый год Promed Exports выводит на рынок 2—3 новых препарата, преимущественно офтальмологического направления, а устаревшие препараты снимаются с производства.

В недавно обновленном портфеле компании появились препараты, не имеющие аналогов на российском рынке, но хорошо зарекомендовавшие себя в Европе и США: Офтолик — препарат для лечения синдрома «сухого глаза», комбинированный препарат Комбинил-Дуо (ципрофлоксацин + декса-метазон) для лечения сложных бактериальных конъюнктивитов, средних и наружных отитов. Кроме того, на рынке появился первый дженерик фторхино-лона III поколения, левофлоксацина, в виде капель глазных — Сигницеф, а также капли глазные и ушные Данцил (МНН офлоксацин). Эти препараты, как и многие другие наши продукты, входят в Перечень ЖНВЛП. Мы уделяем большое внимание продвижению наших препаратов, работая в тесном контакте с целевой аудиторией — врачами офтальмологами. В своей маркетинговой деятельности руководствуемся принципами партнерства, профессионализма и открытости. Мы проводим постмаркетинговые исследования и КИ наших препаратов, активно участвуем в научно-практических конференциях, организуем круглые столы. Совместно с ведущими российскими офтальмологами участвуем в работе экспертного совета по проблемам миопии, которая приобретает особое значение в условиях тотальной компьютеризации. В ближайшее время компания планирует вывести на рынок препараты, относящиеся к различным нишам офтальмологического рынка, а также изделия медицинского назначения и биологически активные добавки к пище, положительно влияющие на зрительные функции человека. Мы также внимательно изучаем возможности нашего участия в государственной программе «Фарма-2020».

ф

Пополнила десятку впредь не входившая в нее компания Torrent (табл. 3). В рейтинге ведущих торговых наименований среди индийских ЛС лидирует препарат Найз, переместившийся с 3-й позиции в 2006 г. на 1-ю позицию в 2009—2010 гг. Ранее лидировавший препарат Омез опустился на 2-е место. Пополнили десятку ведущих торговых наименований такие препараты, как Ас-корил экспекторант, Сенаде, Фаринго-септ, Цетрин.

Суммарная доля первой десятки выросла с 37,5 до 39,4% (табл. 4). Что касается ценовой сегментации в группе индийских препаратов, то, по словам Юлии Уваровой, здесь наблюдается интересная особенность. Если до 2007 г. более половины продаж приходилось на сегмент самых дешевых препаратов — до 50 руб. за упаковку (рис. 2), то начиная с 2008 г. эта доля стала неизменно падать. К 2010 г. она сократилась в 2 раза и достигла 30,7%, уступив место более дорогим препаратам (от 50 до 100 руб. и от 100 до 300 руб. за упаковку), что

свидетельствует о росте цен на эти препараты, а также смещении потребительских предпочтений в сторону более высокоценовых сегментов.

• ЛОКАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ

Учитывая новые веяния и изменения, происходящие на российском фармацевтическом рынке, индийские компании заговорили о локализации производств в России. Так, например, в прошлом году сразу несколько ведущих индийских компаний проявили интерес к Переславскому технопарку в Ярославской области, ознакомившись с его программой по модернизации и инвестициям. Среди них — компания Coral Med, с представителями которой Алок Кумар, директор Переславского технопарка, обсудил возможности строительства фармацевтического завода в России в рамках Ярославского фармацевтического кластера. В конце прошлого года также состоялись переговоры Алока Кумара с Правином Трипати, вице-президентом

компании Cadila Healthcare по маркетингу и продажам, о строительстве нового фармацевтического завода компании на площадке Переславского технопарка. Кроме того, к сотрудничеству предполагается привлечь крупные индийские компании — Panacea Biotech и Lupin Ltd.

По сообщению The Wall Street Journal (со ссылкой на Уманга Вохра, финансового директора компании Dr. Reddy's Laboratories Ltd.), индийская фармацевтическая компания Dr. Reddy's Laboratories Ltd., не располагающая в настоящий момент производственными мощностями в России, рассматривает возможность приобретения или создания собственного завода на территории РФ. На разработку планов по созданию собственного производства у компании может уйти до 3 лет.

• ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Эксперты сходятся на том, что индийская фармацевтическая промышлен-

Правин Трипати, вице-президент компании Cadila Healthcare по маркетингу и продажам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Индийская фармацевтическая компания Cadila была основана в 1951 г. (с 1995 г. она носит имя Cadila Healthcare). За прошедшие с момента ее основания 60 лет компания превратилась из небольшого предприятия в одного из крупнейших производителей лекарственных препаратов в Индии. Сегодня на нее приходится порядка 3,85% общей доли мирового фармацевтического рынка, а ее ежегодный товарооборот превышает 290 млн. долл. Общий объем продаж препаратов Cadila Healthcare составляет более 50 млн. долл. в год. Свыше 40% продаж приходится на общий экспорт. Компания осуществляет свою деятельность в 40 странах на трех континентах, где она зарегистрировала более 70 препаратов, выпускаемых в различных лекарственных формах. Около 50% своих доходов компания получает на местном рынке.

Портфель компании Cadila Healthcare включает порядка 800 зарегистрированных брэндов и 350 брэндов, находящихся в стадии разработки. Это препараты донорской крови, ветеринарные препараты, рецептурные и безрецептурные лекарства, относящиеся к различным фармакотерапевтичес-ким группам. Препараты выпускаются в форме таблеток, порошков и гранул, сиропов, капсул, инъекций и мазей. В общем объеме продаж готовых препаратов компании 25% занимают антибиотики и антибактериальные препараты, 11% — препараты для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, других заболеваний пищеварительной системы, 10% — противовоспалительные

и обезболивающие препараты, 8% — препараты, используемые для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Помимо этого, компания выпускает противотуберкулезные ЛС, кортикостероиды и другие препараты. Cadila Healthcare также предлагает потребителям широкий ассортимент субстанций для производства лекарственных препаратов различных фармакотерапевтических групп, в т.ч. силденафил, пантопразол, мелоксикам, лозартан. Большое внимание компания Cadila Healthcare уделяет исследовательским разработкам, в которые она постоянно инвестирует. Наиболее весомые результаты были достигнуты в области иммунодиагностики.

В СССР препараты компании Cadila появились 28 лет назад. Российский рынок, безусловно, был и остается для нее интересным. Тем более что Cadila — первая индийская компания, открывшая в России (в те времена в СССР) свое производство. Сейчас Cadila Healthcare планирует открыть в России еще один завод.

Компания получает в России более 17% от общей годовой выручки.

Cadila Healthcare стала известной на российском рынке в первую очередь благодаря таким препаратам, как Ориприм (ко-тримоксазол), Осид (омепразол), Дексона (дексамета-зон), Цикловир (ацикловир), Тиниба (тинидазол), Шугар Фри (аспартам).

Продвигая эти и другие препараты, российское представительство компании ведет активную информационную работу среди врачей с помощью медицинских представителей, работающих практически по всей территории России.

таблиц^4 Топ-10 индийских брэндов на российском

рынке (в денежном выражении)

Место в рейтинге Доля в сегменте

Брэнд среди индийских индийских лекарст-

лекарственных брэндов венных брэндов, %

2006 2009 2010 2006 2009 2010

Nise 3 1 1 5,7 6,9 8,9

Omez 1 2 2 7,2 5,8 6,0

KetoroL 4 3 3 4,8 5,2 5,3

Ketanov 2 4 4 6,3 3,6 3,5

AscoriL Expectorant 12 5 5 1,9 3,2 3,3

CiproLet 5 б б 4,3 3,1 3,1

Doctor Mom 6 7 7 3,5 2,9 2,6

Senade 16 8 8 1,5 2,3 2,2

Faringosept 24 10 9 1,0 2,0 2,2

Cetrin 19 13 10 1,3 1,7 2,2

Итого Топ-10 брэндов 37,5 36,8 39,4

Источник: IMS Health

рисуно^2 Структура ценовых сегментов индийских препаратов на рынке РФ

Доля в стоимостном выражении

100 80 60 40 20 0

2006

2007

2008

2009

\ — <50 руб. \ — 100—300 руб. ___

М , М , П— >500 руб.

Q — 50—100 руб. Ц — 300—500 руб. '—1

2010

Источник: IMS Health

24,9

40,5

ность продолжит свое активное развитие. Так, по оценкам исследовательской компании Cygnus, объем индийского производства нерасфасованных лекарственных форм при среднегодовых темпах прироста на уровне 21% к 2013— 2014 гг. достигнет 16,9 млрд. долл. В настоящее время объем данного сегмента индийской фармацевтической промышленности оценивается приблизительно в 11,5 млрд. долл.

В апреле 2010 г. отраслевой портал Ыоп-ity.com сообщил о том, что аналитики консалтингового агентства Pricewater-ЬзшеСоореге ^С) прогнозируют увеличение индийского рынка медикаментов к 2020 г. до 50 млрд. долл. (в 2009 г. этот показатель оценивался в 19 млрд. долл.). Таким образом, к концу следую-

щего десятилетия Индия должна войти в десятку крупнейших фармацевтических рынков. По оценкам экспертов PwC, объем экспорта фармацевтической продукции из Индии должен увеличиться с 9 млрд. долл. в 2008 г. до 20 млрд. долл. в 2020 г.

Еще более оптимистичный прогноз дает международная консалтинговая компания МсЮшеу&Со., согласно которому объем индийского фармацевтического рынка достигнет 55 млрд. долл. к 2020 г. при ежегодном темпе роста около 14,5%. В ближайшие годы индийские компании будут уделять значительное внимание научно-исследовательским работам, направленным на удешевление производимой продукции и повышение ее до уровня мировых стандартов, и постепенно

переходить от производства дженериков к выпуску товаров на основе собственных разработок.

Говоря о развитии индийского фармацевтического бизнеса в России, аналитики предрекают рост индийского товарооборота в упаковках, сохранение достаточно высокого уровня лояльности со стороны российских потребителей. Эти прогнозы обусловлены способностью индийских компаний оперативно реагировать на потребности российского рынка в сочетании с доступными ценами и качеством предлагаемой продукции (индийские препараты производятся по стандартам GMP). Как известно, долгое время одной из проблем, с которыми индийские фармацевтические производители сталкивались в России, был высокий уровень конкуренции с российскими компаниями, в большинстве своем ориентированными на выпуск недорогих дженериков. Однако эта ситуация меняется. По словам Давида Ме-лик-Гусейнова, сегодня российские фармацевтические производители в большей степени нацелены конкурировать с западно-европейскими и американскими компаниями, выпускающими инновационные и оригинальные ЛС, понимая, что именно здесь «кроются сверхприбыли». Предполагается, что в отсутствие жесткой конкуренции с представителями российской фармацевтической промышленности, восточно-европейских и других компаний индийские фармацевтические производители, работающие в низкой ценовой нише и предлагающие низкорентабельные препараты, в перспективе получат очень хорошие шансы иметь стабильную долю на российском фармацевтическом рынке. «Но это мнение российского производителя, и не факт, что его разделяет индийский коллега, — подчеркивает директор Cegedim Strategic Data. — Индия уже давно активно конкурирует с Большой Фармой. Более того, симбиоз Большой Фармы и индийской промышленности настолько крепок, что консолидированно может (если захочет) сломать локальную обособленную экономически протекционистскую политику любой страны, включая Россию. И здесь, как говорится, все будет иметь значение: и вопросы цены, и качества продукции, и разработки в pipe line, и т.д.».

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.