Педагогические и психологические ИССЛЕДОВАНИЯ
И. В. Андрюкова
(Санкт-Петербург)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС УЧАЩИХСЯ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В статье рассмотрен отечественный и международный опыт оценки достижений учащихся, выявлены условия эффективной реализации этого процесса
Образовательные достижения учащихся представляют собой основной результат школьного образования. Для его измерения существуют разные формы и методы оценки. Сегодня в отечественной педагогике оценка фиксирует достигнутый учащимся результат по отношению к заявленным стандартам обучения. Однако это лишь одна из функций оценки, в стороне остаются не менее важные
- диагностирующая, обучающая, информационная, мотивационно-побудительная и др. [2]. Для успешного обучения ребенку требуется понимание того, к чему стремиться (это может быть реализовано практически через любую форму оценки, которая подразумевает обратную связь], и понимание того, насколько он продвинулся относительно самого себя (осознание индивидуального прогресса]. Наглядная система учета индивидуального прогресса учащегося помогает учителю, ученику и родителям зафиксировать как области риска возникновения затруднений, так и продвижение ученика вперед. Результаты оценки индивидуального прогресса должны быть понятны всем субъектам образования и наглядно демонстрировать каждое продвижение учащегося.
В системе оценки образовательных результатов учащихся произошли существенные перемены в связи с изменением требований общества к выпускникам образовательных учреждений. Идет активный поиск новых форм и методов оценки и фиксации требуемых компетенций и сформированных ка-
честв личности, индивидуального прогресса ученика. Оценка индивидуального прогресса учащихся должна носить системный характер, включая получение предметных знаний, приобретение компетенций, формирование внеучебных навыков. К формам оценки индивидуального прогресса учащегося можно отнести: тестирование, устный, письменный опрос, наблюдение, оценку и самооценку по определенным параметрам. При этом система учета индивидуального прогресса учащегося должна быть простой, технологичной и логично встроенной в процесс обучения. В передовых школах начинают использоваться формы фиксации образовательного результата, учитывающие индивидуальное развитие учащегося: портфолио, лист индивидуальных достижений, самооценка, рейтинг. Однако остается актуальной проблема содействия ученику в своевременном обнаружении и разрешении возникшего затруднения. Оставленная без внимания педагога локальная проблема в большинстве случаев перерастает в общее непонимание предмета и потерю мотивации в обучении, в незнание динамики своих успехов. Осуществление оценки и создание системы учета индивидуального прогресса каждого ученика способны, с одной стороны, вовремя выявлять проблемы в обучении, а с другой стороны, мотивировать ученика на достижение новых целей.
Индивидуальный прогресс учащегося в педагогике понимается как планомерное позитивное продвижение учащегося в процессе
обучения, как положительная динамика предметных, метапредметных и личностных результатов [3].
Оценка индивидуального прогресса учащегося может осуществляться в рамках внутренней оценки [7], которая осуществляется субъектами, участвующими в обучении. Этот способ нацелен на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, и административных выводов по результатам обучения. Данную оценку иногда называют формирующей, поскольку она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Внутренняя оценка осуществляется в естественных для учащегося условиях.
Стоит отметить, что использование результатов внешних мониторингов также возможно в системе учета индивидуального прогресса при условии наличия персонифицированного результата.
Выстраивая систему принципов, по которым необходимо осуществлять оценку индивидуального прогресса учащегося, интересно рассмотреть опыт Великобритании. Опираясь на идею осуществления оценки в целях обучения, британские ученые выделили ключевые характеристики оценки на уровне класса. Оценка в целях обучения - процесс поиска и интерпретации достоверных данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, где обучаемые находятся в процессе своего обучения, куда им необходимо двигаться дальше и как сделать это наилучшим образом [1].
В Великобритании выстроено 10 базовых принципов оценки в целях обучения [8], она:
- является частью эффективного планирования преподавания и обучения. При планировании используются стратегии, гарантирующие, что учащиеся понимают цели, пути достижения и критерии, по которым они будут оценены в процессе обучения;
- сосредоточена на процессе обучения, цели и задачи которого ясны всем субъектам образования. Учащийся является активным участником оценивания, понимая, какая оценка и каким образом проводится, а также как интерпретируется;
- находится в центре работы класса. Задачи и вопросы побуждают учеников демонст-
рировать их знания, понимание и навыки. На основании того, что ученик говорит и делает, можно понять, как улучшить обучение. Эти процессы оценки являются ежедневной частью работы в классе и вовлекают учителя и ученика в размышление, диалог в принятии решений;
- является ключевым профессиональным навыком. Учителям требуются профессиональные знания и навыки для планирования оценивания учащихся, наблюдения за обучением, анализа, предоставления обратной связи учащимся и помощи в их самооценке;
- должна быть гибкой и конструктивной. Любое оценивание имеет эмоциональное влияние. Учителя должны осознавать, какое влияние их комментарии и отметки оказывают на уверенность и энтузиазм учащихся, и должны быть конструктивны в обратной связи, которую они дают учащимся. Комментарии, которые фокусируются на результатах работы ученика, а не на его личности, более действенны и для обучения, и для мотивации;
- стимулирует мотивацию, поощряет обучение, сильнее стимулирует мотивацию через акцент на прогрессе и достижениях, а не на неудачах;
- способствует пониманию студентами целей обучения и критериев оценки, а также стимулирует стремление к их достижению. Для эффективного обучения учащимся необходимо понимать, чего они хотят и пытаются достичь. Критерии оценки необходимо обсуждать с учащимися, используя термины, которые им понятны, показывая на примерах, как эти критерии достигаются на практике, и вовлекая учащихся в процесс само- и взаимо-оценки;
- помогает учащимся понять, как улучшить свои достижения. Учащиеся нуждаются в помощи при планировании последующих этапов их обучения. С помощью оценки учитель может: указать на сильные стороны ученика и подсказать, как развивать их; давать ясные и конструктивные комментарии относительно любых ошибок учащихся и того, какие меры могут быть предприняты для их преодоления; дать возможность учащемуся проделать работу над ошибками;
- формирует основу для самооценки. Учащиеся с развитой самооценкой имеют потребность искать и приобретать новые навыки, новые знания и новое понимание. Они способны вовлекаться в саморефлексию и определять следующие шаги своего обучения;
- фиксирует все образовательные достижения. Оценка в целях обучения используется для увеличения возможностей учащихся проявлять себя во всех сферах образовательной деятельности. Это дает возможность всем учащимся достигать лучших результатов и позволяет осознать и соотнести их усилия и успехи.
С точки зрения эффективной организации оценки индивидуального прогресса учащегося интересен французский опыт. Во Франции существует многолетняя традиция проведения на разных этапах образования диагностических исследований, с помощью которых создаются комфортные условия реализации возможностей учащихся путем формирования индивидуального образовательного маршрута. Систематичная оценка развития учащегося встроена в систему обучения на законодательном уровне и реализуется во всех образовательных учреждениях в разных возрастных группах [9].
Оценка во Франции является фундаментальной частью работы в циклах, так как она позволяет учителю следить за развитием навыков ребенка, тем самым планировать процесс обучения. Учителя должны фиксировать достижение учащимися целевых показателей, установленных для каждого цикла (приобретены в процессе обучения или (еще] не приобретены].
Для учета продвижения всех учащихся реализуются следующие виды оценки:
1. Диагностическая. Обязательное массовое диагностическое национальное тестирование учащихся в возрасте 8 и 11 лет в государственных и в частных школах во Франции проводится с сентября 1989 года. В обязательном среднем образовании это включает в себя национальный тест на французском языке и математику. Тест проходят в начале учебного года.
2. Текущая. Во время обучения в колледже каждый учащийся оценивается таким образом, чтобы определить свою профессиональную ориентацию. Оценивается все: индивидуальная работа, реализованная вне урока (домашнее задание, еженедельное количество которых решается педагогическим советом], тесты, которые проходят через определенные промежутки времени в классе (оцениваются и комментируются учителем, часто это личные комментарии, исправления, дополнение, обсуждение, коллективная коррекция в классе].
3. Формирующая. Учителя, входящие в совет цикла обучения (как правило, входят все преподаватели этого цикла), способствуют переходу учащегося из класса в класс в рамках цикла по рекомендации учителя, который строит образовательный маршрут ученика в соответствии с непрерывным наблюдением и оценкой учащихся, обсуждением и консультацией с родителями и с представителями учебных команд. Время, затрачиваемое на каждый цикл, может быть продлено или сокращено на один год в соответствии с учебным ритмом каждого ребенка.
Для фиксации результатов проведенной оценки используются карты студента. Например, в колледже результаты непрерывной оценки, которая происходит во время 4-го и 3-го классов колледжа (14-15 лет), отмечаются в карте студента и учитываются в конце обучения на данной ступени, когда принимается решение о дальнейшем образовательном маршруте учащегося. На основании этой карты совет дает рекомендации относительно типов курсов, которые учащийся должен посещать. Родители или законные представители могут подать апелляцию, если они не согласны с решением Совета класса (советы обычно состоят из учителя, двух родителей, двух студентов и карьер-консультанта). Они проводятся три раза в год и рассматривают работу класса и прогресс каждого ребенка.
В последние годы во Франции стартовал проект Éclair 2011 [6]. В центре данной программы политика образования в пользу равных возможностей. Эта национальная программа является рычагом для изменения ежедневной образовательной практики в сторону достижения успеха каждым учащимся.
Ее целями являются прогресс каждого ученика, развитие учебных и профессиональных амбиций, создание благоприятного климата школы для обучения. Одним из направлений данной программы является оценка достижений учащихся, которая должна быть использована в качестве рычага для прогресса учащегося.
В 2011 году в данном проекте приняли участие около тысячи образовательных учреждений разного уровня из разных регионов Франции.
С точки зрения того, каким образом осуществить оценку индивидуального прогресса учащегося, как оценить развитие тех или иных компетентностей, требуемых стандартом образования, могут быть интересны ме-
тодики, использующиеся в международных исследованиях PISA.
Данный мониторинг нацелен на изучение принципиально иных, отличных от традиционных, образовательных результатов. В рамках этих мониторингов используются методы для оценки сформированности компетенций, что отражает часть предъявленных в стандартах требований к освоению программ основного образования.
Организованные под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития международные исследования качества образования (PISA] проводятся каждые три года с целью оценки способности учеников 15-летнего возраста мобилизовать и применять их знания в повседневной жизни. Их компетенции измеряются регулярно в трех областях: понимание текста, математическая и естественнонаучная грамотность. Задания представляют собой вопросы, нацеленные на работу с большим массивом заданий; требуют способности выбора стратегии собственных действий; требуют работы с заданиями из разных предметных областей; предполагают способность отнести задание к определенной предметной области, а затем применить сформированные способы действий; выбрать ответ в заданиях закрытого типа, предполагающего наличие опыта приблизительной оценки результата и сопоставления его со списком ответов. Исследование PISA не соединено напрямую с национальными программами образования, но предлагает испытания, измеряющие общую и предполагаемую компетенцию для учеников, заканчивающих обязательное обучение.
Формы и методы предъявления заданий учащимся в исследовании PISA могут быть использованы при оценке индивидуального прогресса учащихся во всех трех группах результатов: личностных, метапредметных и предметных.
С точки зрения технологичности, наглядности и доступности оценки индивидуального прогресса могут быть интересны методики, основанные на автоматизации процесса учета и контроля знаний с использованием ПК, ориентированные на получение максимального количества информации о предметных результатах и, частично, личностных (психологических] особенностях и изменениях учащегося [4, 5]. Автоматизированная сис-
тема учета позволяет фиксировать образовательные достижения учащихся на разных этапах обучения и предъявлять результаты полученных оценок заинтересованным субъектам образовательного процесса в емкой и понятной системе.
Опыт по формированию оценки индивидуального прогресса учащихся, способной отвечать актуальным потребностям общества, позволяет сделать вывод: оценка индивидуального прогресса учащегося базируется на принципах, определяющих ее как неотъемлемую часть процесса обучения; проводится систематично, учитываются результаты различных методик в целях достижения многоаспектной оценки, особенности и возможности учащихся, учителя, класса (сообщества], образовательного учреждения, но при этом с ориентацией на федеральные образовательные стандарты; оценка индивидуального прогресса учащегося вовлекает в процесс оценки все субъекты процесса обучения: учителя, ученика и родителей. Оценка индивидуального прогресса учащегося встроена в процесс обучения, является технологичной и учитывает балльные и оценочные характеристики, имеет возможность последующей статистической и аналитической обработки, доступна и наглядна демонстрирует заинтересованным участникам образовательного процесса продвижение ребенка.
Для стратегического планирования деятельности образовательной системы школы важным результатом исследований индивидуального прогресса учащихся является возможность среднесрочного (на четверть, на триместр] и долгосрочного (на учебный год] прогнозирования эффективности обучения для каждого ученика.
Инструментарий оценки индивидуального прогресса учащегося может быть выстроен на основе оптимизации существующих форм и методов сбора информации об образовательных (предметных, метапредметных и личностных] результатах учащихся на всех ступенях обучения, а также факторах, оказывающих на них влияние. Правильно выстроенная система оценки индивидуального прогресса учащегося может удовлетворить потребность в информации для принятия решений на уровне образовательного учреждения, касающихся конкретного ученика или класса в целом.
Литература
1. Вальдман И. А. Ключевые аспекты качества образования : уроки международного опыта. - М. : Моск. центр качества образования, 2009. - 51 с. - То же [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.iuorao.ru/05-06-2010-00/79-2010-01-01-41 (дата обращения 21.12.2012).
2. Ефремова Н. Ф. Тестовый контроль знаний. - М. : Логос, 2007. - 368 с.
3. Знаменская О. В., Островерх О. С., Рябинина Л. А., Хасан Б. И. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников // Вопросы образования. - 2009. - № 3. - С. 53-75.
4. Кальней В. А., Шишов С. Е. Школа : мониторинг качества образования. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.
5. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 128 с.
6. Система оценки образовательных результатов учащихся / Официальный сайт Министерства образования Франции [Электронный ресурс]. - URL http://www.education.gouv.fr/cid262/ l-evaluation-des-acquis-des-eleves.html (дата обращения 01.07.12) (на фр. яз).
7. Фишман И. С., Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся : методич. пособие. - Самара : Учебная литература, 2007. - 244 с.
8. Assessment for Learning : 10 principles : Research-based principles to guide classroom practice/Assessment Reform Group, 2002. - URL http://gtcni.openrepository.com/gtcni/bitstream/2428/ 4623/1/Assessment%20for%20Learning%20-%2010%20principles. pdf (дата обращения 21.12.2012)
9. Programme ECLAIR / Ministere de l’education nationale, de la jeunesse et de la vie associative. - 2011. - 64 p.