Научная статья на тему 'Индивидуальный прогресс учащихся как объект оценки образовательных результатов'

Индивидуальный прогресс учащихся как объект оценки образовательных результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6468
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАЩЕГОСЯ / ОЦЕНКА / STUDENTS’ EDUCATIONAL RESULTS / INDIVIDUAL PROGRESS / EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюкова Ирина Валерьевна

В статье рассмотрен отечественный и международный опыт оценки достижений учащихся, выявлены условия эффективной реализации этого процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрюкова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual students’ progress as the object of educational evaluation

This article considers domestic and international experience in students’ achievements evaluation, reveals conditions for effective implementation of this process

Текст научной работы на тему «Индивидуальный прогресс учащихся как объект оценки образовательных результатов»

Педагогические и психологические ИССЛЕДОВАНИЯ

И. В. Андрюкова

(Санкт-Петербург)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС УЧАЩИХСЯ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В статье рассмотрен отечественный и международный опыт оценки достижений учащихся, выявлены условия эффективной реализации этого процесса

Образовательные достижения учащихся представляют собой основной результат школьного образования. Для его измерения существуют разные формы и методы оценки. Сегодня в отечественной педагогике оценка фиксирует достигнутый учащимся результат по отношению к заявленным стандартам обучения. Однако это лишь одна из функций оценки, в стороне остаются не менее важные

- диагностирующая, обучающая, информационная, мотивационно-побудительная и др. [2]. Для успешного обучения ребенку требуется понимание того, к чему стремиться (это может быть реализовано практически через любую форму оценки, которая подразумевает обратную связь], и понимание того, насколько он продвинулся относительно самого себя (осознание индивидуального прогресса]. Наглядная система учета индивидуального прогресса учащегося помогает учителю, ученику и родителям зафиксировать как области риска возникновения затруднений, так и продвижение ученика вперед. Результаты оценки индивидуального прогресса должны быть понятны всем субъектам образования и наглядно демонстрировать каждое продвижение учащегося.

В системе оценки образовательных результатов учащихся произошли существенные перемены в связи с изменением требований общества к выпускникам образовательных учреждений. Идет активный поиск новых форм и методов оценки и фиксации требуемых компетенций и сформированных ка-

честв личности, индивидуального прогресса ученика. Оценка индивидуального прогресса учащихся должна носить системный характер, включая получение предметных знаний, приобретение компетенций, формирование внеучебных навыков. К формам оценки индивидуального прогресса учащегося можно отнести: тестирование, устный, письменный опрос, наблюдение, оценку и самооценку по определенным параметрам. При этом система учета индивидуального прогресса учащегося должна быть простой, технологичной и логично встроенной в процесс обучения. В передовых школах начинают использоваться формы фиксации образовательного результата, учитывающие индивидуальное развитие учащегося: портфолио, лист индивидуальных достижений, самооценка, рейтинг. Однако остается актуальной проблема содействия ученику в своевременном обнаружении и разрешении возникшего затруднения. Оставленная без внимания педагога локальная проблема в большинстве случаев перерастает в общее непонимание предмета и потерю мотивации в обучении, в незнание динамики своих успехов. Осуществление оценки и создание системы учета индивидуального прогресса каждого ученика способны, с одной стороны, вовремя выявлять проблемы в обучении, а с другой стороны, мотивировать ученика на достижение новых целей.

Индивидуальный прогресс учащегося в педагогике понимается как планомерное позитивное продвижение учащегося в процессе

обучения, как положительная динамика предметных, метапредметных и личностных результатов [3].

Оценка индивидуального прогресса учащегося может осуществляться в рамках внутренней оценки [7], которая осуществляется субъектами, участвующими в обучении. Этот способ нацелен на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, и административных выводов по результатам обучения. Данную оценку иногда называют формирующей, поскольку она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Внутренняя оценка осуществляется в естественных для учащегося условиях.

Стоит отметить, что использование результатов внешних мониторингов также возможно в системе учета индивидуального прогресса при условии наличия персонифицированного результата.

Выстраивая систему принципов, по которым необходимо осуществлять оценку индивидуального прогресса учащегося, интересно рассмотреть опыт Великобритании. Опираясь на идею осуществления оценки в целях обучения, британские ученые выделили ключевые характеристики оценки на уровне класса. Оценка в целях обучения - процесс поиска и интерпретации достоверных данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, где обучаемые находятся в процессе своего обучения, куда им необходимо двигаться дальше и как сделать это наилучшим образом [1].

В Великобритании выстроено 10 базовых принципов оценки в целях обучения [8], она:

- является частью эффективного планирования преподавания и обучения. При планировании используются стратегии, гарантирующие, что учащиеся понимают цели, пути достижения и критерии, по которым они будут оценены в процессе обучения;

- сосредоточена на процессе обучения, цели и задачи которого ясны всем субъектам образования. Учащийся является активным участником оценивания, понимая, какая оценка и каким образом проводится, а также как интерпретируется;

- находится в центре работы класса. Задачи и вопросы побуждают учеников демонст-

рировать их знания, понимание и навыки. На основании того, что ученик говорит и делает, можно понять, как улучшить обучение. Эти процессы оценки являются ежедневной частью работы в классе и вовлекают учителя и ученика в размышление, диалог в принятии решений;

- является ключевым профессиональным навыком. Учителям требуются профессиональные знания и навыки для планирования оценивания учащихся, наблюдения за обучением, анализа, предоставления обратной связи учащимся и помощи в их самооценке;

- должна быть гибкой и конструктивной. Любое оценивание имеет эмоциональное влияние. Учителя должны осознавать, какое влияние их комментарии и отметки оказывают на уверенность и энтузиазм учащихся, и должны быть конструктивны в обратной связи, которую они дают учащимся. Комментарии, которые фокусируются на результатах работы ученика, а не на его личности, более действенны и для обучения, и для мотивации;

- стимулирует мотивацию, поощряет обучение, сильнее стимулирует мотивацию через акцент на прогрессе и достижениях, а не на неудачах;

- способствует пониманию студентами целей обучения и критериев оценки, а также стимулирует стремление к их достижению. Для эффективного обучения учащимся необходимо понимать, чего они хотят и пытаются достичь. Критерии оценки необходимо обсуждать с учащимися, используя термины, которые им понятны, показывая на примерах, как эти критерии достигаются на практике, и вовлекая учащихся в процесс само- и взаимо-оценки;

- помогает учащимся понять, как улучшить свои достижения. Учащиеся нуждаются в помощи при планировании последующих этапов их обучения. С помощью оценки учитель может: указать на сильные стороны ученика и подсказать, как развивать их; давать ясные и конструктивные комментарии относительно любых ошибок учащихся и того, какие меры могут быть предприняты для их преодоления; дать возможность учащемуся проделать работу над ошибками;

- формирует основу для самооценки. Учащиеся с развитой самооценкой имеют потребность искать и приобретать новые навыки, новые знания и новое понимание. Они способны вовлекаться в саморефлексию и определять следующие шаги своего обучения;

- фиксирует все образовательные достижения. Оценка в целях обучения используется для увеличения возможностей учащихся проявлять себя во всех сферах образовательной деятельности. Это дает возможность всем учащимся достигать лучших результатов и позволяет осознать и соотнести их усилия и успехи.

С точки зрения эффективной организации оценки индивидуального прогресса учащегося интересен французский опыт. Во Франции существует многолетняя традиция проведения на разных этапах образования диагностических исследований, с помощью которых создаются комфортные условия реализации возможностей учащихся путем формирования индивидуального образовательного маршрута. Систематичная оценка развития учащегося встроена в систему обучения на законодательном уровне и реализуется во всех образовательных учреждениях в разных возрастных группах [9].

Оценка во Франции является фундаментальной частью работы в циклах, так как она позволяет учителю следить за развитием навыков ребенка, тем самым планировать процесс обучения. Учителя должны фиксировать достижение учащимися целевых показателей, установленных для каждого цикла (приобретены в процессе обучения или (еще] не приобретены].

Для учета продвижения всех учащихся реализуются следующие виды оценки:

1. Диагностическая. Обязательное массовое диагностическое национальное тестирование учащихся в возрасте 8 и 11 лет в государственных и в частных школах во Франции проводится с сентября 1989 года. В обязательном среднем образовании это включает в себя национальный тест на французском языке и математику. Тест проходят в начале учебного года.

2. Текущая. Во время обучения в колледже каждый учащийся оценивается таким образом, чтобы определить свою профессиональную ориентацию. Оценивается все: индивидуальная работа, реализованная вне урока (домашнее задание, еженедельное количество которых решается педагогическим советом], тесты, которые проходят через определенные промежутки времени в классе (оцениваются и комментируются учителем, часто это личные комментарии, исправления, дополнение, обсуждение, коллективная коррекция в классе].

3. Формирующая. Учителя, входящие в совет цикла обучения (как правило, входят все преподаватели этого цикла), способствуют переходу учащегося из класса в класс в рамках цикла по рекомендации учителя, который строит образовательный маршрут ученика в соответствии с непрерывным наблюдением и оценкой учащихся, обсуждением и консультацией с родителями и с представителями учебных команд. Время, затрачиваемое на каждый цикл, может быть продлено или сокращено на один год в соответствии с учебным ритмом каждого ребенка.

Для фиксации результатов проведенной оценки используются карты студента. Например, в колледже результаты непрерывной оценки, которая происходит во время 4-го и 3-го классов колледжа (14-15 лет), отмечаются в карте студента и учитываются в конце обучения на данной ступени, когда принимается решение о дальнейшем образовательном маршруте учащегося. На основании этой карты совет дает рекомендации относительно типов курсов, которые учащийся должен посещать. Родители или законные представители могут подать апелляцию, если они не согласны с решением Совета класса (советы обычно состоят из учителя, двух родителей, двух студентов и карьер-консультанта). Они проводятся три раза в год и рассматривают работу класса и прогресс каждого ребенка.

В последние годы во Франции стартовал проект Éclair 2011 [6]. В центре данной программы политика образования в пользу равных возможностей. Эта национальная программа является рычагом для изменения ежедневной образовательной практики в сторону достижения успеха каждым учащимся.

Ее целями являются прогресс каждого ученика, развитие учебных и профессиональных амбиций, создание благоприятного климата школы для обучения. Одним из направлений данной программы является оценка достижений учащихся, которая должна быть использована в качестве рычага для прогресса учащегося.

В 2011 году в данном проекте приняли участие около тысячи образовательных учреждений разного уровня из разных регионов Франции.

С точки зрения того, каким образом осуществить оценку индивидуального прогресса учащегося, как оценить развитие тех или иных компетентностей, требуемых стандартом образования, могут быть интересны ме-

тодики, использующиеся в международных исследованиях PISA.

Данный мониторинг нацелен на изучение принципиально иных, отличных от традиционных, образовательных результатов. В рамках этих мониторингов используются методы для оценки сформированности компетенций, что отражает часть предъявленных в стандартах требований к освоению программ основного образования.

Организованные под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития международные исследования качества образования (PISA] проводятся каждые три года с целью оценки способности учеников 15-летнего возраста мобилизовать и применять их знания в повседневной жизни. Их компетенции измеряются регулярно в трех областях: понимание текста, математическая и естественнонаучная грамотность. Задания представляют собой вопросы, нацеленные на работу с большим массивом заданий; требуют способности выбора стратегии собственных действий; требуют работы с заданиями из разных предметных областей; предполагают способность отнести задание к определенной предметной области, а затем применить сформированные способы действий; выбрать ответ в заданиях закрытого типа, предполагающего наличие опыта приблизительной оценки результата и сопоставления его со списком ответов. Исследование PISA не соединено напрямую с национальными программами образования, но предлагает испытания, измеряющие общую и предполагаемую компетенцию для учеников, заканчивающих обязательное обучение.

Формы и методы предъявления заданий учащимся в исследовании PISA могут быть использованы при оценке индивидуального прогресса учащихся во всех трех группах результатов: личностных, метапредметных и предметных.

С точки зрения технологичности, наглядности и доступности оценки индивидуального прогресса могут быть интересны методики, основанные на автоматизации процесса учета и контроля знаний с использованием ПК, ориентированные на получение максимального количества информации о предметных результатах и, частично, личностных (психологических] особенностях и изменениях учащегося [4, 5]. Автоматизированная сис-

тема учета позволяет фиксировать образовательные достижения учащихся на разных этапах обучения и предъявлять результаты полученных оценок заинтересованным субъектам образовательного процесса в емкой и понятной системе.

Опыт по формированию оценки индивидуального прогресса учащихся, способной отвечать актуальным потребностям общества, позволяет сделать вывод: оценка индивидуального прогресса учащегося базируется на принципах, определяющих ее как неотъемлемую часть процесса обучения; проводится систематично, учитываются результаты различных методик в целях достижения многоаспектной оценки, особенности и возможности учащихся, учителя, класса (сообщества], образовательного учреждения, но при этом с ориентацией на федеральные образовательные стандарты; оценка индивидуального прогресса учащегося вовлекает в процесс оценки все субъекты процесса обучения: учителя, ученика и родителей. Оценка индивидуального прогресса учащегося встроена в процесс обучения, является технологичной и учитывает балльные и оценочные характеристики, имеет возможность последующей статистической и аналитической обработки, доступна и наглядна демонстрирует заинтересованным участникам образовательного процесса продвижение ребенка.

Для стратегического планирования деятельности образовательной системы школы важным результатом исследований индивидуального прогресса учащихся является возможность среднесрочного (на четверть, на триместр] и долгосрочного (на учебный год] прогнозирования эффективности обучения для каждого ученика.

Инструментарий оценки индивидуального прогресса учащегося может быть выстроен на основе оптимизации существующих форм и методов сбора информации об образовательных (предметных, метапредметных и личностных] результатах учащихся на всех ступенях обучения, а также факторах, оказывающих на них влияние. Правильно выстроенная система оценки индивидуального прогресса учащегося может удовлетворить потребность в информации для принятия решений на уровне образовательного учреждения, касающихся конкретного ученика или класса в целом.

Литература

1. Вальдман И. А. Ключевые аспекты качества образования : уроки международного опыта. - М. : Моск. центр качества образования, 2009. - 51 с. - То же [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.iuorao.ru/05-06-2010-00/79-2010-01-01-41 (дата обращения 21.12.2012).

2. Ефремова Н. Ф. Тестовый контроль знаний. - М. : Логос, 2007. - 368 с.

3. Знаменская О. В., Островерх О. С., Рябинина Л. А., Хасан Б. И. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников // Вопросы образования. - 2009. - № 3. - С. 53-75.

4. Кальней В. А., Шишов С. Е. Школа : мониторинг качества образования. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.

5. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 128 с.

6. Система оценки образовательных результатов учащихся / Официальный сайт Министерства образования Франции [Электронный ресурс]. - URL http://www.education.gouv.fr/cid262/ l-evaluation-des-acquis-des-eleves.html (дата обращения 01.07.12) (на фр. яз).

7. Фишман И. С., Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся : методич. пособие. - Самара : Учебная литература, 2007. - 244 с.

8. Assessment for Learning : 10 principles : Research-based principles to guide classroom practice/Assessment Reform Group, 2002. - URL http://gtcni.openrepository.com/gtcni/bitstream/2428/ 4623/1/Assessment%20for%20Learning%20-%2010%20principles. pdf (дата обращения 21.12.2012)

9. Programme ECLAIR / Ministere de l’education nationale, de la jeunesse et de la vie associative. - 2011. - 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.