Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Русских С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Ю.Г. Илларионова рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка [1, с.33].

По словам А.П. Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности», влияние которого на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи.

Таким образом, развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста проходит более эффективно при использовании в воспитательно-образовательной работе различных форм фольклора.

Использованные источники:

1. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. Развитие речи детей дошкольного возраста - М.: Перспектива, 2009г.- 130с.

2. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. -256с.

Русских С.В.

логопед БМДОУ №47 Россия, г.Новочеркасск ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ Начальный этап развития речи как средства общения приходится на период дошкольного детства - именно этот отрезок жизни признан сенситивным периодом развития языковых способностей личности.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическими поражениями центральной и периферической нервной систем.Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения

различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, Л.А. Данилова и др.).

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным, наблюдается нарушение артикуляционной моторики: недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа артикуляционных движений, наблюдается патологическая симптоматика [1].

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются и искажения, и замены, и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики. У всех детей со стертой дизартрией имеются нарушения функции мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами.

Коррекция нарушений артикуляционной моторики у детей, страдающих дизартрией - один из наиболее сложных видов комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Сложность оказания такой помощи обусловлена, прежде всего, тем, что специфические нарушения артикуляционной моторики у детей-дизартриков имеют разнообразную этиологию, патогенез и степень выраженности. В связи с этим для коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей, страдающих дизартрией необходим индивидуальный подход[3].

Реализация индивидуального подхода в коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей предполагает, прежде всего, изучение состояния подвижности органов артикуляции функций у детей, разработку модели индивидуального логопедического воздействия в соответствии с выявленными особенностями артикуляционной моторики[2].

Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения. В зависимости от

вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы.

Использованные источники:

1. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. - СПб: Союз, 2004.

2. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 2006.

3. Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляторного аппарата. — М., 2009.

Саакян М.В., к. с.н.

доцент кафедры конституционного и административного права

Адыгейский государственный университет

Россия, г. Майкоп ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕННОСТЬ

Молодость - это определенный этап созревания и развития индивида между детством и взрослостью. Студенческой молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества, а в будущем будет решать задачи, контуры которых сейчас трудно различимы.

Современное российское общество находится на сложном противоречивом этапе развития. Совершенствование всех сторон жизни общества во многом зависит от человеческого фактора, непосредственного участия личности в процессах трансформации. Оно обусловлено взаимоотношениями личности и общества на данный момент, характером их взаимодействия, изменением личности и адекватностью, стабильностью, динамизмом общественных отношений.

Российское общество в условиях всесторонней структурной ломки, изменения содержания социальных институтов и общностей характеризуется утратой традиционных рычагов воздействия на молодежь. Меняется ее положение в обществе, происходит кардинальная смена ценностных приоритетов и ориентиров.

Не так давно студенчество России вступило в XXI век, который предстает перед нами в координатах модернизации, глобализации и доминирования информационных технологий - век «глобальных инноваций» во всех сферах общественной жизни: в образовании, культуре, экономике, политике.

Вековая история развития мировой цивилизации показала, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является система образования как один из важнейших социальных институтов, формирующих общественное сознание и интеллектуальный потенциал нации. Особая роль при этом принадлежит высшему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.