Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

6 Анализ поступлений налогов по упрощенной системе налогообложения и единого налога на вмененный доход в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2007-2010 годы // ГосМенеджмент, 24.12.2010. - Режим доступа: http://www.a-econom.com.

7 Тумаева Н.Е. Исследование влияния налоговых льгот и освобождений на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и качество жизни населения / Н.Е. Тумаева // Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, г. Саранск.

Русских С.В.

логопед БМДОУ №47

Россия, Ростовская область, г.Новочеркасск

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Начальный этап развития речи как средства общения приходится на период дошкольного детства - именно этот отрезок жизни признан сенситивным периодом развития языковых способностей личности.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическими поражениями центральной и периферической нервной систем.Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, Л.А. Данилова и др.).

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным, наблюдается нарушение артикуляционной моторики: недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа артикуляционных движений, наблюдается патологическая симптоматика [1].

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в

более тяжелых наблюдаются и искажения, и замены, и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики. У всех детей со стертой дизартрией имеются нарушения функции мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами.

Коррекция нарушений артикуляционной моторики у детей, страдающих дизартрией - один из наиболее сложных видов комплексной медико-психолого-педагогической помощи. Сложность оказания такой помощи обусловлена, прежде всего, тем, что специфические нарушения артикуляционной моторики у детей-дизартриков имеют разнообразную этиологию, патогенез и степень выраженности. В связи с этим для коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей, страдающих дизартрией необходим индивидуальный подход[3].

Реализация индивидуального подхода в коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей предполагает, прежде всего, изучение состояния подвижности органов артикуляции функций у детей, разработку модели индивидуального логопедического воздействия в соответствии с выявленными особенностями артикуляционной моторики[2].

Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения. В зависимости от вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы.

Использованные источники:

1. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. - СПб: Союз, 2004.

2. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 2006.

3. Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляторного аппарата. — М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.