Научная статья на тему 'Индивидуальный подход к обучению в вузе'

Индивидуальный подход к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2167
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПРЕДМЕТЫ ПО ВЫБОРУ И ФАКУЛЬТАТИВЫ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ВУЗА / INDIVIDUAL APPROACH TO TRAINING OF THE STUDENT / AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / SUBJECTS OF A CHOICE AND OPEN CLASSROOMS / HIGHER EDUCATION INSTITUTION POSITIONING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Нина Евгеньевна, Лобут Александр Арсентьевич

Рассматривается Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 – «Педагогическое образование». На основе данных опроса студентов даются предложения по составлению учебного плана с учетом индивидуальных образовательных траекторий студентов, что существенно повлияет на позиционирование вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Нина Евгеньевна, Лобут Александр Арсентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL APPROACH TO TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In this article the Federal state educational standard of higher education in the sphere of preparation 050100 – "Pedagogical education" is considered. On the basis of data of students convey the author offers the recommendations for drafting the curriculum taking into account individual educational trajectories of students which can significantly affect higher education institution positioning.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный подход к обучению в вузе»

УДК 378.147 ББК Ч448.02

ГСНТИ 14.01.11

Код ВАК 13.00.01

Лобут Александр Арсентьевич,

кандидат экономических наук, профессор, декан экономического факультета, Уральский педагогический университет; 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9а; e-mail: lobut@uspu.ru

государственный

Попова Нина Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и методики обучения экономическим дисциплинам, Уральский государственный педагогический университет; 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9а; e-mail: NEPopova @uspu.ru

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: индивидуальный подход к обучению студента; индивидуальная образовательная траектория; предметы по выбору и факультативы; позиционирование вуза.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 - «Педагогическое образование». На основе данных опроса студентов даются предложения по составлению учебного плана с учетом индивидуальных образовательных траекторий студентов, что существенно повлияет на позиционирование вуза.

Popova Nina Evgenievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Economics and Educational Technology, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg.

Lobut Alexander Arsentjevich,

Candidate of Economical Sciences, Professor, Dean of Economics Department, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg.

INDIVIDUAL APPROACH TO TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

KEY WORDS: individual approach to training of the student; an individual educational trajectory; subjects of a choice and open classrooms; higher education institution positioning.

ABSTRACT. In this article the Federal state educational standard of higher education in the sphere of preparation 050100 - "Pedagogical education" is considered. On the basis of data of students convey the author offers the recommendations for drafting the curriculum taking into account individual educational trajectories of students which can significantly affect higher education institution positioning.

В

настоящее время особым спросом у потребителей пользуется рынок высшего профессионального образования (3). Каждый вуз стремится оказывать образовательные услуги лучше, чем конкурент, чтобы повысить свой имидж и сформировать позитивное общественное мнение по отношению к нему.

Задача вузов — привлекать абитуриентов, а затем вырабатывать у студентов стойкий интерес к обучению. При этом особое внимание уделять тому, чтобы сформированные компетенции выпускника вуза соответствовали требованиям времени, а выпускник был востребован в сфере производства.

Реализация поставленной задачи вузов по подготовке компетентных выпускников будет достигнута, если обучение студентов строить на концепции индивидуализации обучения.

Индивидуальная траектория обучения направлена на развитие у человека не всех качеств личности, а только тех, которые соответствуют ее природным способностям, причем развитие личности идет за счет учебного материала по предметам, отсюда содержание образования в вузе представляет среду, в которой идет развитие личности.

При реализации индивидуальной траектории обучения внедряются идеи гуманно-личностного подхода, которые заключаются в следующем.

1. Новый взгляд на личность. Студент является полноценной личностью в педагогическом процессе, который строится на субъект-субъектных отношениях, так как каждый студент обладает способностями, многие из них очень талантливы.

2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Обучая и воспитывая студента, преподаватель демонстрирует веру в его способности, сотрудничает с ним, стимулирует его труд, терпимо относится к недостаткам, поэтому деятельность преподавателя сводится к тому, чтобы направлять, убеждать, организовывать, давать свободу выбора студенту.

3. Обучение без принуждения. Эта идея реализуется через разнообразие предметов по выбору и факультативов, интересное преподавание предмета, создание ситуации успеха для студента, развитие его самостоятельности в достижении собственных учебных целей.

4. Новая трактовка личностно ориентированного подхода. Взаимоот-

© Лобут А. А., Попова Н. Е., 2013

ношения преподавателя и студента строятся на поиске и развитии лучших качеств личности студента, постоянном диагностировании интересов студента и составлении личностно ориентированной траектории развития.

5. Формирование положительной Я-концепции личности. Студент должен уметь видеть свои сильные и слабые качества и постоянно развивать те из них, которые делают его компетентным в выбранной профессии.

Данные идеи гуманно-личностного подхода направлены на формирование ключевых компетенций студентов (5), и результаты их выражаются в следующем.

Во-первых, студенты знают комплекс личных способностей, который должен быть сформирован в процессе обучения: умение формулировать четкую задачу, анализировать проблему, видеть результат анализа, развивать в себе качества успешного человека. Это позволяет им адекватно оценивать себя, быть уверенными в своих силах, владеть навыками самокритичности, настойчивости, профессионального любопытства и настойчивости (4).

Во-вторых, студенты умеют согласовывать свои интересы и способности в ходе выполнения коллективной работы. Это позволит им научиться адаптироваться в условиях изменяющейся профессиональной среды (4).

В-третьих, студенты владеют навыками построения целеполагания для решения любой задачи, а также умениями на практике реализовывать собственный план работ, что позволит им ставить перед собой реальные цели и добиваться их осуществления (4).

Однако существует ряд противоречий в процессе формирования компетенций студентов.

1. Законодательно в вузе установлен определенный объем часов для предметов (1), относящихся к циклу так называемых «обязательных дисциплин», которые должны быть усвоены всеми студентами. Этот объем часов предполагает минимальный стандарт знаний по изучаемой дисциплине. Однако есть студенты, которые стремятся получить углубленные знания по отдельным обязательным предметам, но углубленное изучение дисциплин не предусматривается учебным планом вузов.

2. В учебных планах вузов отводится достаточное количество часов на изучение дисциплин в рамках часов «Курсы по выбору» и «Факультативы». Как правило, эти дисциплины имеют содержание, которое частично повторяет содержание обязатель-

ных дисциплин или совершенно не связано с их содержанием.

Данные противоречия не только не дают возможности развивать в вузе индивидуальную траекторию обучения студента, но и не дают возможности качественно формировать компетенции студентов.

Выход для решения обозначенных противоречий есть.

1. Если учебные программы, реализуемые вузом по обязательным дисциплинам, разработать с учетом уровней сложности, то это позволит обучать студентов на разных уровнях: а) на стандартном уровне, б) на уровне с элементами углубленного изучения, в) на углубленном уровне.

Индивидуальная образовательная траектория обучения позволит обучать всех студентов одинаково, на углубленном уровне, но оценивать их знания можно на основе одного из уровней сложности, который выбирают студенты самостоятельно, исходя из их способностей и выбора, то есть или на стандартном уровне, или на уровне с элементами углубленного изучения, или на углубленном уровне.

2. Если учебный план вуза составить на основе личного выбора студентов, то есть с учетом индивидуальных образовательных траекторий, то обязательный предмет для изучения будет находить продолжение в курсе по выбору или в факультативе, образуя логическую внутрипредметную связь обучения, направленную на углубление знаний студентов. Причем интерес к обучению у студента будет строиться на основе его индивидуальных навыков, способностей и потребностей, а это, безусловно, будет способствовать дальнейшему индивидуальному саморазвитию и самосовершенствованию.

Прокомментируем эту мысль на примере учебного плана, составленного в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 050100 - «Педагогическое образование» (4). Итак, дисциплина «Экономика образования» является обязательной дисциплиной и изучается всеми студентами. Если студента интересуют экономические дисциплины и свою дальнейшую профессиональную деятельность он мечтает связать с экономикой, то его индивидуальная образовательная траектория может «пройти» через предметы по выбору: «Основы экономики», «Экономика России», «Мировая экономика», «Экономика предприятия» и т. д.

Если студент после окончания вуза планирует работать учителем экономики в школе, то помимо обязательного предмета «Методика обучения и воспитания в экономическом образовании» он должен изучить предметы по выбору: «Педагогические тех-

нологии в образовании», «Педагогическая диагностика», «История образования» и др.

Если студент после окончания вуза планирует заниматься бизнесом, причем бизнесом в рамках международного сотрудничества, помимо обязательного иностранного языка он должен изучать курс по выбору «Деловой иностранный язык», «Бизнес-планирование», «Финансы организации» и т. д.

Если же в течение обучения студент разочаруется в освоении выбранной траектории обучения, то у него всегда есть возможность углубленно изучать другие дисциплины. Это не нарушит объем дисциплин и количество освоенных часов, на основании которых выдается диплом об образовании, однако это будет основанием для формирования других компетенций, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности.

Учебный план, составленный с учетом предпочтений студентов, будет способствовать созданию дифференцированных групп обучения за счет часов, отведенных на курсы по выбору и факультативы, и будет способствовать формированию индивидуальных образовательных траекторий образования студента.

Сочетание обязательных дисциплин, а также курсов по выбору и факультативов в учебном плане станет явным инновационным шагом позиционирования вуза (2) и повысит рейтинг вуза среди других учебных

заведений. Причем деятельность вуза будет направлена на реализацию не только личностных качеств студентов, но и на формирование профессиональных компетенций выпускников.

Из всего вышесказанного следует, что предложенные изменения и дополнения по реализации учебного плана вуза в значительной степени расширят возможности студентов целенаправленно заниматься обязательными учебными дисциплинами и дисциплинами, которые студенты выбирают для себя самостоятельно, исходя из собственных интересов. Каждый обучающийся будет усваивать необходимый объем знаний по обязательным предметам, а затем из числа часов, отведенных на курсы по выбору и факультативы, получит углубленные знания по предметам, составляющим его индивидуальную траекторию обучения.

Такое нововведение положительно скажется на позиционировании вуза и будет способствовать повышению его привлекательности через разнообразие образовательных маршрутов выпускников.

Обозначенные теоретические рассуждения подкрепим результатами анкетирования, проведенного на базе экономического факультета Уральского государственного педагогического университета.

Данные об ответах респондентов на вопрос «Что повлияло на Ваш выбор при поступлении в это учебное заведение?» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Что повлияло на ваш выбор при поступлении в учебное заведение?

Выбор студентами экономического факультета Уральского государственного педагогического университета обусловлен, в основном, таким фактором, как мнение друзей (40% респондентов). Это очень хороший показатель, так как студенты во время прохождения практики всегда рассказывают об особенностях обучения на экономическом факультете и перспективах трудоустройства его выпускников.

С мнением родителей считаются 15% опрошенных, и это связано с тем, что на факультете работают и учатся (очно и заочно) педагогические династии, общий стаж кото-

рых составляет более 300 лет, а также семьи (отец и сын, мать и дочь, свекор и сноха).

Факт более легкого поступления в вуз отметили 15% респондентов, и это связано с сертификатом по итогам Единого государственного экзамена, который является основанием для зачисления на факультет.

Престиж учебного учреждения отметили 10% респондентов. Авторы данной статьи убеждены, что эти показатели значительно увеличатся, если в вузе будет реализована индивидуальная образовательная траектория обучения.

Для некоторых студентов (10%) одним из важнейших факторов поступления в

Уральский государственный педагогический университет является наличие общежития (раздел опроса «другое»), что значительно облегчает им процесс обучения в вузе и плату проживания.

Данные об ответах респондентов на вопрос «Нравится ли учиться в данном учебном заведении?» и представлены на рисунке 2, мнения в данном случае также разделились.

Рисунок 2. Нравится ли вам учиться в вашем учебном заведении?

Более половины опрошенных студентов (52,5%) ответили, что им нравится учиться в Уральском государственном педагогическом университете, на экономическом факультете. Причем по ответам установлено экспрессивно-эмоциональное отношение к факультету (48,9% респондентов), так как после слова «да» стоит восклицательный знак.

Число респондентов, которым «что-то нравится, что-то нет», составляет 26,5%. В ходе личной беседы установлено, что многим студентам не нравится множество самостоятельных курсов по выбору и факультативов, которые не связаны по содержанию с обязательными дисциплинами федерального компонента образования.

Чуть меньшему количеству студентов (11,5%) не нравится учиться в данном учеб-

ном заведении. Но при уточнении ответа, что же им не нравится в вузе, установлено, что отрицательный ответ связан со многими другими причинами, не относящимися к эффективности и качеству обучения. Это материальное положение семьи, разлука с семьей для иногородних студентов, сложность индивидуальной адаптации в новом коллективе.

Затрудняются ответить на вопрос о том, нравится или не нравится учиться в вузе, 9,5% респондентов. При анализе выяснено, что данный показатель относится в основном к студентам первого курса, причем это мнение высказали юноши (8,3%).

Данные об ответах респондентов на вопрос «Оправдываются ли Ваши ожидания относительно учебы в данном учебном заведении?» на рисунке 3.

Рисунок 3. Оправдываются ли ожидания относительно учебы в данном учебном заведении?

Большинство опрошенных студентов четвертого курса (63%) отметили, что их ожидания относительно учебы оправдались.

Чуть менее трети (28,5%) студентов отметили частичное совпадение ожиданий и реальности.

У 7,5% студентов ожидания не оправдались. Это связано с необходимостью постоянного самообучения, к которому многие студенты не готовы. Значит, индивидуальная образовательная траектория обуче-

ния должна изменить отношение студентов к итогам обучения и помочь развить качества, которые помогли бы им успешно трудоустроиться после окончания вуза.

Затруднились в ответе 1% респондентов.

Обучение в магистратуре тоже является показателем индивидуального подхода к обучению, поэтому вопрос «Желаете ли Вы продолжить обучение в магистратуре в данном учебном заведении?» дал результаты, представленные на рисунке 4.

Рисунок 4. Желание студентов продолжить обучение в магистратуре Уральского государственного педагогического университета

Студентам нравится учиться в Уральском государственном педагогическом университете, и они готовы продолжить обучение в магистратуре, поэтому 49% респондентов из числа выпускников ответили положительно на данный вопрос.

Часть опрошенных студентов (25,5%) ответили, что не хотят продолжать обучение в магистратуре в данном учебном заведении. Анализ отрицательных мнений показал, что эти респонденты совсем не собираются учиться в магистратуре вне зависимости от учебного заведения.

Затрудняются ответить на вопрос «Готовы ли вы продолжить обучение в магист-

ратуре?» 25,5% респондентов. Неопределенность выпускников-бакалавров связана с наличием бюджетных мест в магистратуре. Как правило, бюджетных мест в разы меньше, чем желающих продолжить образование в магистратуре.

В ходе исследования проблемы было интересно получить ответ на вопрос о том, достаточно ли хорошо сформированы компетенции выпускников, и насколько студенты уверены в своем будущем трудоустройстве. Этот вопрос был задан студентам четвертого курса. Итоги анализа ответов на этот вопрос представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Уверенность студентов в будущем трудоустройстве

Почти каждый пятый выпускник (20%) уверен в своем будущем трудоустройстве (вариант ответа «у меня не будет проблем с трудоустройством»). Большинство, однако, более реалистичны: 38,5% респондентов считают, что будет сложно, но непреодолимых трудностей не возникнет. Каждый пятый студент (20%) опасается за свое будущее трудоустройство; 19,5% респондентов еще даже не думали над этим вопросом, 2% респондентов затрудняются в ответе на поставленный вопрос.

В целом же данному вопросу взгляды большинства респондентов достаточно оптимистичны (58,5%) относительно будущего трудоустройства.

Проведенное исследование показало сильные и слабые стороны в работе факуль-

тета, которые необходимо учитывать и предпринимать действия по устранению выявленных негативных моментов, чтобы работа вуза становилась более эффективной и успешной, чтобы ряды студентов пополнялись новыми абитуриентами, росла конкурентоспособность вуза, а значит, количество обучающихся.

Этому будет способствовать грамотное сочетание обязательных дисциплин, а также курсов по выбору и факультативов, направленных на реализацию индивидуальной образовательной траекторией обучения студента, что станет явным инновационным шагом позиционирования вуза и повысит его рейтинг среди других учебных заведений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ «Об образовании». М. : Эксмо, 2012.

2. Бобиенко О. М. Региональное позиционирование вузов как закономерная тенденция развития вышей школы // Проблемы современной экономики. 2012. № 2 (42).

3. Муравьева М. Российские ВУЗы перекормили деньгами. URL: http://www.strf.ru/material.aspx? CatalogId=22l&d_no=4l577

4. Приказ Минобразования РФ от 17 января 2011 г. N46 об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»).

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. URL: http://www.eid0s.ru/j0urnal/2002/0423.htm

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. С. Белкин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.