Научная статья на тему 'Позиционирование вуза — насущная потребность времени'

Позиционирование вуза — насущная потребность времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ВУЗА / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ВУЗА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ / МЕСТА ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ / ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» / MODIFICATION OF THE LAW «ABOUT THE HIGHER AND POSTGRADUATE PROFESSIONAL EDUCATION» / IMAGE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION POSITIONING / AN INDIVIDUAL TRAJECTORY OF FORMATION OF COMPETENCES OF STUDENTS / PLACES FOR TEACHING PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Нина Евгеньевна, Бердников Никита Игоревич

Рассматривается закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и предлагаются изменения в нем для успешного позиционирования вуза в жесткой конкурентной борьбе за привлечение абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Нина Евгеньевна, Бердников Никита Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION INSTITUTION POSITIONING – PRESSING NEED OF TIME

In this article the Law «About the higher and postgraduate professional education» is considered and changes for successful higher education institution positioning in rigid competitive fight for involvement of entrants are offered.

Текст научной работы на тему «Позиционирование вуза — насущная потребность времени»

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 3 7 8.1

ББК 4448.04 ГСНТИ 14.07.01 Код ВАК 13.00.01

H. Е. Попова, Н. И. Бердников

Екатеринбург

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ВУЗА - НАСУЩНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ВРЕМЕНИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: имидж вуза; позиционирование вуза; индивидуальная траектория формирования компетенций студентов; места прохождения педагогической практики; внесение изменений в закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

АННОТАЦИЯ. Рассматривается закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и предлагаются изменения в нем для успешного позиционирования вуза в жесткой конкурентной борьбе за привлечение абитуриентов.

N. Е. Popova, N. I. Berdnikov

Ekaterinburg

HIGHER EDUCATION INSTITUTION POSITIONING - PRESSING NEED OF TIME

KEYWORDS: image of higher education institution; higher education institution positioning; an individual trajectory of formation of competences of students; places for teaching practice; modification of the law «About the higher and postgraduate professional education».

ABSTRACT. In this article the Law «About the higher and postgraduate professional education» is considered and changes for successful higher education institution positioning in rigid competitive fight for involvement of entrants are offered.

Имидж, репутация, позитивное общественное мнение, степень квалификации преподавательского состава, уровень обученности выпускников по различным образовательным программам, условия обучения, востребованность выпускников на рынке труда — вот основные объективные критерии, по которым определяются рейтинг вуза и его позиционирование в системе высшего образования страны.

В настоящее время особым спросом у потребителей пользуется рынок высшего профессионального образования. Возросший интерес к образованию у населения привел к резкому расширению коммерческого приема в вузы, а также к увеличению числа негосударственных учреждений высшего профессионального образования [1].

Сегодня на рынке образовательных услуг развертывается конкурентная борьба между вузами, предлагающими аналогичные услуги. Каждый вуз стремится к повышению собственного имиджа, предоставляя дополнительные условия и льготы, что требует внесения изменений в законодательстве, касающихся регулирования высшего профессионального образования.

Для установления уровня позиционирования образовательных учреждений России широко используются маркетинговые исследования. Ни для кого не секрет, что процессы позиционирования образователь-

ных учреждений направлены на повышение привлекательности образовательного учреждения в глазах потенциальных студентов, что дает возможность получить дополнительные средства для финансирования образовательного процесса.

Маркетинговый анализ требований среды и условий функционирования высших учебных заведений дает достаточно интересный результат. Все вузы находятся в условиях жесткой конкуренции между собой, и потому возникает необходимость с их стороны постоянно улучшать качество обучения, совершенствовать его условия в соответствии с требованиями времени, неустанно повышать профессиональную компетентность профессорско-преподавательского состава и т. п.

Отвечая на вызов времени, вузы систематически, но разнопланово занимаются маркетинговой деятельностью в поисках новых нетрадиционных и эффективных решений в предоставлении образовательных услуг, совершенствуя позиции вуза. Известны следующие виды позиционирования вуза: формирование положительного общественного мнения, управление конкурентной информацией, стабилизация общественного мнения, использование рекламных акций в средствах массовой информации, популяризация видов деятельности, реализация различных проектов, совершенствование корпоративного имиджа

© Попова H. Е., Бердников Н. И., 2012

и т. д.

Однако задача вузов остается прежней: привлекать абитуриентов, а затем вырабатывать у студентов стойкий интерес к обучению, формируя компетенции.

При этом особое внимание надо уделять тому, чтобы сформированные знания выпускника вуза соответствовали требованиям времени, а выпускник был востребован в сфере производства.

И, кроме того, надо так готовить выпускника, чтобы он после окончания вуза был конкурентоспособным. На основании вышеизложенного мы предлагаем дополнительные виды позиционирования вуза.

Законодательно уже установлен минимальный объем часов для предметов, которые относятся к циклу обязательных дисциплин.

Однако сегодня совсем не учитываются интересы студентов, которые стремятся получать углубленные знания по отдельным предметам. В учебных планах отводится достаточное количество часов для изучения дисциплин в рамках курсов по выбору или факультативов. Как правило, содержание этих предметов часто повторяет содержание обязательных дисциплин или совершенно не связано с ними.

Если рационально составить учебный план, когда обязательный предмет будет находить продолжение в курсе по выбору или в факультативе, то образуется логическая внутрипредметная связь обучения, направленная на углубление знаний студентов.

Причем интерес к обучению у студента будет строиться на основе его индивидуальных навыков, способностей и потребностей, а это, безусловно, будет способствовать дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию. Такое усовершенствование учебного плана положительно скажется на позиционировании вуза.

Прокомментируем эту мысль.

Например, дисциплина «Экономика образования» (ФГОС ВПО по направлению 050100 — Педагогическое образование) [3] является обязательной и изучается всеми студентами. Если студента-бакалавра интересуют экономические дисциплины и свою дальнейшую профессиональную деятельность он мечтает связать с экономикой, то его индивидуальная образовательная траектория может «пройти» через предметы по выбору:

- «Основы экономики»,

- «Экономика России»,

- «Мировая экономика»,

- «Экономика предприятия» и т. д.

Если студент-бакалавр после оконча-

ния вуза планирует работать учителем экономики в школе, то помимо обязательного предмета «Методика обучения и воспитания в экономическом образовании» он должен изучить предметы по выбору:

- «Педагогические технологии в образовании»,

- «Педагогическая диагностика»,

- «История образования» и др.

Если студент-бакалавр планирует в дальнейшем заниматься бизнесом, причем бизнесом в рамках международного сотрудничества, помимо обязательного иностранного языка он должен изучать курс по выбору «Деловой иностранный язык», «Бизнес-планирование», «Финансы организации» и т. д.

Если же с течением времени обучающийся разочаруется в освоении выбранной траектории обучения, то у него всегда есть возможность углубленного изучения других дисциплин, заинтересовавших его в процессе обучения, и это будет основанием для формирования других компетенций, необходимых ему в предстоящей профессиональной деятельности.

Грамотно составленный учебный план будет способствовать созданию дифференцированных групп обучения за счет часов, отведенных на курсы по выбору и факультативы, и даст возможность студенту формировать личностно ориентированную траекторию образования.

Дифференциация учебных дисциплин, предусмотренных базисным учебным планом вуза, обеспечит реализацию прав студентов на углубленное изучение учебных дисциплин, относящихся к циклу факультативных и курсов по выбору, которые осваиваются студентом исходя из его личной заинтересованности .

Сочетание обязательных дисциплин с определенным набором курсов по выбору и факультативов станет личностно ориентированной траекторией образования студента и будет инновационным шагом вуза. Такая деятельность усилит позиционирование вуза в глазах общественности.

Однако данное обоснование необходимо закрепить законодательно.

Нормы и правила, регулирующие деятельность образовательных учреждений высшего профессионального образования, прописаны в федеральных законах «Об образовании» [2] и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [4].

Исходя из сделанных утверждений, закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» требует следующих изменений:

Предыдущая редакция Предлагаемые изменения

Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования. 2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Дополнить статью 5, пункт 2 подпунктом 4: 2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, включают в себя требования к: 4) дифференциации учебных дисциплин базисного учебного плана на обязательные, включающие основной образовательный минимум, освоение которого необходимо для достижения получаемого уровня образования, и профильные, узкоспециализированные дисциплины, выбираемые студентами самостоятельно исходя из их личных предпочтений, позволяющие получить более глубокие знания по конкретным наукам.

Статья 5. 6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработку примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Добавить статью 5, пункт 6 следующим подпунктом: 6.1. Выделяемое количество часов на учебные предметы, непосредственно связанные с профилем подготовки, не должно быть меньше, чем учебная нагрузка на предметы общеобразовательного цикла, а также на дисциплины, которые не относятся к основному профилю направления подготовки.

Статья 16, пункт 2, подпункт 1 закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» недостаточно отвечает требованиям сегодняшнего времени и не способствует эффективному позиционированию учебного заведения, поэтому требует новой редакции.

Предыдущая редакция Предлагаемые изменения

Статья 16. Студенты высших учебных заведений. 2. Наряду с закрепленными в законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право: 1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой. Новая редакция статьи 16, пункт 2, подпункт 1: 2. Наряду с закрепленными в законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право: 1) выбирать факультативные занятия, а также по своему усмотрению минимально установленное количество узкоспециализированных дисциплин с углубленным изучением на основе своих предпочтений. Нормируемое количество часов на курсы по выбору и факультативы не должно превышать количество часов, установленных ФГОС ВПО. Предметы, которые студенты выбирают сами, должны быть зафиксированы в учебном плане и находить отражение в учебных планах вузов.

В законе нужно точно указать, что так называемые обязательные элективные курсы, которые в большинстве случаев не дают студентам права на выбор понравившегося учебного предмета, а включают в себя заранее прописанные дисциплины, не учитывающие образовательные потребности обучающихся, должны выбираться студентами самостоятельно в зависимости от их предпочтений. Студенты, помимо освоения основных обязательных образовательных программ, по которым законодательно установлен минимально необходимый для освоения объем часов, должны выбирать несколько узкоспециализированных учебных предметов по своему усмотрению, которые будут давать им углубленные знания в конкретной научной области, формировать профессиональные компетенции.

Таким образом, в базисном учебном плане каждого отдельного профиля подготовки должен быть прописан блок дисциплин, преподаваемый всем студентам в обязательном порядке, и блок дисциплин, из которых студенты в обязательном порядке выбирают те предметы, которые им будут необходимы после окончания вуза с учетом выбранной специальности.

Кроме того, дисциплины по выбору и факультативы студенты могут изучать обзорно или углубленно, и это будет зависеть от их желаний.

Данное усовершенствование учебного плана значительно повысит рейтинг вуза среди других учебных заведений, а его позиционирование будет незыблемым.

Рассмотрим следующий вариант позиционирования вуза.

В стандарте образования ФГОС ВПО «050100 — Педагогическое образование» [3] закреплено положение, что студент

должен проходить педагогическую практику. Под словосочетанием «педагогическая практика» однозначно понимается, что практика должна осуществляться только в образовательных учреждениях.

Не каждый выпускник-бакалавр планирует связывать свою дальнейшую деятельность с профессией учителя. Следовательно, необходимо законодательно расширить базы практики студентов, дать им возможность проходить не только педагогическую, но и производственную практику исходя из их индивидуальных предпочтений, о которых говорилось ранее, что сделает вуз не только гарантом получения студентом теоретических знаний, но и практических навыков. Расширение базы практик даст возможность студентам проходить стажировку на базе тех учреждений, где возможно их дальнейшее трудоустройство. Это особенно важно, если стажировка будет проходить в тех учреждениях, где работают бывшие выпускники вуза. Возникнет преемственность поколений в сфере производства, а позиции вуза укрепятся, так как работодатель будет знать, какие компетенции сформированы у выпускника альма-матер.

Такое сотрудничество вуза и предприятия ликвидирует разрыв между теорией и практикой, позволит формировать компетенции выпускника, что не потребует переучивания дипломированного специалиста на его рабочем месте.

Отсюда следует вывод: необходимо законодательно закрепить право студентов самостоятельно выбирать место производственной практики, соответствующей профилю обучения.

Таким образом, закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» требует следующих изменений [4]:

Предыдущая Предлагаемые

редакция изменения

Статья 16. Студенты высших учебных заведений. Дополнить статью 16 пунктом 11:

(11. Пункт отсутствует) 11. Проходить педагогическую и производственную практику (по выбору студента) в различных организациях при условии, что выполняемая работа будет связана с тем профилем подготовки, на котором обучается студент.

Комментарий. Введенный пункт 11 статьи 16 обязателен, так как заостряет внимание на том, что студента нельзя ограничивать в его правах на выбор места прохождения практики. Расширение мест практики положительно скажется на профессиональном становлении студента и сыграет важную роль в позиционировании вуза.

Расширение базы практики — это еще один верный шаг в позиционировании вуза на рынке образовательных услуг. Вуз будет нацелен на формирование конкретных

компетенций у студентов. Студент же по индивидуальной траектории обучения еще в вузе будет развивать свои профессиональные компетенции, что сделает сотрудничество предприятия и вуза конструктивным.

Таким образом, предложенные изменения и дополнения в существующий закон «О высшем и послевузовском образовании» в значительной степени расширят возможности студентов, позволят целенаправленно изучать обязательные учебные дисциплины и те учебные дисциплины, которые выби-

раются самостоятельно, на основе собственных потребностей. Каждый обучающийся будет усваивать необходимый объем знаний по обязательным предметам, а затем из курсов по выбору и факультативов получит углубленные знания по предметам, составляющим его индивидуальную траекторию обучения.

Такое нововведение положительно скажется на позиционировании вуза и будут способствовать повышению его привлека-

ЛИТЕРАТУРА

1. МУРАВЬЕВА М. Российские вузы перекормили деньгами. 11.08.2011. иЯЬ: http://www.strf.ru/ таїегіаі.аврх? Са*а1о7Ы=221&2_по=41577.

2. ЗАКОН РФ «Об образовании». М. : Эксмо, 2012.

3. ПРИКАЗ от 17 января 2011 г. № 46 об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 4-е изд. М.: Ось-89, 2010.

тельности через возможность разнообразия образовательных маршрутов студентов.

Высказанные предложения по внесению изменений в закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» будут «работать» на совершенствование позиционирования каждого вуза на рынке образовательных услуг, поскольку во многом расширят права и возможности студентов.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.