Якубов Ф.У. старший преподаватель Джизакский политехнический институт
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ
Аннотация. Индивидуальный подход в обучении иностранному языку рассматривается как сложное педагогическое явление, которое определяет эффективность обучения иностранному языку и предполагает активную роль субъекта учебной деятельности. Основными условиями реализации индивидуального подхода выступает дифференциация, которая выражается в оценке первоначальной языковой подготовки ученика, постановка личностно значимых для него целей, выработка навыков самостоятельной работы и умения осуществлять системный подход к овладению новыми знаниями.
Ключевые слова: индивидуальный подход, дифференцированное обучение, в развитии навыки, психологические особенности.
Yakubov F. U. senior lecturer Jizzakh Polytechnic Institute
INDIVIDUAL APPROACH TO TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Abstract. In this article, individual approach to teaching a foreign language is considered as a complex pedagogical phenomenon that determines the effectiveness of teaching a foreign language and involves the active role of the subject of educational activity. The main conditions for the implementation of an individual approach are differentiation, which is expressed in the assessment of the initial language training of the student, the setting of personally significant goals for him, the development of independent work skills and the ability to implement a systematic approach to mastering new knowledge.
Key words: Individual approach, differentiated education, development skills, psychological characteristics.
ВВЕДЕНИЕ
Индивидуальный подход является одной из актуальных проблем обучения иностранным языкам. Эта проблема не нова. Однако ее значение в решении всех разнообразных задач образовательного процесса до конца не раскрыто. Сам термин «индивидуальный подход» понимается как система дидактических средств организации процесса обучения иностранному языку, включающая изменение формы, цели, содержания и
процесса урока. Индивидуальный подход рассматривается как сложное педагогическое явление, определяющее эффективность обучения иностранному языку и включающее активную роль субъекта учебной деятельности. Основными условиями реализации индивидуального подхода является классификация, которая выражается в оценке исходной языковой готовности студента, в постановке для него личностно важных целей, в развитии навыков самостоятельной работы, в умении осуществлять систематическую работу. программа. Подходы к овладению новыми знаниями и навыками. Эта, казалось бы, простая проблема вызывает большие затруднения практически у каждого второго учителя. Основная трудность заключается не в поиске оптимального сочетания фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы при обучении иностранному языку. Остальные трудности связаны с организацией деятельности преподавателя, которая должна быть направлена на развитие умственных способностей каждого ученика, определение индивидуальных особенностей личности ученика.
Неоспоримым фактом является то, что студенты имеют разный уровень подготовки. Чтобы правильно понять причины неравномерной успеваемости на уроке, необходимо выявить и попытаться понять причины каждой из них. Эти причины могут быть разными: один пропустил урок по болезни, другой пренебрег на уроке, третий не понял объяснения учителя на уроке.
По мнению многих психологов и методистов, дифференциация в обучении иностранному языку зачастую основывается не на индивидуальных особенностях учащегося, а лишь на индивидуальных недостатках его знаний. Однако стоит учитывать, что способность к изучению иностранного языка неодинакова: один язык дается легко, а другие даются с большим трудом. Изучение студентов, их склонностей и интересов, возможностей обучения, а также анализ перспектив развития этих возможностей должно стать отправной точкой индивидуального подхода к обучению английскому языку. На собственном опыте я понял, что реализовать это на практике непросто. Основная трудность заключается в выборе и использовании заданий разной степени сложности.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
При выполнении заданий одного уровня сложности одарённые и одарённые учащиеся могут добиться одного и того же результата только с разными затратами времени.
Знание индивидуальных особенностей детей позволяет предвидеть возможные конфликтные ситуации на уроке, например, в случае несоответствия самооценки ученика оценке его ответа учителем. На занятиях английского языка созданы условия, позволяющие учащимся развивать свои индивидуальные способности к обучению. Языковые способности учащихся могут проявляться не только в легкости, скорости и
прочности усвоения учебного материала, но и в формах учебной деятельности, которые предпочитают и наиболее успешно реализуют студенты. Так, студенты с низким уровнем владения иностранным языком отдают предпочтение репродуктивным заданиям, например, повторению ранее выученного текста;
средний уровень обучения позволяет детям сочетать изученное с элементами самостоятельной речи;
достаточная обучающая способность проявляется в охотном выполнении детьми заданий, требующих самостоятельности;
если уровень владения иностранным языком повышается, студенты сопротивляются формам репродуктивного труда и предпочитают творческую самостоятельность.
С другой стороны, дифференцированное образование предполагает организационные формы, при которых каждый обучающийся работает на уровне своих способностей, преодолевает возможную, но значительную для него трудность.
Таким образом, индивидуализация образования предполагает учет как уровня подготовки учащихся, так и их потенциала. Отсюда следует, что та или иная последовательность упражнений должна включать специальные задания, направленные на развитие как индивидуальных, так и психологических особенностей учащихся.Дифференцированное обучение в основном основано на подборе индивидуальных заданий в зависимости от подготовки учащихся и уровня сформированности речевых умений и навыков. Существует множество форм индивидуального обучения. К ним относятся: использование заданий разного уровня сложности, разное количество повторений одного и того же задания, использование разных вариантов одного и того же типа заданий, выполнение упражнений по отдельным карточкам, оказание разной поддержки учащимся. выполнение одного и того же задания, делая перерывы разной продолжительности для выполнения заданий, разные виды клавиш, опор, чтение текстов разной сложности. Чтобы успешно реализовать индивидуальный подход к обучению английскому языку, преподавателю необходимо решить ряд организационных вопросов при контроле за учебой.
Во-первых, исходя из уровня языковой подготовки учащихся, т. е. уровня их навыков чтения на иностранном языке и квалификации, класс условно делится на подгруппы равной подготовки. Во-вторых, необходима психологическая характеристика класса, к которой следует отнести уровень развития индивидуальных психологических особенностей учащихся, определяющих успешность овладения чтением текстов. К таким особенностям относятся общий уровень развития учащихся, памяти, мышления, внимания, сфер интересов.
Исходя из психологических особенностей учащихся, учитель развивает их слаборазвитые психические функции. Таким образом, на
развитие внимания даются следующие задания: - рассказать, сколько персонажей в рассказе; Назовите места, где произошла эта история. Задания этого типа концентрируют внимание учащихся на содержании прочитанного. Также возможны задания: - прочитать предложения и назвать элементы (слова), отличающие их друг от друга. Для развития памяти учащихся им можно предложить следующие задания: - Прочитайте текст. Расположите предметы (картинки) в порядке, указанном в тексте. Расположите предложения в том порядке, в котором они встречаются в тексте; читай их. В целях развития у учащихся языковых предположений и прогностических навыков могут быть предложены следующие виды заданий, направленные на угадывание значения определенного сложного слова, угадывание значения слова по контексту и понимание текста. есть незнакомые учащимся иностранные слова и т. д. Для общего развития можно назвать еще несколько слов из английского языка или попросить это сделать ребят. Развить прогностические навыки помогают следующие задания: - прочитать начало предложений и заполнить их; Составьте связный рассказ из следующих предложений. Одним из важнейших моментов изучения иностранного языка в школе является, конечно же, развитие навыков говорения и аудирования. Но не следует забывать о таком важном аспекте изучения иностранного языка, как письмо. Программы уделяют очень мало времени изучению грамматики и правописания. Что делать учителю в такой ситуации? Используйте метод индивидуальных заданий, который имеет большое значение для эффективного усвоения нового материала разными группами учащихся. С помощью индивидуальных заданий преподаватель может более тщательно контролировать усвоение изучаемого и восполнять пробелы в знаниях учащихся. Учащиеся выполняют индивидуальные задания на уроке.
Как правило, 3-4 ученика получают задания, написанные на карточках, и работают над ними 5-10 минут. Ученик, выполнивший задание, отдал тетрадь учителю и сразу же получил оценку. Задания могут быть одинаковыми или совершенно разными для всех учащихся. Однако не забывайте, что преподавание иностранных языков в школе - это научить учащихся говорить на том языке, который они изучают. Уровень сформированности речевых умений и навыков учащихся следует оценивать по некоторым видам речевой деятельности. Студенты сталкиваются со многими трудностями при выполнении задания на прослушивание текста: большой текст, много говорящих. Опыт показывает, что важной трудностью для многих учащихся при выполнении задания на аудирование является умение понять содержание текста и показать учителю понятное (т. е. раскрыть содержание). Поэтому сильным учащимся можно предложить выполнить одно упражнение, а слабым — другое, а затем при втором прослушивании учащимся можно предложить то же упражнение, что и сильным учащимся при первом прослушивании. Также при назначении
домашнего задания учитываются индивидуальные особенности учащихся. Например, хорошо читающим учащимся дается задание пересказать текст, а плохо читающим — развернутый ответ на вопрос, план текста и т. д. Учебные пособия особенно полезны при дифференцированном подходе, поскольку они доступны. упражнения разных типов и разной сложности. Конечно, учитель решает, как использовать отдельные задания на уроке. Характер заданий зависит от материала, усвоенного учащимися на предыдущих уроках. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Индивидуальный подход к обучению иностранному языку - это возможность использовать цифровые технологии для более эффективного достижения целей. Интерактивные упражнения, то есть интерактивное обучение, помогают учащимся избежать неэффективных и скучных занятий и активизировать самостоятельную работу вне занятий. В заключение хотелось бы сказать, что реализация индивидуального подхода к обучению иностранному языку требует от преподавателя большого мастерства. Оно должно учитывать реальные условия в классе, возможности каждого ученика и не наносить ущерба ценности и интересам каждого из них.
Использованные источники:
1. Якубов, Фазлиддин Утаганович, and Мая Эм. "Роль интерактивных методов и Интернета в учебном процессе при изучении иностранных языков." Учёный XXI века 4-1 (17) (2016): 26-28.
2. Yakubov, Fazliddin Utaganovich. "Improving communicative language skills through role playing activity." Science and Education 3.2 (2022): 1006-1010.
3. Qo'ychieva, Z. I. (2022). Та!аЬа!а^а liderlik qobiliyatini rivojlаntirishning аупт metodologik mаsаlаlаri. Science and Education, 3(2), 908-913.
4. Shodiyev, Muhiddin, and Fazliddin Yakubov. "Ko'nikma va malakalarni shakllantiruvchi o'qitish mashqlari-kommunikativ leksikani orgatishning asosi." Zamonaviy innovatsion tadqiqotlarning dolzarb muammolari va rivojlanish tendensiyalari: yechimlar va istiqbollar 1.1 (2022): 635-638.
5. Madiyeva, Gavhar Abdulazimovna. "Ta'limda yangi innovatsion modelni tatbiq qilishning ahamiyati." Science and Education 3.2 (2022): 777-780.