МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
неделя - выходной день, воскресенье;
гости - люди, которые занимались торговлей, купцы.
Изменились ли сейчас значения этих слов? [1,с.87]
2. Определение устаревших слов в контексте и объяснение их значения.
3. Лингвистическая задача. Например:
В современном русском языке существуют слова наперсток, перстень, купить, покупка, покупатель. Подумай, что означают устаревшие слова перст, купец. Проверь свой ответ по толковому словарику и запиши толкование слов. [1,с.88]
Школьникам сначала предлагается определить значение слов, а затем, опираясь на сравнение состава данных слов, сделать предположение о значении предложенных устаревших слов.
4. Подбор синонимов.
5. Подбор однокоренных слов к устаревшим словам.
Например:
К словам молвить, разуметь подбери однокоренные слова, которые употребляются в нашей речи. [1,с.89]
6. Объяснение значения фразеологизмов, содержащих в своем составе устаревшую лексику. Например:
Объясни, как ты понимаешь выражение время катит чередом. [1,с.90]
Не смотря на то, что данная тема в учебнике представлена небольшим количеством упражнений, младшие школьники получают определенные теоретические сведения в доступной форме и на достаточно разнообразном языковом материале, с помощью различных упражнений закрепляют знание языковой теории. Безусловно, для полноценного усвоения материала недостаточно 11 упражнений. Необходимо неоднократно, систематически к нему обращаться, использовать его для решения различных учебных задач.
Таким образом, изучая устаревшую лексику, младшие школьники не только знакомятся с историей родного языка, своего народа, но и усваивают определенные языковые закономерности, языковую теорию. Использование этнолингвистического материала на уроках русского языка способствует повышению интереса к русскому языку как учебному предмету.
Список использованной литературы:
1. Иванов С.В. и др. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. [Текст]/ С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова - М.: Вентана - Граф, 2013. 176с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
© Е.Г.Мережко, 2015
УДК 377.1
О.В. Миллер
Медико-психолого-социальный институт Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
г. Абакан, Российская Федерация
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК МОДЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
Аннотация
Необходимость пересмотра модели практической подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа» обусловлена требованием ФГОС к участию студентов в формировании своей образовательной траектории, потребностью рынка труда в качественной подготовке специалистов и
122
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
практико-ориентированностью содержания профессиональной подготовки в вузе.
Ключевые слова
Индивидуальный образовательный маршрут, практическая подготовка, компетентностный подход,
образовательная траектория.
В организации практической подготовки будущих специалистов по социальной работе был выявлен ряд остро стоящих проблем: несоответствие содержания фактической деятельности студента целям и задачам практики; формальное отношение студента к оформлению отчетной документации; отсутствие инициативы со стороны студента; несовершенство системы оценки деятельности студента; отсутствие обратной связи вуза с базой практики.
Результаты эмпирического исследования были учтены при разработке новой модели практической подготовки для студентов-бакалавров, в основу которой вошла концепция индивидуального образовательного маршрута. Практическая подготовка предполагает прохождение студентом следующих этапов (процедур): первый этап представляет собой диагностику сформированности профессиональнозначимых личностных качеств студента и его профессиональных ориентиров. Для этого был разработан и апробирован Опросный лист диагностики студентов 1 курса, который позволил выявить мотивы выбора данной профессии; предпочтения относительно категории населения, с которой студенту хотелось бы работать в рамках прохождения практической подготовки; наличие опыта волонтерской деятельности; намерения первокурсников в дальнейшем работать по специальности, продолжить обучение в магистратуре.
После проведения диагностики студенты делятся на три группы: 1) самоопределившиеся студенты, целенаправленно поступивших на это направление подготовки со сформировавшимися образовательными потребностями; 2) студенты, обладающие склонностью к профессии социальный работник, но не определившиеся с образовательными потребностями; 3) «случайно» оказавшиеся на данном факультете. Со студентами 2 и 3 группы проводится повторная профориентационная работа.
Второй этап - это составление карты индивидуального образовательного маршрута, которая отражает учреждение - базу практики, форму организации практики, категории клиентов и содержание деятельности, график работы студента и отчетное задание. В составлении плана работы участвует сам студент, его наставник из числа преподавателей кафедры и руководитель или специалист учреждения, в котором студент планирует проходить практику. Процесс составления Карты и ее согласования дает студенту понимание о том, куда он выходит на практику, с какой целью, что он там будет делать, с какой категорией населения ему предстоит работать; представителю учреждения - понимание о том, какие поручения необходимо будет выдавать практиканту, в какие мероприятия его задействовать, какой мастер-класс ему провести и т.д.; а преподавателю - заранее проследить соответствие содержания деятельности практиканта требованиям к практики, определенным ФГОС и программой практики и заранее дать задание студенту на отчетную конференцию по защите практики.
Третий этап - работа студента по карте индивидуального образовательного маршрута. Помимо выполнения студентом своего отчетного задания, он при необходимости и по возможности проходит различные тренинги на формирование и развитие необходимых для его дальнейшей профессиональной деятельности личностных качеств. Третий этап должен закончиться выполнением отчетного задания и рефлексией студентом своей деятельности. Вся документация о прохождении практической подготовки подшивается в личный журнал студента, ведение которого позволит проследить динамику овладения студентом практических навыков и умений, что является залогом реализации принципа цикличности данной модели. Четвертый этап - это повторная диагностика студента и корректировка индивидуального маршрута, составление новых карт.
Практическая подготовка студентов по индивидуальному образовательному маршруту позволит повысить эффективность освоения студентом практических навыков с учетом его образовательных потребностей, профессиональных ориентиров и личных качеств. Разработанная модель характеризуется системностью практической подготовки, индивидуализацией программы практики и отражает ответственность за результат практической подготовки всех участников этого процесса.
Список использованной литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 19.08.2009 № 667 «О проведении эксперимента по созданию
123