Научная статья на тему 'Индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся как механизм преодоления учебной неуспешности'

Индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся как механизм преодоления учебной неуспешности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальный образовательный маршрут / индивидуальный учебный план / электронное обучение / цифровые образовательные ресурсы / дистанционное обучение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайретдинова Е.С.

Приведено описание практики принятия управленческих решений на основе проведения внутренних оценочных процедур, оценки и интерпретации их результатов с последующей разработкой индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся. Обращено внимание на необходимость организации и реализации компенсирующего обучения в общеобразовательной организации с использованием ресурсов цифровой образовательной среды, в том числе электронного и дистанционного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с разными образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайретдинова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся как механизм преодоления учебной неуспешности»

Совершенствование системы патриотического воспитания сотрудников полиции в Южном федеральном округе как фактор обеспечивающий информационную безопасность современного общества

УДК 371.3

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ

Е.С. Хайретдинова

Приведено описание практики принятия управленческих решений на основе проведения внутренних оценочных процедур, оценки и интерпретации их результатов с последующей разработкой индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся. Обращено внимание на необходимость организации и реализации компенсирующего обучения в общеобразовательной организации с использованием ресурсов цифровой образовательной среды, в том числе электронного и дистанционного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с разными образовательными потребностями.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный учебный план, электронное обучение, цифровые образовательные ресурсы, дистанционное обучение.

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования подразумевает разработку и реализацию (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся [5]. Наряду с этим к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности на современном этапе развития Российского образования относится обеспече-

ние функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) в условиях цифровой образовательной среды

[4].

В МОУ «СОШ № 42» Копейского городского округа большое внимание уделяется вопросам совершенствования ВСОКО, но в последнее время для образовательной организации серьезной стала проблема ограниченности ресурсов, в первую очередь, учебных площадей, педагогических кадров при неизменном со стороны муниципалитета социальном заказе на обучение детей и при наличии в образовательной организации групп обучающихся с разными образовательными потребностями. Более 10 % обучающихся (120 из 1090) - это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их обучение осуществляется по адаптированным образовательным программам. При такой высокой дифференциации обучающихся по их возможностям и образовательным потребностям, администрация МОУ «СОШ № 42» поставила перед собой цель создания индивидуальных образовательных маршрутов (далее - ИОМ) для разных категорий учащихся с учетом получаемого ими уровня образования. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

создать пакет организационной документации для процедуры перевода на индивидуальный учебный план (далее - ИУП) определенной категории обучающихся;

разработать сами индивидуальные учебные планы;

определить и сформировать список отчетных документов модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» -раздел модуля «Сетевой Город. Образование» ГИС «Образование в Челябинской области», который автоматизирует процедуры оценки качества образования (далее - модуль МСОКО) [1, 2]. Объективные данные о качестве образовательных достижений обучающихся послужат основанием для перевода их (обучающихся) на ИУП;

составить методические рекомендации для учителей по реализации индивидуальных

образовательных маршрутов, а также кален-дарно-тематических планов с перечнем электронных образовательных ресурсов для реализации рабочих программ по всем предметам в рамках ИУП.

Следует отметить, что порядок и основания для перевода обучающегося на ИУП опираются на результаты оценочных процедур, которые фиксируются в электронном журнале. В результате использования аналитического инструмента электронного журнала - модуля МСОКО, администрация получает полную картину предметной успеваемости каждого ученика. Именно проведение оценочных процедур является отправной точкой для выявления групп обучающихся, нуждающихся в педагогической поддержке. Для организации системной работы с обучающимися процедуры проводятся периодически, с обязательным заполнением протокола контрольной работы и плана контрольной работы, в котором отражены все контролируемые элементы содержания. При отсутствии планомерной работы всех учителей-предметников аналитика будет неполной, а значит, необъективной. Результаты интерпретации оценочных процедур и являются одним из оснований для перевода учащегося на ИУП.

Процедура обработки и интерпретации результатов оценочной процедуры является достаточно трудоемкой для учителя, высока вероятность необъективной оценки, потери части информации, требуется сравнение и сопоставление результатов обучающегося во времени. Все эти возможности заложены в модуле МСОКО, который делает процедуру оценки результатов прозрачной, объективной и полной.

Таким образом, информационной основой для планирования и организации деятельности являются сведения, полученные из модуля МСОКО, анализ результатов которых способствует принятию администрацией МОУ «СОШ № 42» управленческих решений:

направление на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (далее -ПМПК) некоторых обучающихся 1-2 классов;

поддержка и развитие способностей

Индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся как механизм преодоления учебной неуспешности

одаренных детей в 3-4 классах;

направление на прохождение ПМПК (дообследование) некоторых обучающихся 4-5 классов;

формирование резерва участников олимпиад по различным предметам из обучающихся 6-7 классов;

выявление групп обучающихся в 8-9 классах с негативным прогнозом прохождения ими государственной итоговой аттестации (ГИА).

Последняя категория - это обучающиеся 8-9 классов с низкими индивидуальными показателями результативности по отдельным предметам. На основе анализа отчетов модуля МСОКО, которые содержат оценки (текущий контроль), результаты контрольных работ (за последние два года) и прогнозы результатов государственных экзаменов, формируются группы обучающихся (2-4 человека) с целью подготовки их к ГИА и предотвращения учебной неуспеваемости.

На следующем этапе в рамках реализации ИОМ учащегося требуется разработка учебной документации, а именно, индивидуального учебного плана, поурочного планирования с указанием электронных образовательных ресурсов, которые следует использовать при реализации различных форм обучения (с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий) [3]. Здесь очень важно, чтобы поурочное планирование содержало ссылки на цифровые образовательные ресурсы, комментарии учителя-предметника для обучающихся и для тьютора по проведению занятий.

Наша школа как региональная инновационная площадка по реализации проекта «Современная школа в цифровом пространстве: проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов с использованием ресурсов ЦОС» разработала ИУП для обучающихся 8-9 классов, которые имеют прогноз неуспешной сдачи ГИА по 3 предметам (согласно данным модуля МСОКО), а также для обучающихся 5-9 классов со статусом ОВЗ, которые не прошли промежу-

точную аттестацию. ИУП включает следующие формы занятий: аудиторные занятия с учителем, электронное обучение, которое осуществляется под руководством тьютора, и дистанционное обучение с использованием ЭОР. ИУП включает в себя все предметы согласно обязательной части Федерального учебного плана основного общего образования, а также учебные курсы и предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений.

Реализуя идею компенсирующего обучения, МОУ «СОШ № 42» распределяет количество учебных часов таким образом, чтобы увеличить количество аудиторных занятий по тем предметам, по которым обучающиеся имеют низкий ИРО.

Таким образом, в процессе реализации проекта разработана учебная документация по организации работы с учащимися по ИОМ, выстроена система работы учителей-предметников, реализовано тьюторское сопровождение детей. Именно использование данного комплекса мер, по-нашему мнению, обеспечило в 2023 году 100% успешное завершение ГИА обучающихся 9 классов в основной период. Тогда как в 2021, 2022 годах данный показатель составлял 98%. В 2024 году планируется реализация данного проекта в аспекте создания ИОМ для обучающихся с высокими образовательными потребностями на уровне среднего общего образования.

Важным эффектом данной работы следует также отметить повышение привлекательно с-ти организации среди родительской общественности, что безусловно влияет на мотиваци-онную составляющую образовательного процесса.

Список литературы

1. АИС «Консоль отчетов». Модуль «МСОКО». Руководство пользователя. - URL: https://chiro74.m/fües/upload/sgo/msoco_4.0.pdf (дата обращения: 07.11.2022).

2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc

body=&nd=102162745 (дата обращения: 07.11.2022).

3. Об утверждении правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: постановление правительства РФ от 11.10. 2023 № 1678. - URL: https://ww.garant. ru/hotlaw/federal/1652307/ (дата обращения: 07.11.2022).

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001. pdf (дата обращения: 07.11.2022).

5. Фомина, Н. Б. Формирование многоуровневой системы оценки качества образования : методическое пособие / Н. Б. Фомина. -Москва : Дом Федорова, 2019. - 144 с.

References

1. AIS «Konsol' otchetov». Modul' «MSOKO». Rukovodstvo pol'zovatelya. - URL: https://chiro74.ru/ffles/upload/sgo/msoco_4.0.pdf (data obrashcheniya: 07.11.2022).

2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. -URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbo dy=&nd=102162745 (data obrashcheniya: 07.11.2022).

3. Ob utverzhdenii pravil primeneniya organizatsiyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy pri realizatsii obrazovatel'nykh programm: postanovlenie pravitel'stva RF ot 11.10. 2023 № 1678. - URL: https://www.garant. ru/hotlaw/federal/1652307/ (data obrashcheniya: 07.11.2022).

4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» : prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n. -URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 01.001.pdf (data obrashcheniya: 07.11.2022).

5. Fomina, N. B. Formirovanie mnogourovnevoy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya : metodicheskoe posobie / N. B. Fomina. - Moskva : Dom Fedorova, 2019. - 144 s.

Сведения об авторе

Хайретдинова Елена Сергеевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеообразовательная школа J№ 42», г. Копейск

Information about the author

Khayretdinova E.S. - Deputy Director for Teaching and Educational Work of Municipal Education Institution «Secondary School №42, Kopeysk»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.