Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА УЧАЩЕГОСЯ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА УЧАЩЕГОСЯ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ШКОЛА ПОЛНОГО ДНЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубарева Н.Н., Кобцева О.В., Михайлова Г.В.

В статье проанализированы актуальные проблемы разработки индивидуального образовательного маршрута и рассмотрены вопросы его внедрения в образовательный процесс школы полного дня. Авторами приведен опыт апробации данного инструмента персонализации обучения на базе одной из школ города Курска. В работе описаны коробочные решения, созданные в рамках реализации региональных проектов в сфере образования. Представленная организационно-педагогическая практика может быть тиражирована на другие регионы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубарева Н.Н., Кобцева О.В., Михайлова Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND IMPLEMENTATION AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE FOR A FULL-TIME SCHOOL STUDENT

The article defines the concept of «individual educational route» and discusses the development and implementation of an individual educational route in the educational process of the «Full-time School» model. The authors present the experience of testing this learning personalization tool on the example of the Kursk school. The paper describes boxed solutions created as part of the implementation of regional projects in the field of education. This positive practice can be replicated in other regions.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА УЧАЩЕГОСЯ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ»

УДК 371.3

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА УЧАЩЕГОСЯ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

© 2023 Н. Н. Зубарева 1, О. В. Кобцева 2, Г. В. Михайлова 3

1 кандидат педагогических наук, доцент, старший советник губернатора Курской области e-mail: zubareva @ rkursk. ru

Администрация Курской области

2кандидат педагогических наук, доцент, директор e-mail: OVK2021@ yandex. ru

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 имени Н.А. Бредихина» города Курска

3заместитель начальника управления дошкольного, общего, дополнительного и специального образования и воспитания e-mail: 89092387794@yandex. ru

Министерство образования и науки Курской области

В статье проанализированы актуальные проблемы разработки индивидуального образовательного маршрута и рассмотрены вопросы его внедрения в образовательный процесс школы полного дня. Авторами приведен опыт апробации данного инструмента персонализации обучения на базе одной из школ города Курска. В работе описаны коробочные решения, созданные в рамках реализации региональных проектов в сфере образования. Представленная организационно-педагогическая практика может быть тиражирована на другие регионы.

Ключевые слова: индивидуализация образования, индивидуальный образовательный маршрут, обучающиеся, школа полного дня.

DESIGN AND IMPLEMENTATION AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE FOR A FULL-TIME SCHOOL STUDENT

© 2023 N. N. Zubareva 1, O. V. Kobtseva 2, G. V. Mikhailova 3

1Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Senior Advisor Governor of the Kursk region e-mail: zubareva @ rkursk. ru

Administration of the Kursk region

2Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director e-mail: OVK2021@ yandex. ru

Secondary School № 54 named after N.A. Bredikhin

3Deputy Head of the Department of Preschool, General, Additional and Special

Education and Upbringing e-mail: 89092387794@yandex. ru Ministry of Education and Science of the Kursk region

The article defines the concept of «individual educational route» and discusses the development and implementation of an individual educational route in the educational process of the «Full-time School» model. The authors present the experience of testing this learning personalization tool on the example of the Kursk school. The paper describes boxed solutions created as part of the implementation of regional projects in the field of education. This positive practice can be replicated in other regions.

Keywords: individualization of education, individual educational route, students, full-time school.

В рамках реализации Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 имени Н.А. Бредихина» города Курска внедряются индивидуальные образовательные маршруты (далее ИОМ) «Карта успешности школьника» для обучающихся школы полного дня. ИОМ разрабатываются в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [12] и ФГОС начального, основного и среднего общего образования и учитывают приоритеты Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года [10].

Проблеме разработки индивидуальной образовательной траектории как «персонального пути творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» [11, с. 35] или индивидуального образовательного маршрута как «целенаправленно проектируемой дифференцированной образовательной программы, обеспечивающей обучающемуся позицию субъекта выбора» [13, с. 43] в настоящее время уделяется особое внимание как в основном ([7; 8; 9; 13] и др.), так и в дополнительном образовании детей ([1] и др.). Описаны модели ИОМ и основы их проектирования в изменяющихся условиях введения ФГОС ОО и разработаны шаблоны необходимой документации для сопровождения ИОМ [7]; предложены алгоритмы реализации различных моделей ИОМ и описаны методики внедрения и сопровождения ИОМ [8].

Согласно современным подходам к индивидуализации обучения школьников, ИОМ - это «временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника», которая изменяется в зависимости от динамики возникающих образовательных потребностей и задач и позволяет «иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы» [11, с. 35].

Вопрос об организации ИОМ обучающихся особенно актуален в случае организации учебной деятельности по модели «Школа полного дня». Концепт школы полного дня (далее ТТТПД) имеет давнюю традицию в отечественной педагогической науке (Г.П. Буданова, А.Ф. Иванов, Э.Г. Костяшкин и др.). Школа полного дня - это «тип школы, по временному пространству рассчитанный на целый день и обеспечивающий максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу» [4]. Как замечают исследователи, сегодня ШПД представляют «незначительный по объему сегмент учебных заведений, рассчитанных на наиболее состоятельных представителей среднего класса» [3, с. 22], в то время как потребность в широком распространении школ подобного типа растет в связи с появлением новых возможностей для индивидуализации образовательного процесса. Для полноценной реализации

данной модели необходимо разработать «новые проекты школьных зданий», улучшить «финансирование системы дополнительного образования, удовлетворяющей разнообразные интересы каждого ребенка», организовать «междисциплинарные комплексные исследования и объединение усилий педагогов, психологов, физиологов, врачей для создания максимально благоприятных санитарно-гигиенических условий обучения и жизнедеятельности» каждого обучающегося ШПД [3, с. 22-23].

Модель школы полного дня в настоящее время внедряется в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 имени Н.А. Бредихина» в рамках реализации областного проекта, запланированного в соответствии со Стратегией развития образования в Курской области [10]. Проектная команда столкнулась с проблемой слабой разработанности на практике вопросов реализации ИОМ в школе полного дня. Под ИОМ учащегося ШПД нами понимается целенаправленно проектируемый дифференцированный образовательный путь (способ) построения образовательной успешности учащегося с учетом его запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей на основе синтеза общего, дополнительного, предпрофессионального образования и социально значимых практик. Проектирование образовательной успешности в ШПД реализуется через содержание учебных курсов, предметов программ общего образования, факультативных, элективных курсов, модулей программ дополнительного образования, программ внеурочной деятельности, форм социальной и гражданской активности. Основной целью разработки и внедрения ИОМ в ШПД является формирование к окончанию учебного года нового уровня образовательной успешности и ключевых компетентностей для самовыражения и самоопределения каждого учащегося.

Предполагается, что посредством разработки и внедрения ИОМ в ШПД удастся решить ряд задач:

- обеспечить интеграцию основного, дополнительного и предпрофессионального образования с использованием социально значимых практик и ресурсов социальных партнеров;

- обеспечить организационно-педагогические условия для реализации индивидуальных целей образования, отвечающих ценностям и перспективам личностного и будущего профессионального самоопределения каждого обучающегося;

- создать возможности для развития качеств инициативной личности, свободного ориентирования школьников в окружающей действительности, формирования у них готовности трудиться, принимать самостоятельные решения и участвовать в жизни общества.

Представляется, что необходимыми и достаточными нормативными условиями для реализации ИОМ в ШПД являются оформление заявления и согласия родителей (законных представителей) на реализацию ИОМ с обеспечением субъектной позиции обучающегося в разработке и реализации ИОМ, предполагающей его активное участие в целеполагании, планировании, диагностике уровня развития и оценке результатов своей деятельности, и разработка с участием всех субъектов образовательного процесса индивидуального учебного плана (далее ИУП), обеспечивающего освоение образовательной программы с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося, включая индивидуализацию внеурочной деятельности.

ИОМ проектируется персонально для каждого учащегося и состоит из следующих модулей:

- учебного, представляющего собой программу образовательной деятельности и предметного консультирования, включающую совокупность учебных предметов (базовых, профильных, осваиваемых на повышенном (углубленном) уровне),

элективных курсов, индивидуальных образовательных проектов, мероприятий внеурочной деятельности;

- дополнительного образования, состоящего из перечня дополнительных общеобразовательных программ;

- социального взаимодействия, включающего проектирование социальных активностей обучающегося в пространстве образовательной организации и за ее пределами;

- коррекционного, предусматривающего реализацию индивидуальных и групповых программ психолого-педагогического сопровождения, помощи и поддержки учащегося;

- самостоятельной проектно-исследовательской деятельности (с 7 класса), необходимой для повышения уровня предметных и метапредметных компетенций;

- профориентационной деятельности (с 7 класса), необходимой для профессионального самоопределения, формирования внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации профессиональных планов и интересов, а также выбору профиля обучения на старшей ступени основного общего образования.

Организация профориентационной работы в 5-7 классах ШПД предусматривает: проведение тематических классных часов, бесед, игр, викторин и т.д.; вовлечение обучающихся в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов, детских организаций в школе и учреждении дополнительного образования; вовлечение обучающихся в разнообразную коллективную творческую деятельность; изучение технологических основ производственной деятельности на уроках технологии; реализацию профориентационных программ с учетом особенностей региональной экономики.

Организация профориентационной работы на этапе предпрофильной подготовки (в 8-9 классах) включает: элементы профориентационной работы, встроенные в учебный процесс; профориентационную работу с участием родителей, педагогов, работодателей; ознакомление обучающихся с деятельностью предприятий, учреждений и организаций социальной сферы; проведение практик (социальных, социально-профессиональных, производственных, в том числе летних, на предприятиях города); индивидуальные и групповые консультации по выбору профиля обучения; получение первой профессии.

Организация профориентационной работы на этапе профильной подготовки (в 10-11 классах) включает: проведение профориентационных классных часов; реализацию профессиональных проб, предпрофессиональных программ совместно с образовательными организациями высшего образования; проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности; экскурсии на предприятия (в организации, учреждения) города, области; встречи с представителями различных профессий; занятия и тренинги по планированию карьеры; получение первой профессии; реализацию программ по профессиональному самоопределению; психологические консультации для старшеклассников и их родителей по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития.

На базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 имени Н.А. Бредихина» был апробирован следующий алгоритм разработки и внедрения ИОМ на этапе предпрофильной и профильной подготовки:

1) информирование участников образовательных отношений о возможностях образовательной среды;

2) оказание куратором (тьютором) помощи обучающемуся в формулировании образовательной цели совместно;

3) педагогическая поддержка процессов самоанализа, рефлексии, соотнесения индивидуальных потребностей с внешними требованиями (различных профилей обучения);

4) обеспечение обучающемуся возможности выбора варианта реализации поставленной цели в условиях урочной и внеурочной деятельности с обязательной фиксацией выбранного варианта в виде маршрутного листа;

5) создание условий для реализации ИОМ;

6) организация промежуточной рефлексии результатов.

Формирование ИОМ и выбор его модулей определяется осознанием всеми участниками образовательной деятельности его необходимости и значимости как средства самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения. Специалистами СОШ № 54 имени Н.А. Бредихина обеспечивались следующие условия процесса внедрения ИОМ: мотивация учащегося и согласие родителей (законных представителей) на разработку и реализацию ИОМ; предварительная диагностика образовательных возможностей, потребностей, затруднений, профессиональных интересов и склонностей учащегося; соблюдение рекомендаций педагога-психолога (по итогам проведенной диагностики), учителей-предметников; учет медицинских показаний.

Кадровыми условиями реализации ИОМ в ШПД является система управления индивидуальным маршрутом учащегося, включающая тьютора, учителей по предметным областям, классного руководителя, заместителя директора, курирующего функционирование ШПД, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов с целью осуществления психолого-педагогического сопровождения и поддержки процесса разработки и корректировки ИОМ учащегося.

С целью качественной реализации внеурочного модуля и модуля дополнительного образования ИОМ учащегося образовательная организация может привлекать кадровые ресурсы социальных образовательных учреждений -физкультуры и спорта, дополнительного образования и культуры и др.

Обязанности тьютора по проектированию ИОМ включают оказание помощи учащемуся в осознанном выборе стратегии образования, мониторинг трудностей процесса самообразования, составление индивидуального учебного плана сопровождение при выборе индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, консультирование обучающихся и родителей (законных представителей), внесение корректив в ИОМ при необходимости, мониторинг успешности обучающегося, взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Представим порядок проектирования ИОМ на учебный год. Проектирование ИОМ учащегося начальной школы осуществляется со 2 класса и включает следующие этапы:

- родители (законные представители) заполняют бланк заявления на формирование ИОМ (приложение 1), формулируют совместно с тьютором цели и ожидаемые результаты реализации ИОМ;

- тьютор совместно с психологической службой организации проводит диагностику образовательных потребностей, способностей, интересов, мотивов, профессиональных интересов и склонностей личности обучающихся и обобщает их в заключение, которое прикладывается к заявлению;

- конструирование ИУП кадрами, реализующими сопровождение ИОМ;

— заместитель директора, курирующий реализацию ИОМ, осуществляет экспертизу представленных документов, утверждает образовательный маршрут в течение 10 дней с момента подачи заявления до 20 июля текущего года;

— тьютор знакомит с ИОМ всех участников образовательного процесса, включая учащегося и его родителей (законных представителей);

— в ходе реализации ИОМ учащегося может возникнуть необходимость его корректировки, которая производится на основании мониторинга реализации индивидуального образовательного маршрута, включающего проведение психологической диагностики, контрольных мероприятий тьютором.

Проектирование ИОМ учащегося основной и средней школы (5-11 классы) включает следующие этапы:

— родители (законные представители) заполняют бланк заявления на формирование ИОМ;

— тьютор совместно с психологической службой организации проводит диагностику образовательных потребностей, склонностей, интересов, мотивов, профориентационной направленности личности обучающихся, формулирует совместно с родителями и детьми цели, задачи и планируемые результаты реализации ИОМ и обобщает их в заключение, которое прилагается к заявлению;

— конструирование ИУП лицами, ответственными за сопровождение ИОМ;

— заместитель директора, курирующий реализацию ИОМ, запрашивает рекомендации учителей-предметников, осуществляет экспертизу представленных документов, утверждает образовательный маршрут в течение 10 дней с момента подачи заявления до 20 июля текущего года;

— тьютор знакомит с ИОМ всех участников образовательного процесса, включая учащегося и его родителей (законных представителей);

— в ходе реализации ИОМ учащегося может возникнуть необходимость его корректировки, которая производится на основании мониторинга реализации индивидуального образовательного маршрута, включающего проведение психологической диагностики, контрольных мероприятий тьютором.

Обучающиеся могут выбрать форму получения консультативной помощи учителя при индивидуальной самостоятельной работе, выполнении проектно-исследовательской деятельности, предметных консультаций. Тьютор, классный руководитель или лицо, назначенное приказом директора в качестве ответственного за мониторинг реализации ИОМ, ведет оценку успешности прохождения ИОМ и вносит в карту успешности учащегося его достижения и заслуги.

Важным этапом реализации ИОМ является его мониторинг. Цель мониторинга -создать условия для получения, обработки и анализа информации об эффективности реализации ИОМ учащегося. Система мониторинга ИОМ строится на основе аналитических данных ЭлЖура поэтапно.

Аналитико-диагностический этап мониторинга включает проведение контрольно-диагностических мероприятий по методике оценки обучаемости и обученности А.К. Марковой и методике определения достижений учащихся путем сравнительного анализа обучаемости и обученности Р.А.Захаровой, а также анализ успеваемости. По итогам данного этапа формируется протокол индивидуальных стартовых возможностей учащегося, включающий следующие показатели: уровень нереализованных способностей учащегося; пути коррекции обучаемости учащегося; гибкий анализ учебных способностей - для родителей; прогноз обучаемости до конца периода.

Организационно-проектировочный этап включает проведение сравнительного мониторинга результатов предметного рубежного контроля за учебный период

на основании показателей успеваемости по всем учебным предметам. Сравнительный анализ позволяет выявить динамику и определить отклонения результатов учащегося на текущую дату с результатами прошлого рубежа на основе данных ЭлЖура раздела «портфолио» учащегося как системы хранения, систематизации и оценки успехов в различных областях.

Коррекционный этап мониторинга предусматривает определение мер по предупреждению предметной неуспешности. Корректировка ИОМ осуществляется тьютором со следующей периодичностью:

один раз в четверть - результаты учебного модуля, в результативность по которому, помимо учебных предметов, добавляются результаты учебных олимпиад и предметных конкурсов;

один раз в четверть - результаты внеурочного модуля, в результативность по которому добавляются конкурсы, занятия спортом и творчеством как в общеобразовательной организации, так и в учреждениях дополнительного образования;

один раз в четверть - модуль дополнительного образования, в результативность по которому добавляются результаты деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования как в общеобразовательной организации, так и в учреждениях дополнительного образования;

один раз в месяц - коррекционный модуль;

один раз в полугодие - модуль индивидуального проектирования;

один раз в полугодие - профориентационный модуль.

Тьютор обобщает полученные результаты, делает углубленный анализ, готовит заключение по его итогам.

Управление и корректировка ИОМ осуществляется с участием обучающихся, родителей (законных представителей), команды сопровождения класса, в которую входит классный руководитель, работающие в классе учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, советник директора по воспитанию, тьютор. Отрицательная динамика до 0,2 единицы за месяц по двум и более учебным предметам у одного из учащихся является основанием для использования индивидуальных механизмов сопровождения:

- дополнительных и / или консультативных занятий в группах предметной поддержки;

- индивидуального сопровождения психологом, логопедом, дефектологом;

- подключения к сопровождению педагогов дополнительного образования с целью повышения мотивации учения школьника.

Итоговый этап мониторинга включает проведение анализа результативности ИОМ и предоставление один раз в полгода информационно-аналитической справки по классу для контроля за динамикой успешности каждого обучающегося ШПД.

Рефлексивно-оценочный этап предусматривает проведение самоанализа соответствия полученных результатов деятельности целям и результатам образовательной деятельности ребенка. Каждый учащийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. Данная работа проводится тьютором совместно со всеми субъектами образовательного процесса в конце учебного года. Сопоставляются личные заслуги с изменениями и достижениями в этой области. После самооценки и оценки создается карта показателей достижения результатов как эффективное средство коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности по реализации ИОМ обучающегося.

Библиографический список

1. Будаева, Н. А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута: методическое пособие / Н. А. Будаева. - Усть-Кут: МОУ ДОД ДЮЦ УКМО, 2015. - 27 с.

2. Буданова, Г. П. Школа полного дня / Г. П. Буданова, Е. В. Мячина, Р. М. Шостак. - Москва: Педагогический поиск, 2010. - 240 с.

3. Дубовер, Д. А. Школа полного дня в России на рубеже XX и XXI вв.: история, современность, перспективы / Д. А. Дубовер // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2012. - № 10/1. - С. 20-23.

4. Душина, Н. Н. Реализация проекта «Школа полного дня» / Н. Н. Душина // Молодой ученый. - 2021. - № 13 (355). - С. 257-259. - ШЬ: https://moluch.ru/archive/355/79488/ (дата обращения: 04.05.2023).

5. Костяшкин, Э. Г. Сельская школа полного дня / Э. Г. Костяшкин, А. Ф. Иванов. - Москва: Знание, 1981. - 96 с.

6. Костяшкин, Э. Г. Школа продленного дня / Э. Г. Костяшкин. - Москва: Просвещение, 1965. - 200 с.

7. Крылова, О. Н. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика / О. Н. Крылова. - Санкт-Петербург: Каро, 2019. - 224 с.

8. Кунаш, М. А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. ФГОС: методическое пособие / М. А. Кунаш. - Волгоград: Учитель, 2015. - 170 с.

9. Лукьянова, М. И. Вариативный образовательный маршрут / М. И. Лукьянова // Учитель. - 2007. - № 1. - С. 9-11.

10. Постановление Администрации Курской области от 10 ноября 2022 г. № 1284-па «Об утверждении Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года».

11. Практика личностно-ориентированного образования: учебное пособие / авторы-составители: И. А. Талышева, Х. Р. Пегова. - Елабуга, 2020. -126 с.

12. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.

13. Шеманаева, М. А. О трактовках термина «индивидуальная образовательная траектория» / М. А. Шемганаева // Концепт. - 2017. - № Б12. - С. 43-47. - ШЬ: http://e-koncept.ru/2017/470154.htm (дата обращения: 02.05.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.