4. НТГИА. Ф. 141.Оп. 1. Д. 87. Л.188 - 189 об.
5. НТГИА. Ф. 141.Оп. 1. Д. 87. Л.204 - 205 об.
6. НТГИА. Ф. 141.Оп. 1. Д. 159. Л.15 - 16.
7. НТГИА. Ф. 141.Оп. 1. Д. 66. Л.1-552.
УДК 373.51
УПРАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ МАРШРУТАМИ УЧАЩИХСЯ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Бурдельная Юлия Анатольевна,
к.п.н., заведующий кафедры управления и экономики образования
Институт развития образования Омской области, г. Омск, Россия burdelnayaua@mail. ru
В данной статье обобщается опыт управления индивидуальными образовательными маршрутами обучающихся в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Раскрывается алгоритм управления индивидуальными маршрутами на основе сетевой модульной программы профильного обучения и возможности зачета сетевых курсов, освоенных в различных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие образовательных учреждений; профильного обучения; индивидуальный образовательный маршрут; кредино-рейтинговая система; модульная программа.
MANAGEMENT INDIVIDUALLY EDUCATIONAL ROUTES STUDENTS IN NETWORKING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Burdelnaya Yulia
Institute of Education of Omsk Region, Omsk, Russia burdelnayaua@mail. ru
In Dana article summarizes experience in management of individual educational routes studied in the conditions of networking of schools. Discloses a control algorithm of individual educational routes through a network of modular program of Special Education and the possibility of offsetting the network of courses that have been domesticated in different obrazatelnyh institutions.
Keywords: network interaction of educational institutions; profile training, an individual educational route; kredino-rating system; the modular program.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений направлено на формирование устойчивых и упорядоченных связей между ними, которые определяют структуру сети, оказывают воздействие его участников друг на друга, обуславливают их изменения и развитие. Требование более полного удовлетворения современных образовательных запросов при эффективном использовании имеющихся
ресурсов, индивидуализации образовательного процесса приводит к необходимости объединения усилий отдельных школ и социальных партнеров. Формирование образовательных сетей является закономерным явлением в развитии системы образования, направленным на решение проблемы, связанной со слабостью ресурсов образовательных учреждений.
Наиболее активно процессы сетевого взаимодействия образовательных учреждений стали развиваться при внедрении профильного обучения и связаны с актуализацией проблемы индивидуализации учащихся. Индивидуализация в профильном обучении предполагает проектирование и реализацию новых форм индивидуальной образовательной деятельности (индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный учебный план) через обеспечение пространства их выбора.
Если представить профильную сеть с помощью метода триадных сеток (см. рис. 1), то ее узлами будут являться ее объекты, а связями между ними - социальные взаимоотношения.
Ус.юеные обозначения:
1 - ОУ, реализующие программы
профильного обучения
2 — учреждения системы дополнительного
образования ^ — социальные партнеры /вузы, ссузы и пр.)
4 — ресурсы дистанционного образования
5 — ОУ, входящие в сеть
Р— пространство для построения ИОМ
Рис. 1. Графическое изображение профильной сети
Образовательные учреждения, входящие в сеть (1,2,5), при организации профильного обучения, используя не только собственные ресурсы, но и ресурсы партнеров (3), дистанционного образования (4), расширяют вариативное пространство для конструирования ИОМ учащихся и формирования социального знания, усиливая их учебную мобильность. Это позволяет формировать основу для свободного выбора (Р), который означает наличие различных вариантов получения знаний, в том числе в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса, в выборе форм образовательной деятельности.
В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении индивидуального образоватльного маршрута (ИОМ) можно использовать учебные предметы (курсы) нескольких образовательных учреждений (организаций) на основе модульной сетевой программы. Такой подход к конструированию ИОМ учащихся требует включение в управление всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов ОУ, социальных партнеров).
В процессе опытно-экспериментальной работы нами был разработан алгоритм управления индивидуальными образовательными маршрутами в сетевом взаимодействии образовательных учреждений при организации профильного обучения (рис.2).
ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ЭТАП
ЭТАП СОГЛАСОВАНИЯ
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ
АНАЛИТИЧЕСКИ! ЭТАП
ОРТ АНИЗ АЦИОН ныи ЭТАП
диагностика личностного и социально-
стратификационно го заказа : опр ед ел е ние потенциальных возможностей ОУ ,хтл оказания образовательных услуг к со ответствии с предъявляемыми требованиями
взаимодеиствие суоъектов по созданию условии для конструирования ИОМ старших подростков в едином информационном образовательном пространстве
разраоотка единства содержательной и процессуальной сторон образовательного процесса в соответствии с предъявляемыми требованиями, согласование ИОМ учащихся
осуществление ооразовательного процесса в соответствии с полученным социальным заказом, координация действий субъектов сетевого взаимодействия, реализация ИОМ учащихся
совместная экспертиза и анализ резулыатовреализацин ИОМ учащихся Б сетевом взаимодействии
Условные обозначения:
- последовательность этапов ■ последовательность действий
Рис. 2. Алгоритм управления индивидуальными образовательными маршрутами учащихся в сетевом взаимодействии ОУ при организации профильного обучения
На первом (диагностическом) этапе на уровне образовательных учреждений, входящих в сеть изучается и анализ потребностей учащихся 9 класса и родителей через анкетирование, составляется учебный план школ и индивидуальные учебные планы учащихся. На уровне муниципального органа управления образованием анализируются потребности регионального рынка труда (анкетирование руководителей предприятий и других учреждений-партнеров, анализ данных службы занятости). В соответствии с полученными данными на организационном этапе начинается разработка различных информационных ресурсов в соответствии с полученными данными (элективные курсы, социальные и учебные практики и т.п.) образовательных учреждений и поиск необходимых дополнительных ресурсов. На этапе согласования разрабатывается механизм зачета ИОМ учащихся (кредино-рейтинговая система), проводится согласование необходимых изменений в учебных планах образовательных учреждений и ИУП учащихся, идет подготовка сетевого учебного плана на текущий учебный год, подготовка распоряжений к тарификации в сети и составление сетевого расписания.
Для осуществления управления ИОМ учащихся на основе представленного алгоритма нами был создан Управляющий совет Сети (высший координирующий орган действий всех крупных системных единиц сети), включающий представителей образовательных учреждений, социальных партнеров, входящие в сеть (рис.3). Деятельность Управляющего совета Сети регламентируется Положением об этом органе управления.
Рис. 3. Управление системой профильного обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений
Даная организационная структура представлена структурой матричного типа и включает три уровня:
• высший координирующий орган действий всех крупных системных единиц сети (Управляющий совет Сети),
• подразделения второго уровня управления (образовательные учреждения и социальные партнеры, входящие в сеть), подчиненные непосредственно высшему координирующему органу (Координационный центр инновационной деятельности), органы управления образовательных учреждений, входящих в сеть,
• проектные команды, которым образовательные учреждения и социальные партнеры делегируют своих сотрудников.
В результате разработанной нами системы управления ИОМ в профильной сети формируется единое образовательное пространство. Оно аккумулирует различные ресурсы и расширяет возможные пути реализации ИОМ учащихся, а также развивает представления личности о будущем. При этом будущее определяется неоднозначно и проявляется как спектр «целей» профессионального самоопределения, неопределенность выбора, ИОМ учащихся приобретает свою специфику. Во-первых, он становится механизмом самоорганизации для достижения личностной цели учащихся (профессионального самоопределения). Во-вторых, происходит увеличение объема самостоятельной внеаудиторной нагрузки в их работе за счет использования различных форм получения образования. В-третьих, у них появляется возможность осваивать учебные предметы, модули за счет ресурсов единого информационного образовательного пространства, усиливая при этом свою учебную мобильность.
Специфика индивидуального образовательного маршрута учащихся не может быть обеспечена в рамках существующего базисного учебного плана, поскольку он нормирует аудиторную нагрузку обучающихся в конкретном образо-
вательном учреждении, поэтому для достижения цели использована кредитно-рейтинговая система.
Кредитная единица (кредит) служит для оценки трудоемкости учебных курсов и реализации принципа индивидуализации обучения через модульное построение содержания образования базового и профильного уровня. Кредиты описывают выполненную работу как часть индивидуального учебного плана (ИУП), накапливаясь в рамках последовательной реализации программы обучения, отражая определенный объем работы и являясь системой измерения учебного труда, т.е. позволяя оценить общую трудоемкость учебного курса, освоенного учащимся.
Учебный план профильного обучения дифференцирует содержание профильного обучения по предметам, реализующим различные образовательные функции - базовые, профильные, элективные, поэтому индивидуальная образовательная программа учащихся 10-11 классов будет представлена определенным количеством (К) модулей (предметов, дисциплин), общей трудоемкостью за два года обучения (К) равным 100 единицам, что означает 100% результат её освоения. Количество кредитов образовательной программы должно представлять сумму кредитов отдельных модулей (предметов, дисциплин):
К=К1+К2+Кз+_+К„=100 (~ 50+50 за два года обучения)
Общая трудоемкость ИОМ учащихся может превышать объем аудиторной нагрузки, ее зависимость пропорциональна объему самостоятельной работы и результативности освоения курса.
В процессе реализации ИОМ учащихся и в ОУ и в Управляющем совете Сети осуществляется контроль за организацией образовательного процесса, выполнением социальными партнерами своих обязательств, соблюдением безопасных условий обучения. План контроля составляется и согласовывается на первом заседании Совета и доводится до сведения всех участников сетевого взаимодействия. Совместная экспертиза и анализ результатов реализации ИОМ учащихся в сетевом взаимодействии осуществляется в конце учебного года и по завершению обучения в старшей (профильной) школе.
Полученный в результате опытно-экспериментальной работы опыт управления ИОМ учащихся в сетевом взаимодействии может использоваться не только в условиях профильного обучения, а может быть перенесен в условия интеграции общего и дополнительного образования, организацию зачета внеучебных достижений школьников.
Литература
1. Бурдельная Ю.А. Становление открытой системы профильного обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений: Дис... канд. пед. наук: 13.00.01. - Омск, 2008. - 201 с.
2. Писарева С.А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. - 84 с.
3. Рыжаков М.В. Модульно-рейтинговая система в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Профильная школа. - 2007. - №1 (22). - С. 5-13.
4. Рыжаков М.В., Филатова Л.О. Зачетно-модульная система обучения как вариант организации профильного обучения на старшей ступени школы // Профильная школа. - 2004. - № 6. - С. 6 - 12.
УДК 159.922
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Давыдова Светлана Витальевна, старший преподаватель Московский государственный гуманитарный университет - Егорьевский филиал
г. Егорьвеск, Россия Lana_7805@mail. ru
Потребность самопонимания, самопознания, самоактуализации, самоосуществления и других феноменов само- растет месте с расширением знаний человека о мире и о себе, вместе с ростом субъективных возможностей и усложнением задач, стоящих перед человеком. В настоящее время актуальность проблемы самоатуализации личности возрастает в связи с такими особенностями нашего общества, как нестабильность, неопределенность, характеризующие практически все сферы жизни человека, особенно управленческую деятельность. В этих новых объективных обстоятельствах проблема субъективного выбора личности вырастает до глобальных размеров.
Ключевые слова: самоактуализация; самореализация; духовность; руководитель; управленческая деятельность.
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF SELF-ACTUALISATION OF MODERN HEADS
Davydova Svetlana, teaching insfructor Moscow State Humanitarian University named by Sholokhov Yegoryevsk, Russia Lana_7805@mail. ru
The requirement of self-understanding, self-knowledge, self-actualisation, self-realisation and other phenomena itself grows with an expansion of the person's knowledge about the world and about oneself, together with growth of subjective possibilities and complication of the problems facing to the person. Now a days the problem of per-sonis self-actualisation increases in connection with such features of our society, as instability, uncertainty characterising practically all spheres of human life, especially administrative activity. The problem of a personis subjective choice grows to the global sizes in these new objective circumstances.
Keywords: self-actualisation; self-realisation; spirituality; the head; administrative activity.