размножению; необходимо также строго соблюдать условия хранения шрота. Условия проведения технологического процесса наряду с качеством перерабатываемого сырья также оказывают немаловажное значение в получении белковых продуктов.
Установлено, что во время технологических операций удаляется большое количество микроорганизмов и их спор, однако полного уничтожения их не происходит. Исчезновение некоторых микроорганизмов компенсируется бурным развитием других (тут благоприятным фактором для развития микроорганизмов являются темпе-А-ратура и рН раствора, продолжительность хранения на отдельных стадиях).
При производстве пищевого растительного белка из подсолнечного и соевого шротов микробиологическая загрязненность продуктов различна (табл. 1 и 2).
Высокое микробное число характерно также для белковой пасты, хранившейся в течение 6—8 ч. Несмотря на низкий рН, как правило, она имеет значительную бактериальную загрязненность—1 ООО ООО и более клеток в 1 г. Поэтому особенно недопустимо хранение белковой пасты даже сравнительно непродолжительное время не в холодильнике, а также в открытой емкости, поскольку она может дополнительно загрязняться микрофлорой воздуха.
Сушка белка снижает количество микроорганизмов в белковых продуктах. Так, если общее число микроорганизмов в I г белковой насты, поступающей на сушку, составляло 800 ООО, то в 1 г белка, отобранном сразу после сушки, их 100 ООО. В этом случае сказывается губительное действие на микроорганизмы высокой температуры как одного из наиболее важных факторов, влияющих на жизнеспособность микроорганизмов.
Под действием высокой температуры в процессе сушки происходит уничтожение большей части микрофлоры получаемого белка, в первую очередь вегетативных, не-спорообразующнх клеток, к которым относятся и бактерии группы кишечной палочки (БГКП). Однако споровые аэробные и анаэробные микроорганизмы в состоянии спор очень стойки к действию высоких температур, поэтому они и могут составлять основную часть так называе-| мой остаточной микрофлоры, содержащейся в белке после сушки при низком качестве исходного шрота.
Увеличение микробного числа готового продукта способствует его последующая «доработка»: измельчение, просеивание, упаковка и др. Именно после сушки возможно заражение белкового продукта БГКП.
Таким образом, хотя степень загрязненности микроорганизмами исходного сырья является определяющей для микрофлоры готового продукта, нельзя недооценивать также особенности технологии и возможности заражения белковых продуктов дополнительными микробами на различных стадиях производства.
Результаты исследований показали, что количественный состав микрофлоры пищевого растительного белка нестабилен и определяется перечисленными факторами. Качественный бактериологический состав пищевого белка в основном идентичен составу исходного сырья — шрота.
Среди гнилостных микроорганизмов основными являются аэробные микроорганизмы Вас. subtilis, Вас. те-sentericus и Вас. mycoides. Они обнаружены во многих исследованных образцах пищевого растительного белка. Споры этих сапрофитных микроорганизмов термоустойчивы.
При качественном анализе на содержание анаэробных мезофильных микроорганизмов в некоторых образцах выявлено также наличие белка гнилостных мезофильных анаэробов Cl. putrificum, Cl. sporogenes. В белке могут присутствовать и термофильные анаэробные микроорганизмы.
Кроме перечисленных микроорганизмов, в белковых продуктах обнаружена непатогенная кокковая микрофлора.
Санитарная оценка пищевого белка проводится на основании определения бактерий группы coli. Содержание БГКП не допускается в 0,1 г продукта.
Систематический санитарный контроль производства пищевого белка — одно из необходимых условий, обеспечивающих нормальное течение технологического процесса и высокое качество продукции. Санитарный контроль должен включать: проверку правильности монки и чистоты оборудования, чистоты помещения и упаковочных мешков, соблюдения работниками производства правил личной гигиены.
Таким образом, при производстве пищевого белка должен использоваться шрот, отвечающий определенным требованиям. Необходимо совершенствовать технологический процесс путем сокращения продолжительности отдельных операций. Условия хранения должны обеспечивать предохранение белка от порчи и загрязнения микроорганизмами. Микробы, содержащиеся в белке, не должны иметь благоприятных для жизнедеятельности условий. Относительная влажность воздуха в помещениях для хранения должна быть не выше 15—18 °С.
Литература. Алеев Б. С., Ратнер М. И. Микробы
и зерно. М., 1963. Данилова Т. Л., Красильников В. П., Логвинова Т. Т.
Масло-жир. пром-сть, 1981, № 7, с. 14. Мишустин Е. П., Трисвятский Л. А. Микробиология зерна, муки и хлебных кондитерских продуктов. М., 1963.
Поступила 04.01 82
УДК 613.648:1615.849.1 + 616-073.751-07
В. А. Алексеева, В. Г. Еркин, О. В. Лебедев
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОЗЫ ОБЛУЧЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ГРУПП ПЕРСОНАЛА
Ленинградский НИИ радиационной гигиены Минздрава РСФСР
Информация об индивидуальных дозах облучения персонала имеет важное значение для гигиенической оценки влияния ионизирующего излучения на здоровье человека и разработки научно обоснованной системы защитных мероприятий и индивидуального дозиметрического контроля (ИДК) персонала. Объем и достоверность имеющихся данных о дозах явно недостаточны, и необходимо проведение дальнейших исследований с применением наиболее совершенных методов ИД К. Перспективным в этом направлении является создание централизованной системы ИДК, использующей наиболее совершенный термо-
люминесцентный метод дозиметрии, который обладает высокой чувствительностью и точностью измерений.
Целью настоящей работы явилось получение информации об индивидуальных дозах облучения отдельных групп персонала на основе применения термолюминесцентного метода дозиметрии и единой методики обработки и анализа данных. Работа проводилась Опытным центром санитарного ИДК, созданным в 1981 г. при Ленинградском НИИ радиационной гигиены и осуществляющим совместно с СЭС выборочный дозиметрический контроль персонала в 5 регионах РСФСР.
6■ InD
ТОО Ъ.мбзр
■—■ ■ Рис г Рис з
Рис. I. Распределение индивидуальных доз облучения за квартал для персонала медицинских рент-
генодиагностических кабинетов.
Здесь н на рис. 2 и 3: / — зависимость относительной частоты V от дозы О: ? и Ч — зависимости относительной V и
накопленной 2 частот от логарифма дозы соответственно
Рис. 2. Распределение индивидуальных доз облучения за квартал для рентгено- и гамма-дефектоско-
пистов.
Рис. 3. Распределение индивидуальных доз облучения за квартал для работников пункта захоронения радиоактивных отходов.
Экспериментально определены индивидуальные дозы облучения за квартал для персонала медицинских рентге-нодиагностических кабинетов общего профиля (270 человек) — 1-я группа; гамма- и рентгенодефектоскопистов {300 человек), работающих со стационарными и переносными аппаратами в условиях защитных камер —2-я группа; работников пункта захоронения радиоактивных отходов (290 человек) — 3-я группа.
Для измерения доз применяли индивидуальные термолюминесцентные дозиметры с детекторами ЭЧ ТЛД-5 диаметром 5Х 1 мм на основе фтористого лития и прибор «Харшоу-2000Д». Калибровку дозиметров производили по у-излучению цезия-137 с использованием образцового ионизационного дозиметра VA-I-18. Среднее квад-ратическое отклонение чувствительности детекторов было ±7%, при этом средние квадратические ошибки измерения минимальной и наиболее вероятной квартальных доз (с учетом фона, 20 и СО мбэр) составляли соответственно ±20 и ±10%.Потеря информации о дозе при хранении облученных дозиметров не превышала 5% за 6 мес. Для определения индивидуальной дозы, обусловленной производственной деятельностью человека, из результата измерения вычитали среднее значение квартальной дозы от естественного фона ионизирующего излучения (20 мбэр).
Обобщенные результаты измерений представлены на рис. 1, 2 и 3 и в таблице. Кривые / на рис. I, 2 и 3 изображают зависимость относительной частоты v, с которой зарегистрировано данное значение дозы, от величины дозы D. Определенное из кривых 1 наиболее вероятное зна-
Параметры распределений квартальных индивидуальных доз облучения персонала
Профессно- Параметры
HAJJbH.IH DB. мбэр
группа D. мбэр ln D о (ln D) Р
1-Я 30 45 3.6 0,70 0,2017
2-я 38 57 3,8 0,85 0.0344
3-я 45 63 4,1 0,60 0,5341
чение индивидуальной дозы за квартал 0„, а также средняя доза й приведены в таблице.
Исходя из асимметричного характера кривых / (см. рис. 1, 2, и 3), было сделано предположение о том, что распределение индивидуальных доз является логнормаль-ным. Для проверки этого предположения получена зависимость накопленной частоты 2. в вероятностном масштабе от натурального логарифма дозы 1п Э (линии 3 на рис. 1, 2, и 3), из которой видно, что для всех групп персонала экспериментальные точки образуют зависимость, близкую к линейной, характерной для логнормального распределения. Соответствие распределении проверялось также по критерию Пирсона (В. Ю. Урбах). В таблице указаны полученные значения вероятности согласия Р (РТМ 44—62), подтверждающие соответствие экспериментальных распределений логнормалыюму, а также представлены средние значения логарифма дозы 1п О и его среднее квадратическое отклонение а (1п Ь), определенные из линеаризованных зависимостей (линии 3 на рис. 1, 2 и 3). Кривые 2 на рис. 1, 2 и 3 изображают расчетные логнормальные распределения индивидуальных доз для 3 групп персонала, полученные на основании экспериментально найденных параметров 1п Э и а (1п О). Точки вблизи кривых 2 соответствуют экспериментальным значениям зависимости относительной частоты от логарифма дозы. Ожидаемые средние годовые дозы облучения указанных групп персонала, оцененные на основании средних квартальных доз, составляет 180 ... 250 мбэр, что по крайней мере вдвое ниже рекомендованной МКРЗ («Радиационная защита>) предельной величины средней годовой дозы для всего персонала (500 мбэр). Они свидетельствуют, таким образом, об эффективности системы защитных мероприятий в тех организациях, где проводился ИД К. Ожидаемая средняя годовая доза для дефектоско-пистов (230 мбэр) оказалась близкой к аналогичной величине для данной профессиональной группы в других странах (НКДАР).
Литература. Радиационная защита. М., 1978. РТМ 44—62. Методика статистической обработки эмпирических данных М., 1966. Урбах В. Ю. Биометрические методы. М.. 1964.
Поступила С9.07.82