Научная статья на тему 'Индивидуальность личности и особенности ее речевой деятельности'

Индивидуальность личности и особенности ее речевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2509
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фомина Н. А.

В статье рассматривается разрабатываемая автором научная концепция целостного анализа проявлений личности и ее свойств в тексте как продукте речевой деятельности, предполагающая, с одной стороны, системное рассмотрение личности и ее свойств, с другой многоуровневый, поликомпонентный анализ текста. Предпринимается попытка решения задачи комплексного анализа свойств языковой личности: с одной стороны, ее коммуникативно-деятельностных, лингвистических характеристик, а с другой характеристик индивидуально-типических, психологических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individuality of personality and the features of its speech activity..

The article deals with the scientific concept of the holistic analysis of the manifestations of the personality developed by the author and its properties in the text as product of speech activity, implying, on the one hand, the systemic consideration of the personality and its properties, on the other hand the multilevel, polycomponental analysis of the text. The attempt to solve the problem of the complex analysis of the properties of the language personality is undertaken: on the,one hand, its communicative-functional, linguistic characteristics, and on the other hand, its individually-typical, psychological characteristics.

Текст научной работы на тему «Индивидуальность личности и особенности ее речевой деятельности»

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ личности И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.А.ФОМИНА

Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина Ул. Свободы, 46, 390000 Рязань, Россия

В статье рассматривается разрабатываемая автором научная концепция целостного анализа проявлений личности и ее свойств в тексте как продукте речевой деятельности, предполагающая, с одной стороны, системное рассмотрение личности и ее свойств, с другой - многоуровневый, поликомпонентный анализ текста. Предпринимается попытка решения задачи комплексного анализа свойств языковой личности: с одной стороны, ее коммуникативно-деятельностных, лингвистических характеристик, а с другой - характеристик индивидуально-типических, психологических.

Как известно, реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, которые реализуются совокупностью его многообразных деятельностей (А.Н. Леонтьев). Поэтому изучение проявлений личности в той или иной деятельности - это и есть «путь к пониманию личности в ее действительной психологической конкретности». Причем становление личности субъектом деятельности происходит не только в процессе овладения ею общественно-историческими формами деятельности, но и в организации деятельности и своей активности, личностном способе регуляции деятельности, психологических качествах, необходимых для ее осуществления.

Одним из основных видов человеческой деятельности является общение, а средством его осуществления - речь, т. е. акт индивидуального пользования языком, процесс выражения мыслей, чувств, волеизъявлений посредством языка в процессе общения (С.Л. Рубинштейн; В.А. Артемов и др.). Как и всякая другая, речевая деятельность определяется единством двух сторон - внешней, исполнительной, реализующей саму деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой, осуществляющей ее организацию, планирование и программирование, в качестве которой выступают потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание.

Являясь процессом индивидуального пользования языком, речь, речевая деятельность диалектически сочетает в себе общее и частное. Общее состоит в обязательном сохранении в речи лексических, грамматических, фонетических, интонационных норм, присущих тому языку, которым пользуется

говорящий. Частное - то, что отличает речь одного человека от речи другого. Будучи произведена индивидуумом, речь, как и всякое действие, поступок, несет на себе отпечаток различных индивидуальных особенностей человека, являясь репрезентантом личности, ее индивидуальности. Исходя из этого, можно говорить об индивидуальном стиле речевой деятельности конкретной языковой личности.

Языковая личность - это вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этический, и другие компоненты, преломленные через ее язык, т. е. это углубление, развитие, насыщение дополнительным содержанием понятия личности вообще. Под языковой личностью понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью. Как видим, в этом определении соединяются характеристики индивидуальности человека и особенности порождаемых им текстов [Караулов, 1989, с. 3], с одной стороны, коммуникатив-но-деятельностные характеристики, а с другой, характеристики индивидуально-дифференцирующие. Исходя из этого языковая личность требует комплексного подхода к ее анализу в качестве объекта лингво-психологи-ческого изучения.

Однако одни исходят из понимания языковой личности лишь как многокомпонентного набора языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности и опираются на совокупность этих умений. Среди умений к осуществлению различных видов речемыслительной деятельности и исполнению разного рода коммуникативных ролей выделяют, например, готовность осуществлять адекватный выбор лексических средств, связанную с необходимостью выразить в конкретном тексте определенные смыслы; готовность к оперированию грамматическими структурами, готовность к владению различными языковыми нормами (орфографическими, пунктуационными и др.) и т. д.

Другие представляют языковую личность в трехмерном пространстве, анализируя данные об уровневой структуре языка (фонетика, грамматика, лексика), типы речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение), степени овладения языком, которые определяются 5 уровнями:

1) уровнем правильности, предполагающим достаточно большой лексический запас, знание основных закономерностей языка и позволяющим тем самым строить высказывания и продуцировать тексты в соответствии с элементарными правилами данного языка;

2) уровнем интериоризации, включающим умения реализовывать и воспринимать высказывания в соответствии с внутренним планом речевого поступка;

3) уровнем насыщенности, т. е. отраженности в речи всего разнообразия, богатства выразительных средств в области фонетики, грамматики и лексики;

4) уровнем адекватного выбора, т. е. соответствием используемых в высказывании языковых средств сфере общения, коммуникативной ситуации и ролям коммуникантов;

5) уровнем адекватного синтеза, т. е. соответствием порожденного личностью текста содержательным и коммуникативным задачам [Караулов,

1987, 1989].

Ю.Н. Караулов развивает концепцию «трехуровневого представления модели языковой личности» и выделяет лексикон - вербально-семантичес-кий уровень, отражающий владение лексико-грамматическим фондом языка; тезаурус - лингво-когнитивный уровень, уровень картины мира и прагмати-кон - систему коммуникативных ролей, мотивов, целей, которые руководят личностью в процессе коммуникации, полагая, что на каждом из уровней структура языковой личности складывается из специфических типовых элементов.

На вербально-семантическом уровне в качестве единиц выступают отдельные слова, а стереотипами являются наиболее ходовые, стандартные словосочетания типа «ехать на троллейбусе», «пойти в кино», «купить хлеба», «выучить уроки» и т. п., которые выступают как своеобразные клише., как бы прикрепленные к шаблонным темам разговора: «дом», «одежда», «еда», «погода», «торговля», «болезнь», «в кафе» и т. д. [Якубинский, 1923].

Вербально-семантический уровень организации языковой личности связан с тезаурусным,или лингвокогнитивным, уровнем, который имеет дело уже не с семантикой слов и выражений, а со знаниями. Понять какую-либо фразу или текст означает, «пропустив» ее через свой тезаурус, соотнести со своими знаниями и найти соответствующее ее содержанию «место» в картине мира[Караулов, 1987, с. 171-172].

Следует заметить, что в современной лингвистике понятие «тезаурус» имеет несколько значений: и единая информационная база человека, т. е. полный объем хранимых памятью человека энциклопедических и языковых знаний, включая эмоциональные впечатления и выработанную систему норм и оценок (А. Залевская), и вневербальный (собственно когнитивный) способ организации знаний о мире в сознании индивида, и совокупность лингво-когнитивных пресуппозиций и импликаций, характеризующих как конкретную, так и обобщенную языковую личность [Советский энциклопедический словарь, 1987, с. 1315], и некоторая универсальная система, обеспечивающая хранение коллективного знания о мире в вербальной форме [Каменская,

1988, с. 232], и языковая память, в которой закодированы системы правил, регулирующих применение в речи единиц фонологического, морфологического, синтаксического, семантического и прагматического уровней [Караулов, 1981, с. 232], и открытая и подвижная система значений, хранящаяся в памяти индивида [Дридзе, 1980, с. 128]. И.И. Халеева различает «тезаурус-1» и «тезаурус-2». Первый, по ее мнению, означает способ формирования языкового сознания, восходящего к языковой картине мира, а второй соотносится собственно со знаниями о мире, с общей картиной мира на уровне концептуальной системы [Павиленис, 1983, с. 382]. Оба тезауруса субъекта-

вированы, поскольку опосредуются языковой личностью, что означает их локализацию в сознании субъекта: во-первых, индивидуальное использование социально объективированных закономерностей и свойств языка, а во-вторых, индивидуальное знание коммуникантов о мире [Караулов, 1987, с. 175]. При этом формирование субъектной (личностной) языковой картины мира, опосредованной знаниями о мире со стороны языковой личности маркировано социально-детерминированным опытом личности, ее мотивами и ценностными ориентациями. Итак, тезаурус как способ организации словаря в лексиконе человека, с одной стороны, и как способ организации знаний о мире, с другой стороны, заключает в себе все интеллектуальное и эмоциональное богатство реципиента.

На лингво-когнитивном (тезаурусном) уровне индивидуальность проявляет себя в способах иерархизации понятий, в способах их перестановок и противопоставлений при формулировке проблем и т. д., а в качестве единиц выступают обобщенные (теоретические или обыденно-житейские) понятия, крупные концепты, идеи, которые находят свое выражение в генерализованных высказываниях, дефинициях, афоризмах, крылатых выражениях, пословицах и поговорках, из всего многообразия которых каждая языковая личность выбирает те, что соответствуют устойчивым связям между понятиями в ее тезаурусе и выражают незыблемые для нее истины, отражающие и определяющие ее жизненное кредо. И если на первом, вербально-семантичес-ком уровне, слова, стереотипные сочетания, как правило, принимаются каждой языковой личностью как данность, то, начиная с лингво-когнитивного уровня, оказывается возможным индивидуальный выбор, личностное предпочтение одного понятия другому, то есть можно предположить, что языковая личность и начинается с тезаурусного или лингво-когнитивного уровня [Караулов, 1987, с. 53].

Третий, высший, мотивационный уровень устройства языковой личности более всего подвержен индивидуализации. В качестве единиц здесь выступают не слова и не элементы тезауруса - концепты, понятия и т. д., а устойчивые коммуникативно-деятельностные потребности и черты личности, порождаемые целями и мотивами и в конечном счете информирующие о внутренних установках, целях и мотивах личности [Караулов, 1987, с. 34]. Отношения между единицами этого уровня задаются условиями общения, особенностями коммуникативной ситуации и исполняемых коммуникативных ролей. Языковая личность на мотивационном уровне сливается с личностью в самом общем, социально-психологическом смысле, поэтому именно мотивационный уровень играет главенствующую роль в иерархии уровней. Следует заметить также, что мотивационный уровень в организации языковой личности многогранен и многосложен по своему устройству и является наиболее труднодоступным для исследователей, поскольку мотивы, интересы, устремления, цели и т. п. в значительной степени строятся на аффектах и эмоциях, а языковое выражение последних, не говоря уже о психической сущности, исследовано недостаточно [Караулов, 1987, с. 211]. Мотивационный уровень тесно связан с остальными (вышеописанными) уровнями. Вся-

кая личность характеризуется своей суверенной иерархией смыслов и ценностей в собственной картине мира и тезаурусе. Вместе с тем картина мира языковой личности в «завершенном» виде может бьггь выведена только на основе установления ее иерархии ценностных установок и предпочтений. А если известна ценностно-смысловая иерархия понятий в авторской картине мира, известны его цели, то объяснению поддаются и вербально-семанти-ческие, и структурно-языковые средства, использованные в его текстах.

Нетрудно заметить, что во всех описанных выше подходах к анализу языковой личности основное внимание уделяется ее лингвистическим, языковым характеристикам и значительно меньше - важнейшим психологическим аспектам личности, раскрывающим ее как конкретную индивидуальность, иными словами, психологические характеристики языковой личности представлены явно недостаточно.

Нами разрабатывается научная концепция целостного анализа проявлений языковой личности и ее свойств в тексте как продукте речевой деятельности, предполагающая, с одной стороны, системное рассмотрение личности и ее свойств, с другой - многоуровневый, поликомпонентный анализ текста, т. е. решается задача комплексного анализа свойств языковой личности: с одной стороны, ее комуникативно-деятельностных, лингвистических характеристик, а с другой - характеристик индивидуально-типических, психологических.

Существуют различные подходы к изучению проявлений личности, ее свойств в речи, причем в большинстве из них изучаются отдельные характеристики индивидуальности (половозрастные, социальные, национальные признаки, особенности мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной и др. сфер) или частные личностные характеристики в отдельно взятых параметрах текста (главным образом, языковом и речевом).

При изучении личности и ее индивидуальности мы опираемся на системный подход А.И. Крупнова, согласно которому из множества частных психофизиологических и психологических характеристик индивидуальности человека можно выделить наиболее обобщенные, интегральные переменные, вбирающие в себя некоторую множественность частных индивидуальных признаков. В качестве таких интегральных переменных могут выступать континиумы активности, направленности и саморегуляции, которые, пересекая различные образования личности - мировоззренческие, мотива-ционно-потребностные, характер, способности и темперамент, как бы вбирают в себя все новые и новые качественные характеристики, наполняясь каждый раз своим специфическим содержанием. При этом каждая из них имеет 2 полюса: полюс непроизвольных психофизиологических характеристик, тесно связанных с темпераментом и нейрофизиологическими особенностями индивида, и полюс произвольных, социально-психологических характеристик, детерминированных в большей мере средовыми факторами и социальными отношениями, и концентрирует вокруг себя определенный набор свойств личности, т. е. три группы базовых свойств, которые наиболее полно выражают целостную сущность личности. В рамках этого подхода

континиум активности может быть охарактеризован на психофизиологическом уровне такими характеристиками, как активность или реактивность, а на характерологическом - такими базовыми свойствами личности, как инициативность, любознательность, трудолюбие и т. д. [Крупное, 1995].

Индивидуальные особенности личности проявляются в речевой деятельности, а точнее в ее продукте - тексте как в собственно лингвистических характеристиках текста (на языковом, речевом и содержательно-смысловом уровнях), так и в психологических компонентах речевых действий. При анализе текста в качестве его языковых характеристик выступают объем словаря, определяемый общим количеством слов; лексическая насыщенность (количество значимых слов) и вариативность (неповторяемость слов); правильный отбор лексических единиц, их сочетаемость, а также грамматическая правильность оформления мысли; в качестве речевых -связность и комплексированность (усложненность) высказываний. Содержательно-смысловой уровень высказываний отражается в полноте и точности денотатной схемы, предикативной структуре высказывания, различных смысловых связях и отношениях (действия, признака, состояния, пространства, времени, причины, условия, цели, следствия), логичности и последовательности повествования, соответствии основной теме. К собственно психологическим компонентам речевых действий можно отнести следующие'. мотивационный, операционально-динамический, когнитивный, эмоциональный, регуляторно-волевой и продуктивный (А.И. Крупнов). Мотивы действий проявляются в субъективации или объективации действий в ситуации, т. е. выборе себя или другого в качестве действующего лица, социоцентри-ческой направленности действий на удовлетворение интересов и желаний других либо эгоцентризме или замыкании на своих личных потребностях и мотивах. Также выявляется коммуникативная ориентированность действий по параметрам обращенности, вопросительности, повелительности и сослагательности. К операционально-динамическим характеристикам действий относятся разнообразие, многообразие, оригинальность или стереотипность приемов и способов действий в ситуации, а кроме того, разнообразие используемых языковых средств - объем высказываний и лексическая вариативность. Когнитивный компонент характеризуется но степени осмысления заданной темы, отмечается общая направленность высказывания на осмысление, анализ ситуации или на ее простое описание. Эмоциональные характеристики проявляются в эмоциональной насыщенности текста (количестве эмоционально окрашенных лексических единиц и фраз), эмоциональной окрашенности, модальности субъективно-личных переживаний (преобладании положительных или отрицательных эмоций), а также в оценочности и размерности, отраженных в высказывании. Регуляторно-волевые характеристики (активность или пассивность регуляции) анализируются по наличию или отсутствию волевых усилий в действиях, логической последовательности или хаотичности осуществления действий, их планомерности, анализу, а также самоконтролю речевой деятельности (усилениям, уточнениям мыслей). Продуктивно-результативный компонент речевых действий опреде-

ляется их результативностью, успешностью, т. е. логичностью, правильностью и выразительностью речи.

Нами изучены проявления в речи, а точнее в ее продукте - речевом высказывании или тексте особенностей различных типов саморегуляции психической активности, особенностей общительности, настойчивости, инициативности.

Так, установлено, что речевую продукцию лиц с первосигналъно-непро-изволъным типом саморегуляции (более непосредственным, непроизвольным, с преобладанием образно-действенного стиля мышления, сочетающимся с факторами лабильности, слабости активированности нервной системы, в большей мере связанным с функционированием правого полушария) отличают прежде всего конкретность и образность лексики, а также наличие тенденции большего отражения в вопросах отношений состояния, что свидетельствует об особенностях образно-действенного, более конкретного, первосигнального типа мышления; свернутость действий, синтетичность мышления, непроизвольная регуляция. Для них характерны большая коммуникативная ориентированность действий в ситуации, внешний, экстериаль-ный тип контроля поведения в целом, проявление слабоволия при определенных обстоятельствах, большая эмоциональная насыщенность текстов, отражение в них характеристик оценочное™ и размерности, смысловых категорий, характеризующих причинно-следственно-условно-целевые отношения и отношения состояния, больший объем и комплексированность текстов. Также с первосигнально-непроизвольной саморегуляцией психической активности можно соотнести большую цельность и комплексированность высказываний, что объясняется большей целостностью восприятия, синтетичностью мышления, а в речевой деятельности - направленностью преимущественно на «речь». Тексты очень распространены, многословны, им свойственна большая лексическая насыщенность (количество однократно употребленных слов), что подтверждает большую речевую активность, направленность на общение их авторов. Лиц с второсигналъно-произволъным типом саморегуляции (связанным в большей степени с функционированием левого полушария, преобладанием второсигнальных функций, с опосредованием, вербальностью мышления [Кабардов, 1983]) характеризуют нейтральный и обобщенный характер используемых лексических единиц; больший лексический запас; полнота охвата ситуации (актуализация большего количества глаголов-предикатов, несущих основную смысловую нагрузку по теме, составление более подробных, детальных планов действий); умение заранее планировать свои действия, развернутость действий, аналитичность мышления, произвольность регуляции; большая логичность и последовательность при переходах от одних пунктов программы к другим. Их отличают меньшая коммуникативная ориентированность действий, внутренний интернальный тип локуса контроля, детальное планирование действий и четкое следование намеченному плану, меньшая эмоциональная насыщенность и значительно меньший объем текстов. Лица с второсигналъно-произволъным типом показывают лучшие способности в выборе средств

формирования и формулирования мысли, демонстрируя лучшее владение языком. Их тексты более связны, правильны в грамматическом и речевом отношении, поскольку их внимание в основном направлено на «язык», а не на «речь» [Мирошкина, 1992].

Таким образом, в тексте как продукте речевой деятельности проявляются индивидуальные особенности конкретной своеобразной языковой личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабайпова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку / Под ред. A.A. Леонтьева. - Саратов, 1987.

2, Венда В.Ф. Проблемы знаковых систем в инженерной психологии // Психологические проблемы переработки знаковой информации. - М.: Наука, 1977.

Ъ.Дридзе Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ // Смысловое восприятие речевого сообщения. - М.: Наука, 1976.

4. Залевская A.A. Информационный тезаурус человека как база речемыслительной деятельности // Исследование речевого мышления в психолингвистике. - М., 1985.

5. Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы речевой деятельности / Отв. ред. A.A. Леонтьев. - М.: Наука, 1974.

6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987.

7. Касевич В.Б. Семантика, синтаксис, морфология. - М.: Наука, 1988

8. Крупное А.И. Активность, направленность и саморегуляция в психологической структуре индивидуальности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. - Свердловск, 1987.

9. Крупное А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. -М., 1995.

10. Мирошкина H.A. Типы саморегуляции и индивидуальные различия в речевой деятельности студентов: Автореф. дисс. ... к.психол.н. - М., 1992.

11. Небылицын Б.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. -М.: Наука, 1976.

12. Павиленис Р.И. Проблема смысла/ Современный логико-философский анализ языка. -М., 1983.

13. Серебренников В.А. Язык отражает действительность или выражает ее знаковым способом? // Роль человеческого фактора в языке. - М., 1988.

14. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в сознании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. - М.: Наука, 1988.

15. Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 1, с. 107-115.

16. Уфимцева A.A. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины миры // Роль человеческого фактора в языке. - М.: Наука, 1988.

17. Ушакова Т.Н. Актуальные проблемы психологии речи // Психологические и психофизиологические исследования речи. -М.: Наука, 1985, с. 3-13.

18. Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10.-№ 1, с. 107-115.

19. Фомина Н.А. Свойства личности и особенности речевой деятельности. - Рязань: Узорочье, 2002.

20. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. - М.: Высшая школа, 1989. - 238 с.

INDIVIDUALITY OF PERSONALITY AND THE FEATURES OF ITS SPEECH ACTIVITY

N.A. FOMINA

The S.A. Yesenin Ryazan State Pedagogical University 46, Svobody St., 390000 Ryazan, Russia

The article deals with the scientific concept of the holistic analysis of the manifestations of the personality developed by the author and its properties in the text as product of speech activity, implying, on the one hand, the systemic consideration of the personality and its properties, on the other hand - the multilevel, polycomponental analysis of the text. The attempt to solve the problem of the complex analysis of the properties of the language personality is undertaken: on the,one hand, its communicative-functional, linguistic characteristics, and on the other hand, its individually-typical, psychological characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.