Научная статья на тему 'Индивидуальное правосознание как условие социально-правовой трансформации'

Индивидуальное правосознание как условие социально-правовой трансформации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1085
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ / LAW / LEGAL CONSCIOUSNESS / INDIVIDUAL SENSE OF JUSTICE / PUBLIC SENSE OF JUSTICE / THE LEGAL PERSON / TRANSFORMATION OF SENSE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власова Татьяна Сергеевна

В предлагаемой статье автор рассматривает особенности современного индивидуального правосознания, актуализируя внимание на проблеме правовой личности. Исходя из сложившихся традиционных подходов к оценке современного правосознания как формы сознания субъекта, автор акцентирует внимание на особенностях индивидуального правосознания современных россиян, выделяя такие его особенности, как интенциональность, рациональность, духовность и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual sense of justice as a condition of socially-legal transformation

In offered article the author considers features of modern individual sense of justice, staticizing attention to a problem of the legal person. Proceeding from the developed traditional approaches in an estimation of modern sense of justice as forms of consciousness of the subject, the author focuses attention on features of individual sense of justice of modern Russians, allocating its such features, as an intentionality, rationality, spirituality and others.

Текст научной работы на тему «Индивидуальное правосознание как условие социально-правовой трансформации»

Полиморфность современного мира во многом обусловливается процессами интеграции России в глобализирующееся и модернизирующееся общество, устойчивое и стабильное развитие которого во многом зависит от уровня развития правосознания россиян [1, с. 3].

В настоящее время, когда юридическая наука находится в стадии обновления, исследование проблемы индивидуального правосознания как одного из существенных условий модернизации российского общества и его преобразования в цивилизованное правовое поле должно заинтересовать отечественную науку, так как феномен обновленной личности выдвигается на авансцену российской правовой системы, где подлежат трансформации многие образования нравственной и правовой сфер общества.

Правосознание есть относительно самостоятельная форма общественного сознания, вызванная к жизни объективными потребностями развития современного государства и общества. Понятие правосознания включает также правовые чувства, переживания, эмоции, оценку людьми их правомерных и неправомерных поступков, требования знания права и необходимости усовершенствования или изменения действующего законодательства [2, с. 273]. Вместе с тем, отражая потребности социального развития, правовые идеи, взгляды и чувства играют важную роль в жизни любого общества. Они активно влияют на весь социально-правовой процесс, в том числе на духовное обновление российского общества. Являясь составной частью мировоззрения, правосознание способствует уяснению людьми действительности, в том числе пониманию сущностных основ государства и права, законности и правопорядка, политики и духовно-нравственных начал модернизирующегося российского общества.

Актуализируя проблему правовой личности, следует учитывать, что это не просто участник правоотношений. Правовая личность человека простирается не только на собственные правовые роли и индивидуальные правовые действия, связи и отношения, но и стремится наиболее полно реализовывать себя через коммуникативные связи с другими субъектами правовой системы, прежде всего, с государством, гражданским обществом и др. [3, с. 245]. Все это порождает принципиально новые типы коммуникативных отношений, в которых индивидуальное правосознание играет уже особую роль, так как выступает, фактически, системообразующим элементом в процессе преобразования Российского государства и модернизации российской правовой системы. Поэтому исследование вопроса о духовных и мировоззренческих основаниях правосознания является особенно ценным в настоящее время, когда речь идет о формировании нового типа социальности - правовой личности [4], для которой характерны, прежде всего, активная жизненная и гражданская позиции, социально-правовая активность [5] и правовая компетентность [6, с. 119]. Представляется, что набор именно этих субстанциональных характеристик современной личности позволит, с одной стороны, задать четкие ориентиры развития личностных характеристик в контексте модернизационных процессов, а с другой, обеспечит ее внутреннюю самоорганизацию,

основанную на реализации социально-правовых ролей и признании ею социальных норм и ценностей.

Исходя из сложившихся традиционных подходов к оценке современного правосознания как формы сознания субъекта, в которой через призму правового идеала отражено его отношение к юридической действительности, следует акцентировать внимание на особенностях индивидуального правосознания современных россиян. Представляется, что важнейшим свойством индивидуального правосознания является идеальность, которая обусловлена социальной природой человека, необходимостью правового регулирования его поведения. Идеальное, как часть правосознания, - это некие образы, подлежащие материальной или духовной объективации в процессе формирования юридических отношений между субъектами. Это то, что конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями, что подлежит реализации в правовой практике.

Правосознание характеризуется определенной направленностью, проявляющейся в избирательности и целенаправленности восприятия юридической действительности, в абстрагирующей деятельности мысли, связанной с созданием правовых идей и идеалов. Интенциональность правосознания проявляется также в управлении практической юридической деятельностью. Именно в обеспечении целеполагающих действий в правовой сфере, направленных на преобразование социального мира в соответствии с интересами человека и общества, состоит основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения и развития правосознания, которое дает человеку возможность правильно отражать существующие юридические реалии, прогнозировать их развитие и на этой основе посредством практической деятельности создавать правовой фундамент будущего.

Рациональность - еще одна важная характеристика правосознания. Вместе с тем в рамках данных исследований смысл рациональности индивидуального правосознания может быть сведен к более узким сферам, то есть к социальной и правовой упорядоченности, отраженной в разуме, и к способам концептуально-дискурсивного понимания, которые воплощаются личностью, прежде всего, в правовой сфере жизнедеятельности общества.

Важной особенностью понимания индивидуального правосознания является системный подход к проблеме анализа его природы и сущности, который вытекает, прежде всего, из того обстоятельства, что юридические отношения основываются на субъектно-субъектных связях, возникающих из необходимости защиты прав и свобод человека. В современном обществе вне «живого» правосознания, основанного на духовных ценностях, право не может успешно развиваться, реализовывать свое содержание и сохранять свою организацию. И. А. Ильин был убежден, что духовная жизнь немыслима вне права и что переживание естественного права как объективной ценности есть само по себе духовное состояние. Эта связь между духом и правом выражалась им так: формы духа составляют основы правосознания, т.е. его необходимые мотивы и способы жизни [7, с. 230].

Одной из характерных особенностей индивидуального правосознания является возможность самосознания, т.е. самоотчета личности в собственных действиях. Самосознание есть осознание собственных ценностносимволических оснований, предельных смыслов, задающих личность, ее знания и ее возможности отношения с миром и с самим собой. Рефлексия является высшей формой самосознания. Благодаря ей субъект может осуществлять специальный анализ способов своей правовой деятельности.

Правосознание задает границы (меру трансформаций), в которых социальноправовые явления и системы сохраняют свои качества и функции. В этом проявляется такое его свойство, как нормативность, задающая внутреннюю соразмерность и упорядоченность общественных отношений, трансформирующихся через правовые связи, порождающие правовые последствия и, тем самым, являющиеся главным связующим элементом функционирующей правовой системы.

Тем не менее, рассматривая перечисленные особенности современного индивидуального правосознания, следует обратить внимание на такую важнейшую его характеристику, как духовность. Представляется, что духовность - это не только полисемантическое понятие. Его многозначность есть лишь внешнее проявление глубокого единства в себе фундаментального «организующего начала» (Н. Бердяев), выражающего сущность этого явления. Данное начало является основой правосознания, задающей человеку ценностно-правовые ориентиры.

Духовность выступает в качестве системообразующего начала индивидуального правосознания, его истоком, символом целостности правового бытия и упорядоченности мира, принципом и опорой, на основе которых совершаются субъектом юридические оценки и действия. В правосознании именно духовность есть субстанциальное, т.е. стабильное, устойчивое и сущностное начало, определяющее целостность правовых представлений человека, дающее ему критерии истинности в оценке юридических событий. Все же остальные параметры-компоненты, входящие в системно-структурную организацию правосознания как самоорганизующейся и открытой системы независимо от их фактора-вклада - аксиологического, содержательного, функционального, нормативного и т.д. - в ее целостное развитие как динамической системы, являются «акциденциями», находящимися в состоянии постоянного взаимодействия с духом и непрерывно извлекающими из него упорядоченность, отражающуюся в правовых установках.

Как система правосознание представляет собой нечто целостное. Постижение его ценностно-духовного содержания как целостного и онтологически данного явления невозможно, если ограничиться лишь рациональным познанием, расчленяющим его целостность, а затем достаточно произвольно синтезирующим полученные результаты. Полнота исследования данной проблемы с позиции системного подхода предполагает дополнение рационального объяснения целостным пониманием, включающим бессознательное, подсознательное и сверхсознательное. Так, совесть и чувство

справедливости как аксиоланты, содержательно входящие в набор индивидуализированных ценностей человека, коренятся в интуитивных глубинах бессознательного, а лишь затем выходят в сферу рассудочнорационального правопонимания. На высоком уровне развития правосознание существует как целое: в нем все гармонично сопряжено, и все, входящее в него, является его органической частью. Как целостная данность этот духовный феномен не исчерпывается простой суммой черт, элементов и компонентов, ее составляющих.

Вне аксиологической содержательности и наполненности любой без исключения компонент правосознания «внутри себя» лишается ориентационнонравственного потенциала. Ценность - матрица, охватывающая всю системноструктурную организацию правосознания. Вне ценностного основания и родового присутствия ценности в правосознании его компонент может быть чем угодно, например, психологическим состоянием, феноменологическим фактом, физическим побуждением, качеством и т.д., но не частью развитого правосознания в его истинном значении. К тому же лишенный своей внутренней энергии, аксиологической, по сути, этот бывший компонент может превратиться в свой антипод - элемент правового нигилизма. Наличие ценностно-духовного содержания придает правосознанию положительный смысл и нравственное начало, целостность и внутреннее единство.

Аксиологичность духовности абсолютна, поэтому она придает правосознанию стремление к абсолюту. Чем индивидуальное правосознание аксиологично состоятельнее, тем достовернее и убедительнее его онтологическая истинность. Следовательно, тем сильнее и эффективнее его социальная роль и функция. Сила и мощь воздействия индивидуального правосознания на социальные и духовные процессы проявляются в его ценностно-правовом инициировании. Аксиологичность правосознания обеспечивает его устойчивость, равновесие и стабильность развития, которое отличается позитивной, конструктивной, созидательной репрезентацией и заданностью. Истинность сущности правосознания определяется через его соответствие ценностным конституантам духовности.

Индивидуальное правосознание, в каких бы формах не проявлялось и в какой бы степени своего развития не существовало, всегда заключает в себе в общеобязательном порядке духовный элемент, ставший реально внутренне значимым, придающий ему самостоятельный статус объективно-значимой данности, т.е. несомненной правовой ценности. Однако не все правовые ценности, вопреки прагматическому взгляду, могут быть истинными, а только такие, которые обладают соответствующими свойствами. Для того чтобы выяснить, является ли ценность, которую считают таковой, действительно правовой ценностью, необходимо выяснить - соответствует ли она гуманистическим идеалам, к которым стремится современное общество, и способствует ли осуществлению нравственно-духовного обновления личности, определяет ли в человеческом измерении гуманистическое содержание, качество и направленность социально-правового бытия современного

россиянина. Поэтому чем оптимальнее соответствие индивидуального правосознания современным гуманистическим идеалам, тем оно

конструктивнее способно оказывать воздействие на формирование

общественного правосознания россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.