Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ООП'

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ООП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
гуманизация / надомное обучение / индивидуальное обучение / ограниченные возможности / воспитание.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перикова Ирина Валерьевна, Датова Эльмира Гималаевна, Навольская Галина Алексеевна

в статье говорится о надомной форме обучения, об особенностях и организации работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перикова Ирина Валерьевна, Датова Эльмира Гималаевна, Навольская Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ООП»

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ООП

ПЕРИКОВА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА

учитель домашнего обучения, дефектолог КГУ «Специальная школа-интернат №1 г.Кокшетау» (г.Кокшетау, Казахстан)

ДАТОВА ЭЛЬМИРА ГИМАЛАЕВНА

учитель домашнего обучения, дефектолог КГУ «Специальная школа-интернат №1 г.Кокшетау» (г.Кокшетау, Казахстан)

НАВОЛЬСКАЯ ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

учитель домашнего обучения, дефектолог КГУ «Специальная школа-интернат №1 г.Кокшетау» (г.Кокшетау, Казахстан)

Аннотация: в статье говорится о надомной форме обучения, об особенностях и организации работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Ключевые слова: гуманизация, надомное обучение, индивидуальное обучение, ограниченные возможности, воспитание.

Индивидуальное обучение на дому - одна из форм образования детей с ограниченными возможностями, признанных ПМПК нуждающимися в воспитании и обучении на дому в соответствии со своими заболеваниями.

Одной из самых значимых проблем, которые решает специальное образование на современном этапе своего развития, является гуманизация педагогического процесса. В основе теоретических и практических путей ее разрешения лежит поиск оптимальных форм ее осуществления.

Реализация данного подхода на основе личностно-ориентированной модели выбора форм обучения и воспитания предполагает создание условий, в первую очередь обеспечивающих соматическое и психологическое здоровье ребенка. По причине неблагополучия здоровья образование возможно получить и вне школы, в том числе на дому.

В законе РК «Об образовании» говорится: «Для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать общеобразовательную школу, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в лечебных организациях».

Под надомной формой обучения мы понимаем многофункциональную систему обучения и воспитания, осуществляемую в условиях семьи, оказывающую коррекционно-развивающую, социально-педагогическую, медицинскую и психологическую помощь детям и подросткам. В специальном образовании, к которому относится обучение и воспитание детей с различными проблемами здоровья: отклонениями в сенсорном, интеллектуальном, речевом, двигательном, эмоционально-волевом развитии, - важное место занимает надомная форма обучения.

Образовательные потребности обучающихся с умеренной умственной отсталостью определяются особенностями их психофизического развития. В следствии выраженных нарушений интеллекта, особенностей психомоторного и эмоционально- волевого развития у обучающихся возникают потребности в индивидуализации содержания образования. Под влиянием множественных нарушений развития диапазон специфических особенностей обучающихся широк и разнообразен, поэтому их итоговые достижения невозможно соотнести с параметрами какой-либо одной образовательной программы. В связи с этим, обучение и воспитание может и должно происходить на основе специальной индивидуальной программы.

Данные об учащемся, его способностях, динамике его развития заносятся и фиксируются в ИКПР - индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Основная цель организации работы с обучающимися по ИКРП- создание для учащихся оптимальных условий

для реализации учебно - воспитательного процесса с учётом их индивидуальных особенностей развития и способностей. ИКРП составляется на основании детального обследования учащихся группой специалистов школьного ПМПК, учителями -предметниками, воспитателями, классными руководителями (начальное звено).

На обследование и определение ИКРП для учащихся с УУО отводится 2- 4 недели, в зависимости от учебной нагрузки по каждому предмету, поэтому учебно-воспитательный процесс необходимо начинать с диагностики по определению ЗАР, обследования ЗУН учащихся по предметам. Специалисты школьного ПМПК, учителя-предметники, воспитатели, классные руководители (начальное звено) подбирают диагностический материал для обследования, и результаты диагностики оформляют документально в протоколах обследования с указанием даты.

Целеполагание учебно-воспитательного процесса разрабатывается на период не превышающий полугодие, результаты реализации ИКРП фиксируются, для определения целей и задач дальнейшего обучения. Первым этапом считается сентябрь месяц текущего года, промежуточный контроль в декабре, итоговый контроль в мае. Обязательным условием реализации ИКРП является ознакомление родителей учащихся с первоначальным обследованием, целеполаганием и конечным результатом учебно- воспитательного процесса.

Физический статус обучающихся, особенности его восприятия, памяти, других психических процессов вызывают потребности в специальной организации среды и рабочего места конкретного обучающегося, которые необходимо учесть для его включения в процесс обучения.

Находясь дома, ребенок пребывает в комфортной для себя среде, когда его окружает привычная обстановка. Рядом находятся близкие взрослые, что дает чувство безопасности и позволяет ребенку проявлять активность и самостоятельность. При этом для дальнейшего расширения возможностей взаимодействия с миром, адаптации и ориентации в разных жизненных ситуациях необходима развивающая среда, которая вызывает временную дезадаптацию. Для преодоления дезадаптации ребенку может потребоваться помощь, кто-то справится с этой ситуацией самостоятельно. [1,стр.7]

Образовательный процесс должен осуществляться в условиях организации развивающей среды, способствующей продвижению развития обучающегося.

Развивающая среда должна своевременно сменяться комфортной средой, поскольку ребенку необходим отдых и время на восстановление. В квартире должны быть организованы места для обучения. Необходимо обеспечить условия обучения, соответствующие особенностям развития ребенка, его индивидуальным возможностям.

Для детей с отсутствием речи осуществляется использование средств альтернативной коммуникации: графические изображения (фотографии, цветные картинки, черно-белые картинки, пиктограммы) или предметные символы, которые используют для обозначения видов деятельности, планирования дня, выражения своих желаний, просьб.

Процесс обучения по учебным предметам организуется в форме урока.

Выделяют несколько типов уроков: открытия нового знания ( формирование новых знаний, расширения знания за счет включения новых определений, терминов, описаний), рефлексии (закрепление и коррекция усвоенных знаний, понятий, способов действий), общеметодологической направленности (систематизация знаний, развитие умения обобщать, связывать новые знания с полученными ранее), развивающего контроля ( формирование навыков контроля и самоконтроля, оценивания своей работы в соответствии с установленными критериями).

По форме организации выделяют: комбинированный урок, который может сочетать в себе несколько типов уроков, методов и форм проведения, и интегрированный (межпредметный) урок.

Структура урока включает следующие этапы:

организационный этап (подготовка рабочего места)

мотивационный этап (постановка учебной цели, учебных задач) основной этап (объяснение материала, выполнение практических заданий) заключительный этап (рефлексия - сопоставление цели урока и результатов, фиксация достижения цели урока, оценка работы обучающегося, уборка рабочего места). [2,стр.19]

Принципы надомного обучения: дифференциация, индивидуализация, принцип конструктивизма, гуманизма, опоры на положительное. Эти принципы являются значимыми для надомного обучения.

Учитель надомного обучения приобретает у учащегося статус близкого человека. Система «учитель - ученик» становится доминирующей в жизни ребенка. Ее значение для развития личности состоит в том, что она включает детей в отношения «ребенок - общество», так как учитель воплощает в своей деятельности требования общества. Активная социализация ребенка также происходит через деятельность учителя. [3,стр.3]

Организация обучения на дому предполагает тесный контакт с родителями (законными представителями).

Родители (законные представители), являясь участниками образовательного процесса, принимают активное участие в разработке и реализации индивидуальной программы развития. С ними согласовывают ежедневную учебную нагрузку ребенка, предпочтительную часть дня для проведения занятий, учитывая рекомендации врачебной комиссии.

Родители обучающихся также принимают активное участие в жизни школы и класса, за которым они закреплены. Помимо внимания и постоянной работы учителя домашнего обучения, всегда на связи с семьей ребенка, находящегося на надомном обучении, и классный руководитель. В течение учебного года организуется декада учителей домашнего обучения, где проводятся открытые уроки, выставки поделок и рисунков, внеклассные мероприятия с привлечением детей надомного обучения, а также приглашаются классы, где закреплены дети. Это и общение, и сотрудничество одновременно. После проведения мероприятий, учащиеся надомного обучения проходят в кабинет к своему классу и общаются в дружелюбной обстановке с одноклассниками.

Таким образом, конечным результатом организации надомного обучения является не только получение базовых знаний, но и умение адаптироваться в современной жизни.

1. Куангалиева Д.С. «Методические рекомендации по организации индивидуального обучения на дому детей с нарушением интеллекта». Алматы, 2011 г.

2. Елисеева Е.Н., Рудакова Е.А., Царев А.М. «Организация обучения на дому обучающихся с умственной отсталостью по специальным индивидуальным программам развития». Издательство «Доброшкола» 2020 г.

3. Печкасова Л.Г. Доклад «Деятельность и содержание работы учителя в специальной коррекционной школе». Интернет-ресурс 2016 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.