Научная статья на тему 'Индивидуально-типологические особенности питания студентов'

Индивидуально-типологические особенности питания студентов Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Григорович О. А., Лунева Е. В., Минина С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-типологические особенности питания студентов»

развитии. В связи с этим социально значимым является совершенствование как коррекционно-педагогической, так и лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Цель исследования: выявить особенности динамики физического развития (ФР) мальчиков второго детства Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области с нарушением функции зрения.

Материалы и методы исследований. В динамическом исследовании приняли участие 56 мальчиков в возрасте 8-11 лет, имеющих нарушения зрения - с амблиопи-ей (п = 34) и косоглазием (п = 22). Динамические наблюдения за мальчиками проводились в течение трех лет (2004,2005,2006) в начале и конце учебного года. Всего выполнено 336 исследований. По возрасту дети распределялись следующим образом:

• 8 лет - от 7 лет 6 месяцев до 8 лет 5 месяцев и 29 дней;

• 9 лет - от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев и 29 дней;

• 10 лет - от 9 лет 6 месяцев до 10 лет 5 месяцев и 29 дней;

• 11 лет - от 10 лет 6 месяцев до 11 лет 5 месяцев и 29 дней.

Социально-гигиенические условия соответствовали санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам для школ 2.4.2 1178-02. Применяемый в исследовании медико-антропологический подход соответствовал требованиям Всемирной организации здравоохранения (1991). Все обследования выполнены в медицинском пункте образовательного учреждения. Регистрация показателей проводилась в утренние часы (с 8 до 13 часов) при комфортной температуре воздуха (200С). Антропометрическое обследование проводились по методическим указаниям [8,9]. Регистрировались показатели ФР: длина тела, масса тела и окружность грудной клетки. Материал обработан методом вариационной статистики по единой методике статистической обработки показателей ФР детей по стандартным программам с использованием критерия Стьюдента [10,11]. Нижней границей достоверности являлся уровень Р<0,05.

Результаты исследований и их обсуждение

Показатели физического развития мальчиков второго детства с амблиопией и косоглазием приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели физического развития мальчиков 8-11 лет с амблиопией и косоглазием (М±т)

№ Показатель В°з раст

8 лет 9 лет | 10 лет 11 лет

с амблиопией

1 длина тела, см 125,41 ±1,08 131,26±0,94 137,63±1,01 139,88±0,88

2 масса тела, кг 26,20± 0,63 28,93 ± 0,72 32,86 ± 0,83 33,25 ± 0,55

3 окружность грудной клетки, см 61,35 ± 0,49 62,17 ± 0,43 64,08 ± 0,52 67,06 ± 0,48

с косоглазием

1 длина тела, см 125,92±1,23 131,67±1,08 138,29±1,34 140,36±1,01

2 масса тела, кг 26,56 ± 0,58 29,40 ± 0,65 33,14± 0,88 33,81 ± 0,74

3 окружность грудной клетки, см 61,47 ± 0,54 62,69 ± 0,72 64,57 ± 0,69 67,80 ± 0,73

Исследования показали, что по мере взросления детей показатели длины и массы тела, а также окружности грудной клетки увеличиваются. Таким образом, по базовым показателям физического развития достоверных различий (Р>0.05) в значениях длины, массы тела и окружности грудной клетки у мальчиков всех возрастных

групп с амблиопией и нарушением зрения, нет. Следовательно, можно заключить, что в период второго детства нарушения зрения в виде амблиопии и косоглазия не влияют на физическое развитие растущего детского организма.

Список литературы

1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики //Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Наука, 1993. - С. 43-59.

2. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. Коррекционная педагогика. - СПб.: "Детство Пресс", 2002. - 124 с.

3. Пястова Н.Б., Удалов А.А. Особенности физического развития у детей с нарушениями зрения //Физическая культура (изд. ЮУрГУ). -

1998. - № 3. - С. 47-49.

4. Романова Е.Е. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5-6лет: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - СПб.: СПбГАФК,

1999. - 26 с.

5. Григорян Л.А. Зрительный анализатор //Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. -

2000. - № 2. - С. 70-72.

6. Демирчоглян Г.Г. Профилактика близорукости у детей. - М.: Советский спорт, 2000.

7. Сековец Л. С. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе физического воспитания //Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. - 2000. - № 2. - С. 11-19.

8. Койносов П.Г., Соколов А.Г., Ахматов В.Н. Нормативы физического развития мальчиков и юношей Тюменской области: Методические рекомендации. - Тюмень, 1991. - 51 с.

9. Орлов С.А., Сосин Д.Г. Методы антропометрического и сомато-метрического обследования. - Тюмень, 1998. - 28 с.

10. Рыжов П.А. Математическая статистика. - М.: Высшая школа, 1973. - 285 с.

11. Сепетлиев Д.А. Статистические методы в научных исследованиях. - М.: Медицина, 1968. - 268 с.

О.А. Григорович, Е.В. Лунева, С.М. Минина Курганский государственный университет

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

В исследованиях принимали участие 252 студента Курганского государственного университета факультета естественных наук в возрасте 18 - 23 лет, из них 152 девушки и 100 юношей. Тип телосложения определяли по схеме, предложенной М.В. Черноруцким (1925), так как при ее использовании можно выявить крайние формы типа телосложения, у которых конституциональная обусловленность процессов жизнедеятельности проявляется наиболее значительно.

Существует несколько показателей, характеризующих соотношение массы тела и роста. Наиболее доступен и информативен индекс массы тела (ИМТ, индекс Кетле) (А.Н. Мартинчик с соавт., 2002; Fang Fang, Jun Nie, 2003):

ИМТ = М / L2 , где М - масса тела (кг); L - длина тела (м).

Исследование фактического питания проводилось с помощью метода 24-часового воспроизведения питания. Для оценки количества потребляемой пищи использовались альбомы с фотографиями различной величины порций продуктов и блюд, изображенных в натуральную величину (А.Н. Мартинчик с соавт.,1995). Расчет нут-риентного состава среднесуточного (за 3-4дня) рациона питания проводился с помощью статистической компьютерной программы SPSS v.8,0 (США) с использованием базы данных химического состава около 3000 пищевых продуктов и блюд, используемой в ГУ НИИ питания РАМН.

На основании определения соответствия массы тела росту среди студентов астенического и гиперстеническо-го типов телосложения было выделено 2 дополнитель-

ных подтипа. Среди студентов астенического типа телосложения было выделено 2 подтипа: IА - группа студентов с индексом массы тела менее 18,5, масса тела которых не соответствовала росту. Этот подтип характеризуется белково-энергетической недостаточностью. Подтип II А -группа студентов, имеющая индекс массы тела в диапазоне 18,5 - 25,0, масса тела которых соответствовала росту. Среди студентов гиперстенического типа телосложения было выделено 2 подтипа: I Г - группа студентов с индексом массы тела более 25,0, имеющая избыточную массу тела; II Г- группа студентов, имеющая индекс массы тела в диапазоне 18,5-25,0, масса тела которых соответствовала росту. Поэтому нами был проведен анализ суточного потребления пищевых веществ у студентов разных типов телосложения с учетом индекса массы тела.

У девушек астенического типа телосложения подтипа I А в пищевых рационах содержание белка составляло 66,61 % от рекомендуемой физиологической нормы. Содержание жиров и углеводов в суточных рационах было ниже рекомендуемой нормы на 35,63 % и 14,43 % соответственно (рис. 1, 2). Содержание моно- и дисаха-ридов в пищевых рационах девушек этой группы превышало рекомендуемую норму в 2 раза. Количество же пищевых волокон было значительно ниже нормативных данных.

ния девушек астенического типа телосложения, вероятно, способствует покрытию энергетической недостаточности, наступающей при снижении потребления жиров.

У 55,0 % девушек гиперстенического типа телосложения индекс массы тела соответствовал норме (подтип II А), у 45,0 % индекс массы тела был выше нормы и соответствовал избыточной массе тела (подтип I Г).

У девушек гиперстенического типа телосложения подтипа I Г в пищевых рационах содержание белка соответствовало рекомендуемой физиологической норме, содержание жира превышало норму на 64,82 % (рис. 1), а содержание углеводов было выше нормы на 9,15 % (рис. 2). Содержание моно- и дисахаров было выше, а пищевых волокон значительно ниже рекомендуемой суточной нормы. Соотношение белков, жиров, углеводов соответствовало 1:1,4:3,9 (рис. 3).

Увеличение ИМТ у этих девушек, возможно, связано с повышенным содержанием в суточных рационах этой группы студентов жиров, моно- и дисахаров.

У девушек-гиперстеников подтипа II Г содержание белка в суточном рационе составляло 98,2 % от нормы (рис. 1), углеводов - 74,37 %. (рис. 2). Превышение потребления жиров составило 23,25 %. Содержание моно-и дисахаров выше, а пищевых волокон ниже физиологической нормы. Соотношение белки:жиры:углеводы составляло 1:1,3:4 (рис. 3).

6,5

6

■ Астеники подлип IА 5,5 5

□ Астеники подтип IIА 4,5

■ Нормостеники 3,5

□ Гиперстеники подтип II Г 3

□ Гиперстеники подтип I Г 2

□ Норма 1,5

0,5

0

Рис. 1. Содержание жиров в суточных рационах питания девушек 18 - 23 лет разных типов телосложения, имеющих разный индекс массы тела

Нтшп

■ Астеники подтип I А

□ Астеники подтип IIА

■ Нормостеники

□ Гиперстеники подтип II Г

□ Гиперстеники подтип I Г

□ Норма

Рис. 2. Содержание углеводов в суточных рационах питания девушек 18 - 23 лет разных типов телосложения, имеющих разный индекс массы тела (в % от общей калорийности)

Соотношение потребления белков, жиров и углеводов у девушек астенического типа телосложения подтипа I Асоставило 1:1,1:6,1 (рис. 3).

У девушек астенического типа телосложения подтипа II А содержание белка в суточном рационе составляло 79,64 % от рекомендуемой физиологической нормы, жиров - 81,29 %, углеводов - 77,88 % (рис. 1, 2). Содержание пищевых волокон снижено на 54,96 %, в то время как потребление моно- и дисахаридов превышало суточную норму на 87,05 %.

Соотношение белков, жиров, углеводов было 1:1,1:4,6 (рис. 3).

Преобладание моно- и дисахаров в рационах пита-

■ Астеники подтип IА □ Астеники подтип IIА _ ■ Нормостеники

— □ Гиперстеники подтип II Г _ □ Гиперстеники подтип I Г

— □ Норма

Рис. 3. Соотношение белков, жиров, углеводов в рационах питания девушек 18-23 лет разных типов телосложения, имеющих разный индекс массы тела

У девушек гиперстенического типа телосложения подтипа II Г содержание белка в суточных рационах практически соответствовало норме, содержание углеводов и пищевых волокон - несколько ниже нормы. Потребление жиров, моно- и дисахаров было выше нормы, что, по-видимому, и обусловливает отложение жира в организме.

У 66,7 % юношей астенического соматотипа индекс массы тела соответствовал нормальным величинам (подтип IIA); у 33,3 % юношей астенического типа телосложения индекс массы тела был ниже 18,5, характеризующий недостаточную массу тела (подтип I А).

Юноши астенического типа телосложения подтипа I А имели меньшую по сравнению с юношами-астениками подтипа II А энергетическую ценность пищевых рационов, более низкие показатели потребления белков и углеводов, а потребление жиров было достоверно ниже. Потребление углеводов составило 88,06 % от рекомендуемой физиологической нормы. Содержание пищевых волокон в рационах студентов находилось в пределах нормы, тогда как количество Сахаров превышало норму почти в 4 раза. Соотношение белки: жиры: углеводы соответствовало 1:1,7:2,9.

Соответствие индекса массы тела росту обнаружено у 42,9 % юношей гиперстенического соматотипа (подтип II Г), 57,1 % студентов этого соматотипа имели избыточную массу тела и ожирение (подтип I Г).

Содержание белков в суточных рационах юношей гиперстенического типа телосложения подтипа II Г было

84

ВЕСТНИК КГУ, 2006. №4

выше нормы на 9,8 %. Потребление жиров составляло 84,9 %, а углеводов - 93,8 % от рекомендуемых норм. Количество моно- и дисахаров в рационах студентов этой группы было выше, а количество пищевых волокон ниже нормы. Соотношение белков, жиров, углеводов было 1:1,07:4,2.

Потребление белков студентами-гиперстениками подтипа I Г значительно превышало рекомендуемые нормы (на 52,44 %), жиров на 127,2 %. Потребление углеводов составило 88,06 % от рекомендуемой физиологической нормы.

Выявлено значительное снижение моно- и полиненасыщенных жирных кислот в суточных пищевых рационах студентов. Эти вещества содержат незаменимые жирные кислоты, которые не могут образовываться в организме из других соединений и выполняют важные функции, участвуя в образовании других жирных кислот, а также большой группы высокоактивных регуляторов обмена веществ эйкозаноидов (простагландины, тромбок-саны, лейкотриены). Содержание всех видов жирных кислот достоверно ниже у девушек астенического типа телосложения. В суточных рационах юношей разных типов телосложения количество жирных кислот отличается незначительно, за исключением мононенасыщенных жирных кислот, которые достоверно выше у представителей гиперстенического типа телосложения.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать заключение о том, что пищевые рационы студентов разных типов телосложения отличаются. У студентов астенического типа телосложения в суточных пищевых рационах преобладают углеводы, в то время как у людей гиперстенического соматотипа больше жиров. Нерациональное и несбалансированное питание студентов астенического и гиперстенического соматотипов приводит к гипотрофии или гипертрофии соответственно. Студенты гиперстенического соматотипа, имеющие индекс массы тела более 25,0, и астенического типов телосложения, имеющие индекс массы тела менее 18,5, попадают в группы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, в патогенезе и этиологии которых играет роль нарушение питания.

Список литературы

1. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии). - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. - 576 с.

2. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Баева В.С. Альбом порций продуктов и блюд. - М., 1995. - 254 с.

3. Черноруцкий М.В. Учение о конституции в клинике внутренних болезней //Труды VII съезда российских терапевтов. - Л., 1925. - С. 304-312.

4. Fang Fang, Nie Jun. Di-yi jinyi daxye xuebao // J. first Mil. Med. Univ. -2003. - 23, № 8. - C. 837-840.

В.А. Демидов, Ф.А. Мавлиев

Камский государственный институт физической

культуры;

Н.Я. Прокопьев

Тюменский государственный университет; Н.Ш. Хаснутдинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Альметьевский государственный нефтяной институт

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ГЕМОДИНАМИКИ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Цель работы - изучение особенностей гемодинамики юношей и девушек с учетом тренированности. Объект исследования - медленноволновые процессы гемодинамики (с

позиций вариабельности как меры регуляции). Предмет исследования - медленноволновые процессы гемодинамики лиц юношеского возраста. Методика исследования - тетрапо-лярная биоимпедансная реополиграфия с использованием компьютерной технологии «Кентавр». Дозированная физическая нагрузка (3,3 Вт/кг) осуществлялась на велоэргометре в течение 5 минут. Были обследованы 20 девушек и 40 юношей - представителей циклических видов спорта (с III по I разряды), и 60 девушек и 80 юношей, не занимающихся циклическими видами спорта. В результате были получены данные, доказывающие дифференциацию регуляции гемодинамики в зависимости от половых особенностей и двигательной активности, которая отражалась в изменении вариабельности изучаемых параметров.

Ключевые слова: адаптация, медленноволновые процессы гемодинамики, вегетативная нервная система, спектральный анализ.

The aim of our work is studying the features of the haemodynamics of youth and girls considering their trained state. The object of the research is slowwave processes of haemodynamics (from the point of variability as a measure of regulation). The subject of the research is slowwave processes of haemodynamics of youth. The methods - tetrapolar bioimpedance reopolygraphy with the use of the computer technology "Kentavr". Physical loading given in dose (3,3 Bt/kg) was carried out on the cycle ergometre during five minutes. Twenty girls and forty young men of cyclic kinds of sport (III - I grades), sixty girls and eighty young men, not going in for cyclic kinds of sport, were investigated. As a result, data, proving the differentiation of haemodynamic regulation depending on sexual features and motor activity, which reflected in changing of parameters, were obtained.

Key words: adaptation, vegetative nervous system, slowwave processes of haemodynamics, spectrum analysis.

Введение. В 1976 году РМ. Баевским и М.К. Черны-шовым [6] была выдвинута гипотеза о связи колебательных процессов в организме с деятельностью различных уровней системы управления физиологическими функциями. Гулик В.Ф. [8] пишет об интегральном значении колебательных процессов, фиксируемых спектральным анализом. По его мнению, активно-возбудимые среды в тканях комплексно реагируют на различные эндогенные и экзогенные воздействия, изменяя их реактивность, растяжимость, возбудимость, ритмичность и т.д. Возбуждение может волнообразно распространяться в самых разных тканях. В конечном счете, это отражается на колебательной структуре того или иного показателя.

Согласно высказываниям П.К.Анохина [1], сердечно-сосудистая система (CCC) с её многоуровневой регуляцией представляет собой функциональную систему где конечным результатом деятельности является обеспечение заданного уровня функционирования целостного организма, которому должен соответствовать и эквивалентный уровень функционирования аппарата кровообращения.

На сегодняшний день объектом исследования становятся системы, управляющие гемодинамикой. Возникшая около 40 лет назад идея анализа вариабельности RR-интервалов электрокардиограммы с целью изучения механизмов регуляции кровообращения оказалась эффективной. В настоящее время анализ вариабельности сердечного ритма (ВРС) в нашей стране и во всем мире является одной из самых популярных методик. Анализ ВРС является интегральным методом оценки состояния механизмов регуляции физиологических функций в организме, активности симпатического (СНС) и парасимпатического (ПСНС) отделов вегетативной нервной систе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.