Научная статья на тему 'Фактическое питание и пищевой статус здоровых молодых людей в зависимости от типа Конституции'

Фактическое питание и пищевой статус здоровых молодых людей в зависимости от типа Конституции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
352
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Григорович О. А., Лунева E. В., Толчинская В. Е., Григорович М. А., Минина С. М.

В статье представлены материалы исследования питания и пищевого статуса здоровых девушек и юношей в возрасте 18-22 лет, имеющих разный тип телосложения. Фактическое питание изучалось методом 24-часового воспроизведения питания в течение трех непоследовательных дней. Установлены различия в потреблении макронутриентов и микронутриентов как в исследуемых группах, так и в сравнении с нормативными показателями. Выявлены различия в содержании продуктов белкового и жирового обмена в сыворотке крови.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фактическое питание и пищевой статус здоровых молодых людей в зависимости от типа Конституции»

величины листьев подсолнечника в связи с прохождением этапов органогенеза // Учен. зап. Кабардино-Балкарского гос. ун-та. Вып.10. 1961.

11.Молотковский Г.Х. Полярность развития растений. - Львов, 1961. 12.Staszkiewicz J. Obserwacje nad wzrostem lisci powojnicy purpurowej

spomola purpurea (L.) Roth. - Acta Soc. Bot. Polon., vol.37, №1, 1968.

О.А.Григорович, E.В.Лунева, В.Е.Толчинская,

М.А.Григорович, С.М.Минина

Курганский государственный университет,

г. Курган,

А.Н.Мартинчик

ГУ НИИ питания РАМН, г. Москва

ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ И ПИЩЕВОЙ СТАТУС ЗДОРОВЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА КОНСТИТУЦИИ

В статье представлены материалы исследования питания и пищевого статуса здоровых девушек и юношей в возрасте 18-22 лет, имеющих разный тип телосложения. Фактическое питание изучалось методом 24-часового воспроизведения питания в течение трех непоследовательных дней. Установлены различия в потреблении макронутриентов и микронутриентов как в исследуемых группах, так и в сравнении с нормативными показателями. Выявлены различия в содержании продуктов белкового и жирового обмена в сыворотке крови.

Ведущим фактором, определяющим здоровье нации, является питание. Однако существующая ситуация в России в настоящее время указывает на существенные нарушения в структуре питания как детского, так и взрослого населения. Установлено, что в настоящее время около 80% населения находится в состоянии между здоровьем и болезнью (Николаев А.В., 2000). Исследованиями последних лет уточнены энергетические и пластические вклады макронутриентов и микронутриентов, что является важным с точки зрения пищевой ценности отдельных пищевых веществ и продуктов питания (Насолодин В.В. с соавт., 1988; Вировец О.А., Гаппаров М.М., 1998).

В исследованиях принимали участие 192 студента Курганского государственного университета, факультета естественных наук в возрасте 18-23 лет, из них 122 девушки и 70 юношей. При всем разнообразии морфологических особенностей человека, воплощенных в его неповторимом внешнем облике, тем не менее, можно установить ту или иную степень сходства между людьми. Тип телосложения определялся по схеме, предложенной М.В. Черноруцким. Среди 192-х обследованных было 53 студента астенического типа телосложения (30 девушек, 23 юноши), 98 - нормостенического (66 девушек и 32 юноши), 41 - гиперстенического (26 девушек и 15 юношей).

У всех обследованных студентов определяли также индекс массы тела (ИМТ), который учитывает увеличение массы тела при увеличении роста, т.е. оценка величин ИМТ не зависит от роста человека. ИМТ пригоден для характеристики пищевого статуса и диагностики ожирения. По ИМТ устанавливаются три степени энергетической недостаточности и три степени ожирения. Нормальные величины ИМТ приняты в диапазоне от 18,5 до 25.

Все обследованные нами девушки и юноши нормос-тенического соматотипа имели ИМТ от 18,5 до 25.

Среди девушек астенического типа телосложения только 29,17% имели ИМТ, входящий в нормальный диапазон, в котором наблюдается наименьший риск проблем со здоровьем; 45,83% имели первую степень, а 25% де-

вушек астенического типа телосложения - вторую степень хронической энергетической недостаточности (рисунок1).

□ Астеники ИМТ16,5-17,0

□ Астеники ИМТ 17,5-18,5

□ Астеники ИМТ 18,5-25,0

Рисунок 1 - Распределение девушек астенического типа телосложения по индексу массы тела

Среди девушек гиперстенического типа телосложения нормальный диапазон ИМТ имели 55% обследуемых; у 30% была избыточная масса тела; у 10% - первая степень, а у 5% - третья степень ожирения (рисунок 2).

Рисунок 2 - Распределение девушек гиперстенического типа телосложения по индексу массы тела

У 66,67% юношей астенического типа телосложения ИМТ от 18,5 до 25; у 20% юношей была первая степень хронической энергетической недостаточности, а у 13,33% - вторая степень (рисунок 3).

□ Астеники ИМТ 16,0-17,5

□ Астеники ИМТ 17,5-18,5

□ Астеники ИМТ 18,5-25,0

Рисунок 3 - Распределение юношей астенического типа телосложения по индексу массы тела

По 42,86% юношей гиперстенического типа телосложения имеют нормальную и избыточную массу тела. Первая степень ожирения наблюдалась у 14,28% юно-шей-гиперстеников (рисунок 4).

□ Гиперстеники ИМТ 18,5-25,0

□ Гиперстеники ИМТ 25,0-30,0

□ Гиперстеники ИМТ 30,0-35,0

Рисунок 4 - Распределение юношей астенического типа телосложения по индексу массы тела

Анализ фактического питания, проведенный у студентов, выявил отличия в химическом составе суточных рационов студентов разных типов телосложения. Полученные нами данные показали, что потребление белка практически соответствовало нормативным данным толь-

ко у юношей нормостенического типа телосложения; у юношей астенического соматотипа потребление белка было ниже нормы на 16,36%; у гиперстенического превышало физиологическую норму на 49,14%. У девушек наблюдалась сходная картина: потребление белка девушками нормостенического типа телосложения практически соответствовало физиологической норме; у девушек астенического соматотипа было ниже нормы на 22,62%; у девушек гиперстенического соматотипа выше нормы на 17,92%. Белок обеспечивал 11-13% общей калорийности рациона у девушек и 11,5-14,5% - у юношей.

Рекомендуемое потребление энергии за счет жира должно составлять не более 30-33% общей калорийности рациона. Девушки астенического типа телосложения потребляли 53,45±5,1г жиров в сутки, что составило 11,49±0,68% по калорийности и было ниже нормы. У девушек нормостенического типа телосложения процент жира по калорийности соответствовал рекомендуемым нормам, а у девушек гиперстенического соматотипа имело место превышение нормы (37,38±2,57%). У юношей астенического и нормостенического соматотипов процент жира по калорийности соответствовал норме, юноши-ги-перстеники потребляли в сутки 150,53±2,77 г жира, что составило 48,3±8,9% по калорийности и было выше рекомендуемой физиологической нормы.

Углеводы являются обязательным компонентом пищи. Количество и соотношение углеводных компонентов в пище играют важную роль в питании человека. Рекомендованное потребление составляет 250-350г в сутки. Потребность в углеводах правильнее выражать в процентах от общей калорийности рациона, учитывая долю энергии, потребляемой за счет углеводов. Потребление углеводов должно составлять 55-65% от общей калорийности рационов питания. При изучении суточных пищевых рационов студентов разных типов телосложения обнаружили, что потребление углеводов девушками соответствовало нормативным данным. У девушек гиперстенического типа телосложения процент углеводов по калорийности был несколько ниже нормы и достоверно ниже, чем у девушек астенического соматотипа. Подобная картина наблюдалась и у юношей. У студентов астенического и нормостенического типа телосложения потребление углеводов соответствовало норме, в то время как процент углеводов по калорийности у студентов-ги-перстеников было достоверно ниже нормы, а также ниже, чем у юношей астенического соматотипа.

Рациональное питание предусматривает соотношение белков:жиров:углеводов равное 1:1:4. У обследованных нами девушек такое соотношение не выявлено ни у одной из групп студентов. У девушек астенического типа телосложения это соотношение было равно 1:1,1:5,4; у девушек нормостенического соматотипа - 1:1,1:4,4; у девушек гиперстенического соматотипа - 1:1,4:4,1. У юношей всех типов телосложения также наблюдается разба-лансированность рационов питания. У юношей астенического соматотипа соотношение белков : жиров : углеводов равнялось 1:1,2:4,2; у юношей-нормостеников -1:1,3:4,4; у гиперстеников - 1:1,4:3,9.

А.А. Гуламов и соавт. (2000), исследуя характер питания студентов Курского государственного медицинского университета, наиболее часто наблюдали неполноценность и несбалансированность питания, которые возникали более чем у половины студентов. Разбалансированность питания обнаружили в своих исследованиях В.С. Уркевич и соавт. (1986); ТВ. Аддушелишвилли и соавт. (1992).

В сыворотке крови испытуемых разных типов телосложения определялась концентрация общего белка, альбуминов, мочевины, триглицеридов, холестерина. Пред-

ставляло интерес изучение конституциональных особенностей концентрации перечисленных веществ в крови, так как уровень белкового и жирового обменов в значительной степени определяет морфологическую специфику организма, в том числе и формирование типов телосложения. Значимым является также и то, что все эти вещества играют большую роль в осуществлении многих биологических процессов, происходящих в клетке.

Содержание продуктов белкового и жирового обмена в сыворотке крови отражены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Содержание биологически активных веществ у девушек, имеющих различный тип телосложения (М±тI)

Исследуемые Тип телосложения

показатели Астенический Нормостенический Гиперстенический

П = 10 П = 29 п = 17

Белок, г/л 64,9±3,6 69,6±3,3 68,9±0,7

Альбумин, г/л 67,6±6,0 62,8±2,2 64,4±3,3

Мочевина, 29,1±2,6 23,9±0,9 23,3±2,5

ммоль/л

Холестерин, ммоль/л 4,4±0,3 4,7±0,3 4,9±0,2

Триглицериды, мг/ 100мл 62,9±9,5* 87,0±9,8 108,3±28,9

Примечание: * - различия достоверны по отношению к показателям у студентов нормостенического типа телосложения (р < 0,05)

Таблица 2 - Содержание биологически активных веществ у юношей, имеющих различный тип телосложения (М±т)

Исследуемые Тип телосложения

показатели Астенический Нормостенический Гиперстенический

п = 17 п = 21 п = 10

Белок, г/л 72,3±4,4 78,4±2,0 77,67±3,5

Альбумин, г/л 69,3 ±3,2* 59,5± 1,1** 67,6±2,6*

Мочевина, 27,6±2,1 27,3 ±1,1 27,9±2,3

ммоль/л

Холестерин, ммоль/л 4,1±0,3* 5,1 ±0,3 6,1 ±0,6**

Триглицериды, мг/100 мл 88,1 ±9,0 114,8 ± 11,5 120,1 ±15,8**

Примечание: * - различия достоверны по отношению к показателям у студентов нормостенического типа телосложения (р< 0/05); ** - различия достоверны по отношению к показателям у студентов астенического типа телосложения (р< 0/05)

Исследование концентрации триглицеридов и холестерина в крови в некоторой степени позволит охарактеризовать метаболизм липидов в организме. Изучение этого процесса имеет немаловажное значение, так как, по мнению многих исследователей, нарушение липидно-го обмена приводит к различным заболеваниям.

Холестерин участвует в обмене жиров и стероидных гормонов. Изменение концентрации холестерина указывает на изменение обменных процессов. Показатели холестерина проявляют тенденцию к увеличению в ряду астеники-нормостеники-гиперстеники. Содержание холестерина в крови у юношей астенического типа телосложения достоверно ниже, чем у студентов нормо- и ги-перстенического соматотипов.

Выявлена прямая зависимость между показателями содержания холестерина пищи и содержанием холестерина в сыворотке крови. Наибольшее содержание холестерина в пище и сыворотке крови обнаружено у студентов гиперстенического типа телосложения, причем содержание холестерина в пище и сыворотке крови достоверно ниже этих показателей у девушек и юношей астенического типа телосложения.

Также выявлена прямая зависимость между потреблением жиров и содержанием холестерина в крови. Так, наибольшее содержание холестерина в сыворотке кро-

СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 1

13

ви обнаружено у испытуемых гиперстенического типа телосложения. У студентов-гиперстеников отмечено и наибольшее количество жиров в суточном рационе. Наименьшая концентрация холестерина зафиксирована у девушек и юношей астенического типа телосложения. У них же отмечено и наименьшее количество жиров в пище.

Также выявлена зависимость между содержанием жиров в потребляемой пище и концентрацией триглице-ридов в сыворотке крови. Наименьшие показатели содержания жиров в питании и триглицеридов в сыворотке крови зафиксированы у девушек и юношей астенического соматотипа. Средние показатели содержания жиров в суточных рационах и триглицеридов в сыворотке крови - у студентов нормостенического типа телосложения. Наибольшее содержание жиров в пище и триглицеридов в сыворотке крови - у девушек и юношей гиперстенического соматотипа. Концентрация триглицеридов в сыворотке крови у девушек и юношей гиперстенического типа телосложения выше, чем у испытуемых астенического соматотипа на 58,08% и 73,36% соответственно.

Оценка пищевого статуса здоровых молодых людей показала, что у студентов астенического типа телосложения, имеющих ИМТ менее 18,5, и студентов гиперстенического типа телосложения, имеющих ИМТ более 25, несоответствие химического состава и энергетической ценности пищевого рациона физиологическим нормам будет способствовать развитию гипотрофии или ожирения на фоне соответствующей генетической предрасположенности, а также вызывает необходимость проведения мониторинга потребления пищи и состояния питания этой группы населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аддушелишвили Г.В., Гуськова В.С., Тапуридзе Е.П., Двали Г.Н.,

Нодия П.И., Титвинидзе Ц.С., Горгонидзе Г.Ш. Фактическое питание и здоровье некоторых групп сельского и городского населения республики Грузия //Вопросы питания. 1992. № 2. С. 27-31.

2. Вировец О.А., Гаппаров М.М. Новый метод оценки утилизации

пищевых веществ (углеводов, аминокислот, жирных кислот) на пластические и энергетические цели в организме животных// Вопросы питания. 1998. №3. С. 14-17.

3. Гуламов А.А., Булгакова М.С., Моргунов А.В. Исследование характе-

ра питания студентов Курского государственного медицинского университета //Человек и его здоровье: Сборник научных трудов. Выпуск 3. Курск. 2000. С. 353-355.

4. Насолодин В.В., Воронин С.М. и др. Витамины и микроэлементы в

профилактике железодефицитных состояний //Вопросы питания. 1988. №5. С. 6-9.

5. Николаев А.В. Гигиенические аспекты оптимизации фактического

питания и витаминного статуса школьников на региональном уровне: Автореф. дис.... канд.биол.наук. М., 2002.22с.

6. Уркевич В.С., Аддушелишвили Г.В. Энергетические затраты и

фактическое питание студентов вузов //Вопросы питания. 1986. №6. С. 31-34.

О.Л. Гребнева

Курганский государственный университет,

Курган,

М.А. Ковинька

РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А. Илизарова

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ У МЫШЕЙ

При изучении поведенческих реакций у 18 беспородных белых лабораторных мышей-самцов до воздействия и после антиортостатической гипокинезии, продолжавшейся 7 суток, обнаружены различия в направленности и выраженности реакций в зависимости от типологических характеристик групп животных. Полученные результаты рекомендуется учитывать

при моделировании стрессовых воздействий, а также при тестировании препаратов, воздействующих на поведенческие реакции животных.

Изучение поведенческих реакций животных широко используется при моделировании стрессовых воздействий и экспериментальной апробации действия различных фармакологических средств, способных вызывать нейрохимические сдвиги в организме. В настоящее время для исследования изменений, происходящих в тканях, принято использовать модификации модели вывешивания, различающиеся по применяемому способу фиксирования, что оказывает различное воздействие на общее состояние животного и переносимость эксперимента [8]. При проведении таких экспериментов часто не учитываются типологические характеристики животных. Можно предположить, что эффекты, вызываемые экспериментом, зависят от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, а механизмы развития стресс-реакции при воздействии агрессивных факторов внешней среды зависят от адаптированности организма к условиям существования.

Цель работы состояла в оценке влияния стресса, вызванного гипокинезией, на поведенческие реакции лабораторных животных в зависимости от их индивидуальных типологических особенностей.

Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы следующие объекты и методы исследования. 18 белых лабораторных мышей-самцов были выбраны из 30 особей по следующей методике. Случайно отобранные 30 самцов были помещены в незнакомые условия. Через некоторое время, когда в группе начинали складываться иерархические взаимоотношения, отбирали самца, который занимал доминирующее положение. Из всей группы было отобрано 6 таких самцов, которые составили группу "активных". В процессе установления иерархии отмечали самцов, которые не сопротивлялись агрессии со стороны доминирующих особей; их также было отобрано 6 особей (группа "пассивных"). Из оставшихся мышей случайным образом было выбрано 6 особей (группа "нормальных" животных).

Для изучения поведенческих реакций применяли тест "открытое поле" [1], в ходе которого в течение 5 минут у животного отмечали число пересеченных квадратов, гру-мингов, дефекаций, число продольных перемещений вдоль клетки, число вставаний на задние лапы. Известно, что количество пересеченных квадратов, число перемещений вдоль клетки, число вставаний на западные лапы -показатели, характеризующие выраженность поискового рефлекса. В тесте "перегородка" [5], характеризующем коммуникативность, мышей помещали в коробку, разделенную на две половины прозрачной перегородкой. В одну половину помещали доминирующую особь, а в другую -испытуемую. Учитывали число обращений мыши к перегородке и общее время у перегородки. Для привыкания к новым условиям животных содержали в коробке в течение 5 минут в отсутствие света, затем в течение 5 минут при свете. Подсчет обращений проводили в следующие 5 минут. В тесте Порсолта [1], характеризующем двигательную активность, каждую мышь помещали в стеклянный стакан с водой при t=25оС. Оценивали время активного плавания, дрейфа и состояния полной неподвижности в воде в течение 5 минут. В тесте "мышечная сила" мышей помещали передними конечностями на струну, натянутую на высоте 25-30 см. Регистрировали время (т1) до момента утомления и падения [2].

Мыши всех экспериментальных групп были подвергнуты антиортостатической нагрузке в течение 7 суток. С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.