Научная статья на тему 'Индивидуально-типологическая характеристика сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста'

Индивидуально-типологическая характеристика сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
156
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Томилова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-типологическая характеристика сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста»

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Томилова Е.А.

ГОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия Росздрава, кафедра нормальной физиологии, г. Тюмень

Значительный диапазон индивидуальных колебаний важнейших показателей гомеостаза детского организма вызывает необходимость их типологического объединения и обоснования. Так, в педиатрической практике для оценки различных показателей кровообращения и прежде всего систолического артериального давления (САД) и диастолического артериального давления (ДАД) используются центильные таблицы. Последние предлагают центильные распределения САД и ДАД с приведением либо полного ряда распределения, либо только наиболее важных для диагностики отрезных точек -10%, 90%, 95% перцентилей (Школьникова М.А. и соавт., 2004; Куприянова О.О., 2006; National High Blood..., 1996;). Для оценки АД принято использовать точки 95-го или 97го перцентилей в качестве критериев артериальной гипертензии, а 10-го перцентиля для артериальной гипотензии. Однако и при использовании в клинике вышеуказанного подхода в оценке пограничных показателей АД, возникает необходимость учитывать индивидуально-типологические особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы здоровой популяции детей.

В связи с этим, основной задачей настоящего исследования, были изучение и оценка показателей гемодинамики и внешнего дыхания у младших школьников с различным уровнем привычной двигательной активности (НПДА, СПДА и ВПДА)- лиц различных функциональных типов конституции (ФТК-1, ФТК-2, ФТК-3) (Колпаков В.В. и соавт., 2003, 2008, 2009).

Обследованы 358 детей младшего школьного возраста МОУСОШ г.Тюмени, не состоящие на диспансерном учете. Использован комплекс методик - углубленное общеклиническое обследование, оценка привычной двигательной активности - ПДА, измерение АД методом Короткова, подсчет ЧСС, функциональные пробы -стандартная физическая нагрузка, клиноортостатическая проба, кардиоинтервалография, психофизиологическое тестирование.

При сравнительном анализе показателей сердечно-сосудистой системы у младших школьников (мальчиков 8-9 лет) с различным уровнем ПДА (низкой ПДА- ФТК-1, средней ПДА - ФТК-2, высокой ВПДА- ФТК-3) выявлены достоверные различия (р<0,05) практически по всем показателям. При этом, у мальчиков с низким уровнем привычной двигательной активности по сравнению с другими группами (СПДА и ВПДА) отмечались наибольшие показатели частоты сердечных сокращений и минутного объема кровообращения в покое (соответственно 86,1±1,15 и 3645±268; р<0,05) и наименьшие показатели АДС, АДД, ПД, СДД и ПСС (соответственно 94,2±0,77; 58,9±0,68; 35,3±0,7; 73,73±0,64 и 1547±101; р<0,05).

Противоположная закономерность была установлена у мальчиков с высоким уровнем привычной двигательной активности. Так, по сравнению с первой (НПДА) и второй (СПДА) группами в состоянии относительного покоя отмечались более низкие показатели частоты сердечных сокращений и минутного объема кровообращения (соответственно 79,7±0,93 и 3257±243; р<0,05) и наибольшие показатели АДС, АДД, ПД, СДД и ПСС (соответственно 105,5±0,62; 64,8±0,52; 40,7±0,57; 81,9±0,49 и 1920±83; р<0,05). Мальчики со средним уровнем привычной двигательной активности, занимали срединную позицию и в целом по вышеуказанным показателям приближались к мальчикам III группы.

Известно, что направленность и степень изменения физиологических функций при адаптации к различным факторам окружающей среды во многом зависит от исходного состояния организма, в основе проявления которого лежит реакция первичного ответа. При этом, данная реакция направлена не только на компенсацию уже происшедших под действием раздражителей сдвигов показателей гомеостаза, но и на компенсацию тех нарушений, которые лишь возможны, если фактор будет продолжать свое действие. С учетом роли сердечнососудистой системы в поддержании гомеостаза в организме в значительной степени это может относиться и к оценке динамики артериального давления как в условиях становления детского организма, так и на более поздних этапах онтогенеза (Куприянова О.О., 1998, 2006; Оганов Р.Г., 2003, 2007; Поляков С.Д. и соавт., 2006).

В связи с этим, мы провели анализ полученных данных с учетом центильного распределения артериального давления у мальчиков 8-9 лет с различным уровнем ПДА. Так, у детей с низким уровнем привычной двигательной активности систолическое и диастолическое давление находилось в границах 10-50 перцентилей, т.е. приближалось к критической границе 3-5 центилей - умеренной или пограничной артериальной гипотензии. При этом необходимо также констатировать, что у детей с высоким уровнем привычной двигательной активности систолическое и диастолическое давление находились в границах 75-90 перцентилей, т.е. приближалось к критической границе 95-97 центилей - умеренной или пограничной артериальной гипертензии. Аналогичная тенденция наблюдалась у мальчиков 10-11 лет, а также девочек 8-11 лет.

Кроме этого, необходимо отметить еще одну типологическую особенность, характерную для детей различных ФТК и прежде всего для детей крайних типов - индивидуумов с низкой и высокой ПДА. Так, при оценке результатов исследования можно говорить о менее экономном функционировании ССС у детей с низкой ПДА обеих возрастных групп по сравнению с детьми со средней и высокой ПДА. Это подтверждается соответствующим интегральным показателем эффективности кровообращения - МОК, который у детей данной группы (НПДА- ФТК-1) при более низком пульсовом давлении поддерживается за счет наибольшей частоты

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

сердечных сокращений. Последующие подтверждения вышеуказанного было получено при оценке физической работоспособности которая у данной группы детей соответствовала градации «ниже среднего».

Таким образом, анализ полученных результатов, позволяет констатировать, что каждый функциональный тип имеет свои физиологические особенности. Эти особенности уже проявляются в состоянии относительного покоя. Так, по сравнению с I (НПДА-ФТК-1) и II (СПДА-ФТК-2) группами у детей с высоким уровнем привычной двигательной активности (ФТК-3) отмечались наименьшие показатели частоты сердечных сокращений, минутного объема кровообращения и наибольшие показатели АДС, АДД, ПД, СДД и ПСС. Последнее с учетом центильного распределения АДС и АДД позволяет уже на данном этапе проведенных исследований говорить как об индивидуально-типологических особенностях функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей различных ФТК, так и предложить дополнительные критерии донозологической диагностики возможных нарушений артериального давления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.