СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА У ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРИВЫЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ КОРРЕКЦИИ
Черногривова М.О., Колесникова А.Ю., Ткачук А.А.
ГОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия Росздрава, кафедра нормальной физиологии, г. Тюмень
В последнее время одной из существенных проблем в медицине является увеличение процента лиц с избыточной массой тела (ИМТ). Последнее во многом связано с несбалансированным питанием, а также значительным снижением двигательной активности. Отсюда наряду с коррекцией диеты, использованием необходимых лекарственных препаратов для успешного решения проблемы ИМТ необходимо увеличить у них суточный объем двигательной активности (СОДА). При этом обязательным условием эффективности такого подхода является физиологическое обоснование СОДА. Это связано, прежде всего, с тем, что параметры физической активности, обеспечивающие оптимальный эффект, строго индивидуальны, а потому разработка индивидуальных программ двигательной активности также является актуальной проблемой современной медицинской науки.
В связи с этим целью настоящего исследования явилась индивидуальная оценка уровня привычной двигательной активности (ПДА) и морфофункциональных особенностей детей 6-11 лет и лиц юношеского и зрелого возраста с последующим обоснованием физиологической коррекции СОДА.
Материалы и методы исследования. За методологическую основу проводимых исследований была взята концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности - функциональных типов конституции (Колпаков В.В. и соавт., 2003, 2008). Всего обследованы 281 дошкольного и младшего школьного возраста (133 мальчика и 148 девочек), 244 юноши, 342 девушки и 485 лиц зрелого возраста (192 мужчин, 243 женщин) г. Тюмени. В работе использовались: анкетирование и шагометрия для определения ПДА, клиническое обследование, включающее измерение АД, ЧСС, функциональные пробы, антропометрические измерения и дополнительным вычислением антропометрических индексов (индекс Вервека, индекс Пинье, индекс Бругша, массо-ростовой индекс, индекс Кетле)
Полученные результаты. По объему общей двигательной активности во всех возрастных группах выделены функциональные типы конституции (ФТК) - индивидуумы с низкой, средней и высокой ПДА (НПДА - ФТК-1, СПДА - ФТК-2, СПДА - ФТК-3). Каждый функциональный тип имеет свои физиологические особенности. При этом на основе расчета антропометрических индексов в каждой группе индивидуумов с различным уровнем ПДА были выявлены лица с ИМТ (соответственно в среднем 39,3%, 28,3% и 19,5%).
Вместе с тем, проведенные наблюдения позволили установить два дополнительных основополагающих момента. Первый момент определен тем, что в целом у детей дошкольного и школьного возраста, а также юношей и девушек и лиц зрелого возраста с низким уровнем ПДА преобладали лица с эурисомным (дигестивного) типа телосложения (в среднем до 51,5%). В группах индивидуумов с высоким уровнем ПДА преобладали лица торакального типа (в среднем до 41,7%). При этом, как в том, так и в другом случае отмечается средняя степень отрицательной корреляции суточного объема двигательной активности с массой тела.
Также было установлено, что в группах лиц с различным уровнем ПДА были представлены индивидуумы с разными типами телосложения, т.е. абсолютной зависимости объема суточной двигательной активности от конкретного соматотипа нами определено не было. В связи с этим нельзя исключить разнонаправленных проявлений функциональных свойств в ряду различных соматотипов и наличия возможного отклонения от устоявшегося представления об однонаправленном изменении функциональных свойств в ряду эурисомия -лептосомия. Отсюда физиологическая коррекция СОДА у лиц с ИМТ должна проводиться с обязательным учетом уровня привычной двигательной активности, т.е. принадлежности к конкретному функциональному типу конституции.
Так предложенные физические нагрузки лицам с ИМТ, моделирующие в физиологических пределах СОДА и соответствующие их верхней границе ПДА каждого ФТК, способствовали однонаправленному улучшению функциональных и психофизиологических показателей индивидуумов с сохранением в целом типовых характеристик для каждой группы обследуемых (ФТК-1-НПДА, ФТК-2-СПДА, ФТК-3-ВПДА).
Таким образом, комплексный подход при обследовании лиц различных возрастных групп с оценкой привычной двигательной активности, физического развития и психофизиологических характеристик (установление различных ФТК) позволяют дать индивидуально-типологическую оценку лицам с ИМТ, а также предложить физиологически обоснованную коррекцию СОДА как при комплексной терапии, так и с целью системной профилактики избыточного увеличения массы тела.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва