Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ПРОЖИВАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕЖИТИЯХ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ПРОЖИВАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕЖИТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фурси Л.Ф., Туралиев Р.Р., Кубекова А.С., Сергеева М.А.

В статье отражены результаты эмпирического исследования индивидуальнопсихологических особенностей студентов различных этнических групп процессе адаптации к условиям проживания в студенческих общежитиях. Данная работа обусловлена необходимостью расширения области исследования взаимодействия во внутривузовской среде за счет включения межэтнического компонента. При этом учитываются основные особенности астраханского региона, исконно объединяющего на своей территории представителей различных этнических групп. В исследовании были применены психодиагностические методики: 1) многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин); 2) методика «Определения интегральных форм коммуникативных агрессивности» (В.В. Бойко); 3) экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что группы с различными уровнями адаптивности различаются по такому показателю как «агрессивность», то есть студенты младших курсов имеющих такую черту личности как агрессивность обладают меньшими способностями к адаптации в новой среде, в том числе, к условиям проживания в студенческих общежитиях. Во внутривузовской среде исследование межэтнического взаимодействия может стать ключом к пониманию причин и динамики возникающих конфликтных ситуаций. В связи с этим, мы видим возможность использования результатов проведенного эмпирического исследования в практике урегулирования межэтнических конфликтов во внутривузовской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS IN THE PROCESS OF ADAPTATION TO LIVING CONDITIONS IN STUDENT DORMITORIES

The article reflects the results of an empirical study of individual psychological characteristics of students of various ethnic groups in the process of adaptation to living conditions in student dormitories. This work is due to the need to expand the field of research of interaction in the intra-university environment by including an interethnic component. This takes into account the main features of the Astrakhan region, which traditionally unites representatives of various ethnic groups on its territory. The study used psychodiagnostic techniques: 1) multilevel personality questionnaire "Adaptability" (A.G. Maklakov, S.V. Chermyanin); 2) the methodology "Determination of integral forms of communicative aggressiveness" (V.V. Boyko); 3) express questionnaire "Index of Tolerance". (G.U. Soldatova, O.A. Kravtsova, O.E. Khukhlaev, L.A. Shaigerova). Analysis of the research results allows us to conclude that groups with different levels of adaptability differ in terms of such an indicator as "aggressiveness", that is, junior students with such a personality trait as aggressiveness have less ability to adapt to a new environment, including to conditions living in student hostels. In the intra-university environment, the study of interethnic interaction can become the key to understanding the causes and dynamics of emerging conflict situations. In this regard, we see the possibility of using the results of the empirical research in the practice of resolving interethnic conflicts in the intra-university environment.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ПРОЖИВАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕЖИТИЯХ»

УДК: 159.922.4:316.6:371.87

Individual psychological characteristics of students of different ethnic groups in the process of adaptation to living conditions in student dormitories

Фурси Л.Ф., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», fursi@inbox.ru

Туралиев Р.Р., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, turaliyevr94@gmail.com

Кубекова А.С., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, alya_kubekova@mail.ru

Сергеева М.А., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, mari-s2010@mail.ru

Fursi L., Astrakhan State Technical University, fursi@inbox.ru Turaliev R., Astrakhan State Medical University, turaliyevr94@gmail.com Kubekova A., Astrakhan State Medical University, alya_kubekova@mail.ru Sergeeva M., Astrakhan State Medical University, mari-s2010@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.035

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, межэтническое взаимодействие, условия проживания, студенты, толерантность.

Keywords: adaptation, socio-psychological adaptation, interethnic interaction, accommodations, students, tolerance.

Аннотация. В статье отражены результаты эмпирического исследования индивидуально -психологических особенностей студентов различных этнических групп процессе адаптации к условиям проживания в студенческих общежитиях. Данная работа обусловлена необходимостью расширения области исследования взаимодействия во внутривузовской среде за счет включения межэтнического компонента. При этом учитываются основные особенности астраханского региона, исконно объединяющего на своей территории представителей различных этнических групп. В исследовании были применены психодиагностические методики: 1) многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин); 2) методика «Определения интегральных форм коммуникативных агрессивности» (В.В. Бойко); 3) экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что группы с различными уровнями адаптивности различаются по такому показателю как «агрессивность», то есть студенты младших курсов имеющих такую черту личности как агрессивность обладают меньшими способностями к адаптации в новой среде, в том числе, к условиям проживания в студенческих общежитиях. Во внутривузовской среде исследование межэтнического взаимодействия может стать ключом к пониманию причин и динамики возникающих конфликтных ситуаций. В связи с этим, мы видим возможность использования результатов проведенного эмпирического исследования в практике урегулирования межэтнических конфликтов во внутривузовской среде.

Abstract. The article reflects the results of an empirical study of individual psychological characteristics of students of various ethnic groups in the process of adaptation to living conditions in student dormitories. This work is due to the need to expand the field of research of interaction in the intra-university environment by including an interethnic component. This takes into account the main features of the Astrakhan region, which traditionally unites representatives of various ethnic groups on its territory. The study used psychodiagnostic techniques: 1) multilevel

258

personality questionnaire "Adaptability" (A.G. Maklakov, S.V. Chermyanin); 2) the methodology "Determination of integral forms of communicative aggressiveness" (V.V. Boyko); 3) express questionnaire "Index of Tolerance". (G.U. Soldatova, O.A. Kravtsova, O.E. Khukhlaev, L.A. Shaigerova). Analysis of the research results allows us to conclude that groups with different levels of adaptability differ in terms of such an indicator as "aggressiveness", that is, junior students with such a personality trait as aggressiveness have less ability to adapt to a new environment, including to conditions living in student hostels. In the intra-university environment, the study of interethnic interaction can become the key to understanding the causes and dynamics of emerging conflict situations. In this regard, we see the possibility of using the results of the empirical research in the practice of resolving interethnic conflicts in the intra-university environment.

Введение. Обучение в высшем учебном заведении, как правило, характеризуется тем, что у студентов происходит социально-психологическая адаптация в новых условиях [2]. У студентов включаются защитно -компенсаторные функции при адаптации к учебному процессу, повышается

психоэмоциональное напряжение, студенты значительно подвержены стрессу, что впоследствии может отразиться на их соматическом состоянии, а также снизить их успеваемость [1]. К тому же, следует отметить, что у каждого студента имеется порог психической адаптации, защитно-

компенсаторных возможностей, а также студенты могут находиться в различных бытовых условиях проживания, что, безусловно, влияет на социально-психологическую адаптацию [4]. Важно отметить, что под адаптацией также подразумевается возможность к активной деятельности, которая является также важным условием к адаптации [5]. В этом и состоит эффективная роль адаптации при вхождении в новые условия для индивида и его эффективного функционирования. Другими словами, под процессом адаптации подразумевается крайне сложный и многогранный процесс, требующий длительного времени и лабильности психических процессов для студентов [3]. С учетом личностных особенностей студентов будет зависеть эффективность при вхождении в новую среду взаимодействия и учебную деятельность. Высокая лабильность психических процессов, высокие коммуникативные способности, безусловно, позволяют быстрее адаптироваться в новой среде [9]. Анализ литературных источников показал, что процесс адаптации у студентов является динамичным. Основными причинами трудностей адаптационного периода являются: отрицательные переживания, связанные с необходимостью приспособления к новой социокультурной среде, отсутствие психологической готовности для проживания в общежитиях университета, неспособность к психологической саморегуляции в больших социальных группах, отсутствия комфортного режима обучения и отдыха в студенческих

общежитиях и мн. др. [6]. Данные сложности различаются в происхождении. Одни трудности являются неизбежными (взаимоотношения в новой социальной группе, взаимоотношения с преподавателями), другие (возникновения конфликтогенных ситуаций в условиях проживания в студенческих общежитиях) носят субъективный характер и связаны с индивидуально-психологическими особенностями личности. Во внутривузовской среде исследование межэтнического

взаимодействия может стать ключом к пониманию причин и динамики возникающих конфликтных ситуаций. В связи с этим, мы видим возможность использования результатов нашего исследования в практике урегулирования межэтнических конфликтов во внутривузовской среде.

Цель исследования заключалась в выявлении индивидуально-психологических особенностей студентов различных этнических групп в процессе адаптации к условиям проживания в студенческих общежитиях.

Материалы и методы исследования. Выборка респондентов - констатирующим исследованием была охвачена группа (51 обследуемый) студенты младших курсов различных этнических групп ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет». Возрастные и социальные рамки выборки равнозначны: возраст от 17 до 20 лет, все они относятся к различным этническим группам, которые условно были разделены на «славянскую», «кавказскую» и «азиатскую группы». В исследовании были применены психодиагностические методики: 1) многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин) [8]; 2) методика «Определения интегральных форм коммуникативных агрессивности» (В.В. Бойко) [7]; 3) экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [10]. Для выявления значимости различий мы применили статистический и-критерий Манна-Уитни. Этапы проведения исследования: 1) по итогу анализа полученных данных по методике «Многоуровневый личностный опросник (МЛО)

«Адаптивность», сформировать выборку, состоящую из студентов имеющих удовлетворительный и сниженный уровни адаптации (группа 1); 2) при помощи метода парного дизайна сформировать эквивалентную группе 1 выборку, состоящую из студентов имеющих высокие показатели адаптационных способностей (группа 2) в которой будут равно представлены респонденты с такими показателями (дополнительными переменными) как: возраст, пол, принадлежность к этнической группе; 3) при помощи аппарата математической статистики выявить наличие либо отсутствие значимых различий между группой 1 и группой 2 по показателям адаптивности; 4) сформировать методический аппарат исследования,

направленный на выявление уровня агрессии и индекса толерантности в группах 1 и 2; 5) при помощи методического аппарата исследования провести психодиагностическое обследование

Студенты с хорошей адаптацией, как правило, это студенты, которые легко проходят процесс адаптации в новых социальных условиях, респонденты легко вступают в новые взаимоотношения, «вливаются» в новый коллектив, у них также вырабатываются эффективные стратегии поведения в социуме и при конфликтных ситуациях.

Респонденты с удовлетворительными адаптационными способностями характеризуются

группы 1 и группы 2, направленное на выявление уровня агрессии и индекса толерантности; 6) выявить наличие либо отсутствие значимых различий в результатах экспериментальной (группа 1) и контрольной (группа 2) групп.

База исследования: исследование

проводилось на базе Центра социально-психологической помощи «Доверие» АГТУ. Данное исследование проводилось по социальному заказу от внутривузовских служб безопасности, Управления по организационно-воспитательной работе и Центра социально-психологической помощи «Доверие».

Результаты исследования и их обсуждение. В результате статистического анализа полученных данных на этапе формирования выборки респондентов и разделения их на группы 1 и 2 по методике Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» были получены следующие данные, см. таблицу 1.

тем, что их адаптация и социализация, в первую очередь зависит от окружающих условий. Также они характеризуются эмоциональной

нестабильностью.

Студенты со сниженными адаптационными способностями тяжелее адаптируются к новым условиям, для них характерна эмоциональная нестабильность, повышенной невротизацией.

Таблица 1. - Сводная таблица значений по методике Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина)

Респонденты - всего 51 человек Количество Количество респондентов в

человек процентном соотношении

группа с хорошей адаптацией 36 70,5%

группа с удовлетворительными адаптационными способностями 5 9,8%

группа со сниженными адаптационными способностями 10 19,6%

Рисунок 1. - Средние значения по методике «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»

(А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин) у студентов

Согласно анализу полученных данных по методике «Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», при помощи метода парного дизайна были сформированы группы: группа 1 состоящая из студентов имеющих удовлетворительный и сниженный уровни адаптации (экспериментальная) и группа

По средним результатам методики диагностики интегральных форм

коммуникативной агрессии (В.В. Бойко): респонденты из экспериментальной группы (группа 1) имеют средним показателем агрессивности, т.е. для них характерны проявления агрессии и агрессия может проявляться спонтанно.

По средним результатам методики диагностики «Опросник: Индекс толерантности»: у респондентов из экспериментальной группы (группа 1) средний показатель. Это означает, что студенты могут показывать в социальных группах как толерантность, так и интолерантность. Другими словами, они могут проявить толерантные или интолерантные черты в зависимости от заданных обстоятельств или социальной группы. Данный опросник включает в себя определенные формы коммуникативной

По средним результатам методики диагностики интегральных форм

коммуникативной агрессии (В.В. Бойко): респонденты из контрольной группы (группа 2) относительно невысокой агрессивностью, однако, для них характерно неумение трансформировать агрессию на другой вид деятельности или же другие предметы. По средним результатам

2 состоящую из студентов имеющих высокие показатели адаптационных способностей (контрольная).

Применение критерия Манна-Уитни выявило достоверность различий между группами 1 и 2 по показателям адаптивности, см. таблицу 2.

агрессии, такие как этническая толерантность (показывает установки и отношение к представителям других этнических групп), вторая форма это социальная толерантность (определяет качества и уровень толерантность и интолерантности к различным социальным группам людей), а также опросник позволил определить толерантность как личностную характеристику (зависит, в первую очередь, от ценностных ориентаций индивида и его мировоззрения). Таким образом, по данным опросника было установлено, что студенты из первой группы обладают средними значениями этнической, социальной толерантности, у них также выявлено среднее значение толерантности как личностной характеристики. Мы можем сделать вывод о том, что у 1 группы доминируют как толерантность, так и интолерантность.

методики диагностики «Опросник: Индекс толерантности»: респонденты из контрольной группы (группа 2) характеризуются средним показателем толерантности. Этот результат также свидетельствует о том, что для данной группы характерна как толерантность, так и интолерантность.

Таблица 2. - Сводная таблица средних значений группы 1

Уровень агрессии Индекс толерантности

Среднее 29,36 71,55

№ 15 15

Стд. отклонение 6,104 15,194

*gruppa = 1

Таблица 3. - Сводная таблица средних значений группы 2

Уровень агрессии Индекс толерантности

Среднее 19,91 71,45

№ 15 15

Стд. отклонение 7,273 9,125

* 1 gruppa = 2

Рисунок 2. - Средние значения уровня агрессии и индекса толерантности у группы 1 и группы 2

Применение критерия Манна-Уитни выявило достоверность различий между группами 1 и 2 (экспериментальная группа и контрольная группа). Выявлены достоверные различия по показателю уровень агрессивности (1=0, 002, р<0,5) между группами 1 и группой 2. По показателю индекс толерантности достоверных различий между группами 1 и группой 2 выявлено не было (1=0, 478, р<0,5). Таким образом, группы с различными уровнями адаптивности (высокая и низкая) различаются по такому показателю как «агрессивность», то есть студенты младших курсов имеющих такую черту личности как агрессивность обладают меньшими способностями к адаптации в новой среде, в том числе, к условиям проживания в студенческих общежитиях.

Заключение. В результате проведенного исследования можно говорить о том, что особенности адаптации студентов различных этических групп к условиям проживания в студенческих общежитиях связанны с их индивидуально-психологическими особенностями личности. Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что группы с различными уровнями адаптивности различаются по такому показателю как «агрессивность», то есть студенты младших

курсов имеющих такую черту личности как агрессивность, обладают меньшими

способностями к адаптации в новой среде, в том числе, к условиям проживания в студенческих общежитиях. Необходимо подчеркнуть, что в обеих группах были равно представлены представители различных этнических групп, что позволяет предположить, что принадлежность к этнической группе не является существенной детерминантной, обусловливающей способности к адаптации в новой среде, а скорее индивидуально-психологические особенности личности, в том числе агрессивность как черта личности, определяют данную способность. Необходимо отметить, что для успешной и эффективной адаптации в новых условиях важна активность и умение взаимодействовать в социуме, и подобная позиция заинтересованность должна быть как у обучающихся, так и педагогов. Студенту необходимо выбирать наиболее эффективные стратегии в поведения в социуме и при решении конфликтных ситуациях при обучении и проживании в студенческих общежитиях, однако, перед преподавателями вузов также стоит задача создать наиболее благоприятную среду в образовательном пространстве.

Литература:

1. Андреева Д.А. О понятии «адаптация» / Д.А. Андреева // Человек и общество. - Вып. 13., ЛГУ, 1973. - С. 62-69.

2. Булатецкий С.В. Психологические особенности адаптации к обучению как критерий профессионального отбора / С.В. Булатецкий // Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации». - Волгоград. -2006. - С. 303-306.

3. Бусловская Л.К., Рыжкова Ю.П. Нарушение адаптации у студентов первокурсников университета / Л.К. Бусловская, Ю.П. Рыжкова // Материалы Международного симпозиума «Адаптационная физиология и качество жизни: проблемы традиционной и инновационной медицины». - М.: РУДН. - 2008. - С. 71-73.

4. Гришнова Я.Б., Шутова О.И., Емельянова М.Ю. Социально-психологическое сопровождение

студентов вуза в их профессиональной адаптации / Я.Б. Гришнова, О.И. Шутова, М.Ю. Емельянова // Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации». - Волгоград. -2010. - С. 294-297.

5. Дегтярёв В.П. Влияние личностной тревожности на успешность учебной деятельности студентов с различными индивидуально-типологическими качествами / В.П. Дегтярев // Материалы XII Международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». -М.: РУДН, 2007. - С. 141-143.

6. Казин Э.М., Иванов Б.И., Литвинова Н.А. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности / Э.М. Казин, Б.И. Иванов, Н.А. Литвинова // Физиология человека. -2002. - Т. 28. - № 3. - С. 23-29.

1. Andreeva D.A. About the concept of "adaptation" / D.A. Andreeva // Man and Society. - Issue. 13., Leningrad State University, 1973. - S. 62-69.

2. Bulatetsky S.V. Psychological features of adaptation to training as a criterion for professional selection / S.V. Bulatetsky // Proceedings of the 2nd All-Russian Scientific and Practical Conference "Physiology of Adaptation". - Volgograd. - 2006. - S. 303-306.

3. Buslovskaya L.K., Ryzhkova Yu.P. Adaptation disorders in first-year university students / L.K. Buslovskaya, Yu.P. Ryzhkova // Materials of the International Symposium "Adaptive Physiology and Quality of Life: Problems of Traditional and Innovative Medicine". - M.: RUDN. - 2008. -S. 71-73.

4. Grishnova Ya.B., Shutova O.I., Emelyanova M.Yu. Socio-psychological support of university students in their professional adaptation / Ya.B. Grishnova, O.I. Shutova, M.Yu. Emelyanova // Materials of the 2nd All-Russian Scientific and Practical Conference "Physiology of Adaptation". - Volgograd. - 2010. - S. 294-297.

5. Degtyarev V.P. The influence of personal anxiety on the success of the educational activity of students with various individual typological qualities / V.P. Degtyarev // Materials of

7. Методика диагностики коммуникативной агрессивности [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты онлайн. - Режим доступа: https://psytests.org/boyko/aggrsssion.html

8. Многоуровневый личностный опросник Адаптивность (МЛО-АМ) [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты онлайн. - Режим доступа: https://psytests.org/army/mloam.html

9. Севрюкова Г.А., Москвина О.Н. Современные подходы к проблеме здоровья студентов: физиологический аспект / Г.А. Севрюкова, О.Н. Москвина // Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации». - Волгоград. - 2010. - С. 330-333.

10. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» [Электронный ресурс] // PsyTests. Психологические тесты онлайн. - Режим доступа: http://psyberia.ru/tests/tolerant

ces:

the XII International Symposium "Ecological and physiological problems of adaptation". - M.: RUDN, 2007. - S. 141-143.

6. Kazin E.M., Ivanov B.I., Litvinova N.A. Influence of psychophysiological potential on adaptation to educational activity / E.M. Kazin, B.I. Ivanov, N.A. Litvinova // Human Physiology. - 2002. - T. 28. - № 3. - S. 23-29.

7. Methods for the diagnosis of communicative aggressiveness [Electronic resource] // PsyTests. Psychological tests online. - Access mode: https://psytests.org/boyko/aggression.html

8. Multilevel personality questionnaire Adaptability (MLO-AM) [Electronic resource] // PsyTests. Psychological tests online. - Access mode: https://psytests.org/army/mloam.html

9. Sevryukova G.A., Moskvina O.N. Modern approaches to the problem of students' health: physiological aspect / G.A. Sevryukova, O.N. Moskvina // Materials of the 2nd All-Russian Scientific and Practical Conference "Physiology of Adaptation". - Volgograd. - 2010. - S. 330-333.

10. Express questionnaire "Index of Tolerance" [Electronic resource] // PsyTests. Psychological tests online. -Access mode: http://psyberia.ru/tests/tolerant

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

Сведения об авторах:

Фурси Лейла Фаруховна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и психологии, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет» Минздрава России, e-mail: fursi@inbox.ru

Туралиев Ризван Романович (г. Астрахань, Россия), студент 6 курса педиатрического факультета, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: turaliyevr94@gmail.com

Кубекова Алия Салаватовна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: alya_kubekova@mail.ru

Сергеева Марина Анатольевна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: mari-s2010@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.