Научная статья на тему 'Проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов и их проявления в стратегиях адаптивности'

Проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов и их проявления в стратегиях адаптивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
699
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / СТРАТЕГИИ АДАПТИВНОСТИ / INTERCULTURAL ADAPTATION / ADAPTATION PROCESS / PSYCHICAL STATES / ADAPTIVE STRATEGIES / ADAPTABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Ольга Борисовна, Косталес Анна Изабель

Анализируются особенности межкультурной адаптации иностранных студентов, проблемы и последствия адаптации, рассматривается связь между особенностью психических состояний и стратегиями адаптивности в инокультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Foreign Students' Intercultural Adaptation and Their Manifestation in Adaptive Strategies

The article provides the analysis of the specifics of foreign students' intercultural adaptation. It also examines the problems and consequences of adaptation and the relation between the specifics of psychical states and the adaptive strategies to a new cultural environment.

Текст научной работы на тему «Проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов и их проявления в стратегиях адаптивности»

ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В СТРАТЕГИЯХ АДАПТИВНОСТИ

О.Б. Михайлова, А.И. Косталес

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Анализируются особенности межкультурной адаптации иностранных студентов, проблемы и последствия адаптации, рассматривается связь между особенностью психических состояний и стратегиями адаптивности в инокультурной среде.

Ключевые слова: межкультурная адаптация, адаптивный процесс, психические состояния, стратегии адаптивности.

Межкультурная адаптация представляет собой процесс погружения в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей, образцов поведения. Подлинная адаптация предполагает достижение социальной и психологической интеграции в новую культуру без потери богатств собственной. Необходимо отметить, что в каждом конкретном случае протекание процесса психической адаптации приобретает эмоциональную окраску и динамику в соответствии с особенностями характеристик психики индивида, что проявляется в его психическом состоянии.

Процесс миграции — один из самых сложных психологических экспериментов, на которые вынужденно или добровольно идут люди и успешность которых зависит от постоянной работы по собственному личностному переустройству.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются в процессе адаптации иностранные студенты, приезжающие учиться в крупные российские города, являются следующие:

— изменяющаяся структура учебной деятельности, требующая перераспределения свободного времени;

— сложные бытовые условия общежития и организации территории проживания;

— одиночество и ограниченность контактов с родственниками и друзьями;

— отсутствие социального опыта общения;

— неразвитые когнитивные и коммуникативные навыки выживания и бытового самообслуживания;

— особенности самоопределения в учебно-профессиональной деятельности;

— приспособление к новым условиям и качеству жизни в экономической среде.

Последствия негативных состояний в результате дезадаптации могут быть самыми различными. Выделим основные из них: напряжение, сопровождающее усилия, необходимые для психологической адаптации; недостаток общения с друзьями и родителями; чувство отверженности и отторжения; разочарование в ожиданиях, путаница в самоидентификации и ценностях; чувство тревоги, осно-

ванное на различных негативных эмоциях; чувство неполноценности вследствие неспособности справиться с новой ситуацией; агрессия или депрессия.

Таким образом, в процессе учебной деятельности молодому человеку, приехавшему учиться в Россию, приходится решать не только дидактические задачи, но и ежедневные социальные проблемные ситуации. От того, насколько успешно он научится их решать, как будет развиваться его социализация, зависят эффективность в дальнейшей профессиональной деятельности и личностная самореализация.

Следовательно, целесообразно говорить не об адаптации как завершенном процессе, а о развитии личностных свойств адаптивности. Согласно Л. Филипсу, адаптивность выражается двумя типами ответов на воздействие среды [3]:

— принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом, культурными и этническими требованиями;

— гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление.

На уровне социально-психологического анализа адаптация рассматривается через взаимоотношения личности с группой (этнической, профессиональной, студенческой и т.п.), которая подразумевает усвоение определенных социальных норм, правил и формирование личностных качеств, ценностей, обусловленных новой социальной ситуацией. В данном случае процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в группу, усвоение сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами [1; 4].

Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала. Личностный потенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обеспечивающих процессы саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования.

Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным представлением о собственном будущем. В исследованиях В.В. Гриценко показателями адаптивности на групповом уровне выступают позитивная социальная идентичность, позитивный образ как своей группы, так и местных жителей, межгрупповая толерантность. На личностном уровне показателями являются эмоциональный комфорт, самоуважение, самоактуализация, удовлетворенность профессиональной деятельностью, активность, готовность к сотрудничеству, внутренний самоконтроль, интернальность [1].

Н.С. Хрусталёва основное внимание уделяет следующим аспектам адаптации мигранта: профессионально-языковая адаптация; материально-бытовая адаптация; морально-психологическая адаптация (смысл жизни, отсутствие скуки, пустоты, наличие близкого круга общения) [5].

Процесс межкультурной адаптации всегда двойственен. Личность приспосабливается к изменяющимся условиям среды, но и среда готова принять новых членов общества и развивать на межгрупповом уровне стратегии взаимопринятия

Михайлова О.Б., Косталес А.И. Проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов...

и взаимопонимания. Поэтому диагностика уровня адаптивности мигрантов и особенностей их психических состояний в инокультурной среде должна охватывать не только особенности свойств личности, но и развивать данные свойства. Одновременно важно исследовать уровень психического состояния общества принимающей стороны, и если это состояние негативно или (что еще хуже) агрессивно, то процесс адаптации мигранта на личностном уровне вряд ли достигнет интеграции с обществом, передающим отрицательные эмоции. Следовательно, эффективность процесса адаптации к инокультурной среде — это не только процесс развития индивидуально-психологических качеств, обеспечивающих активность, саморегуляцию, инициативность и ответственность личности, но процесс переустройства общества в целом, позитивно настроенного на развитие межкультурного сотрудничества.

Таким образом, в качестве основных показателей успешности социокультурной адаптации мигрантов можно выделить:

— установление позитивной связи с новой средой, позволяющей эффективно решать ежедневные житейские проблемы, связанные с бытом, обучением и работой;

— участие мигрантов в социальной и культурной жизни принимающего общества;

— толерантное отношение принимающего общества к мигрантам;

— адекватность и доверие в общении, межличностных и межкультурных отношениях как у самих мигрантов, так и у представителей различных групп принимающего общества;

— удовлетворительное психологическое состояние мигрантов [3].

В рамках этнопсихологических исследований большое внимание уделяется индивидуально-личностным характеристикам эмигрантов. В качестве таких характеристик выступают локус контроля, социальные установки, уравновешенность, экстраверсия, интеллектуальные и эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства, особенности межличностного взаимодействия (доминирование, конформность), активность, решительность, образовательный и культурный уровень и др. Подобного рода исследования, объектом изучения в которых выступили мигранты, были проведены Е.Е. Будалиной, Н.М. Лебедевой, Г.Г. Павло-вец, В. Хармзом и др. [4].

В российской и зарубежной научной литературе встречаются исследования (В. Раутен, М. Коксинен, Г. Триандис, Дж. Бери, С. Бочнер, К.Б. Соколов, Е.Ю. Лу-каш и др.), описывающие проявления самых различных психических состояний у иммигрантов из разных стран, разное время проживающих в инокультурной среде [2].

В последние годы растет число исследований, подтверждающих связи между определенными заболеваниями и эмоциональным фоном поведения людей, между их психическим состоянием и здоровьем в целом. Различные проявления и разная степень вреда таких дезадаптативных эмоций, как тревожность, агрессивность, депрессивность, связаны со стратегиями преодоления трудных ситуаций у разных людей и биологическими предпосылками каждого организма [6].

Многие авторы (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, Л.Г. Дикая, А.И. Бондаренко, О.С. Васильева, Я.Б. Радишевская, Н.Б. Михайлова, М. Мартинес, С.Д. Гуриева, Т.А. Кинунен, В. Шарда и др.), основываясь на схеме последствий межкультурных контактов Дж. Бери, выделили особенности протекания психических состояний при разных стратегиях адаптации и различия в проявлениях негативных последствий неинтегративных форм адаптации.

Социально-психологический и социально-политический фон новой культурной среды оказывает влияние на психические состояния мигрантов, выражающиеся в особенностях стратегий адаптивности. Дальнейшее исследование особенностей проявления психических состояний у иностранных студентов в процессе адаптации позволит нам выявить основные стратегии адаптивности, которые развиваются на основе личностных черт и под воздействием окружающей среды мегаполиса.

Неблагополучный адаптивный процесс способствует неблагоприятному воздействию социальных и экономических факторов в культуре страны пребывания и угрожает психическому здоровью иммигрантов, поэтому изучение этого процесса является перспективным. Проблема, поставленная перед нами, заключается в недостатке исследований, направленных на выявление особенностей адаптационного процесса и сопровождающих его психических состояний мигрантов из различных этнических групп.

В данной статье делается попытка обосновать факторы, влияющие на психическое состояние иностранных студентов во время процесса адаптации в инокуль-турной среде. На основе проведенного теоретического анализа мы представляем следующую схему связи между перечисленными выше факторами (рис. 1).

Адаптация

Стратегии

адаптивности

1 к

Психические ■ч

состояния

Эмоциональный

компонент

Физический

компонент

Когнитивный

компонент

Поведенческий

компонент

Собственная культура

Инокультурная среда

Организм

Рис. 1. Схема связи между психическими состояниями и стратегиями адаптивности как составляющими процесса адаптации

Если рассмотреть стратегию адаптивности как некое соотношение между элементами собственной и чужой культуры в процессе адаптации, а психические состояния, сопровождающие этот процесс, как некий результат соотношения между инокультурной средой и ее влиянием на организм, то можно проследить связь между восприятием особенностей своей и чужой культур и компонентами психических состояний.

Михайлова О.Б., Косталес А.И. Проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов...

Эмоциональный компонент психических состояний будет проявляться в тревожности, фрустрации, агрессивности, ностальгии и других реакциях на изменение среды проживания; физический компонент — в психосоматических или невротических заболеваниях; когнитивный компонент — через особенности локуса контроля и базовые убеждения; поведенческий компонент будет присутствовать как проявление всех предыдущих.

Типы связей между различными компонентами психических состояний (эмоциональным, физическим, когнитивным и поведенческим) во время адаптационного процесса к инокультурной среде будут иметь свою специфику в связи со стратегиями адаптивности у студентов из разных стран.

Таким образом, полученные нами теоретические материалы могут служить основанием для постановки практических задач в дальнейших исследованиях стратегий адаптивности студентов из разных стран с целью профилактики и предотвращения негативных последствий межкультурной адаптации для развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. — М.: Изд-во ИП РАН, 2002.

[2] Косталес А.И. Психические состояния иммигрантов как показатели тенденций в стратегиях адаптации к инокультурной среде // Актуальные проблемы этнопсихологии: Материалы Межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — М.: РУДН, 2010.

[3] Михайлова О.Б. Критерии адаптированности мигрантов в инокультурной среде // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: Материалы II Международной научной конференции. — Смоленск: СГУ, 2010.

[4] Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний как фактор социальной адаптации субъекта // Психологическая адаптация и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Под ред. Л.Г Дикой, А.Л. Журавлева. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2007.

[5] Хрусталёва Н.С. Психология эмиграции (социально-психологические и личностные проблемы): Дисс. ... докт. психол. наук. — СПб., 1996.

[6] Palmero F., Fernandйz-Abascal E.G.. Emociones y Adaptaci^. — Ariel, Barcelona, Е8раса, 1998.

THE PROBLEMS OF FOREIGN STUDENTS' INTERCULTURAL ADAPTATION AND THEIR MANIFESTATION IN ADAPTIVE STRATEGIES

O^. Mikhailova, A.I. ^stales

The Department of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article provides the analysis of the specifics of foreign students' intercultural adaptation. It also examines the problems and consequences of adaptation and the relation between the specifics of psychical states and the adaptive strategies to a new cultural environment.

Key words: intercultural adaptation, adaptation process, psychical states, adaptive strategies, adaptability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.