Индивидуально-психологические особенности нравственно-правовых представлений
С. П. Рожков*
Всего в исследовании приняли участие 90 человек обоего пола в возрасте от 18 до 45 лет (студенты, курсанты, юристы, экономисты, бухгалтеры). В соответствии с гипотезой и задачами исследования респонденты были разделены на группы: студенты-юристы (гражданские), 30 человек в возрасте от 18 до 21 года, из них 15 юношей и 15 девушек; студенты-юристы (сотрудники ОВД), 30 человек в возрасте от 18 до 21 года, из них 15 юношей и 15 девушек; работающие законопослушные граждане (юристы, экономисты, бухгалтеры), 30 человек в возрасте от 24 до 45 лет, из них 15 мужчин и 15 женщин.
Для исследования особенностей нравственноправовых представлений у жителей Красноярского края была использована анкета, опубликованная в статье М. И. Воловиковой1.
Обработка данных, полученных по методике М. И. Воловиковой, проводилась по схеме, представленной в этом же исследовании.
Был предпринят анализ специфики уровневых характеристик нравственно-правовых представлений у разных по полу, возрасту, профессиональной принадлежности и уровню локуса контроля групп респондентов, для чего все данные были разделены на группы по обозначенным критериям, после чего был проведен качественный и количественный анализ данных для каждой группы.
Логика анализа данных по каждой выделенной группе была следующая: во-первых, сравнивались количественные показатели (в процентах) для разных групп типовых вариантов ответов на вопросы анкеты, относящиеся к общему показателю уровня нравственно-правовых суждений; во-вторых, сравнивались количественные показатели (в процентах) для разных групп типовых вариантов ответов на вопросы анкеты, относящиеся к знанию законов; в-третьих, сравнивались количественные показатели (в процентах) для разных групп типовых вариантов ответов на вопросы о возможностях использования закона в качестве психологической переменной. По результатам были сформулированы выводы.
Данные, полученные от мужчин (45 человек) и женщин (45 человек), продемонстрировали следующую специфику их нравственно-правовых представлений.
По общему показателю уровня нравственноправовых представлений в группе мужчин обнаружено, что 32,7% респондентов относятся к доконвен-циональному уровню, 44,2 — к конвенциональному, а 23,1% — к постконвенциональному уровню развития нравственно-правовых суждений. У женщин данные оказались достаточно похожими с мужчинами: 23,3% — доконвенциональный; 47,3 — конвенциональный и 29,4% — постконвенциональный уровень развития нравственно-правовых представлений. Полученные данные представлены на рисунке 1.
□ Мужчины
□ Женщины
Рис. 1. Уровни нравственно-правовых представлений в группах мужчин и женщин: 1 — доконвенциональный;
2 — конвенциональный; 3 — постконвенциональный
Очевидно, что значительных различий в особенностях нравственно-правовых представлений по показателю их общего уровня не выявлено: как для мужчин, так и для женщин преобладают ответы, связанные с конвенциональным уровнем развития нравственно-правовых суждений. Вместе с тем обнаружено, что для мужчин характерно большее количество ответов, соответствующих доконвенцио-нальному уровню, а для женщин — постконвенцио-нальному уровню.
Анализ данных по показателю степени осмысления закона, знания норм и правил поведения установил следующее. Как у мужчин, так и у женщин преобладают ответы, соответствующие «среднему» уровню данного показателя. Если для мужчин выявлено очевидное доминирование этого уровня по данному показателю, то для женщин обнаружена практически одинаковая представленность ответов, соответствующих всем трем уровням знания и ос-
* В нашем журнале публикуется впервые.
мысления законов и прав, регламентирующих правовую деятельность граждан. Полученные данные отражены на рисунке 2.
□ Мужчины
□ Женщины
Рис. 2. Уровни знания законов и прав в группах мужчин и женщин: 1 — «слабый»; 2 — «средний»;
3 — «достаточный»
Полученные данные позволяют заключить, что когнитивная составляющая нравственно-правовых представлений, т. е. осмысление и знание законов и прав имеет преимущественно «средний» уровень, как в группе мужчин, так и в группе женщин, однако для мужчин этот уровень явно доминирует по сравнению с другими, а для женщин очевидна практически равная представленность всех трех уровней осмысления, знания законов и прав граждан.
По показателю возможности использования закона в качестве психологической переменной, в том числе определяемый по характеру ответов на вопросы о возможности нарушить закон и остаться при этом правым, данные распределились следующим образом: мужчины демонстрируют наибольшее количество ответов, соответствующих уровню «закон можно нарушить при экстремальных обстоятельствах», а женщины по уровню «закон нарушить нельзя ни при каких обстоятельствах». Наименьшее количество ответов в группе мужчин пришлось на «закон можно нарушить по высшим этическим принципам», а в группе женщин — на «закон можно нарушить при экстремальных обстоятельствах». Полученные данные представлены на рисунке 3.
□ Мужчины □Женщины
Рис. 3. Уровни возможности использования закона в качестве психологической переменной: 1 — «закон нарушить нельзя ни при каких обстоятельствах»;
2 — «закон можно нарушить при экстремальных обстоятельствах»; 3 — «закон можно нарушить по высшим этическим принципам»
Полученные по данному показателю результаты свидетельствуют о существующих различиях в доминировании уровней возможности использования закона в качестве психологической переменной: у мужчин тенденция использования закона в качестве психологической переменной более выражена, чем у женщин.
В целом, сравнительный анализ особенностей нравственно-правовых суждений в группах мужчин и женщин демонстрирует некоторую противоречивость ситуации: по общему уровню нравственноправовых суждений, а также по уровню понимания и знания законов и прав более высокие показатели имеют мужчины, а в сфере возможности использования закона в качестве психологической переменной более объективное отношение к норме демонстрируют женщины.
Следующий этап исследования — анализ особенностей нравственно-правовых представлений в разных по возрасту группах респондентов. Всего было выделено две группы: 60 человек в возрасте 18-21 года и 30 человек — 24-45 лет.
Во-первых, были проанализированы данные по общему показателю уровня нравственно-правовых представлений. Было обнаружено, что в первой группе доминирует доконвенциональный уровень, а самое меньшее количество ответов характерно для постконвенционального уровня. Для второй группы ситуация выглядит иначе: ответы наибольшего количества респондентов (42,7%) соответствуют конвенциональному уровню, а остальные ответы практически равномерно распределены между докон-венциональным и постконвенциональным уровнями развития нравственно-правовых суждений. Полученные данные отражены на рисунке 4.
Рис. 4. Уровни общего показателя нравственно-правовых представлений в разных по возрасту группах:
1 — доконвенциональный; 2 — конвенциональный;
3 — постконвенциональный
Полученные результаты демонстрируют очевидную тенденцию: уровень нравственно-правовых представлений второй, более зрелой по возрасту группы, характеризуется как более высокий.
По показателю уровня знания законов и прав можно увидеть: для первой группы характерно большее количество ответов, свидетельствующих о «достаточном» и «среднем» уровнях знания законов
и прав, а для второй группы — «слабый» и «средний» уровни. Данные представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Уровни знания законов и прав в разных по возрасту группах: 1 — «слабый»; 2 — «средний»;
3 — «достаточный»
С одной стороны, полученные результаты могут быть объяснены тем, что первая возрастная группа состоит из студентов и курсантов, специализирующихся в области юриспруденции, а во вторую группу входят респонденты, чьи профессии и не связаны с правом. С другой стороны, исследователи особенностей нравственно-правовых представлений современных россиян отмечают, что по сравнению с предшествующими периодами правовая грамотность населения заметно возросла, особенно это присуще именно взрослеющим молодым людям, которые все больше обращаются к правовым способам регуляции отношений в разных сферах жизнедеятельности.
По показателям уровня возможности использования закона в качестве психологической переменной обнаружено, что респонденты первой группы демонстрируют низкий уровень нравственно-правовых суждений, поскольку в их ответах преобладают те, которые соотносятся с уровнем «закон можно нарушать в экстремальных ситуациях», а меньше всего ответов, которые соотносятся с уровнем «закон нарушать нельзя». Что касается второй возрастной группы, то здесь также доминирует уровень, связанный с возможностью использования закона в качестве психологической переменной, только такая его разновидность, как «закон нарушать можно по высшим этическим принципам». Данные представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Уровни возможности использования закона в качестве психологической переменной: 1 — «закон нарушить нельзя ни при каких обстоятельствах»;
2 — «закон можно нарушить при экстремальных обстоятельствах»; 3 — «закон можно нарушить по высшим этическим принципам»
В целом, особенности нравственно-правовых представлений в разных по возрасту группах респондентов заключаются в том, что, во-первых, общий показатель уровня нравственно-правовых представлений определяется как более высокий в группе респондентов 24-45 лет, поскольку в ней преобладают ответы, соответствующие конвенциональному уровню правовых представлений, а в группе респондентов 18-21 года доминируют ответы, соответствующие доконвенциональному уровню. Эта же тенденция характерна и для показателя возможности использования закона в качестве психологической переменной. Вместе с тем по показателю уровня знания и понимания законов и прав более высокие характеристики обнаружены для первой возрастной группы.
Еще один аспект анализа полученных данных — выявление особенностей нравственно-правовых представлений в разных по профессиональной принадлежности группах респондентов. По данному критерию вся выборка была разделена на три группы: 1) студенты-юристы (30 человек); 2) курсанты Сибирского юридического института МВД России, они же сотрудники ОВД (30 человек); 3) работающие, представители гражданских специальностей (30 человек).
По общему показателю уровня развития нравственно-правовых представлений были обнаружены следующие данные: во всех группах респондентов доминируют ответы, соответствующие конвенциональным нравственно-правовым представлениям, а в меньшем количестве также для всех групп — ответы, соответствующие постконвенциональному уровню нравственно-правовых представлений. Данные представлены на рисунке 7.
Рис. 7. Уровни общего показателя нравственно-правовых представлений у разных профессиональных групп: 1 — доконвенциональный; 2 — конвенциональный;
3 — постконвенциональный
Полученные результаты свидетельствуют о том, что приоритет все три группы отдают конвенциональному уровеню нравственно-правовых суждений.
По показателю знания, понимания закона, прав граждан было обнаружено, что самое большое количество ответов, соответствующих достаточному уровню данного показателя, обнаружено в группе
курсантов (41,9%), а самое большое количество ответов, соответствующих слабому уровню данного показателя, обнаружено в группе работающих (31,5%). Кроме того, выявлено, что меньше всего ответов, соответствующих низкому уровню данного показателя, у студентов (11,3%). Данные представлены на рисунке 8.
Рис. 8. Уровни знания законов и прав в разных профессиональных группах: 1 — «слабый»;
2 — «средний»; 3 — «достаточный»
Таким образом, более высокие значения по показателю знания и понимания законов и прав демонстрируют студенты и курсанты, т. е. будущие юристы, а ответы работающих в большей степени расположены на среднем и слабом уровнях знаний о законах и правах.
По показателю уровня возможности использования закона в качестве психологической переменной обнаружено, что из всех групп наиболее объективное отношение к закону демонстрируют работающие: 33,4% их ответов свидетельствуют о том, что закон нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах. Вместе с тем для данной группы это не самый многочисленный вариант ответа: 47,0% ответов соответствуют такому уровню показателя, согласно которому закон можно нарушить по высшим этическим принципам. Для групп студентов и курсантов характерны ответы, что закон можно нарушать только в экстренных обстоятельствах (43,8 и 52,5% соответственно) (рис. 9).
Рис. 9. Уровни возможности использования закона в качестве психологической переменной в разных профессиональных группах: 1 — «закон нарушить нельзя ни при каких обстоятельствах»; 2 — «закон можно нарушить при экстремальных обстоятельствах»; 3 — «закон можно нарушить по высшим этическим принципам»
Характеризуя данные по особенностям нравственно-правовых представлений в группах респондентов, различающихся по их профессиональной принадлежности, можно сделать выводы: общий показатель для всех трех групп соответствует конвенциональному уровню развития нравственноправовых представлений; уровень знания и понимания законов и прав значительно выше у студентов и курсантов; объективное отношение к закону или более низкий уровень возможности использования закона в качестве психологической переменной в большей степени характерно для группы работающих.
В качестве последней задачи, решаемой в эмпирической части исследования, был предпринят анализ особенностей нравственно-правовых представлений в группах экстерналов-интерналов. С этой целью данные, полученные по методике УСК, были разделены на две группы: в первую, которая составила 24% от всей выборки, вошли респонденты с высокими показателями по внутреннему локу-су контроля, а во вторую вошли все остальные респонденты. Далее были проанализированы особенности нравственно-правовых суждений в каждой из этих групп по уже известным трем показателям.
По общему показателю уровня нравственноправовых суждений было обнаружено, что ответы, соответствующие наиболее высокому — посткон-венциональному уровню правовых представлений— характерны для 43,3% интерналов и 28,5% экстерналов; ответы, соответствующие самому низкому — доконвенциональному уровню правовых представлении — характерны для 19,0% интерналов и 23,1% экстерналов. Полученные данные представлены на рисунке 10.
□ Интерналы
□ Экстерналы
Рис. 10. Уровни общего показателя нравственноправовых суждений в группах интерналов-экстерналов: 1 — доконвенциональный; 2 — конвенциональный;
3 — постконвенциональный
По показателю знания и понимания законов и прав было обнаружено, что ответы, соответствующие высокому уровню знания и понимания законов, доминируют как в группе интерналов (42,0%), так и в группе экстерналов (36,9%). Что касается ответов, квалифицирующих слабый уровень знания и понимания законов и прав, то их количество практически одинаково как в группе интерналов (23,7%), так
и в группе экстерналов (27,3%). Данные представлены на рисунке 11.
Данные,
%
Рис. 11. Уровни знания и понимания законов и прав в группах интерналов-экстерналов: 1 — «слабый»;
2 — «средний»; 3 — «достаточный»
По показателю уровня использования закона в качестве психологической переменной было обнаружено, что более высокая степень олицетворения закона с нравственными принципами характерна для экстерналов. Об этом свидетельствует тот факт, что количество ответов, которые соотносятся с возможностью нарушить закон, в группе экстерналов значительно выше, чем у интерналов (рис. 12).
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что наибольшие различия между группами респондентов с разными характеристиками по локусу контроля обнаружены, во-первых, по общему показателю уровня нравственно-правовых представлений: у интерналов больше ответов, соот-
ветствующих постконвенциональному уровню нравственно-правовых суждений; во-вторых, по степени возможности использовать закон в качестве психологической переменной: в группе интерналов значительно выше количество ответов, которые соотносятся с уровнем данного показателя, согласно которому, нарушать закон нельзя ни при каких обстоятельствах.
□ Интерналы
□ Экстерналы
Рис. 12. Уровни возможности использования закона в качестве психологической переменной: 1 — «закон нарушить нельзя ни при каких обстоятельствах»;
2 — «закон можно нарушить при экстремальных обстоятельствах»; 3 — «закон можно нарушить по высшим этическим принципам»
1 См.: Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологичес-
кий журнал.
2004.— №5.— С. 16-31.