форму. Сотрудники, конфликтовавшие друг с другом, должны не только пойти на примирение, но и освоить неконфликтные способы взаимообщения и взаимодействия.
Учет изложенных рекомендаций по предупреждению и преодолению конфликтов, бесспорно, может способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России, а также непосредственно в подразделениях органов внутренних дел.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИЕЙ СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ
Преподаватель В.П.Коротков
Учебный центр УВД Ивановской области
Социально-психологическая поддержка и психологическое сопровождение сотрудника органов внутренних дел в процессе его профессионального становления является актуальным в нашей системе. Они призваны ослабить отрицательные воздействия служебной деятельности и уменьшить риск профессиональной деформации.
Социально-психологическая поддержка сотрудников должна носить дифференцированный характер и строиться в соответствии с задачами, стоящими перед сотрудниками в определенный период служебной адаптации.
Целью нашего исследования было выявление наиболее значимых индивидуально-психологических качеств в структуре личности сотрудника милиции для эффективного отбора и подготовки кадров.
Предметом исследования были избраны индивидуально-психологические особенности личности, психические процессы и качественное развитие психических процессов слушателей Учебного центра УВД Ивановской области.
Задачами исследования являлись: подбор методик, которые позволили выявить наиболее значимые индивидуально-психологические особенности личности сотрудника милиции; проведение индивидуально-психологических исследований; изучение условий адаптации к учебной и профессиональной деятельности молодых сотрудников.
Существуют индивидуально-психологические качества, свойства личности, сочетание которых (в зависимости от их выраженности) влияет на успешность или неуспешность обучения и освоения профессии сотрудника милиции. Высокие интеллектуальные характеристики и ряд характерологических особенностей слушателей являются профессио-
нально значимыми для успешного обучения и освоения профессии сотрудника милиции. Наоборот, низкие интеллектуальные характеристики в сочетании с определенными характерологическими особенностями слушателей (импульсивность, агрессивность, враждебность и др.) являются значимыми для проявления неуспешности в обучении и профессиональном становлении сотрудника милиции.
Выборку исследования составили сотрудники различных служб: ППСм, ОВО, ДПС ГИБДД (104 человека), 77,0% которых имеют среднее образование, 12,0% — высшее, 11,0% — среднее специальное. По результатам анкетирования на вопрос: “Какой мотив определил выбор милицейской профессии?” слушатели ответили следующим образом:
— стремление бороться за справедливость — 45,0%;
— совет знакомого сотрудника ОВД — 30,0%;
— желание стать сильным и уверенным в себе — 23,0%;
— желание иметь твердое материальное положение — 17,0%;
— пожелание родителей — 13,0%;
— традиции семьи — 12,0%;
— информация СМИ — 11,0%;
— выступления и лекции сотрудников ОВД — 11,0%;
— стремление получить бесплатное образование — 6,0%;
— желание уехать из сельской местности — 3,0%;
— не смог найти высокооплачиваемую работу по другой специальности — 3,0%.
Заметим, что результаты анкетирования отражают реальную картину лишь в той степени, в какой слушатели были откровенны, заполняя анкету.
Оценка мотивов происходит по критериям нравственности, принятым в обществе. Личность поэтому может сознательно маскировать свои мотивы. Только при анализе реального поведения человека можно выявить его побуждающие мотивы.
При анализе сочинений слушателей на тему: “Мой путь в милицию” было установлено следующее.
На вопрос: “Что меня привлекает в милиции?” были получены ответы:
— льготы и стабильный заработок — 37,0%;
— борьба за справедливость — 35,0%;
— защита прав граждан — 26,0%;
— форма — 12,0%;
— работа связана с общением — 12,0%;
— дисциплина — 9,0%;
— интересная работа — 7,0%;
— риск — 7,0%.
На вопрос: “Каким я хочу видеть сотрудника милиции” слушатели ответили следующим образом:
— честным — 30,0%;
— умеющим грамотно общаться — 30,0%;
— сильным и мужественным — 26,0%;
— с высоким интеллектом — 23,0%;
— с опрятным внешним видом — 19,0% ;
— профессионалом — 17,0%;
— дисциплинированным — 16,0%;
— защитником — 16,0%;
— с крепким здоровьем — 9,0%;
— справедливым — 7,0%.
Таким образом, основная масса слушателей имеет относительно четкие представления о том, каким должен быть сотрудник милиции и какие предъявляются требования к его личностным качествам. Другие слушатели имеют слабое представление об этом. Всего лишь 7,0% слушателей считают, что сотрудник милиции должен быть справедливым, 16,0% — дисциплинированным. Многие ставят на первое место прагматические интересы. 37,0% слушателей привлекают в милиции, прежде всего, льготы и стабильный заработок.
Нами были использованы следующие методики исследований: опросники Кеттелла (16РБ), Басса-Дарки, Шмишека; тесты Лири, Томаса, мотивации одобрения, теппинг-тест; методики определения уровня субъективного контроля, уровня невротиза-ции-психопатизации, тревожности, измерения особенностей внимания, ГОЛ (групповая оценка личности), прогрессивные матрицы Равена.
Для установления достоверности различий степени успешности овладения профессией различными группами слушателей нами был использован 1-критерий Стьюдента. Затем был проведен корреляционный анализ между различными факторами.
При всем многообразии индивидуально-психологических особенностей личности и различной представленности их как у успешных, так и у неуспешных слушателей мы пришли к выводу, что на основании выраженности или невыраженности каких-либо отдельных признаков нельзя сделать вывод об успешности или неуспешности обучения и освоения профессии сотрудника милиции.
Полученные результаты привели к выводу о необходимости введения понятия “симптомокомплек-са”, являющегося главным критерием для отнесения слушателя к тому или иному типу и прогноза успешности или неуспешности овладения им профессией сотрудника милиции. Мы пришли к выводу, что в характеристиках личности успешных слушателей выделяются 4 типа симптомокомплексов. Все они имеют много общего, на чем базируется их успешность в обучении и овладении профессией сотрудника милиции (табл.). Эти слушатели быстро схватывают информацию, умеют контролировать свое поведение на поддержание устойчивой избирательной активности. Они эмоционально зрелые. Имеют повышенную стрессоустойчивость, решительные.
У них повышенное чувство ответственности, они уверены в себе, общительны. Эти слушатели занимают жесткую, непримиримую позицию в отношении противоправного поведения граждан, они принимают ответственность за события своей жизни на себя.
Этот тип слушателей разделяется на подтипы в зависимости от той или иной акцентуации личности или тенденции к акцентуации:
Среди неуспешных слушателей выделяются 2 типа:
Подтип а) — неуспешный.
Слушатели этого типа имеют низкий интеллект в сочетании с низким уровнем внимания. Этот тип характеризуется беззаботностью, болтливостью, импульсивностью, низкой стрессоустойчивостью, повышенной агрессивностью. Слушатели этого типа могут совершать непредсказуемые поступки, создавать конфликтные ситуации. Они легкомысленны и безынициативны. У них могут быть акцентуации личности различного типа, которые обычно выражены достаточно сильно.
Слушатели этого типа чаще всего являются нарушителями служебной дисциплины. Вероятность проявления нравственно-профессиональной деформации у них гораздо выше, чем у слушателей других типов. Курсанты этого типа, имеющие сильно выраженную доминантность, способны оказывать неблагоприятное воздействие на других сотрудников, создавать напряженную атмосферу в учебном взводе. Когда на сотруднике милиции лежит груз ответственности за принятие правильного решения, в дальнейшем, во время несения службы, особенно в экстремальных ситуациях, связанных с применением оружия, такие сотрудники способны совершать неадекватные действия. Примеров этому служебная практика имеет множество.
Подтип б) — малоуспешный (промежуточный) тип.
Слушатели этого типа характеризуются слабостью нервных процессов в сочетании с повышенной импульсивностью, агрессивностью, подозрительностью. Эти свойства могут усиливаться акцентуациями личности. В большинстве своем слушатели этого типа нуждаются в помощи со стороны куратора, преподавателей,психолога в адаптации к учебной и служебной деятельности.
В нашей работе мы рассмотрели проблему выявления индивидуально-психологических особенностей личности, влияющих на успешность овладения профессией сотрудника милиции.
Было проведено психодиагностическое исследование, обработка и интерпретация полученных результатов, выявлено два основных типа слушателей и шесть подтипов с определенным набором симптомокомплексов, который характеризует степень успешности или неуспешности обучения и овладения профессией сотрудника милиции.
Сформулирован методический аппарат для отнесения слушателя к тому или иному типу по степени успешности овладения профессией сотрудника милиции.
Проведенная нами работа показала, что служба психологического обеспечения еще только начинает развиваться в органах внутренних дел. В тех подразделениях, где она существует и эффективно работает, отмечается ее безусловная полезность.
Работа в данном направлении будет продолжена.
Таблица
Типология слушателей по степени успешности овладения профессией сотрудника милиции
Тип I Успешные
Вербальный интеллект не ниже среднего (В> 4стен). Внимание повышено. Высокая эмоциональная стабильность (С>6 стен). Повышенная совестливость (0> 5стен). Смелость (Н> 5стен). Общительность (А >4 стен). Враждебность, невротизация не выше средних значений. Психопатизация повышена. Локус контроля - внутренний.
Подтип а) Подтип б) Подтип в) Подтип г)
Акцентуация личности гипертимно- го типа или тенденция акцентуации. Авторитарный стиль межличностных отношений. Акцентуация личности педантичного типа или тенденция акцентуации. Высокая совестливость 0= 7-8 стен. Акцентуация личности демонстративного типа или тенденция акцентуации. Эмоциональная стабильность С=7-10 стен. Доминантность Е=6-8 стен. Высокий самоконтроль. Акцентуация личности застревающего типа или тенденция акцентуации. Малообщительны (А<3стен). М=2-3 стена N=6-9 стен Высокая проницательность.
Тип II Неуспешные
Подтип а) Подтип б)
Интеллект - ниже среднего (вербальный < 4стен, невербальный < 3стен). Внимание снижено (<4 стен). Психопатизация > 8 стен. Агрессивность выше среднего. Высокая общительность (А>8 стен), болтливость. Высокая импульсивность (Г> 7 стен). Воображение низкое (М< 4 стен). Невротизация повышена. Эти базовые свойства у некоторых отягощаются акцентуациями личности. Интеллект снижен (вербальный и невербальный 3 — 6 стен). Внимание - среднее и выше. Импульсивность не ниже среднего. Слабая нервная система.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. Психология личности. — М.,1990.
2. Бажина Е.Ф., Голыкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. — 1984. — №3.
3. Бодалев А.А. Психология личности. — М., 1988.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. — Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 1999.
5. Васильев В.Л. Юридическая психология. — М., 1991.
6. Гамезо М.В., Домашенко И А. Атлас по психологии. — М., 1986.
7. Клубов Е.П. Профессионально важные условия деятельности и основные требования к личности милиционера. — М., 1982.
8. Козловская Е.А. Воспитание личного состава в подразделениях госавтоинспекции. — М., 1991.
9. Козловская Е.А. Основы организации профессионального отбора кадров в ДПС ГАИ. — М., 1996.
10. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1981.
11. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985.
12. Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП): Методические рекомендации. — Л., 1980.
13. Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л.,1983.
14. Мягких НИ. Медико-психологическое обеспечение сотрудников ОВД // Вестник МВД России. — 1999. — №3-4.
15. Общая психодиагностика. — М.,1987.
16. Практикум по психодиагностике: Конкретные психодиагностические методики. — М., 1988.
17. Практикум по психодиагностике. — М., 1984.
18. Практикум по психодиагностике: Психодиагностика мотивации и саморегуляции. — М., 1990.
19. Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. — М., 1988.
20. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. — М., 1992.
21. Романов В.В. Юридическая психология. — М.,1998.
22. Сутинин А.В., Дегтерев О.Л. Состояние аморальности и противоправности (делинквентности) среди сотрудников ОВД // Вестник МВД России. — 1999. — №3-4.