Научная статья на тему 'Исследование индивидуально-типических особенностей сотрудников, отнесенных к группе риска'

Исследование индивидуально-типических особенностей сотрудников, отнесенных к группе риска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Л.А. Дерибизова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование индивидуально-типических особенностей сотрудников, отнесенных к группе риска»

Практическая

ПСПХОПОГПЯ:

опыт. пооВпемы

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ, ОТНЕСЕННЫХ К ГРУППЕ РИСКА

Психолог Л.Л.Дерибизова

г.Иркутск

Проблема активной диагностики и профилактики нервно-психических расстройств среди личного состава ОВД в свя зи со спецификой деятельности становится все более актуальной. Условия службы предъявляют повышенные требования к состоянию нервно-психического здоровья личного состава. поскольку деятельность сотрудников связана с реализацией властных полномочий, ношением и применением оружия и специальных средств, столкновением с негативными явлениями общественной жизни.

Наличие нервно-психической патологии отрицательно сказывается на выполнении служебных обязанностей, вызывает снижение работоспособности. временную нетрудоспособность сотрудников. способствует совершению профессиональных ошибок и чрезвычайных происшествий.

Однако выявление нервно-психических расстройств представляет определенные трудности, которые варьируют в зависимости от этапов медицинского освидетельствования и контингента обследуемых. В значительной степени затрудняет выявление нервно-психической патологии латентность течения болезни, ее скрытые формы, смещение в структуре психических расстройств, диссимилятивное поведение сотрудников, стремление скрыть болезненную симптоматику, а также массовость обследования.

Основными теоретическими и практическими проблемами являются определение границ нормы и болезни и выявление групп лиц с повышенным риском возникновения болезни, так называемой группы риска.

Сотрудники органов внутренних дел при обследовании стремятся представить себя в более выгодном свете, скрыть реально существующие нервно-

психические расстройства (количество которых среди сотрудников в 7-8 раз превышает учетное) либо попросту избежать осмотра соответствующими специалистами. Поэтому необходимо совершенствование методов активного выявления нервно-психических заболеваний на ранних этапах их возникновения. Следует отметить, что среди сотрудников органов внутренних дел чаще всего встречаются пограничные психические состояния в виде различных невротических расстройств и психопатии На втором месте стоят психические нарушения в связи с последствиями органических поражений. Психические расстройства при эндогенных психических заболеваниях среди сотрудников встречаются нечасто.

Каждый второй, кто проходит нсиходиягпосги-ческое обследование в Центре психологической диагностики, попадает в группу риска по психодиагностическим критериям определения "групп риска" при отборе кадров в органы внутренних дел. Соотношение критериев представлено на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Примечание! — акцентуации характера (50%):

2 — по методике Равена (пограничная умственная недостаточность. социально-педагогическая запущенноегь. примитивная личность. 25%);

3 — показатели цветового теста Люшера . предполагающие наличие дезадаптации (15%);

4 — склонность к невротическим реакциям, черепно-мозговые травмы, склонность к алкоголизации, психосоматические и вегетативные расстройства (10%).

На основании углубленных психологических исследований, проведенных на базе ЦГ1Д и учебно-

го центра УВД, были получены следующие результаты. На выборке из 400 сотрудников УВД: 240 человек из вневедомственной охраны, 66 человек— из ППС (патрульно-постовая служба), 60 человек— из ДПС (дорожно-патрульная служба) выявлено, что к группе риска относятся до 40% сотрудников. Из них самый большой процент по психопатизации личности — 17, по комплексному (уровень невро-тизации и психопатизации) — 8, по склонности к алкоголизму — 7, по неврогизации — 2, по эмоциональной и социальной незрелости (расширенная группа риска) — 6%.

Наиболее высокие показатели по группе риска получены среди сотрудников ПГТС: из 66 человек 31 вошел в группу риска. Из 60 сотрудников ДПС 15 вошли в фуппу риска. Вневедомственная охрана — 240 человек. Из них 100 человек вошли в группу риска.

Диаграмма 2 Распределение групп риска по подразделениям

лШ

50,0% А5,ОУ, 40, С/. 35.0% 30,0"/. 25,0И 20,ОУ. 15.0»/. 10,0»/. 5,0% 0,0%

Ж

ДОС

Охряка

Примечание. ППС — 46,9%; ДПС — 25%; охрана — 41,7%.

Диаграмма 3 Соотношение психодиагностических критериев группы риска по подразделениям

¡□1 ¡□2 □3

Р4

□ 5

Примечание. 1 — по психопатизации (ППС — 21,2%, ДПС — 11,2%, охрана — 26%); 2 — по невротизации (ППС — 0%, ДПС — 2%, охрана — 3,2%); 3 — комплексно (невротизация и психопатизация) (ППС — 9%, ДПС — 5%, охрана — 0%); 4 — склонность к алкоголизму (ППС — 9%, ДПС — 3,4%, охрана — 3,3%); 5 — эмоционально и социально незрелая личность (ППС — 7,6%, ДПС — 3,4%, охрана — 3%); 6 — не рекомендованы (ППС — 0%, ДПС — 0%, охрана — 6,2%).

Наиболее благополучными в этом отношении группами выглядят сотрудники уголовного розыска, следователи, инспектора по делам несовершеннолетних. Весьма вероятно, что такие показатели коррелируют с фактором наличия высшего образования (до 80%).

Как видно из соотношения, подавляющее большинство сотрудников, относящихся к группе риска, имеют выраженные акцентуированные черты характера. От типа акцентуаций характера в значительной мере зависят особенности поведения в разных условиях и под влиянием различных обстоятельств. Основываясь на знании этого типа, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение в определенных ситуациях. Например, можно предусмотреть те психогенные факторы, которые скорее всего способны побудить к асоциальным поступкам и саморазрушающему поведению.

Известно, что работа в органах МВД требует от сотрудников большой самоотдачи, ведущей к усиленным нервно-психическим перегрузкам, что, в свою очередь, приводит к состоянию психической дезадаптации. Чрезмерное эмоциональное напряжение оказывает дезорганизующее воздействие на биосоциальные функции человека. Такие состояния являются ответной реакцией психики на чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки и проявляются нервно-психической неустойчивостью, образуя фуппу повышенного риска развития нервно-психических расстройств, что отрицательно влияет на работоспособность сотрудников ОВД. Особенно это сказывается на тех сотрудниках, которые уже входят в группу риска по результатам ПДО. Они требуют дополнительного внимания со стороны руководителей и коррекционной работы психолога.

По результатам катамнестического исследования профессиональной адаптации сотрудников ОВД, отнесенных к группе риска, прослеживается такая динамика. После первичного обследования из лиц, отнесенных к группе риска по склонности к алкоголизации, совершили противозаконные действия и были уволены из органов около 80% на протяжении первого года службы. Лица, отнесенные к группе риска по психастенической акцентуации, не склонны к асоциальным поступкам. Они получили от руководителей высокие оценки как профессионалы. Группа риска по эпилептоидной акцентуации сама по себе предопределяет риск асоциального поведения. Руководители, за редким исключением, низко оценивают их работу и профессиональную деятельность. При неустойчивом типе акцентуации

намеренное саморазрушающее поведение не характерно. Они составляют контингент высокого риска для развития алкоголизма, наркомании и токсикомании. В работе они неустойчивы, зависимы от более сильных людей. Склонны попадать в асоциальные компании. Трусливы и слабовольны.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД принадлежит к разряду "сложных1" профессий, предъявляющих высокие психологические и психофизиологические требования. Выполнение сотрудниками функциональных обязанностей требует определенных психологических качеств, умений, способностей. В большинстве случаев для успешного выполнения функциональных обязанностей от них требуется высокий уровень самостоятельности, смелости и персональной активности, необходимость наличия выраженной ''склонности к разумному риску".

Следует отметить, что у одинаково эффективных в профессиональном плане сотрудников не всегда существуют идентичные взгляды на различные профессионально важные качества. Такое возможно лицп> в психологически сложной профессиональной деятельности. которая не может быть однозначно регламентирована инструкциями и позволяет реализовать некий индивидуальный стиль деятельности. Более того, можно предположить, что именно в таких профессиях залогом успеха являются самостоятельно вырабатываемые способы, методы реализации своих индивидуальных особенностей при достижении профессионального результата.

Именно поэтому важное значение при профотборе имеет прогноз у кандидата возможного индивидуального стиля деятельности, умение вырабатывать собственные методы решения и выхода из проблемных ситу аций на основе осознания своих психологических особенностей.

Необходимость выработки сотрудником индивидуального стиля профессиональной деятельности диктует еще одно значимое направление работы практических психологов — психологическую помощь в процессе профессиональной адаптации. Речь идет о консультативной практике, в рамках которой психолог помогает сотруднику' соотнести свои индивидуальные психологические особенности со служебными задачами и выработать экономичные способы их решения.

Литература

1. Анохин II.К. Очерки физиологии функциональных систем.— М.: Медицина. 1975.

2. Бодалев A.A. Психология о личности,—М., 1988.

3. Васильев В.П. Юридическая психология. — М.,

1991.

4. Данилова H.H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ,

1992.

5. Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат,! 967.

6. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М., 1984.

7. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.