Научная статья на тему 'Индивидуально-психологически я детерминация развитии общительности у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома'

Индивидуально-психологически я детерминация развитии общительности у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аношкин Игорь Владимирович

В статье раскрываются особенности развития общительности у подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях, детерминированные определёнными темпераментальными свойствами. В основу теоретико-экспериментального исследования общительности положен целостно-функциональный подход к изучению свойств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологически я детерминация развитии общительности у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома»

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ РАЗВИТИЯ...________

Библиографический список

1. Аксеновская, Л. Н. Ордерная концепция организационной культуры: вопросы методологии. — Изд-во Саратов, ун-та, 2005. - Кн. П, "348 е.

2. Аксеновская, Л. Н. Ордерная модель организационной культуры. — М.: Академический проект; Трикста. 2007. - 303 с.

УДК 159.922

И. В. Аношкин

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Обращение в настоящей работе к исследованию общительности как свойства личности, непосредственно проистекающего и выражающегося в общении, открывает прямой путь к познанию и развитию личности подростков, оставшихся без родительского попечения и воспитывающихся в условиях детского дома. Общительность ^ это закреплённый стандарт определённого реагирования на окружающую действительность, развивающийся из витальной потребности человека в общении и условий её удовлетворения; она непосредственно несёт отпечаток прошлого опыта - взаимоотношений ребёнка со значимыми другими (Л. И. Божович, Н. И. Рейнвальд [1; 5]). Соответственно, общительность предстаёт тем свойством личности, в характере проявления которого можно отследить преломление важнейших аспектов жизнедеятельности подростков.

Несмотря на очевидную значимость данной проблемы, остаются вопросы, требующие дальнейшей проработки. С одной стороны, в социуме, и прежде всего в сфере системы образования, не вызывает сомнения необходимость научного понимания и развития общительности у подростков, с другой, отсутствуют исследования индивидуально-психологических детерминант, обеспечивающих развитие данного свойства личности.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования - научное обоснование индивидуально-психологических детерминант развития общительности у подростков, воспитывающихся в детском доме.

В русле целостно-функционального подхода, который нами брался в качестве теоретико-методологической основы, общительность понимается как базовое свойство личности, представляющее собой сплав индивидных и

личностных характеристик, функционально связанных между собой (А, И. Крупнов [3]). Как системно-функциональное свойство личности, общительность представлена в единстве мотивационно-смыслового, ценностно-целевого, рефлексивно-оценочного (личностный аспект) и регуляторно-эргического (индивидный аспект) компонента. Личностные характеристики проявляются через сочетание целей, намерений, смысловых значений, в целом отношений субъекта к окружающей действительности, к другим людям и к самому себе. Индивидные (инструментальные) характеристики отражают силу стремления (динамика), тип регуляции и эмоциональных переживаний в осуществлении отношений. Компоненты составляют каркас свойства личности, и сами, в свою очередь, образованы биполярными переменными (гармоничность -агармоничность). Преобладание (выраженность) одних переменных над другими вносит различный вклад в общую структуру свойства, поэтому его проявления носят индивидуальный, неповторимый характер. И вместе с тем, при всём многообразии внутренних связей между компонентами, разными нагрузками переменных общая заданная структура личностного свойства неизменна. Тем самым, можно конструктивно проследить влияние различных внешних факторов (в частности, индивидуально-психологических особенностей) на проявление общительности, во всём множестве её функций, но в не меняющейся, целостной структуре.

Под индивидуально-психологическими детерминантами развития личности у подростков понимаются темпераментальные свойства.

Индивидуально-психологические особенности проявляются преимущественно на природном уровне, хотя и не исчерпываются им, характеризуя личность, прежде всего, с формально-динамической стороны. Темпераментальные свойства, как закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, являются адаптивным механизмом, поддерживающим равновесие между средой и организмом, между личностью и биологией человека. В случаях крайне неблагоприятных, дистрессовых воздействий средового фактора на темперамент индивида, особенно в критические возрастные периоды, струкгура темперамента может видоизмениться, что повлечёт серьёзные отклонения в развитии личности и ЛИЧНОСТНЫХ свойств. Темперамент преломляет (модифицирует) воздействия окружающей среды, изменяя их в пользу устойчивой адаптации индивида к миру, тем самым обеспечивая необходимую интенсивность и продолжительность средовых воздействий. Свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими условиями развитию определённых свойств личности - это вытекает из стремления субъекта к определенным ситуациям и условиям оптимального стимулирования его нервной системы.

У подростков, оставшихся без попечения родителей, вследствие игнорирования в воспитании индивидуалыю-психолошческих особенностей (свойства темперамента) происходит частичная утрата имевшихся природных

адаптивных задатков - это следует рассматривать как экстремальные условия, приводящие к переделке темперамента. Подросток, воспитывающийся вне семьи, испытывает колоссальные нагрузки на нервную систему уже самим пребыванием в детском доме. Эти конституционально-средовые противоречия, по данным А. И. Захарова, могут привести к «сшибке» процессов возбуждения и торможения у ребёнка (подростка), что повлечёт рост внутренней неустойчивости темперамента [2]. Определённые особенности темперамента, как указывают Э. Мэш, Д. Вольф, могут спровоцировать расстройства психического развития ребёнка, но снова-таки при располагающей к этому социально-педагогической среды [4].

Методика исследования и испытуемые

В процессе выполнения исследования использовались: тестирование (методика диагностики различных компонентов и свойств темперамента (В. Д. Небылицын. А. И. Крупнов), бланковый тест суждений общительности (А. И. Крупнов)); методы математической статистики (О-критерий Колмогорова-Смирнова, корреляционный анализ).

Экспериментальной базой исследования явились детские дома № 6, № 9 г. Барнаула и № 3 г. Бийска, а также средние общеобразовательные школы № 2, № 68 г. Барнаула Алтайского края. В исследовании приняли участие школьники старшего подросткового возраста (14—16 лет), воспитывающиеся в детском доме (39 испытуемых), а также школьники такого же возраста, воспитывающиеся в семье (40 испытуемых); в общем количестве 79 человек.

Результаты и обсуждение

Проведённый корреляционный и факторный анализ компонентов, переменных темперамента и общительности позволяет констатировать, что у подростков, воспитывающихся в детском доме и подростков, воспитывающихся в семье, прослеживаются многочисленные статистически значимые взаимосвязи. При этом на долю специфических (характерных для одной группы респондентов) корреляций приходится 60,5%, т. е. индивидуальное во взаимодействии общительности и темпераментальных особенностей занимает более значительный ареал, нежели общее.

У группы подростков, воспитывающихся в детском доме, явно прослеживается тенденция к преобладанию агармоничных переменных общительности (астеничиость, осведомлённость и т. д.) в связях со свойствами темперамента (особенно это проявляется в индивидной составляющей данного свойства), тогда как у подростков, воспитывающихся в семье, общительность раскрыта больше гармоничными переменными (эргичность, интернальность, осмысленность и т. д.) в корреляциях с темпераментальными переменными, т. е. представлена более стабильно.

Показательным моментом в исследовании группы подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, является проявление регуляторного компонента в развитии общительности, выраженного исключительно специфи-

ческими корреляциями со свойствами темперамента; полученные данные свидетельствуют, что общительность у вышеназванной группы имеет иные способы регуляции, нежели в группе сравнения, и детерминирована в значительно меньшей степени темпераментом. Подросткам, воспитывающимся в детском доме, присуща сильная зависимость поведения от наличной текущей ситуации, которая выражается в значительном реагировании на непосредственные раздражители, в пониженном произвольном контроле своего поведения, сильной восприимчивости к эмоциогенным воздействиям.

Анализ полученных данных позволяет констатировать, что у группы подростков, воспитывающихся в детском доме, основными свойствами темперамента, оказывающими наиболее сильное воздействие на развитие общительности, является аэргичность, астеничность и реактивность; с содержательной стороны это выражается в неустойчивости, слабости индивидного потенциала, низкой инициативности и интенсивности общительного поведения. У подростков, воспитывающихся в семье, выступает пластичность и эргичность; в содержательном смысле это проявляется в выраженном стремлении к общительному поведению, расширением и осмыслением своих социальных контактов.

При проявлении общительности у воспитанников детского дома основную нагрузку несут «личностные трудности» и астеничность, данные агар-моничные переменные находят наибольшее выражение в свойствах темперамента -■ осложняя реализацию общительности; у подростков, воспитывающихся в семье, в качестве ведущей переменной общительности выступает эргичность (напротив, улучшая проявление данного свойства).

Целью следующего этапа исследования стал анализ особенностей структуры общительности как системного образования, для выяснения: как изменилось данное свойство у подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях, при влиянии на его развитие определённых, вышеуказанных свойств темперамента.

Анализ корреляционной структуры общительности выявил у воспитанников детского дома существенно меньшее количество проявленных значимых связей, нежели у подростков, воспитывающихся в семье. У подростков, воспитывающихся в детском доме, отмечается незначительное проявление переменных индивидного аспекта общительности, это выражается в слабости намерений и потенциальных возможностей к реализации данного свойства личности. Также в структуре общительности названной группы отмечается гораздо меньшее проявление специфических связей данного свойства личности (рисунок).

Одной из главных особенностей общительности подростков, воспитывающихся в семье, является ярко выраженная индивидуальность свойства. Для подростка, воспитывающегося в семье, характерно через общительность стремиться к осмысленности и самоконтролю общительного поведения, осознанию данного свойства как условия саморазвития личности. Данное

'-'-л' ■я *2

Графическое изображение специфических связей между различными переменными общительности у подростков, воспитывающихся в семье и подростков, воспитывающихся в детском доме.

А. Подростки; воспитывающиеся в детском доме Б. Подростки, воспитывающиеся в семье

Примечание: 1. На рисунке представлены специфические связи, которые присущи а) подросткам, воспитывающимся в детском доме; б) подросткам, воспитывающимся в семье.

2. Линиями обозначены связи с уровнем значимости не ниже р £ 0,05.

3. Сплошными линиями обозначены прямые связи, прерывистыми - обратные.

Условные обозначения переменных общительности: Общ.—общественно-значимые цели;

Лич. - личностно-значимые цели; Эрг. - эргичность; Аэрг. - аэргичность; Стен. - стенич-ность; Астен,- астеничность; Интер,- интернальность; Экст,- экстернальность; Соц. - со-циоцентричность;Эгоц. -эгоцентричность;Осм.- осмысленность;Осв-осведомлённость; Пр.деят,- предметно-деятельная сфера; Суб.лич,- субъективно-личностная сфера; Опер.Тр,-операциональные трудности; Лич.Тр. - личностные трудности.

стремление к индивидуализации выражается в постоянном уклоне при проявлении данного свойства личности в сторону достижения личных целей, нежели общественных, и мотивов, связанных с эгоцентричностью, более, нежели с социоцептричностью. Напротив, воспитанникам детского дома свойственна ярко выраженная направленность на коллектив, явное осмысление своих соци о центрических побуждений, мотивированность на цели группы и т.д., всё это может выражаться в желании «потери» себя в общей массе; тем самым, снижается тревожность, но стирается индивидуальное начало, выражающееся в противопоставлении себя группе, доминантного позиционирования себя в группе, которое мы наблюдаем у подростков, воспитывающихся в семье.

У воспитанников детского дома, в структуре общительности в проявленных значимых взаимоотношениях внутренних составляющих отмечается рассогласование. У подростков, воспитывающихся в семье, все личностные характеристики подкреплены индивидными, поэтому мы можем говорить именно о целостном гармоничном характере проявления их общительности и упорядоченности её элементов; у подростков -воспитанников детского дома, вследствие слабости индивидного аспекта, структура свойства деформируется, основной вес в проявлении общительности несут только личностные переменные - социоцентричность, осмысленность и предметно-деятельная сфера (доминирующее ядро). Особенности жизнедеятельно-

сти в большом коллективе инициируют воспитанника детского дома быть «элементом» группы, вынужденно приспосабливаться к её условиям и требованиям, поэтому общительность данных подростков односторонне проявляется вовне, регулируется негативными социально-педагогическими воздействиями (условия жизнедеятельности в детском доме), в качественном смысле это выражается в неустойчивости, низкой интенсивности, зависимости коммуникативного поведения от социального окружения.

Допустимо предположить, что у последних жизнедеятельность в большом коллективе предполагает высокий уровень развития «мы - сознания» (оно формируется, не в последнюю очередь, под влиянием общих для всех детей в детском доме запретов и ограничений со стороны взрослых). Воспитанник детского дома для собственной безопасности должен всегда учитывать интересы группы, поэтому закономерно, что социоцентричность, как осознанное побуждение заслужить уважение в группе, более выражены у подростков, воспитывающихся в детском доме.

Выводы

1. Общительность является системно-функциональным образованием, детерминированным темпераментальными свойствами и обеспечивающим успешность межличностного взаимодействия.

2. У подростков, воспитывающихся в детском доме, индивидуально-психологическими детерминантами развития общительности выступают тем-пераментальные свойства: астеничность, аэргичность и реактивность, проявляющиеся в переживании опасений, высокой нервной истощаемости, повышенной раздражительности в процессе общения.

3. Для подростков, воспитывающихся в семье, индивидуально-психологическим детерминантами развития общительности являются эргичность и пластичность темперамента, что способствует интенсивному, устойчивому и инициативному протеканию межличностного взаимодействия.

4. В структурной организации общительности у подростков, воспитывающихся в детском доме, выступает социоцентричность, осмысленность и продуктивность, характеризующие сознательное намерение подростков пассивно приспосабливаться к условиям и требованиям группы, избегать инициативности в общении. Отличительной особенностью структуры общительности у подростков, воспитывающихся в семье, является доминирование осмысленности, интернальности, стеничности и эгоцентризма, определяющие выраженное осознание стремлений к общительному поведению как развитию индивидуальности личности, посредством расширения общения со сверстниками и взрослыми.

Библиографический список

1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л, И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез / А. И. Захаров. -- Л.: Медицина, 1988. - 248 с.

3. Крупнов, А. И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности, и черт характера / А. И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. — М.: Изд-во УДН, 1994. — С. 5—12.

4. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребёнка / Э. Мэш, Д. Вольф. —СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.

5. Рейнвальд, Н. И. Личность как предмет психологического анализа. / Н. И. Рейнвальд. - Харьков: Вища школа, 1974. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.