Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОЛОГИЯ / MINORS / JUVENILE DELINQUENCY / INDIVIDUAL PREVENTIVE WORK / PREVENTION / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анимоков Ислам Каншоубиевич

Проблема преступности несовершеннолетних является одной из самых существенных социальных проблем, она всегда находится под пристальным вниманием, поскольку преступления, совершаемые подростками, более жестоки, чем преступления, совершаемые взрослыми. Они совершаются с особой агрессией, злобой. В этой связи особое внимание должно уделяться профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Одним из наиболее действенных средств предупреждения подростковой преступности на сегодняшний день выступает индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними, представляющая собой точечное воздействие на подростков, от которых можно ожидать совершения преступлений, а также оказания влияния на их социальное окружение. Целью настоящего исследования является выявление специфики индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, используемой как средство противодействия преступности. В настоящее время профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой целый комплекс задач и мероприятий, направленных на формирование у подростков нетерпимости к противоправному поведению; это сложная, разносторонняя работа, основанная на знании психики ребенка. Анализируя цели, задачи, специфику индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, автор приходит к выводу о том, что в процессе ее осуществления должны применяться разнообразные формы и методы, которые зависят в первую очередь от личностных качеств подростка. При этом, несмотря на многообразие форм и методов профилактической работы, применительно к несовершеннолетним невозможно выделить приоритетность одного из них; эффективность противодействия подростковой преступности может быть достигнута лишь совокупностью рассмотренных в статье методов и при условии их применения квалифицированным субъектом: педагогом, психологом, сотрудником полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анимоков Ислам Каншоубиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PREVENTIVE WORK WITH MINORS AS A MEANS OF ADOLESCENT CRIME PREVENTION

The problem of juvenile delinquency is one of the most significant social problems, it is always under close attention, since crimes committed by teenagers are more violent than crimes committed by adults. They are committed with special aggression and malice. In this regard, special attention should be paid to the prevention of juvenile delinquency. One of the most effective means of preventing juvenile delinquency today is individual preventive work with minors, which is a targeted impact on teenagers, who can be expected to commit crimes, as well as influence their social environment. The purpose of this study is to identify the specifics of individual preventive work with minors used as a means of countering crime. At present, the prevention of juvenile delinquency is a complex of tasks and activities aimed at creating intolerance among adolescents to illegal behavior; it is a complex, versatile work based on the child's psyche knowledge. Analyzing the goals, tasks and specifics of individual preventive work with minors, the author comes to the conclusion that in the process of its implementation various forms and methods should be used, they depend primarily on the personal qualities of a teenager. At the same time, despite the variety of forms and methods of preventive work, it is impossible to prioritize one of them in relation to minors; the effectiveness of countering juvenile delinquency can be achieved only by a combination of the methods discussed in the article and if they are applied by a qualified subject: a teacher, a psychologist, a police officer.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

Индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними как средство предупреждения подростковой преступности

Анимоков И.К.

УДК 034

4.17. Индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними как средство предупреждения подростковой преступности

© Анимоков Ислам Каншоубиевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия islam_animokov@mail. ru

Аннотация

Проблема преступности несовершеннолетних является одной из самых существенных социальных проблем, она всегда находится под пристальным вниманием, поскольку преступления, совершаемые подростками, более жестоки, чем преступления, совершаемые взрослыми. Они совершаются с особой агрессией, злобой. В этой связи особое внимание должно уделяться профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Одним из наиболее действенных средств предупреждения подростковой преступности на сегодняшний день выступает индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними, представляющая собой точечное воздействие на подростков, от которых можно ожидать совершения преступлений, а также оказания влияния на их социальное окружение. Целью настоящего исследования является выявление специфики индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, используемой как средство противодействия преступности. В настоящее время профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой целый комплекс задач и мероприятий, направленных на формирование у подростков нетерпимости к противоправному поведению; это сложная, разносторонняя работа, основанная на знании психики ребенка. Анализируя цели, задачи, специфику индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, автор приходит к выводу о том, что в процессе ее осуществления должны применяться разнообразные формы и методы, которые зависят в первую очередь от личностных качеств подростка. При этом, несмотря на многообразие форм и методов профилактической работы, применительно к несовершеннолетним невозможно выделить приоритетность одного из них; эффективность противодействия подростковой преступности может быть достигнута лишь совокупностью рассмотренных в статье методов и при условии их применения квалифицированным субъектом: педагогом, психологом, сотрудником полиции.

Ключевые слова: несовершеннолетние, подростковая преступность, индивидуально-профилактическая работа, профилактика, психология.

Для цитирования: Анимоков И.К. Индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними как средство предупреждения подростковой преступности // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 351-354.

Individual preventive work with minors as a means of adolescent crime prevention

© Animokov Islam Kanshoubievich

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]

Abstract

The problem of juvenile delinquency is one of the most significant social problems, it is always under close attention, since crimes committed by teenagers are more violent than crimes committed by adults. They are committed with special aggression and malice. In this regard, special attention should be paid to the prevention of juvenile delinquency. One of the most effective means of preventing juvenile delinquency today is individual preventive work with minors, which is a targeted impact on teenagers, who can be expected to commit crimes, as well as influence their social environment. The purpose of this study is to identify the specifics of individual preventive work with minors used as a means of countering crime. At present, the prevention of juvenile delinquency is a complex of tasks and activities aimed at creating intolerance among adolescents to illegal behavior; it is a complex, versatile work based on the child's psyche knowledge. Analyzing the goals, tasks and specifics of individual preventive work with minors, the author comes to the conclusion that in the process of its implementation various forms and methods should be used, they depend primarily on the personal qualities of a teenager. At the same time, despite the variety of forms and methods of preventive work, it is impossible to prioritize one of them in relation to minors; the effectiveness of countering juvenile delinquency can be achieved only by a combination of the methods discussed in the article and if they are applied by a qualified subject: a teacher, a psychologist, a police officer.

Keywords: minors, juvenile delinquency, individual preventive work, prevention, psychology.

For citation: Animokov I.K. Individual preventive work with minors as a means of adolescent crime prevention // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 351-354. (in Russ.).

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 351

ISSN 2310-7049 (oniine)

Введение

Ребенок - это особенный мир, где все чувства, решения, действия не поддаются прогнозированию. Им кажется, что весь мир крутится вокруг них. И, к сожалению, большинство преступлений, совершаемых уже во взрослой жизни, имеют свои корни как раз в подростковом, а зачастую и в детском возрасте. Дети острее чувствуют, многое им кажется несправедливым. В старом советском фильме «Хозяйка детского дома» (1983 г.) есть диалог, где девочка-подросток произносит фразу, о том, что, почему так несправедливо у кого-то есть все, даже с избытком, а у кого-то нет, хотя они совсем не хуже других. И таким вопросом сегодня задается большинство детей именно подросткового возраста. Отсюда - кражи: мобильные телефоны, обувь, сумки, вещи и т.п. - всё, чтобы им хочется получить. И чем больше разница в материальном положении, тем выше преступность. Однако проблема подростковой преступности - проблема не только современности, еще Аристотель и Платон говорили о том, что положительное влияние на преступность окажет борьба с дурными вкусами и привычками.

Детерминанты подростковой преступности

Жизнь любого человека в социуме подчиняется определенным правилам. Некоторые из них закреплены в нормативно-правовых актах, а многие являются так называемыми моральными нормами. Овладение этими правилами представляет собой процесс социализации человека. Данные процесс является сложным и постепенным, и начинается он, как правило, внутри семьи.

На сегодняшний день далеко не в каждой семье ребенок может получить положительные примеры правил поведения в обществе.

Аморальный образ жизни родителей, алкоголизм одного или обоих родителей, их низкий педагогический уровень, эмоциональные конфликты, низкое материальное положение - основные факторы, влияющие на становление личности подростка, его склонности к преступным действиям. Однако не только дети из неблагополучных детей встают на путь преступлений, в мире есть немало примеров, когда ребёнок из благополучной семьи, в поисках острых ощущений или просто для того, чтобы привлечь внимание родителей, совершает противоправные действия[6, с. 43].

В настоящее время в российском государстве разработана и существует целая система мер и средств, направленных на профилактику преступлений среди несовершеннолетних, которые базируются на мерах не только общего, но индивидуального воздействия на детей, призванные помочь повышению грамотности, культуры и их сознательности. В результате принимаемых профилактических мер должны быть устранены и нейтрализованы причины, порождающие преступность в подростковой среде.

Индивидуально-профилактическая работа в системе предупреждения подростковой преступности

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - это целый комплекс задач и мероприятий; это сложная, разносторонняя работа, основанная на знании психики ребенка. Прежде всего, это наблюдение за поведением подростка, за изменениями, проис-

ходящими в его жизни, проведение мониторинга жилищных условий[2, с. 83].

Особая роль в механизме профилактики подростковой преступности отводится индивидуальной работе с несовершеннолетними, направленной на предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний, а также на минимизацию негативных факторов, влекущих за собой общественно-опасную активность подростка.

Основной задачей, стоящей перед системой профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, лежит выявление причин и условий, способствующих совершению противоправных действий рассматриваемой категорией граждан. Эта процедура проводится для того, чтобы снизить процент совершаемых антиобщественных действий, путем выработки методик противодействия. Как было отмечено выше, основными причинами являются распространение алкоголизма и наркозависимости в семье, тяжелое материальное положение, переселение (смена привычной обстановки) и многие другие. Данные факторы сильно влияют на становление личности и волевых качеств подростка. В случае если со стороны взрослых отсутствует должное внимание, ребенок выбирает асоциальное поведение [4, с. 50]. Как было отмечено выше, ребенок в благополучной семье так же нередко является субъектом противоправных действий. В данном случае причин может быть множество, одна из которых - невнимание родителя к изменениям в поведении ребенка. Так, известны случаи, когда вседозволенность, порождённая безразличием к жизни подростка, приводила к неблагоприятным последствиям. Кроме того, следует учитывать, что дети, которые подвергаются насилию, наказаниям и осуждению их проступков, так же могут приобретать поведенческие расстройства личности.

Однако винить исключительно семью в данной проблеме является не верным. Так как образовательные организации так же несут важное бремя ответственности за воспитание достойного гражданина и формирования у него законопослушного поведения.

Целями профилактической работы с несовершеннолетними являются защита прав и интересов несовершеннолетних, исправление и перевоспитание, изменение его криминогенной ориентации [9, с. 362]. Индивидуально-профилактическая работа преследует решение следующих задач:

- устранение причин и условий совершения подростками преступлений и правонарушений;

- формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

- недопущение совершения правонарушений в подростковой среде и некоторые других.

Индивидуально-профилактическая работа по профилактике преступности среди несовершеннолетних включает в себя:

- психолого-педагогическое воздействие, проводимое специалистами и сотрудниками органов внутренних дел;

- психолого-педагогическое сопровождение подростка (по месту жительства, учёбы);

- постановка на учёт в подразделения по делам несовершеннолетних;

352 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними как средство предупреждения подростковой преступности

Анимоков И.К.

- применение мер административного принуждения в случае нарушения действующего законодательства и т.д.

Необходимо отметить, что круг лиц, с которыми необходимо проводить индивидуально-

профилактическую работу не должен ограничиваться самими несовершеннолетними лицами, так как важнейшим фактором становления личности была и остается непосредственно среда жизни, а конкретнее семья, «колыбель» [3, с. 93] формирования ценностных ориентиров подростка. Следовательно, индивидуально-профилактическому воздействию подлежат и родители несовершеннолетнего либо их законные представители, так как, к сожалению, огромное количество граждан не выполняют должным образом свой родительский долг по воспитанию и содержанию детей и воспитанников, а иногда имеет место и жестокое обращение с детьми. Большая роль в организации профилактической работы должна быть отведена психологам, знающим психологические особенности развития подростков[8, с. 121],а также сотрудникам органов внутренних дел. Так, например, в связи с последними изменениями социальной действительности и ростом преступлений экстремистской направленности в Российской Федерации и во всем мире в целом, является актуальным противодействие и профилактика экстремизма и терроризма [7, с. 26]. Именно за это направление профилактики, как нам представляется, должны отвечать правоохранительные органы. Для этого в плане работы сотрудника полиции, отвечающего за работу с несовершеннолетними, необходимо ввести занятия в образовательных учреждениях для предотвращения вовлечения учащихся в преступные группировки. Эффективным представляется активизация работы по раскрытию религиозных сект. При взаимодействии с психологами-педагогами необходимо обучать веротерпимости и диалогу.

Кроме того, целесообразным представляется введение дней правовых знаний, проводимых так же сотрудниками полиции.

Формы и методы индивидуально-профилактической работы

В процессе проведения индивидуально-профилактической работы следует использовать разнообразные формы и методы, которые зависят от личностных качеств лица, в отношении которого эта работа осуществляется. Выбор того или иного метода индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними обусловлен целью воздействия, индивидуально-психологическими особенностями личности, характером сложившихся с указанным лицом отношений, конкретной ситуацией, возрастными особенностями указанного лица и уровнем его воспитанности.

Наиболее эффективными традиционными методами индивидуального профилактического воздействия являются беседа, иллюстрация, стретчинг, интерполяция несовершеннолетних лиц, а также убеждение, стимулирование, пример, критика и самокритика, обя-зывание, индивидуальное шефство [1, с. 335] и др.

Список литературы:

1. Н.С. Артемьев Планирование мероприятий по предупреждению рецидивной (пенитенциарной) преступности // Человек: преступление и наказание. 2017. № 3. С. 334-339.

Однако при работе с несовершеннолетними целесообразно использовать совокупность таких методов.

В научной литературе в качестве главного метода индивидуально-профилактической работы, называется метод убеждения, к которому в первую очередь относится беседа с поднадзорным лицом, в которой участковый уполномоченный полиции направляет его на возвращение к законопослушному образу жизни, кроме этого разъясняет ему последствия антиобщественного поведения [5, с. 61]. Метод убеждения, реализуемый в различных формах: лекциях; беседах; разъяснениях; советах; аргументированной рекомендации; личного или коллективного примера, способствует формированию мировоззрения, сознательности и убежденности личности.

Выводы

Индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними является одним из наиболее действенных средств предупреждения подростковой преступности, поскольку позволяет оказывать точечное воздействие на сознание и поведение подростков.

В процессе осуществления индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними может и должен применяться весь спектр форм и методов профилактики. При этом применительно к несовершеннолетним невозможно выделить приоритетность той или иной формы и метода; эффективность противодействия подростковой преступности может быть достигнута лишь совокупностью рассмотренных выше методов и при условии их применения квалифицированным субъектом: педагогом, психологом, сотрудником полиции. Основа успеха в борьбе с девиа-нтным поведением - является терпимость и чуткость каждого субъекта профилактики.

Заключение

Подросток - это целый мир, и, чтобы он вырос законопослушным гражданином, достойным представителем своей семьи, своей Родины, государство и общество обязаны с самого раннего возраста принимать участие в его воспитании, оберегать его от влияния различных криминальных группировок, независимо от того, находятся ли они рядом на улице или в социальных сетях, уже снискавших себе дурную славу обилием запрещённых групп и сайтов.

Профилактическая работа- процесс трудный, многоаспектный, длительный [10, с. 47] по времени. Специфичная задача в сфере предупреждения преступлений заключается в проведении ранней профилактики. Почвой ранней профилактики считается создание критериев, обеспечивающих вероятность благоприятного становления характера несовершеннолетних, а также своевременное выявление тяжелых жизненных ситуаций.

Индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними должна стать определяющей в работе с подростком, учитывающей его личность, его еще не сформированное, но уже имеющее место быть, мировоззрение.

References:

1. Artemyev N.S. Crime Prevention Activities // Man: crime and punishment. 2017. № 3. Р. 334-339.

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 353

ISSN 2310-7049 (oniine)

2. А.А.Бакаев Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2004. 218 с.

3. Е.В.Богатова, Н.В.Кочеткова Роль и социальная ценность предупреждения преступности в жизни общества // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2015. № 4. 110 с.

4. А.В.Богданов, Е.Н.Хазов, В.Ю.Назаров Преступность несовершеннолетних и ее влияние на общую криминогенную обстановку в современной России // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 3. С.47-51.

5. А.С. Дугенец О проблемах определения оснований для проведения профилактической работы с лицами, больными алкоголизмом // Российская юстиция. 2019. № 10. С. 60-62.

6. Н.А. Йошпа, А.М. Великоцкая Создание и применение единой схемы ресоциализации несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. М., 2015. 99 с.

7. В.С.Комиссаров, В.П.Емельянов Террор, терроризм, «государственный терроризм»: понятие и соотношение //Вестник Московского университета. 2018. №5. С. 26-28.

8. З.Х. Кочесокова, М.Х. Машекуашева Некоторые проблемы природы молодежного экстремизма в современной России //Социально-политические науки. 2018.№1. С. 120-122.

9. М.Х. Машекуашева, З.Л. Шхагапсоев Проблемы организации профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных учреждениях //Пробелы в российском законодательстве. 2018.№4. С. 362-363.

10. О.А.Селиванова Социально-педагогические технологии индивидуально - профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении. Тюмень, 2009. 91 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Анимоков Ислам Каншоубиевич, преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. РИНЦ Author ID: 7222-8514. E-mail: [email protected]

2. Bakaev A.A. Teen crime prevention. M., 2004. P. 218.

3. Bogatova E.V., Kochetkova N.V. The role of crime prevention in society // Problems of human rights and freedoms. 2015. № 4. P.110

4. A.V. Bogdanov, E.N. Khazov, V.Yu. Nazarov Juvenile delinquency in modern Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. №. 3. P.47-51.

5. A.S. Dugenets Determination of the grounds for carrying out preventive work // Russian Justice. 2019. 10. P. 60-62.

6. N.A. Yoshpa, A.M. Velikotskaya Resocialization of minors sentenced to imprisonment. M., 2015. P. 99.

7. V.S. Komissarov, V.P. Emelyanov Correlation of Terror, Terrorism and "State Terrorism" // Moscow University Herald. 2018. №. 5. P. 26-28.

8. Z.H. Kochesokova, M.Kh. Mashekusheva Problems of youth extremism in modern Russia // Socio-political sciences. 2018. №. 1. P. 120-122.

9. M.Kh. Mashekusheva, Z.L. Shkhagapsoev Organization of preventive work with minors in educational institutions // Gaps in Russian legislation. 2018. №. 4. P.362-363.

10. O.A. Selivanova Individually preventive work with minors in socially dangerous situations. Tyumen, 2009. P. 91.

79,53%

ABOUT THE AUTHOR

Animokov Islam Kanshoubievioh, Lecturer of the State and Civil Law Disciplines Department of the North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. SPIN code: 7222-8514. E-mail: [email protected]

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста -

354 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.