Научная статья на тему 'Индивидуально-ориентированный подход с использованием информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов 1 курса математических специальностей'

Индивидуально-ориентированный подход с использованием информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов 1 курса математических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. Е. Шпак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-ориентированный подход с использованием информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов 1 курса математических специальностей»

ния мы выбираем b-learning и продолжительность обучения составляет полтора года, т.е. в одном семестре изучается два модуля. На вопрос «Если бы вам предложили курсы по изучению Delphi, то какая форма обучения наиболее приемлема?» e-leaning ответили 10%, b-leaning - 48%, очные аудиторные занятия предпочитают 42% студентов. Как видим, большинство студентов пожелали изучить этот курс при непосредственном участии преподавателя.

При ДО содержание курса разбивается на модули. Модуль - логически завершенный учебный блок, который заканчивается контрольными мероприятиями. В нашем случае планируется после каждого модуля тестирование, решение задач и составление программ на компьютере.

Исходя из этих данных составлена структура ЭУМК:

1. Об авторе.

2. Рабочая программа дисциплины.

3. Календарно-тематический план.

4. Модуль 1. Основы языка Object Pascal.

5. Модуль 2. Структурированные типы данных.

6. Модуль 3. Динамические типы данных.

7. Модуль 4. Графика.

8. Модуль 5. Создание базы данных.

9. Модуль 6. Проектное задание «Создание Windows-приложений».

10. Глоссарий.

11. Список литературы.

12. Приложения.

Каждый модуль содержит в себе теоретический материал, планы семинарских занятий, лабораторный практикум, контрольные задания. В конце курса проводится экзамен по всему курсу.

Сегодня в обществе востребованы люди знающие основы программирования и умеющие создавать различные программные продукты. Система образования должна обеспечить услугами и технологиями желающих получить дополнительное образование. Предлагаемая структура ЭУМК по основам программирования и форма обучения позволят будущим программистам получить необходимые знания и навыки для реализации поставленных целей. А среда программирования Delphi позволит создавать небольшие программные продукты, готовые к использованию. На наш взгляд, ДО основ программирования в таком ракурсе будет востребовано как среди студентов, так и среди населения городов и сел.

Индивидуально-ориентированный подход с использованием

информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов 1 курса математических специальностей

А.Е. Шпак (annanemova@yandex.ru)

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Первокурсники имеют разный уровень знаний и умений, как по математике, так и по информатике. Это зависит от базовой подготовки студентов, наличия или отсутствия свободного доступа к компьютеру, от способностей и личной заинтересованности. Поэтому в обучении студентов необходимо представлять учебный материал дифференцированно и использовать различные способы включения студентов в учебную деятельность. Главная задача - помочь студенту-первокурснику, недостаточно владеющему материалом, и дать возможность раскрыться продвинутому. Для реализации данной задачи обучение по курсу «Дискретная математика» на специальности «Прикладная математика и информатика» ведется по технологии индивидуально-ориентированного обучения. Такое обучение дает возможность каждому студенту продвигаться по учебной программе в собственном темпе и добиваться усвоения содержания на уровне, соответствующем своим возможностям.

Индивидуально-ориентированное обучение основывается на следующих особенностях организации учебного процесса [1]:

- индивидуальный маршрут освоения материала;

- индивидуальное количество времени, затраченное на изучение материала;

108

ИТО Марий Эл - 2009

- выбор уровня сложности практических заданий;

- использование сэкономленного времени на углубление знаний, развитие творческих способностей.

Перечисленные особенности связаны с усилением доли самостоятельной работы студентов на изучение

учебного материала. Именно в самостоятельной работе наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности личности, создаются условия для работы в наиболее удобном темпе и на доступном уровне, формируются навыки осознанного выбора заданий.

Применение информационных технологий в образовательном процессе дает возможности для эффективной организации индивидуального обучения, информационной поддержки самостоятельного изучения материала, контроля и самоконтроля. В связи с этим обучение с применением ИКТ достаточно органично вписывается в структуру занятий, основанных на индивидуально-ориентированном обучении, позволяет облегчить процессы отбора и дифференцированного предъявления учебного материала, организацию индивидуальной самостоятельной работы студентов и дифференцированного контроля.

Учебный процесс при индивидуальном обучении делится на два блока - лекционный и практический. На лекциях ведется объяснение нового материала, во время же практических занятий студенты сдают учебные темы преподавателю, выполняют практические и контрольные работы.

В современном курсе дискретной математике достаточно большое внимание уделяется разделу теории графов. Данный раздел включает в себя большой комплекс задач, в которых необходимо либо осуществить перебор всех конфигураций графа заданного типа, либо только определить все характеристики графа и многое другое [2].

В связи с этим курс практических занятий может быть построен следующим образом (время, отведенное на изучение данного раздела делится на три части) [3]:

1. Решение задач без использования компьютера. На таких занятиях происходит знакомство с основными моментами работы с программой, алгоритмами и методами решения задач по теории графов. В этот период студенты получают представление об использовании графов в разных областях знаний, также получают опыт самостоятельных расчетов.

2. Решение задач с использованием пакета электронных учебных комплексов. На таких занятиях ускоряется процесс решения задач, освобождается время, затраченное на громоздкие вычисления, в которых легко запутаться, и, таким образом, позволяет более внимательно решать поставленные задачи. В электронном учебном комплексе подробно объяснены цели, задачи и методы выполнения тех или иных работ, на основе которых студент может представить, что требуется и каким образом необходимо действовать при выполнении различного рода заданий. Обычно такие электронные учебные комплексы - электронные тетради содержат примеры выполняемых работ, комплекс тестовых упражнений, макет выполняемой работы с последовательностью действий, конструктор рисунков и чертежей, итоговый тест.

3. Программирование задач, основанных на теории графов. Так как дискретная математика изучается на математических специальностях и идет параллельно с курсами программирования, то данный этап необходимо проводить совместно с изучением какого-либо языка программирования, например, в рамках дисциплины «Практикум на ЭВМ» при изучении языка С. На таких занятиях происходит закрепление полученных знаний и методов работы путем реализации их на языке программирования.

При данном распределении времени на практические занятия по разделу теория графов происходит постепенное и более качественное усвоение материала студентами. На первом этапе происходит ознакомление с фундаментальными понятиями теории графов, на втором, благодаря автоматизированным действиям можно более полно и быстро разобрать большое количество примеров. Третий же этап программирования закрепляет полученные знания.

Помимо практических занятий выполнение заданий по индивидуально-ориентированным технологиям может осуществляться на внеаудиторных самостоятельных занятиях. Здесь использование ИКТ возможно для получения необходимой теоретической базы (посредством электронных учебников, справочников), для отработки знаний на практике (посредством компьютерных лабораторий, моделирующих и инструментальных сред, методических пособий), для организации самоконтроля по изучаемой теме (посредством контролирующих, тестирующих программ).

Использование информационно-коммуникационных технологий в индивидуально-ориентированном обучении дискретной математике позволит более полно реализовать принципы индивидуализации обучения; самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля учебной деятельности, так как при изучении материала студент имеет возможность выбрать:

- темп изучения материала;

- вид обучения, в соответствии с особенностями мышления;

- источник информации с учетом модальности;

- форму учебной деятельности (индивидуальную, групповую, фронтальную).

Литература

1. Анциферова, А.В. ИКТ в индивидуально-ориентированной системе обучения геометрии студентов математического факультета педагогического колледжа / А.В. Анциферова // Сибирский электронный образовательный журнал «Современное образование» / www.port.kspu.ru/ivt/magazine/

2. Немова, А.Е. Электронная поддержка самостоятельной работы студентов по курсу «Дискретная математика» / А.Е. Немова // Материалы III Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании» («ИТО-Поволжье-2008») — Йошкар-Ола, 29-30 мая 2008 г.

3. Шпак, А.Е. Практические занятия по дискретной математике с использованием информационных технологий / А.Е. Шпак // Материалы международной научно-практической конференции «Информационные технологии в науке и образовании. Применение МооШе в сетевом обучении» — Железноводск, 1-3 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.