базой по защите информации: законом о защите информации, уголовным кодексом, гражданским кодексом и т.д. Это позволит в критических ситуациях чувствовать себя уверенней.
В разделе интернет-технологий рассматриваются ресурсы и возможности сети интернет, элементы сетевой экономики и основы ведения бизнеса в глобальной сети. В рамках модуля студенты знакомятся с основными принципами работы поисковых систем и с технологией организации поиска в сети Интернет. Особое внимание уделяется электронной коммерции: видам, способам оплаты (электронные деньги, платежные системы), способам защиты информации (электронно-цифровая подпись).
Элементы программирования в курсе «Информационные технологии управления» излагаются в разрезе автоматизации офисных приложений на примере VBA для MS Excel.
Все программные продукты пакета Microsoft Office снабжены достаточно удобным средством автоматизации - встроенным языком программирования Visual Basic for Application (VBA). Эта среда разработки позволяет записать последовательность часто выполняемых действий в виде макросов. Например, форматирование листа, построение диаграмм, добавление стандартных элементов и т.д.
Кроме этого Visual Basic for Application позволяет разрабатывать собственные функции и процедуры, реализующие нужды конечного пользователя.
Язык Visual Basic for Application представляет собой прогрессивный язык программирования, основанный на объектно-ориентированном подходе. В то же время создание программ осуществляется в визуальной среде, что позволяет не вникать глубоко в тонкости объектного программирования. Изучить VBA можно не только с помощью литературы, но и с помощью встроенного макрорекодера, который записывает последовательности действий, выполняемых пользователем, а затем дает возможность посмотреть программный код данных последовательностей. В дальнейшем этот код можно использовать для автоматизации операций.
VBA, несмотря на то, что является полноценным языком программирования, настолько прост, что для его освоения достаточно школьных знаний по алгоритмизации и небольшой практики программирования, например в рамках программы института. Любой менеджер, владеющий подобными умениями и навыками, может повысить свой рейтинг на рынке труда, так как способен автоматизировать свое рабочее место самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам и используя только среду Microsoft Office в качестве среды разработки. Подобная автоматизация, хотя и является незначительной, приводит к существенной экономии времени.
В завершении курса студенты знакомятся с современным рынком прикладных программных продуктов. В рамках этого модуля особое внимание уделяется изучению линейки продуктов «1С», Project Expert, «Инек-Аналитик». Кроме всего прочего проводится мониторинг рынка программных продуктов в соответствии со специализацией студентов. Так, например, для специализации «Менеджмент туристического и гостиничного бизнеса» рассматриваются базовые возможности пакетов «ТурМенеджер», «Само Софт», «Tour Online» и др.
В итоге следует отметить, что курс «Информационные технологии в управлении» построен таким образом, чтобы студенты получили всесторонние знания о возможностях автоматизации деятельности менеджера в различных сферах бизнеса.
Структура ЭУМК по основам программирования
и возможности его применения в дистанционном обучении
Л.Р. Шарафеева ([email protected])
Елабужский государственный педагогический университет, г. Елабуга
В информационном обществе научные знания и информационные технологии в любой сфере расширяются в своем объеме практически ежегодно. Именно поэтому от современных людей требуется непрерывное обучение, самообразование и умение работать с информацией. Это не говорит о том, что все люди должны заняться только обучением. Необходимо уметь применять полученные знания в своей профессиональной деятельности, обладать информационными технологиями, только тогда можно достигнуть успехов и получить чувство удов -летворения.
Интернет-технологии представляют возможность обучаться не выходя из дома, используя различные самоучители, дистанционные курсы. В нынешнее время одним из востребованных форм получения образования являются дистанционные образовательные технологии. Под дистанционными образовательными технологиями
106
ИТО Марий Эл - 2009
(ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника1. В России дистанционное обучение официально трактуется как совокупность дистанционных технологий, применяемых в рамках признанных форм обучения (очная, очно-заочная, заочная и экстернат).
В ДОТ в зависимости от представления учебных материалов выделяют следующие технологии:
- кейсовая (обучающимся представляется набор учебно-методических комплексов с использованием раз -личных видов носителей информации);
- сетевая (обучающимся доступ к информационным образовательным ресурсам обеспечивается через глобальные и локальные компьютерные сети);
- телекоммуникационная (обучающимся доступ к информационным образовательным ресурсам обеспечивается через космические спутниковые средства передачи данных и телевещания).
ДОТ в зависимости от формы обучения делятся на:
- e-leaning (электронное обучение, т.е. связь с преподавателем осуществляется только через сеть);
- b-leaning (смешанное обучение, связь с преподавателем осуществляется не только через сеть, но и на аудиторных занятиях).
ДОТ очень активно используются в изучении иностранных языков, гуманитарных дисциплин, для переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Однако изучение физико-математических предметов с использованием ДОТ остается под вопросом. Так как, во-первых, изучение точных наук основано на объяснении преподавателя, на живом общении в аудитории, во-вторых, при оформлении работ много времени требуется на записи математических формул. Однако, несмотря на указанные трудности, по математическим наукам имеются разработанные электронные ресурсы.
В связи с этим перед нами встали следующие вопросы:
■ Можно ли преподавать основы программирования дистанционно? Если да, то в какой форме?
■ Какой язык, какую среду программирования изучать?
■ Каково содержание курса и структура ЭУМК по основам программирования?
Попробуем изложить свое видение на эти поставленные вопросы.
На сегодняшний день существует много дистанционных курсов по программированию. Однако вопрос содержания этого курса остается открытым. Эти курсы в основном нацелены на изучении какой-то среды, а не основ программирования. На вопрос о возможности изучения этого курса дистанционно наш ответ положителен. Ответы на остальные вопросы необходимо начать с определения целей и задач курса.
Цель дисциплины - формирование системы понятий, знаний, умений и навыков в области современного программирования, включающего в себя методы проектирования, анализа и создания программных продуктов, основанные на использовании ОО методологии.
Задача дисциплины - обучение основным этапам создания ОО программного продукта: построение объектной модели (анализ) - описание алгоритмов функционирования объектов (проектирование) - программирование, отладка и модификация с использованием языка программирования.
На ранних стадиях развития навыков программирования необходимо делать акцент на создание программ с хорошим графическим интерфейсом, на этапы разработки программ, такие как - отладка, тестирование, составление документации. Необходимо приучать студентов к работе с большими программами. Учитывая это, нами выбрана среда программирования Delphi, а языком является Object Pascal. Был проведен опрос среди 102 студентов и на вопрос «Хотелось ли вам изучить Delphi?» были получены следующие результаты: да -71%, нет - 13% и в данное время изучают 31% студентов. В данной среде умеют программировать 32% студентов. Как видим, большинство студентов физико-математического факультета хотят научиться создавать программы в этой среде.
На наш взгляд язык программирования можно изучить самостоятельно, а вот навыки работы в среде осуществляется при непосредственном участии преподавателя в компьютерных аудиториях. Значит, формой обуче-
1 «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
ния мы выбираем b-learning и продолжительность обучения составляет полтора года, т.е. в одном семестре изучается два модуля. На вопрос «Если бы вам предложили курсы по изучению Delphi, то какая форма обучения наиболее приемлема?» e-leaning ответили 10%, b-leaning - 48%, очные аудиторные занятия предпочитают 42% студентов. Как видим, большинство студентов пожелали изучить этот курс при непосредственном участии преподавателя.
При ДО содержание курса разбивается на модули. Модуль - логически завершенный учебный блок, который заканчивается контрольными мероприятиями. В нашем случае планируется после каждого модуля тестирование, решение задач и составление программ на компьютере.
Исходя из этих данных составлена структура ЭУМК:
1. Об авторе.
2. Рабочая программа дисциплины.
3. Календарно-тематический план.
4. Модуль 1. Основы языка Object Pascal.
5. Модуль 2. Структурированные типы данных.
6. Модуль 3. Динамические типы данных.
7. Модуль 4. Графика.
8. Модуль 5. Создание базы данных.
9. Модуль 6. Проектное задание «Создание Windows-приложений».
10. Глоссарий.
11. Список литературы.
12. Приложения.
Каждый модуль содержит в себе теоретический материал, планы семинарских занятий, лабораторный практикум, контрольные задания. В конце курса проводится экзамен по всему курсу.
Сегодня в обществе востребованы люди знающие основы программирования и умеющие создавать различные программные продукты. Система образования должна обеспечить услугами и технологиями желающих получить дополнительное образование. Предлагаемая структура ЭУМК по основам программирования и форма обучения позволят будущим программистам получить необходимые знания и навыки для реализации поставленных целей. А среда программирования Delphi позволит создавать небольшие программные продукты, готовые к использованию. На наш взгляд, ДО основ программирования в таком ракурсе будет востребовано как среди студентов, так и среди населения городов и сел.
Индивидуально-ориентированный подход с использованием
информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов 1 курса математических специальностей
А.Е. Шпак ([email protected])
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Первокурсники имеют разный уровень знаний и умений, как по математике, так и по информатике. Это зависит от базовой подготовки студентов, наличия или отсутствия свободного доступа к компьютеру, от способностей и личной заинтересованности. Поэтому в обучении студентов необходимо представлять учебный материал дифференцированно и использовать различные способы включения студентов в учебную деятельность. Главная задача - помочь студенту-первокурснику, недостаточно владеющему материалом, и дать возможность раскрыться продвинутому. Для реализации данной задачи обучение по курсу «Дискретная математика» на специальности «Прикладная математика и информатика» ведется по технологии индивидуально-ориентированного обучения. Такое обучение дает возможность каждому студенту продвигаться по учебной программе в собственном темпе и добиваться усвоения содержания на уровне, соответствующем своим возможностям.
Индивидуально-ориентированное обучение основывается на следующих особенностях организации учебного процесса [1]:
- индивидуальный маршрут освоения материала;
- индивидуальное количество времени, затраченное на изучение материала;