УДК 37.015.3
Е. И. Кустова
Индивидуально-личностные свойства студентов как фактор развития профессиональных компетенций
В статье рассматривается компетентностный подход в реализации современного высшего образования. Обозначено, что необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Выделены группы профессиональных компетентностей, показывающие степень овладения человеком соответствующими компетенциями. Проведен анализ исследований личности в профессиональном развитии как системы потенциалов. Выделено понятие целостного личностного потенциала человека. Определены индивидуально-личностные свойства человека, представляющие собой детерминированную систему. Указано, что при разработке программ по развитию компетенций выпускников вуза необходимо учитывать индивидуально - личностные свойства студентов и развивать те качества личности, которые у них наиболее выражены, что поможет им стать наиболее успешными внутри выбранной специальности.
The article deals with the competence approach in the implementation of modern higher education. Indicated that a necessary component of professionalism person is professional competence. Groups of professional competence, showing the extent of man's mastery of the relevant competencies. The analysis of individual studies in professional development, as the system capacities. Highlighted the concept of holistic personal human potential. Identified individual and personal property rights, which are deterministic system. Pointed out that the development of programs for the development of competencies of graduates we need to take into account individual and personal property of students and develop the qualities of personality that they are most pronounced, which will help them to become the most successful in the chosen specialty.
Ключевые слова: Компетентностный подход, профессиональная компетентность, личностный потенциал, профессиональное развитие, индивидуально-личностные свойства студентов.
Key words: Competence approach, professional competence, personal potential, professional development, individual and personal characteristics of students.
В условиях современной социально-экономической действительности рынок труда предъявляет к потенциальным сотрудникам повышенные требования, связанные не только с чисто профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и с развитием у них личностных качеств и свойств, дающих возможность оперативно и качественно обу-
© Кустова Е.И., 2014
чаться и переобучаться, работать в команде, обладать высокой адаптивностью и стрессоустойчивостью, творческим потенциалом и креативным мышлением.
В связи с этим высшая школа в течение ряда лет проводит образовательные реформы, призванные вывести систему подготовки специалистов на качественно новую ступень.
Для обеспечения образования специалистов на уровне, соответствующем современным требованиям, одним из главных принципов построения образовательной парадигмы является компетентностный подход, позволяющий получать адекватные результаты обучения, выраженные на языке компетенций, моделировать результаты обучения, исходя из конкретных запросов определенных сфер профессиональной деятельности [1].
Идеи компетентностного подхода в реализации государственной стратегии образования рассматриваются в работах А. М. Аронова, А. В. Баранникова, А. Г. Бермуса, В. А. Болотова, И. А. Зимней, Г. Б. Голуба, В. В. Краевского, О. Е. Лебедева, М. В. Рыжакова, Ю. Г. Татура, И. Д. Фрумина, А. В. Хуторского, О. В. Чураковой, М. А. Чошанова, П. Г. Щедровицкого и др.
Все исследователи, изучавшие и изучающие природу профессиональных и личностных компетенций, обращают внимание на их системный характер и многоплановый характер.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. В отечественной науке проблеме компетентности посвящены работы Ю.В. Варданян, В.Н. Введенского, С.А. Гапоновой, В.Н. Кикеевой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Т.М. Сорокиной, Н.Ф. Талызиной, Ю.Г. Таратута, Т.И. Чирковой и др.
Если компетенции это характеристики и требования, задаваемые к подготовке специалиста, представляющие собой совокупность потенциальных качеств выпускника, ориентированные на выполнение будущей профессиональной деятельности, то компетентность - это актуальное качество личности, показывающее степень овладения человеком соответствующими компетенциями.
И. А. Зимней [2] выделены три группы ключевых компетентностей на основе сформулированных в отечественной психологии положений относительно того, что:
1) человек есть субъект общения, познания, труда (Б. Г. Ананьев);
2) человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе и труду (В. Н. Мясищев);
3) компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (В. Н. Кузьмина, А. А. Деркач);
4) профессионализм человека включает в себя определенные компетентности (А. К. Маркова).
С этих позиций И. А. Зимняя выделила три основных группы компе-тентностей:
Компетентности (по И.А. Зимней)
Компетентности, относящиеся к самому себе, как личности и субъекту жизнедеятельности
Компетентности, относящиеся к взаимодействию с другими людьми
Компетентности, относящиеся к деятельности человека и проявляющиеся во всех ее типах и формах
Рис. 1. Основные группы компетентностей (по И.А. Зимней)
В конце ХХ в. появилось большое количество серьезных исследований, рассматривающих человека как субъекта деятельности (А. К. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Е. Н. Волкова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский и др.). Ведущая способность субъекта - это способность к преобразованиям своей личности и окружающего мира, включающего в себя не только объекты материального плана, но и социальные взаимоотношения. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе, как к деятелю. Исследования общих закономерностей профессиональной деятельности показали определяющее значение на ее эффективность и результативность внутренней субъектной позиции человека по отношению к самому себе (Е. Н. Волкова).
Понятие профессионального становления и развития личности рассматривали в своих трудах такие ученые, как С. Г. Вершловский, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Л. М. Митина, А. И. Щербаков и др.
По мнению Л. М. Митиной, профессиональное развитие - это рост, становление, интеграция и реализация в труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, составляющих профессиональную компетентность специалиста. Но, главное - это активное и качественное преобразование своего
внутреннего мира, приводящее человека к максимально возможному саморазвитию и самосовершенствованию.
Современная действительность стремительно меняющегося мира требует от нового поколения молодых людей не только сугубо профессиональных знаний по выбранной специальности, но и высокого уровня социально- психологической культуры личности.
Г. С. Сухобская [3] выделяет в связи с этим следующие параметры этого понятия: развитое социальное мышление, устойчивость социального поведения, способность к социальной оценочной рефлексии в сложных ситуациях личной жизни и профессиональной деятельности, социально взвешенную эмоциональную включенность в окружающую действительность, социально взвешенный оптимизм, граждансукю совесть, ответственность и др.
Согласно предложенному М. С. Коганом [4] взгляду на личность в профессиональном развитии как систему потенциалов, она рассматривается в следующих направлениях: гносеологическом, аксиологическом, коммуникативном и творческом.
Анализ исследований развития личности в этих направлениях показывает следующее:
1. Гносеологическое направление представлено наиболее обширными исследованиями познавательной деятельности, умственной одаренности, интеллектуальных способностей (Х. Гарднер, Дж. Голфрод,
A. М. Матюшкин, Д. Б. Богоявленская, Э. П. Торренс, Х.И. Груббер, Я. А. Пономарева, Е. Л. Яковлева и др.). Подчеркивается важная роль мотивационно-личностных особенностей и социальных условий в реализации интеллектуального потенциала личности (В. Д. Шадриков,
B. Э. Чудновский, В. С. Юркевич и др.), разработан ряд моделей, выделяющих наиболее важные факторы общей и специальной одаренности, а также их взаимодействия в процессе развития (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др.).
2. Аксиологическое направление представлено исследованиями мотивации, ценностных и смысловых ориентаций личности в контексте поведения и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, В.А. Петровский, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, В.Э. Чудновский).
3. Коммуникативное направление отражено в исследованиях общения. Большинство существующих подходов рассматривает коммуникативные способности как инструмент воздействия, управления и влияния, а также выделяется коммуникативный потенциал личности как система свойств, обеспечивающая возможности личностно-ориентированного общения и сотрудничества (Т.С. Баташева, Н.А. Емельянова, В.В. Ларичев, Л.А. Петровская, А.В. Расятников и др.).
4. Творческое направление отражено в исследованиях творческого потенциала личности. Изучаются структура, уровни и условия развития личности, средства и методы формирования творческой активности в различных сферах профессиональной деятельности
(Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн и др.).
В структуре профессионально активной личности наиболее существенным и системным компонентом является творческий потенциал, так как технический прогресс требует от специалистов не просто выполнения определенных профессиональных действий, но и постоянного усовершенствования результатов своего труда в связи с высокой конкурентностью на современном рынке.
В анализе изучения творческого потенциала личности существенный акцент виден в сторону процессуальности и продуктивности (В.М. Бехтерев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский). При этом творчество понимается как специфический процесс, приводящий к созданию нового, а креативность - как потенциал и внутренний ресурс человека.
В определении креативного потенциала личности выделяется несколько взаимодополняющих подходов:
1. Психодинамический подход, объясняющий креативность структурой внутриличностных конструктов Оно - Я - Сверх Я (З. Фрейд).
2. Прагматический подход, акцентирующий свое внимание на полезности продукта деятельности (Г.Я. Буш, Р. Стернберг и др.).
3. Психопатологический подход, рассматривающий креативность как следствие психических отклонений ( Н. Андерсен, К. Джемисон, Ф. Пост и др.).
4. Продуктивный подход, ориентированный на оценку новизны конечного продукта (Ф. Барон, Р. Лири, П. Торренс и др.).
5. Процессуальный подход, рассматривающий креативность как процесс (Т. Тардиф, Р. Стернберг и др).
6. Гуманистический подход, делающий акцент на самовыражении личности в творчестве (А. Маслоу, К. Роджерс, Э Фромм и др.).
Творческий потенциал личности неразрывно связан с другими компонентами и соединяет их в единое целое , образуя творчески активную личность.
Таким образом, анализ исследований личностного потенциала позволяет сделать вывод о системности и детерминированности данного явления, что дает основания выделить понятие целостного личностного потенциала человека, способствующего достижению высокого уровня профессионального развития при освоении знаний, умений и навыков любой значимой деятельности.
В то же время необходимо отметить недостаточное внимание исследователей к такой важной категории личностного развития, как духовно-нравственный потенциал.
Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым при подготовке специалистов в высшей школе опираться не только на формирование профессиональных компетенций, определенных в федеральных государственных образовательных стандартах, но и в значительной степени, учитывать личностный потенциал человека.
Таким образом, в рамках компетентностного подхода в высшем образовании, мы должны, опираясь на исходную компетентность студента, сформировать у него определенные профессиональные компетенции, которые дадут ему возможность быть конкурентоспособным на рынке труда.
Развитие профессиональной компетентности студентов в период обучения в вузе, предполагающее оптимальную начальную готовность будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности включает в себя индивидуально-личностные свойства, определяющие личностный потенциал человека. В общем виде эти свойства представляют собой детерминированную систему, показанную на рис. 2:
1) интеллектуальные свойства личности (психические процессы, направленность, мотивационная готовность, знания, умения и навыки);
2) коммуникативные свойства личности (лидерские качества, умение работать в команде, коммуникативная толерантность, перцептивные способности, направленность личности на общение),
3) творческие свойства личности (умение действовать нестандартно и оригинально, генерировать идеи, находить и создавать новое в профессиональной деятельности);
4) эмоционально-волевые свойства личности (общий адаптационный потенциал, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, целеустремленность и умение преодолевать трудности);
5) духовно-ценностные свойства личности (система профессиональных и личных целей, социальных установок),;
6) морально-нравственные свойства личности (система смыслов и жизненных ценностей, отношение к правилам морали и нравственные качества личности).
Данная система представляет собой подвижный и развиваемый в процессе социализации личности психический конструкт. Часть компонентов, таких как интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные и творческие свойства личности являются базовыми, генетически заданными. Основой этих компонентов является темперамент. Темперамент понимается как индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные обстоятельства, он определяет тип высшей нервной деятельности. Эти свойства личности могут подвергаться лишь частичной трансформации в процессе жизни [5].
Интеллектуальные свойства личности
Коммуникативные свойства личности
Морально-нравственные свойства личности
свойства лично-
Творческие
сти
т
Духовно-ценностные свойства лично-
сти
Рис. 2. Система индивидуально-личностных свойств личности
Морально-нравственные и духовно-ценностные свойства, напротив, динамично развиваются в период ранней юности. Здесь предметы гуманитарного, социального и экономического цикла вузовского образования могут иметь большое значение для формирования личности будущих профессионалов. Студенческая молодежь в силу своего возраста, социального положения и жизненного опыта в большинстве своем не имеет еще устоявшихся жизненных ценностей, они более ориентированы на достижение материальных ценностей. Тем не менее, они легче усваивают новую информацию и оценки, идущие от авторитетных для них людей (педагогов, политиков, писателей), и это качество необходимо использовать для формирования важнейших жизненных ценностей.
Следовательно, при разработке программ по развитию компетенций выпускников вуза мы должны учитывать индивидуально-личностные свойства студентов и развивать те качества личности, которые у них наиболее выражены, что поможет им стать наиболее успешными внутри выбранной специальности.
Так, выраженная интроверсия у менеджеров, специалистов в сфере туризма, рекламы и журналистов предполагает отсутствие лидерских качеств, направленности на общение и управление коллективом. А эти качества для управленцев являются профессионально важными.
Выраженная экстраверсия у студентов, обучающихся по направлению «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит» будет служить значительным препятствием в выполнении профессиональной деятельности.
Так как ошибки в правильном выборе профессии молодыми людьми встречаются довольно часто (об этом свидетельствуют данные мониторинга трудоустройства выпускников вузов, не связанные с отсутствием вакансий), то мы можем при обучении студентов в университете выявить их индивидуально-личностные свойства и направить их профессиональное развитие с учетом этих свойств, не нарушая общего русла образовательной программы.
В течение ряда лет (с 2009 г. по настоящее время) в Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина нами проводятся комплексные лонгитюдные исследования индивидуально-личностных свойств студентов 1-3 курсов очной и очно-заочной формы обучения факультета естествознания, географии и туризма, факультета экономики и инвестиций, факультета философии, культурологи и дизайна и филологического факультета (направления журналистики, рекламы и РЯ). Выборка респондентов представляет собой студентов, имеющих естественно-научную, математическую и гуманитарную направленность. Общее число обследуемых - 280 человек ежегодно.
Комплекс психодиагностических методик, применяемых нами для исследований, позволяет с достаточной степенью достоверности составить личностный профиль испытуемых и дать рекомендации для построения профессионального пути внутри избранной специальности.
Надежность и валидность диагностического материала проверен временем и не вызывает сомнений. Сюда относится: методика «Формула темперамента» А. Белова (модификация Е. И. Кустовой), опросник динамической структуры темперамента В. М. Русалова (ОСТ), методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу, личностный опросник Г. Айзенка (Е1Р), 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека, методика диагностики самоотношения и межличностных отношений Т. Лири, тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, тест Рокича «Ценностные ориентации» и др.
На основе полученных методом самообследования индивидуальных данных студенты строят свою профессиональную карту личности, в которой отражен прогноз профессиональной успешности в той или иной деятельности. Это дает им возможность на 3-м и 4-м курсе выбрать более узкую специализацию, темы курсовых и дипломной работы с учетом своих потенциальных возможностей.
□ высокая значимость
□ средняя значимость
□ низкая значимость
студенты 1 студенты 2 студенты 3 курса курса курса
Рис. 3. Распределение значимости для студентов изучения индивидуально-личностных свойств с целью оптимальной самореализации в профессии
На рис. 3 показана диаграмма распределения значимости для студентов изучения индивидуально-личностных свойств с целью оптимальной самореализации в профессии. Данная диаграмма показывает, что все три группы респондентов высоко оценивают проводимую работу по изучению своего личностного потенциала.
Тем не менее, студенты 3-го курса наиболее осознанно понимают, что имея одинаковые профессиональные компетенции на старте вхождения в профессию, не все из них могут равноценно конкурировать друг с другом. Изучение своих индивидуально-личностных особенностей поможет им вовремя избежать разочарований, профессионального выгорания и найти свою собственную профессиональную нишу.
Список литературы
1. Клёцина И.С. Компетентностный подход и гендерное образование в высшей школе // Актуальные вопросы современного университетского образования: материалы Х Российско-Американской науч.-практ. конф., 14-16 мая 2007 г. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - С. 105-109.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос», 2006. - 5 мая. http:// eidos/ru.
3. Сухобская Г.С. Психология в управлении. - СПб: СПбГУПМ, 2012.
4. Коган М.С. Философия культуры: учеб. пособие. СПб., 2006.
5. Батаршев А.В. Темперамент: учеб.-метод. пособие. - Таллин: Регалис, 1996.