Научная статья на тему 'Компетенция и компетентность: проблемы профессиональной подготовки'

Компетенция и компетентность: проблемы профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2460
1221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / HIGHER EDUCATION MODERNIZATION / PERSONAL AND ACTIVITY APPROACH / COMPETENCE-BASED MODEL OF EDUCATION / COMPETENCY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манаенкова Марина Петровна

В статье рассматривается сущность компетентностной модели высшего профессионального образования в России. Акцентируется внимание на то, что в целях создания единого европейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса были разработаны квалификационные требования к выпускникам, которые выражаются в понятиях «компетенция» и «компетентность». Анализируются существующие в специальных исследованиях подходы к определению понятий компетенция и компетентность, доказывается их нетождественность. Компетенция является базисом для формирования и развития компетентности. Компетенция формируется в целенаправленном процессе образования. Освоение составляющих отдельной компетенции происходит постепенно, посредством специально организуемых интегральных образовательных пространств. Компетенция это, в первую очередь, объективные требования, предъявляемые к профессионально-личностному уровню человека, выполняющего определенный вид деятельности, это умение субъекта выполнять действия и функции определенного вида деятельности, основанное на необходимых знаниях, навыках, личностных качествах и ценностных ориентациях. Компетентность это категория, характеризующая степень овладения конкретным человеком теми или иными компетенциями. Понятия компетенция и компетентность рассматриваются в аспекте гуманистического подхода к образованию, целью которого является формирование и развитие личности обучающегося. Обоснована необходимость формирования компетенций и компетентностей как важнейших составляющих квалификационной характеристики современного выпускника вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCY AND COMPETENCE: PROBLEMS OF VOCATIONAL TRAINING

In article the essence of competence-based model of higher education in Russia is considered. The attention that for creation of uniform European space of the higher education within Bologna Process qualification requirements to graduates which are expressed in concepts competence and competence were developed is focused. Approaches existing in special researches to definition of concepts competency and competence are analyzed, their nonidentity is proved. Competency is basis for formation and competence development. Competency is formed in purposeful process of education. Development of components of separate competency happens gradually, by means of specially organized integrated educational spaces. Competency is, first of all, the objective requirements imposed to professional personally level of the person, carrying out a certain kind of activity, this ability of the subject to carry out actions and functions of the certain kind of activity, based on necessary knowledge, skills, personal qualities and valuable orientations. Competence is the category characterizing extent of mastering the specific person by these or those competences. Concepts competency and competence are considered in aspect of humanistic approach to the education which purpose is formation and development of the personality being trained. Need of formation of competences and competence as most important components of the qualification characteristic of the modern university graduate is proved.

Текст научной работы на тему «Компетенция и компетентность: проблемы профессиональной подготовки»

КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

М. П. МАНАЕНКОВА

В статье рассматривается сущность компетентностной модели высшего профессионального образования в России. Акцентируется внимание на то, что в целях создания единого европейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса были разработаны квалификационные требования к выпускникам, которые выражаются в понятиях «компетенция» и «компетентность». Анализируются существующие в специальных исследованиях подходы к определению понятий компетенция и компетентность, доказывается их нетождественность. Компетенция является базисом для формирования и развития компетентности. Компетенция формируется в целенаправленном процессе образования. Освоение составляющих отдельной компетенции происходит постепенно, посредством специально организуемых интегральных образовательных пространств. Компетенция - это, в первую очередь, объективные требования, предъявляемые к профессионально-личностному уровню человека, выполняющего определенный вид деятельности, это умение субъекта выполнять действия и функции определенного вида деятельности, основанное на необходимых знаниях, навыках, личностных качествах и ценностных ориентациях. Компетентность - это категория, характеризующая степень овладения конкретным человеком теми или иными компетенциями.

Понятия компетенция и компетентность рассматриваются в аспекте гуманистического подхода к образованию, целью которого является формирование и развитие личности обучающегося. Обоснована необходимость формирования компетенций и компетентностей как важнейших составляющих квалификационной характеристики современного выпускника вуза.

Ключевые слова: модернизация высшего профессионального образования, личностно-дея-тельностный подход, компетентностная модель образования, компетенция, компетентность.

Экономические и социокультурные изменения, происходящие в современном обществе, актуализируют необходимость модернизации системы подготовки кадров в нашей стране. Одной из основных целей профессионального образования должна стать подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профес-сиональноймобильности [10; 11].

Российская Федерация, подписав Болонское соглашение, узаконила компетентностную основу государственной образовательной парадигмы. Компе-тентностный подход к организации обучения, в отличие от знаниевого подхода, выдвигает на первый план умение реализовывать полученные знания, навыки, а также определенные приобретенные личностные качества и ценностные ориентации. Суть нового подхода заключается в том, что «нужно не

столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации» [2]. Знания и умения предусматривают способность индивида самостоятельно находить и использовать знания в различных ситуациях и сферах жизни, отличных от тех, в которых они приобретены.

Компетентностная модель высшего профессионального образования предполагает следующие важные целевые ориентиры при проектировании образовательного процесса в вузе:

- студентоориентированную направленность образовательного процесса;

- органичное включение образовательной среды вуза во все виды жизнедеятельности ее субъектов, приводящее к активизации внутренних ресурсов личности;

- развитие личности в профессиональном становлении;

- ориентацию на компетенции как результаты образования с учетом требований рынка труда и международных тенденций;

- насыщение личностными смыслами и гуманизацию содержания.

В целях создания единого европейского пространства высшего образования в рамках Болон-ского процесса и определенной унификации организации обучения были разработаны квалификационные требования к выпускникам, которые выражаются в понятиях «компетенция» и «компетентность». К сожалению, в специальных исследования до сих пор нет однозначного толкования этих базовых понятий компетентностного подхода в образовании. Обычно под компетенцией понимается «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» [8], а под компетентностью - «способность к интеграции знаний и навыков, способов их использования в условиях изменяющихся требований внешней среды» [1].

И. Б. Васильев под компетентностью понимает «способность работника квалифицированно выполнять определенные виды работ в рамках конкретной профессии, добиваться высоких результатов труда на основе имеющихся у него профессиональных знаний, умений, навыков», а под компетенцией - «круг полномочий должностного лица, в пределах которого оно должно обладать необходимыми познаниями и имеет право принимать решения». По мнению автора, компетенция и компетентность соотносятся как должное и сущее, компетенция принадлежит должности, а компетентность - работнику [6].

По нашему мнению, такая трактовка исследуемых понятий не совсем корректна: любое должностное лицо, какую бы должность он ни занимал, является в свою очередь работником. Очевидно, что социальному человеку должны быть присущи и компетенции, и компетентность.

Современные обстоятельства развития нашего общества, да и человечества в целом убедительно доказывают необходимость непрерывного образования [5]. В этой связи интересной, на наш взгляд, является точка зрения М. А. Чошанова на сущность понятия компетентность, который считает, что компетентность - это не только совокупность знаний, но и, что особенно значимо, «постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, т. е. владение оперативными и мобильными знаниями. Это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные» [6].

Очевидным является то обстоятельство, что компетенция является базисом для формирования и развития компетентности. Компетенции форми-

руются в процессе обучения, изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом. Так, например, результатом изучения «Культуры речи», относящейся к базовой части профессионального цикла дисциплин многих вузов, является формирование компетенций ОК-6 (способен логически верно выстраивать устную и письменную речь), ОК-16 (способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики) и ОПК-3 (владеет основами речевой профессиональной культуры).

Компетенции являются, по нашему мнению, метапредметными образованиями, так как формируются посредством специально организуемых интегральных образовательных пространств. В интегральном образовательном пространстве изучается не конкретная дисциплина или даже их комплекс, а какое-то научное явление, событие, феномен технической деятельности, культурной или общественной жизни, воссоздаваемый с помощью теоретической модели. Она базируется на содержании нескольких дисциплин, но не равнозначна им. Интегральное пространство коррелирует с группой учебных курсов, но не сводится к ней. В интегральном образовательном пространстве студент занимает центральное место, его сознание выступает фактором интеграции. Компетенции обусловливают личностно-деятель-ностный подход в образовании, поскольку являются важными составляющими современной личности и выявляются в конкретной деятельности.

Формирование компетенции является целенаправленным процессом, освоение составляющих отдельной компетенции происходит постепенно. Компетентностная модель образования является знаниево-деятельностной: знания, умения и навыки - основные компоненты компетенции - формируются во время лекционных, практических и лабораторных занятий при изучении различных дисциплин. «Результаты обучения -усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции», - отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Заметим, что утверждения некоторых ученых о том, что современная образовательная система в России должна основываться не на традиционных ЗУНах, а на компетенциях, не только далеки от истины, но и демонстрируют далекость от понимания сущности образования. Невозможно получить результат без тщательной организации содержания образовательного процесса, сформировать компетенции без знаний, умений, навыков, их отсутствие или пробелы в какой-либо части важных умений не

позволяют получить и итоговую компетентность. Другими словами, сегодня правильнее говорить об изменении вектора развития образовательной системы, об изменении статуса знаний, умений, навыков: они являются не конечной целью процесса обучения, а одними из составляющих результата.

Компетентность как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой личности. Опыт деятельности как дея-тельностная составляющая компетентностной модели обучения является цементирующей основой процесса формирования компетенции: деятельность становится предметом усвоения. В процессе выполнения обучаемым определенного комплекса действий достигается цель «обучения действием»: преодолеть разрыв между тем, что человек знает, и тем, что он делает [7].

Компетенция, будучи инновационной нормой образовательного стандарта высшего профессионального образования, выполняет в современной образовательной парадигме важную двуединую функцию: позволяет оценить результаты образования с учетом современных требований к качеству подготовки выпускника и является неотъемлемой составляющей компетентности, готовности к работе молодого специалиста, которая дает последнему возможность эффективно реализовы-вать профессиональные составляющие в условиях нестабильной рыночной экономики.

Деятельностная сущность отражается в понимании компетентности В. А. Болотова и В. В. Серикова: «Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости» [3].

И. А. Зимняя рассматривает компетентность как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. По ее мнению, «компетентность в качестве своих компонентов включает: готовность к проявлению этого свойства в деятельности, поведении человека, знание средств, способов, программ выполнения действий, решения задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенции, его личностную значимость; эмоционально-волевую регуляцию как способность адекватно ситуациям социального и профессио-

нального взаимодействия проявлять и регулировать проявление компетентности» [4]. Данное понимание сущности понятий «компетенция» и «компетентность» заслуживает особого внимания, потому что автор в структуре рассматриваемых в статье понятий, помимо традиционных знаний, умений, навыков и жизненного опыта, выделяет личностные качества и ценностные ориентации, на формирование и развитие которых, согласно постулатам отечественной педагогики, и направлен весь процесс обучения.

Нам представляется более удачной точка зрения А. В. Хуторского, согласно которой необходимо отличать анализируемые понятия. Под компетенцией следует понимать «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для того, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним». Компетентность - «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [9].

Определение понятий «компетенция» и «компетентность» необходимо для понимания акмеологической сущности модернизации высшего профессионального образования.

Литература

1. Акмеологический словарь / под ред. А. А. Дер-кача. М., 2004. С. 79.

2. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.

3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 12.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. С. 26.

5. Макарова Л. Н., Шаршов И. А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.

6. Маньшин М. Е., Демина Н. В. Компетентность педагога как результат профессиональной подготовки // Высшее образование сегодня. 2009. № 5. С. 34-36.

7. Матушкин Н. Н., Столбова И. Д. Методологические аспекты разработки структуры компетентност-ной модели выпускника высшей школы // Высшее образование сегодня. 2009. № 5. С. 24-29.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 234.

9. Хуторский А. В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 60.

10. Шаршов И. А., Макарова Л. Н. Сущность и структура компетентностно-развивающей модели повышения квалификации научно-педагогических кадров // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 105-110.

11. Шаршов И. А., Макарова Л. Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе как фактор повышения качества высшего образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. № 1(21). С. 92-96.

* * *

COMPETENCY AND COMPETENCE: PROBLEMS OF VOCATIONAL TRAINING

M. P. Manayenkova

In article the essence of competence-based model of higher education in Russia is considered. The attention that for creation of uniform European space of the higher education within Bologna Process qualification requirements to graduates which are expressed in concepts competence and competence were developed is focused. Approaches existing in special researches to definition of concepts competency and competence are analyzed, their nonidentity is proved. Competency is basis for formation and competence development. Competency is formed in purposeful process of education. Development of components of separate competency happens gradually, by means of specially organized integrated educational spaces. Competency is, first of all, the objective requirements imposed to professional personally level of the person, carrying out a certain kind of activity, this ability of the subject to carry out actions and functions of the certain kind of activity, based on necessary knowledge, skills, personal qualities and valuable orientations. Competence is the category characterizing extent of mastering the specific person by these or those competences. Concepts competency and competence are considered in aspect of humanistic approach to the education which purpose is formation and development of the personality being trained. Need of formation of competences and competence as most important components of the qualification characteristic of the modern university graduate is proved.

Key words: higher education modernization, personal and activity approach, competence-based model of education, competency, competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.