■ш
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 373.1.02:372.8 ГРНТИ 14.25.09
ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Ацдатпа
Бастауыш сынып окушысынын, жеке басынын, ;а-лыптасуын, онын, жеке мYмкiндiктерiн ашуды ;амта-масыз ететш о;ытудын, даму функциясы басым бо-лады. Ма;алада жеке бiлiм беру багытын ;урудыц алгоритмi аны;талган: принциптер, тэсыдер, кезен,-дер, багыттар, о;ыту формалары мен эдiстерi. Педа-гогикалы; Yдерiсте ерекше бiлiм беру ;ажеттШктер1 бар о;ушылар мен мYFалiмнщ жеке - жеке езара к-;и-мылынын, тиiмдiлiгi керсетiлген.
Аннотация
Приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. В статье определен алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута: принципы, подходы, этапы, направления, формы и методы обучения. Показана эффективность индивидуально-личностного взаи-§ модействия учителя и учащихся с особыми образо-< вательными потребностями в педагогическом про° цессе.
Й Annotation
3 The developing function of learning becomes a priority,
У which should ensure the formation of the personality of a
о primary school student, the disclosure of his individual
с capabilities. The article determines an algorithm for
3 compiling an individual educational route: principles, ж
g approaches, stages, directions, forms and methods of teaching and learning. The effectiveness of individual -
m personal interaction between a teacher and students
® with special educational needs in the pedagogical process
s is shown.
Гусарова Е.В.,
педагог-эксперт, ОШ №11, г. Рудный
Негiзгi свздер: жеке-же -ке взара w-цимыл, MyraAiM, ЕББЦ бар окушы, принцип, кезец, технология.
Ключевые слова: индивидуально-личностное взаимодействие, учитель, учащийся с ООП, принцип, этап, технология.
Keywords: individual-personal interaction, teacher, student with SEN, principle, stage, technology.
■
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей казахстанского начального общего образования.
В связи с этим, приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
• становление личности младшего школьника,
• раскрытие его индивидуальных возможностей.
Поэтому свою методическую и исследовательскую тему я обозначила так: «Индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся с особыми образовательными потребностями в педагогическом процессе».
Цель данной работы - это изучение индивидуально-личностного взаимодействия педагога и ребёнка с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1.Выявить сущность и особенности индивидуально-личностного взаимодействия учителя и учащихся.
2.Определить технологию управления учебно-воспитательным процессом на примере организации жизнедеятельности учащихся младшего школьного возраста.
З.Применить данную технологию для развития индивидуально-личностного взаимодействия всех структур в учебно-воспитательном процессе.
Над исследованием данной темы я работаю уже несколько лет. За эти годы, изучив ряд научно-методической литературы, проведя диагностики учащихся, родителей, была определена технология управления в учебно-воспитательном процессе, благодаря которой выработалась определённая система работы, дающая положитель-
ные результаты, с которой я вас и познакомлю.
Всю работу я разделила на несколько этапов:
I этап - диагностический:
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
При поступлении детей в первый класс совместно с психологом я провожу тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей. Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников, уровня развития учащихся.
Проработав 1 четверть и выявив уровень обучаемости каждого ученика, я составляю индивидуальный образовательный маршрут на основе интересов ребёнка и образовательного запроса, обеспечивающий условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующей образовательные цели и результаты.
Принципы разработки индивидуального образовательного маршрута:
• принцип развивающего и воспитывающего обучения;
• принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;
• принцип учета возрастных возможностей.
Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться.
к к
I
<
со о
РО ЦЗ
о
и и ш Е!
о
О-
-а I I
о к
Е!
<
СО
0
1 I
к
шн
Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования - воспитание социально-активной личности.
2 этап - теоретический:
Изучив разные технологии, я определила для себя самые продуктивные, это:
информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, развивающее обучение, развитие критического мышления, проектное обучение, создание ситуации успеха, разноуровневое обучение, здоро-вьесберегающие, игровая деятельность.
Но огромное предпочтение отдаю личностно-ориентированной педагогической технологии, потому что в основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.
В основе этих технологий лежит личностный подход - это индивидуальный подход педагога к каждо-§ му воспитаннику, помогающий ему в
< осознании себя личностью, в выявле-ш
о нии возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, 2 самореализацию.
В процессе обучения необходимо э" ориентироваться на положительные с качества ученика и проявлять полное § уважение к его личности.
В большей степени это можно осу-
о
к ществить, используя нетрадиционные ^ формы обучения.
§ В своей практике по каждому пред-гг мету я использую следующие направ-
ления, формы и методы обучения:
1. По математике:
• Метод сравнения.
• Метод чередования задач, сопоставления задач, различные преобразования, составление задач.
• Метод самоанализа задачи.
• Проблемные ситуации.
• Методы взаимообучения.
• Мозговой штурм.
• Методы самоорганизации обучения.
• Математические игры и викторины.
• Практические задания.
• Метод контроля.
2. По русской грамоте, развитию речи, русскому языку:
• Межпредметные связи.
• Педагогическое творчество учеников.
• Словесное творчество.
• Метод ошибок.
• Практические задания.
• Поуровневые карточки.
• Схемы-опоры.
• Памятки.
• Самостоятельная работа.
• Контроль ЗУН.
3. По литературному чтению:
• Метод сравнения.
• Инсценирование произведений.
• Драматизация.
• Методы выразительного чтения.
• Чтение по ролям.
• Жужжащее чтение.
• Минутки поэзии.
• Упражнения по рифмовке слов.
• Викторины, конкурсы.
• Сочинительство сказок, рассказов, стихотворений, поговорок и т.д.
• Фантограмма, диалог, монолог.
• Межпредметные связи.
• Самостоятельная работа.
• Метод контроля.
4. По познанию мира:
Педагогическая
• Метод «вживания».
• Метод наблюдения.
• Межпредметные связи.
• Внедрение опорных конструкций.
• Метод исследования.
• Методы самоорганизации обучения.
• Метод «Если бы...».
• Практические задания.
• Самостоятельная работа.
• Контроль ЗУН.
• Доклады, рефераты, сочинения, зарисовки.
• Экскурсии.
• Поисковый метод.
Эффективной формой организации
обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат, поэтому мной востребована технология работы в группах и различные формы деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, рефлексивная, контрольно-оценочная, творческая, практическая.
3 этап: практический:
Всё, что изучено, я применяю на практике. Мы знаем, что учебный и воспитательный процесс тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому
наука и практика =
большое внимание уделяю воспитанию учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Взаимодействие с семьей - одна из самых сложных проблем в работе каждого педагога. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель: создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:
• обеспечение качественного образования учащихся;
• формирование нравственности и культуры поведения учащихся;
• формирование потребности в здоровом образе жизни.
При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех структур: школа, семья, социум.
Ежегодно со своими детьми я выступаю с различными тематическими мероприятиями.
Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, викторины, тематические КВНы, ролевые ^ игры, диспуты, социальные проекты, тематические выставки, трудовые о десанты, устные журналы, классные ££ часы о культуре поведения с исполь- о зованием ТИМ и т.д. Стремлюсь при- и
вивать учащимся любовь к природе, к до
животным. ^
Родители нашего класса сопричаст- Н ны ко всем процессам, происходящим ® в общественной жизни класса, то есть
и
принимают участие в родительских собраниях, беседах за «круглым столом», § днях открытых дверей, спортивных к
соревнованиях, оказывают помощь в организации и проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников.
Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя успешным, нужным, значимым, раскрывает все свои творческие способности.
Таким образом, данная система работы характеризуется:
1.Высоким уровнем мотивации (диаграмма мотивации к обучению, экран настроения).
2.Осознанной потребностью в усвоении знаний, умений (диаграмма качества знаний).
3.Даёт эффективные воспитательные результаты (1 место по рейтингу среди учащихся младшего звена - грамоты).
4.Взаимодействие: школа, семья, социум.
Для меня главное - всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. А мои дети стараются меня не огорчать. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности. Именно к формированию этих качеств я и стремлюсь, не могу сказать, что все проходит гладко, что нет проблем, и на все вопросы у меня есть готовые ответы. Но этим и интересна наша профессия, в ней всегда нужно верить в лучшее.
к S
ас
с
CQ О m
tfl О
и и ш а! о
Q-Е Ш 2 ас ас о к е с
CQ О
ас ас s
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кон А. Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками. Издательство Манн, Иванов и Фербер. - 2017. ISBN 978-5-00100-702-9.
2. Поляков С. Пространства взаимодействия. Издательство НИИ школьных технологий.2010.ISBN 978-5-91447-051-4
3. Синягина Н. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. Издательство Владос. - 2015.ISBN 5-691-00680-0.
4. Ермолин А. Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху. Педагогика нового времени. Издательство Альпина Паблишер. - 2014.ISBN 978-59614-4684-5.
5. Гусарова Е. Индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе. / статья, журнал «Старт в науке» № 4- 2016. -С.171-173. URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=417 (дата обращения: 12.12.2023г.).