Научная статья на тему 'Индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся с особыми образовательными потребностями в педагогическом процессе'

Индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся с особыми образовательными потребностями в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуально-личностное взаимодействие / учитель / учащийся с ООП / принцип / этап / технология / individual-personal interaction / teacher / student with SEN / principle / stage / technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Е.В.

Приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. В статье определен алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута: принципы, подходы, этапы, направления, формы и методы обучения. Показана эффективность индивидуально-личностного взаимодействия учителя и учащихся с особыми образовательными потребностями в педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual-personal interaction of a teacher and a student with special educational needs in the pedagogical process

The developing function of learning becomes a priority, which should ensure the formation of the personality of a primary school student, the disclosure of his individual capabilities. The article determines an algorithm for compiling an individual educational route: principles, approaches, stages, directions, forms and methods of teaching and learning. The effectiveness of individual personal interaction between a teacher and students with special educational needs in the pedagogical process is shown.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся с особыми образовательными потребностями в педагогическом процессе»

■ш

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 373.1.02:372.8 ГРНТИ 14.25.09

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Ацдатпа

Бастауыш сынып окушысынын, жеке басынын, ;а-лыптасуын, онын, жеке мYмкiндiктерiн ашуды ;амта-масыз ететш о;ытудын, даму функциясы басым бо-лады. Ма;алада жеке бiлiм беру багытын ;урудыц алгоритмi аны;талган: принциптер, тэсыдер, кезен,-дер, багыттар, о;ыту формалары мен эдiстерi. Педа-гогикалы; Yдерiсте ерекше бiлiм беру ;ажеттШктер1 бар о;ушылар мен мYFалiмнщ жеке - жеке езара к-;и-мылынын, тиiмдiлiгi керсетiлген.

Аннотация

Приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. В статье определен алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута: принципы, подходы, этапы, направления, формы и методы обучения. Показана эффективность индивидуально-личностного взаи-§ модействия учителя и учащихся с особыми образо-< вательными потребностями в педагогическом про° цессе.

Й Annotation

3 The developing function of learning becomes a priority,

У which should ensure the formation of the personality of a

о primary school student, the disclosure of his individual

с capabilities. The article determines an algorithm for

3 compiling an individual educational route: principles, ж

g approaches, stages, directions, forms and methods of teaching and learning. The effectiveness of individual -

m personal interaction between a teacher and students

® with special educational needs in the pedagogical process

s is shown.

Гусарова Е.В.,

педагог-эксперт, ОШ №11, г. Рудный

Негiзгi свздер: жеке-же -ке взара w-цимыл, MyraAiM, ЕББЦ бар окушы, принцип, кезец, технология.

Ключевые слова: индивидуально-личностное взаимодействие, учитель, учащийся с ООП, принцип, этап, технология.

Keywords: individual-personal interaction, teacher, student with SEN, principle, stage, technology.

За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей казахстанского начального общего образования.

В связи с этим, приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

• становление личности младшего школьника,

• раскрытие его индивидуальных возможностей.

Поэтому свою методическую и исследовательскую тему я обозначила так: «Индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся с особыми образовательными потребностями в педагогическом процессе».

Цель данной работы - это изучение индивидуально-личностного взаимодействия педагога и ребёнка с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1.Выявить сущность и особенности индивидуально-личностного взаимодействия учителя и учащихся.

2.Определить технологию управления учебно-воспитательным процессом на примере организации жизнедеятельности учащихся младшего школьного возраста.

З.Применить данную технологию для развития индивидуально-личностного взаимодействия всех структур в учебно-воспитательном процессе.

Над исследованием данной темы я работаю уже несколько лет. За эти годы, изучив ряд научно-методической литературы, проведя диагностики учащихся, родителей, была определена технология управления в учебно-воспитательном процессе, благодаря которой выработалась определённая система работы, дающая положитель-

ные результаты, с которой я вас и познакомлю.

Всю работу я разделила на несколько этапов:

I этап - диагностический:

Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

При поступлении детей в первый класс совместно с психологом я провожу тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей. Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников, уровня развития учащихся.

Проработав 1 четверть и выявив уровень обучаемости каждого ученика, я составляю индивидуальный образовательный маршрут на основе интересов ребёнка и образовательного запроса, обеспечивающий условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующей образовательные цели и результаты.

Принципы разработки индивидуального образовательного маршрута:

• принцип развивающего и воспитывающего обучения;

• принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;

• принцип учета возрастных возможностей.

Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться.

к к

I

<

со о

РО ЦЗ

о

и и ш Е!

о

О-

-а I I

о к

Е!

<

СО

0

1 I

к

шн

Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования - воспитание социально-активной личности.

2 этап - теоретический:

Изучив разные технологии, я определила для себя самые продуктивные, это:

информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, развивающее обучение, развитие критического мышления, проектное обучение, создание ситуации успеха, разноуровневое обучение, здоро-вьесберегающие, игровая деятельность.

Но огромное предпочтение отдаю личностно-ориентированной педагогической технологии, потому что в основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

В основе этих технологий лежит личностный подход - это индивидуальный подход педагога к каждо-§ му воспитаннику, помогающий ему в

< осознании себя личностью, в выявле-ш

о нии возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, 2 самореализацию.

В процессе обучения необходимо э" ориентироваться на положительные с качества ученика и проявлять полное § уважение к его личности.

В большей степени это можно осу-

о

к ществить, используя нетрадиционные ^ формы обучения.

§ В своей практике по каждому пред-гг мету я использую следующие направ-

ления, формы и методы обучения:

1. По математике:

• Метод сравнения.

• Метод чередования задач, сопоставления задач, различные преобразования, составление задач.

• Метод самоанализа задачи.

• Проблемные ситуации.

• Методы взаимообучения.

• Мозговой штурм.

• Методы самоорганизации обучения.

• Математические игры и викторины.

• Практические задания.

• Метод контроля.

2. По русской грамоте, развитию речи, русскому языку:

• Межпредметные связи.

• Педагогическое творчество учеников.

• Словесное творчество.

• Метод ошибок.

• Практические задания.

• Поуровневые карточки.

• Схемы-опоры.

• Памятки.

• Самостоятельная работа.

• Контроль ЗУН.

3. По литературному чтению:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Метод сравнения.

• Инсценирование произведений.

• Драматизация.

• Методы выразительного чтения.

• Чтение по ролям.

• Жужжащее чтение.

• Минутки поэзии.

• Упражнения по рифмовке слов.

• Викторины, конкурсы.

• Сочинительство сказок, рассказов, стихотворений, поговорок и т.д.

• Фантограмма, диалог, монолог.

• Межпредметные связи.

• Самостоятельная работа.

• Метод контроля.

4. По познанию мира:

Педагогическая

• Метод «вживания».

• Метод наблюдения.

• Межпредметные связи.

• Внедрение опорных конструкций.

• Метод исследования.

• Методы самоорганизации обучения.

• Метод «Если бы...».

• Практические задания.

• Самостоятельная работа.

• Контроль ЗУН.

• Доклады, рефераты, сочинения, зарисовки.

• Экскурсии.

• Поисковый метод.

Эффективной формой организации

обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат, поэтому мной востребована технология работы в группах и различные формы деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, рефлексивная, контрольно-оценочная, творческая, практическая.

3 этап: практический:

Всё, что изучено, я применяю на практике. Мы знаем, что учебный и воспитательный процесс тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому

наука и практика =

большое внимание уделяю воспитанию учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Взаимодействие с семьей - одна из самых сложных проблем в работе каждого педагога. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель: создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:

• обеспечение качественного образования учащихся;

• формирование нравственности и культуры поведения учащихся;

• формирование потребности в здоровом образе жизни.

При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех структур: школа, семья, социум.

Ежегодно со своими детьми я выступаю с различными тематическими мероприятиями.

Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, викторины, тематические КВНы, ролевые ^ игры, диспуты, социальные проекты, тематические выставки, трудовые о десанты, устные журналы, классные ££ часы о культуре поведения с исполь- о зованием ТИМ и т.д. Стремлюсь при- и

вивать учащимся любовь к природе, к до

животным. ^

Родители нашего класса сопричаст- Н ны ко всем процессам, происходящим ® в общественной жизни класса, то есть

и

принимают участие в родительских собраниях, беседах за «круглым столом», § днях открытых дверей, спортивных к

соревнованиях, оказывают помощь в организации и проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников.

Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя успешным, нужным, значимым, раскрывает все свои творческие способности.

Таким образом, данная система работы характеризуется:

1.Высоким уровнем мотивации (диаграмма мотивации к обучению, экран настроения).

2.Осознанной потребностью в усвоении знаний, умений (диаграмма качества знаний).

3.Даёт эффективные воспитательные результаты (1 место по рейтингу среди учащихся младшего звена - грамоты).

4.Взаимодействие: школа, семья, социум.

Для меня главное - всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. А мои дети стараются меня не огорчать. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности. Именно к формированию этих качеств я и стремлюсь, не могу сказать, что все проходит гладко, что нет проблем, и на все вопросы у меня есть готовые ответы. Но этим и интересна наша профессия, в ней всегда нужно верить в лучшее.

к S

ас

с

CQ О m

tfl О

и и ш а! о

Q-Е Ш 2 ас ас о к е с

CQ О

ас ас s

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кон А. Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками. Издательство Манн, Иванов и Фербер. - 2017. ISBN 978-5-00100-702-9.

2. Поляков С. Пространства взаимодействия. Издательство НИИ школьных технологий.2010.ISBN 978-5-91447-051-4

3. Синягина Н. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. Издательство Владос. - 2015.ISBN 5-691-00680-0.

4. Ермолин А. Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху. Педагогика нового времени. Издательство Альпина Паблишер. - 2014.ISBN 978-59614-4684-5.

5. Гусарова Е. Индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе. / статья, журнал «Старт в науке» № 4- 2016. -С.171-173. URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=417 (дата обращения: 12.12.2023г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.