Научная статья на тему 'Индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе'

Индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО / ЛИЧНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / ППРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулдошева Зеваршох Махмудовна

В данной статье раскрыто индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе»

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Кулдошева З.М.

Кулдошева Зеваршох Махмудовна - учитель начальных

классов, Школа № 22,

Район Гиждуван, Область Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрыто индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе.

Ключевые слова: индивидуально, личность, взаимодействия, учитель, ученик, ппроцесс.

Век XXI - век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны.

За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального общего образования.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

При поступлении детей в первый класс совместно с психологом я провожу тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей. Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников, уровня развития учащихся.

Проработав 1 четверть, и выявив уровень обучаемости каждого ученика, я составляю индивидуальный образовательный маршрут, который составляется на основе интересов ребёнка и образовательного запроса, обеспечивающий условия для раскрытия и развития всех

106

способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующий образовательные цели и результаты.

Принципы разработки индивидуального образовательного маршрута:

-принцип развивающего и воспитывающего обучения;

-принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;

-принцип учета возрастных возможностей. [1]

Считаю, что добиться хороших знаний, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования - воспитание социально - активной личности.

Изучив разные технологии, я определила для себя самые продуктивные, это: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, развивающее обучение, развитие критического мышления, проектное обучение, создание ситуации успеха, разноуровневое обучение, здоровосберегающие, игровая деятельность.

Но самое огромное предпочтение отдаю личностно -ориентированной педагогической технологии. Потому, что в основе личностно - ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

В основе этих технологий лежит личностный подход - это индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

В процессе обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности.

В большей степени это можно осуществить, используя нетрадиционные формы обучения.

В своей практике по каждому предмету я использую следующие формы и методы обучения:

1. По математике: метод сравнения; метод чередования задач, сопоставления задач, различные преобразования, составление задач; метод самоанализа задачи; проблемные ситуации; методы взаимообучения; мозговой штурм; методы самоорганизации обучения; математические игры и викторины; практические задания; метод контроля

2. По узбекской грамоте, развитию речи, родному языку: Межпредметные связи; Педагогическое творчество учеников; Метод ошибок; Практические задания; Поуровневые карточки; Схемы опоры; Памятки; Самостоятельная работа; Контроль ЗУН

3. По литературному чтению: Метод сравнения; Инсценирование произведений; Драматизация; Методы выразительного чтения; Чтение по ролям; Жужжащее чтение; Минутки поэзии; Упражнения по рифмовке слов; Викторины, конкурсы; Сочинительство сказок, рассказов, стихотворений, поговорок и т.д.; Фантограмма, диалог, монолог; Межпредметные связи; Самостоятельная работа; Метод контроля

4. По познанию мира:

- Метод «вживания»

- Метод наблюдения

- Межпредметные связи

- Внедрение опорных конструкций

- Метод исследования

- Методы самоорганизации обучения

- Метод «Если бы...»

- Практические задания

- Самостоятельная работа

- Контроль ЗУН

- Доклады, рефераты, сочинения, зарисовки

- Экскурсии

- Поисковый метод

Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся -это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат.

Поэтому мной востребована технология работы в группах.

И различные формы деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, рефлексивная, контрольно - оценочная, творческая, практическая.

Всё, что я изучила, я применяю на практике в учебно -воспитательном процессе. Сейчас вы увидите несколько фрагментов из опыта работы по взаимодействию учителя и учащихся на уроках.

Взаимодействие с семьей - одна из самых сложных проблем в работе каждого педагога. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель: создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:

• обеспечение качественного образования учащихся;

• формирование нравственности и культуры поведения учащихся;

• формирование потребности в здоровом образе жизни.

При формировании детского коллектива добиваюсь

доброжелательных и товарищеских отношений между

детьми. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех структур: школа, семья, социум.

Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, викторины, тематические КВНы, тематические выставки, трудовые десанты, устные журналы, классные часы о культуре поведения. Стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, к животным.

Только сотрудничая с роодителями, мы смогли создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя успешным, нужным, значимым, раскрывает все свои творческие способности.

Таким образом, данная система работы характеризуется:

1. Высоким уровнем мотивации.

2. Осознанной потребностью в усвоении знаний, умений.

3. Даёт эффективные воспитательные результаты.

4. Взаимодействие: школа, семья, социум.

Для меня главное - всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. А мои дети стараются меня не огорчать. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Список литературы

1. Akramova G.R. Modern approaches to the development of critical thinking of students. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol 7 (10). [Electronic resource]. URL: http://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2019/09/. (date of access: 20.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.