ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Кулдошева З.М.
Кулдошева Зеваршох Махмудовна - учитель начальных
классов, Школа № 22,
Район Гиждуван, Область Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье раскрыто индивидуально-личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе.
Ключевые слова: индивидуально, личность, взаимодействия, учитель, ученик, ппроцесс.
Век XXI - век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны.
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального общего образования.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
При поступлении детей в первый класс совместно с психологом я провожу тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей. Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников, уровня развития учащихся.
Проработав 1 четверть, и выявив уровень обучаемости каждого ученика, я составляю индивидуальный образовательный маршрут, который составляется на основе интересов ребёнка и образовательного запроса, обеспечивающий условия для раскрытия и развития всех
106
способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующий образовательные цели и результаты.
Принципы разработки индивидуального образовательного маршрута:
-принцип развивающего и воспитывающего обучения;
-принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;
-принцип учета возрастных возможностей. [1]
Считаю, что добиться хороших знаний, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования - воспитание социально - активной личности.
Изучив разные технологии, я определила для себя самые продуктивные, это: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, развивающее обучение, развитие критического мышления, проектное обучение, создание ситуации успеха, разноуровневое обучение, здоровосберегающие, игровая деятельность.
Но самое огромное предпочтение отдаю личностно -ориентированной педагогической технологии. Потому, что в основе личностно - ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.
В основе этих технологий лежит личностный подход - это индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
В процессе обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности.
В большей степени это можно осуществить, используя нетрадиционные формы обучения.
В своей практике по каждому предмету я использую следующие формы и методы обучения:
1. По математике: метод сравнения; метод чередования задач, сопоставления задач, различные преобразования, составление задач; метод самоанализа задачи; проблемные ситуации; методы взаимообучения; мозговой штурм; методы самоорганизации обучения; математические игры и викторины; практические задания; метод контроля
2. По узбекской грамоте, развитию речи, родному языку: Межпредметные связи; Педагогическое творчество учеников; Метод ошибок; Практические задания; Поуровневые карточки; Схемы опоры; Памятки; Самостоятельная работа; Контроль ЗУН
3. По литературному чтению: Метод сравнения; Инсценирование произведений; Драматизация; Методы выразительного чтения; Чтение по ролям; Жужжащее чтение; Минутки поэзии; Упражнения по рифмовке слов; Викторины, конкурсы; Сочинительство сказок, рассказов, стихотворений, поговорок и т.д.; Фантограмма, диалог, монолог; Межпредметные связи; Самостоятельная работа; Метод контроля
4. По познанию мира:
- Метод «вживания»
- Метод наблюдения
- Межпредметные связи
- Внедрение опорных конструкций
- Метод исследования
- Методы самоорганизации обучения
- Метод «Если бы...»
- Практические задания
- Самостоятельная работа
- Контроль ЗУН
- Доклады, рефераты, сочинения, зарисовки
- Экскурсии
- Поисковый метод
Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся -это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат.
Поэтому мной востребована технология работы в группах.
И различные формы деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, рефлексивная, контрольно - оценочная, творческая, практическая.
Всё, что я изучила, я применяю на практике в учебно -воспитательном процессе. Сейчас вы увидите несколько фрагментов из опыта работы по взаимодействию учителя и учащихся на уроках.
Взаимодействие с семьей - одна из самых сложных проблем в работе каждого педагога. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель: создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:
• обеспечение качественного образования учащихся;
• формирование нравственности и культуры поведения учащихся;
• формирование потребности в здоровом образе жизни.
При формировании детского коллектива добиваюсь
доброжелательных и товарищеских отношений между
детьми. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех структур: школа, семья, социум.
Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, викторины, тематические КВНы, тематические выставки, трудовые десанты, устные журналы, классные часы о культуре поведения. Стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, к животным.
Только сотрудничая с роодителями, мы смогли создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя успешным, нужным, значимым, раскрывает все свои творческие способности.
Таким образом, данная система работы характеризуется:
1. Высоким уровнем мотивации.
2. Осознанной потребностью в усвоении знаний, умений.
3. Даёт эффективные воспитательные результаты.
4. Взаимодействие: школа, семья, социум.
Для меня главное - всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. А мои дети стараются меня не огорчать. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Список литературы
1. Akramova G.R. Modern approaches to the development of critical thinking of students. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol 7 (10). [Electronic resource]. URL: http://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2019/09/. (date of access: 20.01.2020).