Научная статья на тему 'Индивидуализация психологической подготовки в художественной гимнастике на основе учета соционических типов личности спортсменок'

Индивидуализация психологической подготовки в художественной гимнастике на основе учета соционических типов личности спортсменок Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
427
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА / СОЦИОТИПЫ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подгорная Юлия Николаевна

Изучение внутреннего мира человека, мира его психических явлений до сих пор остается актуальным. Типологизация личности, предложенная К. Г. Юнгом ещё в 1921 году (Psychologishe Typen. Rasher, Zürich 1921), внесла огромный вклад в понимание поведения человека и его особенностей взаимоотношения с окружающим миром. Знание и учет таких особенностей в спорте позволит улучшить и углубить процесс понимания и восприятия собственной личности и качество взаимодействия с окружающими, а также научиться грамотно их использовать. Это вторая наша статья, затрагивающая вопросы социотипов в спорте, направленная на изучение этой проблематики в художественной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of psychological training in rhythmic gymnastics on the basis of socionic personality types of athletes

The study of the human internal world, the world of psychic phenomena is still relevant. The typology proposed by C. G. Jung in 1921 (Psychologishe Typen. Rasher, Zürich 1921) made a considerable contribution to understanding human personality and its features. Knowledge of such features in sport will improve and deepen the process of their own personality understanding and perception and interactions with others (e.g., coach athlete or athlete athlete, etc.), as well as learning to use the key channels and develop “shadow” ones. This is our second article that addresses the issues of social types in sport, aimed at the study of this issue in gymnastics.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация психологической подготовки в художественной гимнастике на основе учета соционических типов личности спортсменок»

REFERENCES

1. Afremov, J. (2017), Reason of champions: As think, great athletes, J train and win, Alphabet Business, Alphabet Atticus, Moscow.

2. Vasilyev, O.S. and Suchilin, N.G. (2004), "Three-dimensional motion, space of the movement and geometrical image of the movement: experience of topological approach", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 13-21.

3. Drozdovsky, A.K. (1996), "About processes of spatial thinking of the competing orienteer", Sports orientation, No. 2, pp. 21-27.

4. Pegov, VA. and Chernetsov, M.M. (2017), "New opportunities of formation of game thinking: Euclidean and non-Euclidean geometry in football", in book Theory and practice of development ofmodern education: collective monograph, Zebra, Ulyanovsk, pp. 418-432.

5. Usoltseva, O. (2013), Artistic gymnastics. The full management on preparation, EKSMO, Moscow.

6. Gardner, H. (1999), Intelligence Reframed: Multiple Intelligences for the 21st century, Basic Books, New York.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.12.2017

УДК 796.412.2:159.9

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ОСНОВЕ УЧЕТА СОЦИОНИЧЕСКИХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОК

Юлия Николаевна Подгорная, соискатель, тренер по художественной гимнастике, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Изучение внутреннего мира человека, мира его психических явлений до сих пор остается актуальным. Типологизация личности, предложенная К. Г. Юнгом ещё в 1921 году (Psychologishe Typen. Rasher, Zürich 1921), внесла огромный вклад в понимание поведения человека и его особенностей взаимоотношения с окружающим миром. Знание и учет таких особенностей в спорте позволит улучшить и углубить процесс понимания и восприятия собственной личности и качество взаимодействия с окружающими, а также научиться грамотно их использовать. Это вторая наша статья, затрагивающая вопросы социотипов в спорте, направленная на изучение этой проблематики в художественной гимнастике.

Ключевые слова: личность спортсмена, социотипы, художественная гимнастика.

INDIVIDUALIZATION OF PSYCHOLOGICAL TRAINING IN RHYTHMIC GYMNASTICS ON THE BASIS OF SOCIONIC PERSONALITY TYPES OF

ATHLETES

Yuliya Nikolaevna Podgornaya, the competitor, rhythmic gymnastics coach, Ural state university of physical culture, Chelyabinsk

Annotation

The study of the human internal world, the world of psychic phenomena is still relevant. The typology proposed by C. G. Jung in 1921 (Psychologishe Typen. Rasher, Zürich 1921) made a considerable contribution to understanding human personality and its features. Knowledge of such features in sport will improve and deepen the process of their own personality understanding and perception and interactions with others (e.g., coach - athlete or athlete - athlete, etc.), as well as learning to use the key channels and develop "shadow" ones. This is our second article that addresses the issues of social types in sport, aimed at the study of this issue in gymnastics.

Keywords: identity of athlete, social types, rhythmic gymnastics.

ВВЕДЕНИЕ

С открытием частей и уровней бессознательного - скрытого «ядра» человеческой личности, выявлена своеобразная особенность психики человека, некая психогенетическая константа, которая нерациональна, труднообъяснима и не может быть в целом изменена без глубоких воздействий. Разные ученые по-своему описывают содержание и структуру бессознательного в человеке, а значит выходят на разные аспекты объяснения, которые помогают им решать исследовательские задачи, например, К.Г. Юнг - через типове-дение для объяснения поведения и выстраивания взаимоотношений с окружающим миром [6], Р. Ассаджоли - через психосинтез для развития личности и её психотерапии [1].

Карл Густав Юнг и его последователи многолетними исследованиями показали, что существуют определенные структуры, типы строения подсознания. Ученый описал эти подсознательные структуры, позволившие обрисовать модели информационного потока, психических функций и психотипов личности. Это, по мнению некоторых психологов, сродни открытию Д. И. Менделеева в химии.

Согласно теории К.Г. Юнга каждый из нас относится к базовым типам взаимодействия с реальностью: считывания и восприятия информации, принятия решения, наличия конкретных качеств и соответствующего поведения. На основании всех приведенных параметров К. Г. Юнг [6] выделил восемь базовых психотипов, на 80% объясняющих особенности поведения человека и взаимодействия с реальностью. Знание этих особенностей позволяет рационально построить и жизнедеятельность, и взаимоотношения с окружающим миром, а в процессе обучения повысить эффективность реализации.

В спорте эти особенности рассматриваются редко и с учетом конкретной темы. Наиболее системно они представлены в работе А. А. Полозова, который разумно объединил «тип личности», «тип характера» и доминирующий «тип интеллекта», что позволило описать особенности психологической структуры спортсменов и глубоко объяснить их поведение и самореализацию, как в спорте, так и в жизни [4].

В спорте очень важна индивидуальная работа со спортсменом. Поскольку психотип личности определяет качество взаимодействия с реальностью, следует предположить высокую значимость его в процессе обучения и тренировки. Для эффективного обучения важно знание психотипа личности. Знание ведущих модальностей позволяет рационально задействовать ведущие каналы и органы чувств, что значительно повышает эффективность процесса обучения. А знание «теневых» функций позволяет работать над недостающими качествами, от чего будет зависеть эффективность работы в экстремальных условиях, в том числе - соревновательных. Незначительная изученность в данном вопросе и подтолкнула нас к исследованию социотипов в спорте (на примере художественной гимнастики).

Из всего вышесказанного сформулирована цель исследования: выявить и описать социотипические особенности квалифицированных спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой и разработать направленность и содержание психологической подготовки с ними.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании, длившемся в течение года, приняло участие 50 спортсменок в возрасте от 13 до 20 лет, занимающихся художественной гимнастикой в спортивных школах олимпийского резерва из городов Челябинска, Волгограда, Самары и ЯНАО (г. Мурав-ленко), из них МСМК - 3 человека, МС - 7, КМС - 17, I спортивного разряда - 23.

Спортсменкам был предложен социотипический опросник Е. С. Филатовой, содержащий 10 частей по 4 вопроса, направленный на выявление ведущих функций (по К.Г. Юнгу: мышление, чувства, сенсорика, интуиция) и типа установки (экстраверсия или ин-троверсия). Функция, занимающая первое место, называется ведущей, функция, находящаяся на второй позиции, называется вспомогательной. Третье место занимает тип

установки на взаимодействие с реальностью: экстраверсия или интроверсия. Благодаря сочетанию ведущей функции, представленной в экстровертированной или в интровертиро-ванной установке, и вспомогательной, можно дать общую характеристику типу личности, её особенностей, сильных качеств личности (так сказать ресурсов) и тех механизмов, которые в экстремальных ситуациях начинают руководить личностью (подсознательных или «теневых», как утверждал К. Г. Юнг).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В этой статье представлены материалы исследования по наиболее часто встречающимся социотипам в художественной гимнастике, описаны общие закономерности и тенденции их понимания и интерпретации, а также даны краткие рекомендации по особенностям регуляции спортсменок в сфере спортивной деятельности на основе анализа и обобщения литературных данных, наблюдений и в процессе психологического сопровождения спортсменок. Более обобщенные материалы, выявляющие общие закономерности у спортсменов разных видов спорта, были представлены нами ранее.

Итак, из общего числа опрошенных спортсменок 62% являются представителями экстровертированной установки, соответственно оставшиеся 38% - интровертированной, что свидетельствует о преобладании спортсменок с внешней направленностью. Спортсменкам экстровертированного плана видимо легче реализоваться в спорте, т.к. среди мастеров спорта (МС) и мастеров спорта международного класса (МСМК) представлены 80% таких спортсменок. МСМК свойственна ведущая интуитивная функция - интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ) и интуитивно-эмоциональный экстраверт (ИЭЭ). Чаще всего такие спортсмены эмоционально сдержанны и очень стабильны во время выступлений на соревнованиях и чем выше ранг соревнований, тем эти проявления более выражены. Они целеустремлённы и им свойственно достигать поставленных целей, у них всегда широкий круг интересов и умение за простыми вещами «видеть» то, чего не видят другие.

Ощущение у них уходит в подчинённую функцию, как называл её К. Г. Юнг, где чувственные раздражения направляют своё внимание на физическую поверхность [5, с. 58]. Так как в художественной гимнастике происходит постоянное «раздражение» подчинённой функции - ощущений посредством свойственного данному виду спорта физического дискомфорта (боли). Соответствующее «раздражение» вызывает переключение внимания на эту функцию, гимнастке приходится работать с этим дискомфортом, нарабатывая и развивая её.

Среди мастеров спорта отмечены по одному ощущающий экстраверт (СЭЭ), мыслительный экстраверт (ЛСЭ), чувствующий экстраверт (ЭСЭ) и два интроверта: чувствующий (ЭСИ) и интуитивный (ИЭИ). Хотим отметить, что большинству представленных типов свойственна функция ощущений либо в первичной, либо во вспомогательной позиции, кроме последнего типа, что тоже является особенностью личности спортсменок в художественной гимнастике.

Чаще всего встречается этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ) - 13 раз и ощущающий эмотивный экстраверт (СЭЭ) - 9 раз. Это можно объяснить тем, что, во-первых, функция ощущений в художественной гимнастике имеет высокое значение, особенно в процессе обучения и тренировки, т.к. именно через «чувство» своего тела, реакций тела другого человека (в групповом упражнении) или предмета проходит обучение и, как следствие, действует спортсменка и выстраивает свою деятельность. В то время как эмоциональная окраска к происходящему будет побуждать и мотивировать её к выполнению этой деятельности.

Остальные типы мы не будем перечислять в количественном соотношении, т. к. они представлены в таблице 1, а остановимся более подробно на условных факторах (столбец 6), влияющих на результативность любой деятельности, в том числе тренировочной и соревновательной.

Таблица 1 - Социотипические особенности гимнасток, их качественная и количественная характеристика_____

Разновидности социотипов Ведущая социотипиче-ская функция и семантика (по Гуленко В.В.) Социо-типы Название социо-типа Кол-во типов из опрошенных спортсменов Условная группа, влияющая на качество деятельности

Интроверт-ный чувствующий тип Этика отношений (отношение, тяготение, привязанность) ЭСИ «Хранитель» 4 тревога

ЭИИ «Психолог» 0

Интроверт-ный интуитивный тип Интуиция времени (изменчивость, противоречивость, предвидение) ИЭИ «Романтик» 6 отношение к группе

ИЛИ «Критик» 0

Интроверт-ный ощущающий тип Сенсорика ощущений (комфорт, расслабленность, телесные ощущения) СЭИ «Эпикуреец» 5 настроение

СЛИ «Мастер» 0 отношение к группе

Интроверт-ный мыслительный тип Структурная логика (структура, схема, система) ЛСИ «Систематик» 3 отношение к себе

ЛИИ «Аналитик» 0 тревога

Экстраверт-ный чувствующий тип Эмоции (чувства, волнение, возбуждение) ЭСЭ «Энтузиаст» 13 отношение к себе

ЭИЭ «Артист» 0

Экстраверт-ный интуитивный тип Интуиция возможностей (догадки, открытия, необычные идеи) ИЭЭ «Инициатор» 3 настроение

ИЛЭ «Искатель» 3

Экстраверт-ный ощущающий тип Волевая сенсорика (мобилизованность, сила, весомость, влиятельность) СЭЭ «Лидер» 9 отношение к себе

СЛЭ «Организатор» 0 настроение

Экстраверт-ный мыслительный тип Деловая логика (движение, работа, польза) ЛСЭ «Профессионал» 4 тревога

ЛИЭ «Предприниматель» 0

В контексте данного вопроса условные факторы представляют собой следующие внутренние механизмы.

Тревога - состояние внутреннего напряжения, появляющееся в различных ситуациях, в том числе и в таких, когда объективных причин для этого нет; это реакция на грозящую опасность, не только реальную, но и кажущуюся, воображаемую. Состояние тревоги характеризуется также опасениями, боязнью, неопределённым ощущением угрозы в отличие от страха, который не что иное, как реакция на вполне определённую опасность. Реакции тревоги и страха связаны с врождённым механизмом инстинкта самосохранения и частично могут способствовать успеху деятельности. Но только тогда, когда уровень их является оптимальным, либо спортсмен обучен приёмам психорегуляции и способен управлять собой.

Настроение - это согласованное взаимодействие трёх составляющих: тела (рациональной работы всех систем организма для реализации цели), психики (согласованность намерения с возможностями и психическими процессами) и личности (её способности к самоуправлению и самореализации). Чаще всего настроение, по мнению спортсменов, меняется без видимых на то причин, но для человека, внутри которого это происходит, причины являются очень весомыми и значимыми, а объясняются они изменениями или нарушением баланса этих трёх составляющих или одной из них.

Отношение к себе базируется, в основном, на понимании и принятии себя таким, каков есть. Человек, находящийся в состоянии критики, осуждения, презрения в собственный адрес лишает себя собственной энергии, переходит, так сказать, в нересурсное состояние (как «выжатый лимон») и не может настроиться на качественную и продуктивную работу.

Отношение к группе - для личности, относящейся к этой условной группе факторов, очень важно будет находиться в комфортном окружении, где он будет чувствовать себя в «своей тарелке» или находиться в зоне комфорта. Человек-конформист придирчив к мнению окружающих о себе, к соответствующему отношению, если он будет находиться в дружелюбном, преисполненном доверием обществе, то будет выдавать качественную работу.

Поскольку в своей первой статье мы описали социотипические особенности спортсменов и их поведение, в этой статье представим более подробно сильные и слабые качества того или иного типа и дадим рекомендации и направленность воздействия при работе со спортсменами (таблица 2).

Таблица 2 - Направленность воздействия и регуляции в работе со спортсменами в зависимости от социотипа_

Социотипы (по Е. С. Филатовой) Сильные качества социо-типа Слабые качества социотипа Способы регуляции/ направленность воздействия

Этико-сенсорный интроверт «Хранитель» Эмотивный, рефлексивный, нравственный. Ценит чувство долга. Самое важное -быть чутким к людям, соблюдать нормы нравственности. Тонко чувствует настроение людей, оттенки их отношений друг к другу и к себе и, в большинстве случаев, оказывает «положительное тайное влияние на окружающих». «Хранитель» с трудом переносит условия соревнований, боится за себя и собственное здоровье. Теряется в различного рода дискомфортных ситуациях, не всегда может совладать со своими чувствами. Повышенная чувствительность к тому, что радует и огорчает или пугает. Требуется поддержка. Вдохновляется через эмоции и смыслы (ради кого-то или чего-то). Высокая рефлексия, освоить любые приёмы психорегуляции, учить контролировать эмоциональную загруженность и дозировать её. Переключать внимание на собственные эмоции и их трансформацию.

Этико-интуитив-ный интроверт «Психолог» Недостаток решительности и инициативности. Свойственна тщательная проработка деталей любого дела, что порождает безэмоциональность и медлительность. Излишне огорчается всему, что выходит за рамки нравственности, моральности и духовности.

Интуитивно-этический интроверт «Романтик» Огромный мир фантазий. Одухотворённость. Легко отрывается от реальности, стремится в страну грёз, где черпает радость и смысл существования. Не выносит серости и стандарта. С трудом концентрируется на реальности и физических ощущениях, с опаской идёт на контакт и открывается другим людям. Капризен в своем окружении. Учить понимать и принимать себя, других, опираясь на внутренний мир. Чаще всего работает через посредника (через человека, которому безоговорочно доверяет и с которым установлен эмоциональный контакт). Опираться на его образы и эмоции, способствующие качественной работе.

Интуитивно-логический интроверт «Критик» Скрупулёзный и дотошный в работе. Стратег. Способен видеть далёкую перспективу. Осторожен в принятии решений. Спокоен к волевым нажимам со стороны других. Ригидность, инертность психических процессов, долго переживает травмирующие события. Работоспособность избирательная (должен заниматься своим делом). Слабо ориентируется в области эмоций. Любые сильные эмоции окружающих раздражают его. Любит своё интеллектуальное превосходство. Воля имеет полярный характер: завидная целеустремлённость, либо паралич воли. Его необходимо постоянно мотивировать к деятельности, приводя объективные для него доводы. Учить концентрации внимания. Не давать зацикливаться на переживаниях, а извлекать уроки из ситуации. Учить юмору. Сверять понимание цели и готовность к её реализации.

Сенсорно-этический интроверт «Эпикуреец» Развитая физическая чув-ствительность(своя и к окружающим). Способен долго выполнять Перепады настроения. Нестабильность выступлений (или очень хорошо, или очень плохо). Остро ощущает физический Дыхательные упражнения, идеомоторная тренировка, психомышечная тренировка. Делать акцент на

Социотипы (по Е. С. Филатовой) Сильные качества социо-типа Слабые качества социотипа Способы регуляции/ направленность воздействия

монотонную работу при высокой эмоциональной мотивации. Миролюбивый и дипломатичный, терпим к чужим недостаткам. дискомфорт. Неумение и нежелание заставить себя делать тяжёлую и неинтересную, но необходимую работу. Недостаточная дальновидность. ощущениях своего тела (предмета/снаряда), деталях техники. Отделять ключевое и важное. Учить ставить, выбирать и достигать цель. мотивировать на деятельность.

Сенсорно-логический интроверт «Мастер» Развитая физическая чувствительность (своя и к окружающим). Способность создавать комфорт. Придерживаются баланса и целесообразности во всем. Любознательность к явлениям окружающего мира. Умение рационально вести свои дела. Быстрая утомляемость, слабоволие, тяга к развлечениям (жизнь ради удовольствия). Не умеет проявлять свои чувства, плохо разбирается в оттенках эмоций. Скептичен и пессимистично настроен на будущее. Поражения и неудачи предпочитает переживать молча в одиночестве. Склонен к меланхолии и апатии.

Логико-сенсорный интроверт «Систематик» Раннее интеллектуальное развитие, рассудительность. Структура и порядок во всём. Ответственен, человек слова. Нетерпим к расхлябанности и безответственности. Настойчив и целеустремлён. Замкнут, неконтактен. Придерживается далёкой психологической дистанции в отношениях. Часто в ходе подготовки к соревнованиям в состоянии предстартовой лихорадки не «слышит» замечания тренера. Слабо разбирается в эмоциональных оттенках (как своих, так и других людей). Часто подавляет свои желания и потребности. Очень плохо переносит волевой нажим, не терпит грубости и хамства. ЛИИ - не умеет отстаивать свои интересы, не уверен в себе. Ставить задачи и мотивировать их на выполнение, акцент на деталях техники, работа через осмысление (отпускать стереотипы). Дыхательные упражнения. Учить концентрации внимания и саморегуляции. Использовать ментальный тренинг. *При выборе музыкального сопровождения стоит обратить внимание на сложные музыкальные произведения, которые заставят «аналитика» поразмыслить над его смыслом и объяснять эмоциональный подтекст данного произведения и учить выражать соответствующие эмоции на площадке. Доверительные отношения.

Логико-интуитивный интроверт «Аналитик» Аналитический характер мышления. Умение создавать системы и следовать им. Склонность к самоанализу и оценке поведения других. Готов пренебрегать физическим комфортом. Важными и перспективными делами занимается с завидным интересом и целеустремлённостью.

Этико-сенсорный экстраверт «Энтузиаст» Активный, жизнерадостный, альтруистичный, открытый. Хорошо приспосабливается к внешним условиям. Для него важна хорошая чувственная связь с окружающей средой. Перепады настроения, иногда вспышки гнева. Боится требований и ожиданий от окружающих, которым, как считает сам, не всегда соответствует. Не умеет распоряжаться и организовывать своё свободное время, свойственна расточительность сил и материальных ресурсов. Критичен к недостаткам близких. Любые методы психорегуляции. Повышение настроения, беседы, установки через эмоциональную включённость. Ориентация на нравственность поведения и достижения цели вовне. Использовать внушения и установки.

Этико-интуитив-ный экстраверт «Артист» Творческая личность. Хорошо танцует, поёт, играет на сцене, благодаря чему влияет на эмоции людей. Любит тщательность и предпочитает доводить любое дело до конца. Принципиальный и решительный. Без постоянных эмоциональных бурь и драматических переживаний чувствует себя не в своей стихии. Люди - средство достижения цели. Эгоистичный, надменный при неправильной работе с ним. Не умеет избегать ситуаций, приносящих страдание и неприятные ощущения. Для «артиста» очень важна заинтересованность тем делом, которым он занят, поэтому постоянно нужно «подогревать» его интерес к профессиональной деятельности (через эмоции). Необходимо учиться эмоциональной сдержанности в экстремальных ситуациях.

Интуитивно-этический экстраверт «Инициатор» Лабильный, стабильный, способный быстро ориентироваться и собираться в экстремальных ситуациях. Способен угадывать Ограничение чувства свободы отнимает вдохновение и силы действовать. Неумение заставить себя заниматься долгой кропотливой работой, следовать Установки, внушения, целостное представление соревновательного образа. При применении аутотренинга работать с первым

Социотипы (по Е. С. Филатовой) Сильные качества социо-типа Слабые качества социотипа Способы регуляции/ направленность воздействия

перспективы, за внешностью распознавать суть и отделять ненужное. Долго не замечает физического дискомфорта. «Инициатор» умеет устанавливать теплые, доверительные отношения. установленным правилам и регламенту, работать в тесноте. через символы, вторым - через образы. Подходят медитации восстанавливающие и стимулирующие. Установки должны согласовываться с его пониманием.

Интуитивно-логический экстраверт «Искатель» Неустойчивость настроения, повышенная ранимость, скрытность. Слабая самодисциплина.

Сенсорно-этический экстраверт «Лидер» Может быть хорошим капитаном. Уверенный в себе, целеустремлённый, напористый. Верит, что может преодолеть всё. Умеет постоять за себя, отстоять свой авторитет. Зависимость от ситуации и состояния. Чрезмерная капризность, самодовольство, надменность, самоуверенность, вспышки гнева, перепады настроения как следствие нерационального воспитания. Не всегда способен отделить главное от второстепенного. Болезненно воспринимает критику в свой адрес. Учить целям и смыслам, рефлексии и саморегуляции. Подходят любые методы психорегуляции (легко «схватывает» аутотренинг). Поддерживать инициативу и давать больше свободы проявлению внутренних устремлений. Развивать самостоятельность и осмысленное отношение. Учить самоуправлению.

Сенсорно-логический экстраверт «Организатор» Волевой, целеустремлённый, решительный, жажда деятельности, спортивный тонус (периодами). Обладает хорошими организаторскими способностями. Смена настроения периодами (12 недели), в такой период: вялость, упадок сил. Очень раздражительно реагирует на критику. Неудачи окружающих подавляют веру в себя. Недостаток такта и дипломатичности в отношениях с людьми. Ради достижения цели способен переступить через интересы других людей.

Логико-сенсорный экстраверт «Профессионал» Высокая производительность труда, организованность, высокое качество выполняемой деятельности. Способность рассчитывать на свои силы. Выносливый. Чрезмерная стойкость аффекта, зацикленность на эмоциях, идеях, состояниях. При поражении долго не может выйти из подавленного состояния. Не умеет планировать альтернативные мероприятия на длительные сроки. Сбивающие стресс-факторы быстро выводят из равновесия. Важна конкретность в тренировке, система и логика в постановке целей. Необходимо переключать внимание с негативных эмоций, состояний, идей на позитивные. Психорегулирующая работа легче проходит через образы (в том числе аутотренинг). Ментальный тренинг осваивать с начала углублённой подготовки. Настрои и установки должны соответствовать внутренним согласованиям. Настраивать на то, что «любая соревновательная ситуация лишь сильнее мобилизует меня». Работать над смирением. Учить правильно организовывать свой отдых.

Логико-интуитивный экстраверт «Предприниматель»

Представленные особенности психорегуляции в последней колонке составлены на основе имеющихся в литературе данных и в результате собственной исследовательской работы со спортсменами. Они позволяют тренерам разумнее взаимодействовать со спортсменом и выбирать наиболее подходящие взаимоотношения с ним, а также направления и содержание работы в тренировочном и соревновательном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опираясь на индивидуальность спортсменок, тренеру легче построить с ними качественные взаимоотношения, особенно на этапе высшего спортивного мастерства, когда

требования к ним максимальны и предельны. Соционические типы являются врождёнными и во многом генетически предопределёнными, следовательно, их необходимо учитывать и опираться на них в процессе подготовки спортсменок, выбирая наиболее подходящие методики воздействия. Знание социотипических особенностей спортсменок позволяет разумно построить психологическую подготовку в целом и подобрать соответствующее их натурам содержание психорегуляции и методов воздействия. Это, на наш взгляд, должно способствовать более качественным и стабильным выступлениям на соревнованиях, что и наблюдалось в нашем исследовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассаджоли, Р. Психосинтез. Теория и практика : от душевного кризиса к высшему «Я» / Р. Ассаджоли. - М. : REFL-book, 1994. - 313 с.

2. Гуленко, В. В. Гуманитарная соционика / В. В. Гуленко. - М. : Чёрная белка, 2009. - 344 с.

3. Карнаух, И.И. Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви / И.И. Карнаух. - Киев : Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2013. - 252 с.

4. Полозов, А.А. Модули психологической структуры в спорте : монография / А.А. Полозов, Н.Н. Полозова. - М. : Сов. спорт, 2009. - 295 с.

5. Шарп, Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель / Д. Шарп. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1994. - 128 с.

6. Юнг, К.Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. - М. : Алфавит, 1992. - 104 с.

REFERENCES

1. Assagioli, R. (1994), Psychosynthesis. Theory and practice : from emotional crisis to the higher self, REFL-book, Moscow.

2. Gulenko, V.V. (2009), The Humanitarian socionics, the Black squirrel, Moscow.

3. Karnaukh, I. I. (2013), Rainbow characters. Psycho in business and love, Multimedia publisher Strelbitskog», Kiev.

4. Polozov, A.A. and Polozova N.N. (2009), Psychological structure of Modules in sport: monograph, Soviet sport, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Sharpe, D. (1994), Personality Types: Jung's typological model, MODEK, Voronezh.

6. Jung, C. G. (1992), Psychological types, the Alphabet, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.12.2017

УДК 159.9

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Юлия Викторовна Шамурзаева, инспектор ОРЛС, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарского университета МВД России, Нальчик

Аннотация

Мотив - это преимущественно осознанное (или принципиально осознаваемое) внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей. В силу возможности их рефлексии человек может на них воздействовать, усиливая и ослабляя их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил. Мотивы служат источником жизненной активности - существенного свойства человека как субъекта и профессионала.

Ключевые слова: обучение, профессиональное становление, развитие, мотивационные факторы профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.