УДК 158 ББК 88.43
Ю.Н. Подгорная, В.М. Карлышев
СОЦИОТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОР И УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНОВ
Введение в практику спорта использования социотипических типологий позволит наиболее эффективно и качественно взаимодействовать со спортсменами, углубляя их понимание и осознание собственных сущностных особенностей, объясняя причины их поведения. Результаты, полученные в ходе эксперимента, показали, что использование социотипической типологии в изучении личностных особенностей спортсменов является не только эффективной и доступной, но ещё и информативной и перспективной в работе со спортсменами.
Ключевые слова: спортсмены различных видов спорта, социотипические особенности.
Y.N. Podgornaya, V.M. Karlyshev
SOCIOTYPE FEATURES AS A FACTOR AND CONDITION FOR THE ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ATHLETES AND THEIR PERFORMANCE
Introduction of sociotype typology to sport practices enables most effectively to interact with the athletes by deepening their understanding and realizing their own essential features, explaining the reasons of their behavior. The results of this experiment have shown that the use of sociotype typology in the process of studying athletes' personal features is not only effective and affordable, but also informative and promising in working with athletes.
Key words: athletes in various sports, sociotype features.
CO Ф
3 .0
ro
OQ «
ro
X
cr
e
о 1=
Актуальность. В различных сферах изучения человека привыкли пользоваться определёнными типологиями. Они позволяют быстро классифицировать человека для понимания и направленного взаимодействия с ним. В наиболее ранних типологиях (IV в. до н.э.) делались попытки связать психические особенности человека с гуморальными проявлениями и особенностями тела (Гиппократ). Позднее была предложена типология темпераментов, в которую уже в XX столетии внес вклад наш соотечественник И. Павлов, и которая до сих пор не утратила своих приверженцев. В дальнейшем также делались попытки связать психические особенности человека с физическим строением тела (К. Сиго, Э. Кречмер и У. Шелдон). Наиболее полной, современной и последовательной типологией темпераментов в
настоящее время следует считать типологию французских ученых Хейсманна и Ле Сенна [6, с. 7]. В психологию индивидуальных различий внесли значительный вклад работы психиатров П.Б. Ган-нушкина (1933), Г.Е. Сухаревой (1959), К. Леонгарда (1964, 1968), А.Е. Личко (1977) и др., обративших внимание не только на психопатии, но и акцентуации характера, которые занимают промежуточное положение между психически здоровыми людьми и психопатическими личностями.
До сих пор в учебниках рекомендуется придерживаться наиболее простой и доступной классификации человека по типу темперамента, который даёт общее представление о поведенческих особенностях человека, упуская при этом много важных деталей. В спорте активно используется эта типология для оптимиза-
ции обучения и тренировочного процесса спортсмена.
Мы предлагаем познакомиться с концепцией великого швейцарского психоаналитика К.Г. Юнга, который на основе своей психоаналитической практики выделил и описал 8 типов людей и закономерности их поведения в книге «Психологические типы» [8]. Позднее литовская исследовательница А. Аугустинави-чюте пришла к выводу, что юнговский тип является врожденной (сущностной) психической структурой, осуществляющий конкретный вид информационного обмена личности со средой, и на этой основе разработала и сформулировала законы отношений между представителями разных психологических типов [1; 2]. В работах Е.С. Филатовой и А.В. Батар-шева можно найти полное описание и сопоставление типов акцентуаций характеров среди различных учёных (например, сопоставление типов по К. Леонгарду и социотипическим, по К. Леонгарду и А.Е. Личко), что и послужило толчком для проведения эксперимента в области выбранного нами исследования [3-6].
цель исследования: выявить преобладающие социотипы квалифицированных спортсменов в различных видах спорта.
организация исследования. В исследовании приняло участие 110 спортсменов в возрасте от 13 до 20 лет, занимающихся:
• технико-эстетическими видами спорта (художественная и спортивная гимнастика) в спортивных школах олимпийского резерва в количестве 50 человек из городов Челябинска, Волгограда и Самары (МСМК - 3 человека, МС - 7, КМС - 17, I спортивного разряда - 23);
• единоборствами (тхэквондо, дзюдо, кикбоксинг) в спортивных школах олимпийского резерва в количестве 20 человек из города Челябинска (МС - 3, КМС -9, I спортивного разряда - 8);
• циклическими видами спорта (плавание, легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, многоборье,
лыжные гонки, конькобежный спорт) в спортивных школах олимпийского резерва в количестве 20 человек из города Челябинска (МСМК - 2, КМС - 6, I спортивного разряда - 6, II спортивного разряда - 6);
• игровыми видами спорта (волейбол, баскетбол) в спортивных школах олимпийского резерва в количестве 20 человек из города Челябинска (КМС - 9, I спортивного разряда - 11).
Спортсменам был предложен социо-типический опросник Е.С. Филатовой, содержащий 10 частей по 4 вопроса.
Для полного понимания вопроса исследования кратко отметим, что К.Г. Юнг выделил четыре функции, представленные в экстравертной установке, либо в интровертной: мышление и чувство (являются рациональными функциями), интуиция и ощущения (нерациональные функции). Все четыре функции должны вносить одинаковый вклад в мир психических явлений личности: мышление обязано облегчить осознание и осмысление происходящего; чувство рассказывает о том, в какой степени те или иные вещи оказываются важными или неважными для человека; ощущение сообщает о конкретной реальности посредством пяти органов: зрения, слуха, вкуса, тактильных ощущений и т.д.; интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явлений, на их заднем плане, поскольку последние также принадлежат целостной картине данной ситуации [7, с. 13].
Функция, занимающая первое место, называется ведущей, функция, встающая на вторую позицию, называется вспомогательной. Третье место занимает тип установки: экстраверсия или ин-троверсия.
результаты и их обсуждение. Полученные в ходе нашего исследования данные мы попытались структурировать и сгруппировать по функциям (ведущая или вспомогательная) и по типам установок (экстраверсия или интроверсия) в табл. 1.
го
со S X ГО !_
о. са о о
X
ф
ai
О S ГО to
S *
|S
О.
Н ^
О i X ш х О
ф I-
ю о
о g О с
Табл. 1. Процентное соотношение данных по типу установок и по функциям в исследовании социотипов у спортсменов (в %)
Социотипическая установка/ функция Ведущая / вспомогательная Соотношение в % из всех опрошенных
Экстраверсия ведущая 70
Интроверсия ведущая 30
Логики ведущая 19
вспомогательная 5
Эмоционалы ведущая 29
вспомогательная 47
Сенсорики ведущая 27
вспомогательная 43
Интуиты ведущая 25
вспомогательная 5
Как мы видим из таблицы 1 (строки 1 и 2) 70% спортсменов имеют экс-травертированную установку и лишь 30% - интровертированную. Как пишет К.Г. Юнг, экстраверсия характеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к любой ситуации; такая натура быстро образует связи и привязанности и отбрасывает в сторону любые возможные дурные опасения и предчувствия, и часто в незнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботной уверенностью. В экстра-вертной установке внешние факторы являются преобладающей движущей силой для суждений, чувственных восприятий, аффектов и действий. Другими словами экстравертов вдохновляет все внешнее [7, с. 11]. Чаще всего истерики (возбуждённые психоэмоциональные состояния) присущи именно в экстравертном типе установки, что обычно проявляется в преувеличенном отношении к людям из окружающей среды. Со спортсменами-экстравертами проще находить общий язык и понимать их, т.к. чаще всего их эмоции более выражены и читаемы, чем у интровертов.
Интроверсия в норме характеризуется колеблющейся, рефлексивной, застенчивой, стремящейся к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько обо-
ронительной позиции. В отличие от экстравертов психологической природой интроверсии являются внутренние или субъективные факторы, которые и являются ведущей мотивацией. То есть интровертов вдохновляет не сам объект, а его отношение к этому объекту. Поэтому интровертов в спорте лучше вести через мир его внутренних переживаний и явлений, которые подсказывают наиболее рациональное для него взаимодействие, и в этом он будет черпать вдохновение и мотивацию.
Также из таблицы 1 (строки 3-6) видно, что чаще всего в спорт приходят сенсорики и эмоционалы. Эти функции в большинстве случаев занимают место либо ведущей, либо вспомогательной функции в отличие от логиков и интуи-тов. Это можно объяснить тем, что, во-первых, функция ощущений в спорте имеет высокое значение, особенно в процессе обучения и тренировки, т.к. именно через «чувство» своего тела в пространстве, реакций тела другого человека, предмета или снаряда проходит обучение и, как следствие, действует спортсмен и выстраивает свою деятельность. В то время как эмоциональная окраска к происходящему со спортсменом будет либо не будет побуждать и мотивировать его к выполнению этой деятельности. Однако хотим отметить, что спортсменам, уже добившимся высокого уровня спортивного мастерства
(МСМК), свойственны интуитивная и логическая функции, представленные в экстравертной установке (интуитивно-логический экстраверт ИЛЭ - художественная гимнастика и лёгкая атлетика, многоборье, логико-интуитивный экстраверт ЛИЭ - легкая атлетика, ходьба). Чаще всего такие спортсмены эмоцио-
нально сдержаны и очень стабильны во время выступлений на соревнованиях и чем выше ранг соревнований, тем эти проявления более выражены.
Ниже, в таблице 2, представлено распределение социотипов в количественном отношении всех опрошенных спортсменов.
табл. 2. Количественное соотношение социотипов среди опрошенных спортсменов по методике Е.С. филатовой
Разновидности социотипов Ведущая социотипическая функция Социотипы Название социотипа по Е.С. Филатовой Кол-во типов из опрошенных спортсменов
Интровертный чувствующий тип Этика отношений ЭСИ «Хранитель» 8
ЭИИ «Психолог» 0
Интровертный интуитивный тип Интуиция времени ИЭИ «Романтик» 11
ИЛИ «Критик» 0
Интровертный ощущающий тип Сенсорика ощущений СЭИ «Эпикуреец» 9
СЛИ «Мастер» 0
Интровертный мыслительный тип Структурная логика ЛСИ «Систематик» 5
ЛИИ «Аналитик» 1
Экстравертный чувствующий тип Эмоции ЭСЭ «Энтузиаст» 24
ЭИЭ «Артист» 0
Экстравертный интуитивный тип Интуиция возможностей ИЭЭ «Инициатор» 11
ИЛЭ «Искатель» 5
Экстравертный ощущающий тип Волевая сенсорика СЭЭ «Лидер» 22
СЛЭ «Организатор» 0
Экстравертный мыслительный тип Деловая логика ЛСЭ «Профессионал» 12
ЛИЭ «Предприниматель» 4
го
со ^
X ГО 1_
О. СО О О
X
ф
о ^
ГО 10
¡3
О.
О § X со х О
ф I-
ю о
Первыми мы разберем типы, представленные в интровертированной установке.
Чувствующим интровертам (ЭСИ или ЭИИ) сложнее всего реализоваться в спорте, несмотря на то, что в качестве вспомогательной функции у некоторых спортсменов стоит сенсорика, совладать со своими чувствами очень сложно, такие люди теряются в различного рода дискомфортных ситуациях и уж тем бо-
лее в условиях соревнований. Из опрошенных 110 человек с первым типом установки - «Хранитель» выявлено всего 8 человек, второй тип (ЭИИ - «Психолог») среди спортсменов не встречается вообще.
Также большие трудности возникают у интуитивного интроверта (ИЭИ или ИЛИ). Первый тип (ИЭИ - «Романтик») из всех опрошенных встречается 11 раз, второй тип (ИЛИ - «Критик») не
о б О с
ш
ф
3
.о ц
^ го
ш
к го
х ^
£ ч о С
встречается вообще. Такие типы ориентированы на психическую реальность, им очень сложно концентрироваться на физических ощущениях (или они протекают весьма непонятно и болезненно), т.к. ощущения у них уходят в подчиненную функцию и вытесняются в бессознательное, а в спорте без физических ощущений очень сложно выполнять двигательную деятельность, особенно в координационных видах. При условии одарённости спортсмена можно добиться высоких результатов, если тренеры готовы терпеть «капризы» таких спортсменов и через осознание постоянно работать с ощущениями.
Следующий тип - интровертный ощущающий: СЭИ («Эпикуреец») встречается всего 9 раз и все в художественной гимнастике, в других видах спорта таких типов обнаружено не было. Работа часто протекает с перепадами настроения и при высоком уровне возбуждения на соревнованиях им очень сложно справиться со своими эмоциями (отсюда - нестабильность выступлений: то очень хорошо, то очень плохо). Регуляция наиболее эффективно проходит с помощью дыхательных упражнений или через глубину осознания значимости выполняемой деятельности и веры в себя. Второй тип СЛИ («Мастер») не встречается вообще и относится к неустойчивому типу, склонному к быстрой утомляемости, слабоволию и тяге к развлечениям (в том числе такой тип любит ставить «эксперименты» с алкоголем, курением, наркотиками).
И заключительный тип в интровер-тированной установке - это мыслительный: ЛСИ («Систематик») встречается 5 раз и ЛИИ («Аналитик») - 1 раз. Таким спортсменам скорее подходят «логические» виды спорта: шахматы, шашки и др. С такими типами установок спортсменам важно увидеть или создать систему и структуру во всем и, т.к. эмоции у них являются вытесненными, им очень сложно с ними совладать, особенно когда уровень предстартового возбуждения переходит «допустимый порог». Поэтому в экстремальных ситуациях, как утверждал К.Г. Юнг, как раз и действует неразвитая установка. А планомерная и система-
тизированная установка, постановка конкретной задачи, обращение внимания на детали техники дадут им нужный толчок в соревновательной и тренировочной деятельности, но это совсем не значит, что они ничего не чувствуют и стоить игнорировать их эмоции, наоборот - давать вполне логичное объяснение и этому феномену.
Итак, как мы уже поняли, с интро-вертной установкой достаточно сложно взаимодействовать, т.к. внутренний мир таких людей находится далеко за гранью общего понимания и зачастую их собственного. В работе со спортсменами, несомненно, нужно обращать внимание на неразвитую установку: например, если это будут эмоции у гимнаста и при этом сенсорика будет отсутствовать на любой из позиций, то останется полагаться только на физическую одаренность, но, вероятнее всего, тренер скажет, что «спортсмен очень одаренный физически, но нестабильный и неуправляемый».
Далее мы рассмотрим типы, представленные в экстравертированной установке.
Итак, экстравертный чувствующий тип: «Энтузиаст» (ЭСЭ) встречается чаще всего - 29 раз из всех опрошенных. В целом, с таким типом достаточно легко взаимодействовать, т.к. их эмоции обычно очень ярки и однозначны, им тоже свойственны перепады настроения и именно от него будет зависеть качество спортивной деятельности. Они способны «заражать» других людей своим энтузиазмом и сами быстро вовлекаются в подобного рода обстановку. Эмоции - их главный ресурс и вдохновитель. Но, если в условиях соревновательной деятельности они будут бесконтрольно являться источником вдохновения для других, сами могут остаться без энергии (так что у них не будет «психических» сил бороться). Второй тип в этой установке - «Артист» (ЭИЭ) не встречается среди спортсменов.
Интуитивный тип, представленный в экстравертной установке, встречается 16 раз: из них 11 раз «Инициатор» (ИЭЭ) и 5 раз «Искатель» (ИЛЭ) и заставляет обратить на себя внимание, т.к. такие
спортсмены были отмечены тренерами, как перспективные, стабильные и способные собираться в экстремальных соревновательных ситуациях. Экстра-вертная интуиция позволяет такому типу находить новые возможности, а вспомогательная рациональная функция - отделять из них перспективные. Одним из главных показателей перспективы для таких спортсменов будет чувство свободы в спортивной деятельности (осознание того, что у них есть право выбора). Они очень быстро приспосабливаются к различным ситуациям и долго могут не замечать своего физического дискомфорта, что для спортсмена немаловажно. С такими спортсменами очень важно совместно ставить цели и задачи на этапе подготовки. Хочется также отметить, что большинство таких спортсменов мы встретили в технико-эстетических видах спорта (художественная и спортивная гимнастика, 10 человек), где годами требуется преодолевать чувство боли и дискомфорта ради достижения цели. Остальные 5 человек были обнаружены в лёгкой атлетике и волейболе.
Следующий тип - это экстравертный ощущающий тип. «Лидер» (СЭЭ) - второй по популярности тип встречается 22 раза среди спортсменов различных видов спорта. Отличительной чертой таких спортсменов является чрезмерная капризность и/или нескрываемое самодовольство (а иногда даже надменность), вспышки гнева и перепады настроения. Тем не менее они могут быть прекрасными капитанами команд и отличными спортсменами, т.к. ведущее место занимает сенсорика, а вспомогательное -эмоции. Для них хороши все известные типы регуляции психических состояний, известных в психологии. Второй тип - «Организатор» - не встретился нам среди спортсменов в ходе исследования. Его отличает волевой напор, целеустремлённость, решительность и жажда деятельности и, вместе с этим ему присуща смена настроения, которая может длиться 1-2 недели. В такой период представленный тип чувствует упадок сил, вялость, апатию, становится крайне раздражительным на любую критику.
Неудачи окружающих, а особенно в ходе соревнований, подавляют веру в себя.
Экстравертный мыслительный тип был представлен 12 спортсменами «Профессионалами» (ЛСЭ) и 4 «Предпринимателями» (ЛИЭ). Оба этих типа будут отличаться высокой производительностью труда, организованностью и высоким качеством выполняемой деятельности. Если их правильно профориентиро-вать на начальном этапе в определённый вид спорта, они могут добиться высоких результатов. Одним из недостатков таких спортсменов будет чрезмерная стойкость аффекта, т.е. они склонны к зацикливанию на эмоциях, идеях, состояниях. Если в случае поражения такой спортсмен будет зацикливаться на негативных эмоциях или мыслях, связанных с этим фактом - дальнейшей качественной работы от него можно не ожидать. Его обязательно будет нужно выводить из этого состояния любыми приемлемыми способами (как минимум - переключить его внимание).
Считаем необходимым обращать внимание на подчинённую функцию, т.к. в экстремальных (соревновательных в том числе) ситуациях именно она начинает управлять личностью. И поскольку она не является развитой, человек не знает, как с ней взаимодействовать (он попросту с ней не знаком; знает, что в экстремальных ситуациях с ним происходит что-то, с чем он не может справиться и, чаще всего, когда происходит восстановление, он успокаивается и приходит в своё привычное состояние, начинает анализировать своё поведение и считать его неприемлемым, неправильным, давать себе негативную оценку, тем самым снижая самооценку и порождая в себе чувство агрессии и вины). При осознанном и дозированном развитии неразвитой функции происходит своеобразное выравнивание влияния всех функций на личность человека. Мы называем это наработкой определённых качеств.
Эаключение
Представленные материалы позволяют понять глубинные особенности спортсменов и объяснить многие при-
го
со X X ГО !_
Q. CÛ О О
X
ф
а: о s
ГО to
f * ¡s
О. H S
° S
о §
X m x О
ф I-
ю о
о g О с
чины их поведения. Перед психологами и педагогами стоит задача: объяснять спортсменам их скрытые сущностные особенности, определяющие вид энер-
гообмена и принятия решения, ресурсы и механизмы поведения и научить их с ними взаимодействовать и управлять через осознание.
Библиографический список
1. Аугустинавичюте, А. Соционика [Текст]: в 2 т. / А. Аугустинавичюте. - М.: АСТ, 1998. - Т. 1. -444 с.
2. Аугустинавичюте, А. Соционика: Психотипы. Тесты [Текст] / А. Аугустинавичюте. - СПб.; М.: Terra Fantastica, 1998. - 414 с.
3. Батаршев, А.В. Типология характера и личности : практ. рук. по психол. диагностике [Текст] / А.В. Батаршев. - Изд. 2-е, испр. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005. - 107 с.
4. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 446 с.
5. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. - М.: Медицина, 1977. - 208 с.
6. Филатова, Е.С. Соционика для всех: наука общения, понимания и согласия [Текст] / Е.С. Филатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 373 с.
7. Шарп, Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель [Текст] / Д. Шарп, Воронеж: МОДЭК, 1994. - 128 с.
8. Юнг, К.Г. Психологические типы [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Алфавит, 1992. - 104 с.
References
1. Augustinavichiute A. Socionics: in 2 volumes. V. 1. M.: AST, 1998. P. 444. [in Russian].
2. Augustinavichiute A. Socionics: Personality Types. Tests. SPb.; M.: Terra Fantastika, 1998. P. 414. [in Russian].
3. Batarishev A.V. Typology of character and personality: a practical guide to psychological diagnosis. Ed. 2-e, ISPR. M.: Izdatelstvo instituta psikhoterapii, 2005. P. 107. [in Russian].
4. Leongard K. Accentuation of the person. M.: EKSMO-Press, 2001. P. 446. [in Russian].
5. Licko A. E. Psychopathy and accentuations of character in teenagers. M: Meditsina, 1977. P. 208. [in Russian].
6. Filatova E.S. Socionics for all: science communication, understanding and harmony. Rostov na Donu: Fenix, 2013. P. 373. [in Russian].
7. Sharpe D. Personality Types: Jung's typological model. Voronezh: MODEK, 1994. P. 128. [in Russian].
8. Jung C. Psychological types. M.: Alfavit, 1992. P. 104. [in Russian].
m
Ф
I .0
ro
m
к го
X Œ
е
ч о С
Сведения об авторах: Подгорная Юлия Николаевна,
соискатель кафедры психологии, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Карлышев Владимир Михайлович,
кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors:
PodgomayaYuliyaNikolayevna, Applicant, Department of Psychology, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Karlyshev Vladimir Mikhailovich,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Professor, Department of Psychology, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]