Научная статья на тему 'Лингвосоционическое моделирование экстравертного и интровертного типов языковой личности'

Лингвосоционическое моделирование экстравертного и интровертного типов языковой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
952
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛИНГВОСОЦИОНИКА / ПЕРСОНОТЕКСТ / ТИПОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голев Н. Д., Кузнецова А. В.

В статье предлагается способ лингвосоционического моделирования типов языковой личности, исходя из ее глубинных ментально-психологических характеристик. В основании предлагаемой типологии лежат параметры, предложенные К. Юнгом, которые в дальнейшем используются в соционических классификациях личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The way of linguistic understanding of lingual personality and it's типологии are given in the article, according to the deepest mental-psychology characteristics. In this theory you can observe some K. Young's possessions which were used later in the classifications of personality.

Текст научной работы на тему «Лингвосоционическое моделирование экстравертного и интровертного типов языковой личности»

УДК 81’23

ЛИНГВОСОЦИОНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКСТРАВЕРТНОГО И ИНТРОВЕРТНОГО ТИПОВ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Н. Д. Голев, А. В. Кузнецова

В статье предлагается способ лингвосоционического моделирования типов языковой личности, исходя из ее глубинных ментально-психологических характеристик. В основании предлагаемой типологии лежат параметры, предложенные К. Юнгом, которые в дальнейшем используются в соционических классификациях личности.

The way of linguistic understanding of lingual personality and it’s типологии are given in the article, according to the deepest mental-psychology characteristics. In this theory you can observe some K. Young’s possessions which were used later in the classifications of personality.

Ключевые слова: языковая личность, лингвосоционика, персонотекст, типология.

Языковая личность в настоящее время становится объектом изучения не только лингвистики как таковой, но и психолингвистики, когнитивной лингвистики, социолингвистики, в том числе и лингво-соционики.

В лингвистике под языковой личностью понимается «человек в его способности к порождению и пониманию речи» [10, с. 3]. Понятие языковой личности активно разрабатывается представителями современных направлений языкознания (Г. И. Богин, М. К Кабардов, В. И. Карасик, Ю. Н.Караулов, К. Ф Седов и др.). В связи с усилением роли человеческого фактора и необходимостью его изучения, в лингвистике появляется новое направление - лингво-персонология (Н. Д. Голев, В. И Карасик, В. П. Нерознак). В ее рамках выявляются и описываются характеристики языковой личности, обусловленные комплексом различных индивидуальных особенностей психологического, физиологического, социального, гендерного и др. характера и их проявление в текстах, становящихся в данном аспекте как персонотексты. С одной стороны, персо-нотексты - это результат деятельности определенной языковой личности (в персонотекстах проявляются индивидуальные речевые характеристики языковой личности, обусловленные ее ментальнопсихологическими особенностями); с другой стороны, при функционировании персонотекстов можно выявить их принадлежность к определенному типу.

Особо значимым для лингвоперсонологии является представление языковой личности на шкалах «инвариантность / вариантность» и «типичное / индивидуальное». «Изучение языковой личности всегда сталкивается с проблемой определения меры единичного и общего, типического и уникального, индивидуального и коллективного в объекте исследования. Эта проблема вызывает необходимость создания классификации языковых личностей на основе особенностей речевого поведения разных носителей языка» [10, с. 6].

Несмотря на то, что выделение понятия «языковая личность» к настоящему времени перестало быть новым в русистике, объем и основные характеристики этого понятия мыслятся разными исследователями по-разному. Традиционно языковая личность понимается как «личность, владеющая системой языка» [5, с. 27]. До сих пор отсутствует уни-

версальная, системная типологии языковой личности, в которой акцент делался бы не на индивидуальное проявление языковых черт, а на типичное. Кроме того, отсутствуют типологии, которые учитывали бы ментально-психологические характеристики личности и описывали бы тот тип языковой особенности, который присущ языковой личности от природы. Одной из актуальных задач теории языковой личности является системное построение типологии языковой личности, в которой каждый тип характеризуется набором признаков, определяющих его речевое поведение и результаты.

Гипотеза, предложенная в данной статье, формулируется следующим образом: за каждым социо-ническим типом стоит тип не только психологической, но и языковой личности; между ментальнопсихологической и языковой сторонами личности имеется причинно-следственная связь в направлении от первой ко второй.

Обращаясь к системному решению этой проблемы, считаем важным указать на наличие двух способов моделирования языковой личности и ее типологии на основании текстовых показателей. В теории и практике исследования языковой личности в настоящее время сложились следующие направления типологии:

1) создание типологии языковой личности, осно-

ванной на выявлении особенностей употребления автором тех или иных речевых средств в тексте, то есть типологии в направлении от языка/текста к типу языковой личности, который далее может дополняться ментально-психологическими характеристиками-

объяснениями (Г. И Богин., Ю. Н Караулов и др.);

2) создание типологии языковой личности, исходя из ее особенностей (с учетом гендерных, профессиональных, психических особенностей и т. д.), и выявление особенностей функционирования данных языковых типов в речи, то есть типологии в направлении от типа языковой личности к его проявлениям в речевой деятельности и тексте (Н. Д. Голев, К. Ф. Седов, Л. М. Комиссарова, М. В. Ляпон и др.).

Лингвосоционическое моделирование, которое составляет главный предмет нашего исследования, относится ко второму направлению. Его ценность заключается в том, что оно дает системное - и уже

|_^естникКемГУ

достаточно разработанное - основание и позволяет двигаться в направлении от уже выявленных типов психологических личностей к языковой личности и к тексту.

Избрание соционики в качестве основы исследования не случайно. Соционика - это наука о шестнадцати типах личности и шестнадцати типах отношений между ними. Основателем соционической типологии является А. Аугустинавичюте, которая продолжила психологическую типологию К. Юнга, спроецировав ее в область социальных отношений различных типов личности. Преимущество социо-ники, по сравнению с другими системами описания личности, известными в психологии, заключается в том, что она предлагает систематизированный подход, построенный на просчете возможностей каждого типа воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию и вступать в определенные социальнопсихологические отношения с представителями других типов.

Избрание соционического типа в качестве исходного пункта исследования обосновывается тем, что он (соционический тип) представляет собой строгую структуру, в основе которой лежат шкалы, выделенные К. Г. Юнгом:

— экстраверсия - интроверсия,

— рациональность - иррациональность,

— мышление - эмоции,

— интуиция - ощущения.

Юнг выделил 8 типов по доминирующей психологической функции:

— эмоциональный,

— мыслительный,

— интуитивный,

— ощущающий (сенсорный),

каждый из которых может быть как экстравер-тированным, так и интровертированным.

Соционика развивает эти положения. В зависимости от комбинации психологических функций, формируется определенный соционический тип человека. Соционический тип (социотип, психотип, тип информационного метаболизма, ТИМ) человека представляет собой тип психики человека, который определяется степенью осознанности информации, получаемой человеком о разных аспектах мира. Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью, его сильные и слабые стороны. Каждый социотип имеет определенный набор психических признаков, которые отличают один соционический тип от другого. С точки зрения лингвистики, каждый социотип может также обладать индивидуальными отличительными речевыми характеристиками. Перевод социониче-ских характеристик в речевые мы и называем методом лингвосоционического моделирования.

В нашем исследовании мы рассмариваем его на примере моделирования экстравертированного и ин-тровертированного типов языковой личности. Об их сути говорит этимология: слова экстраверт и интро-

верт можно истолковать как «обращение вовне» и «обращение внутрь». В статье предлагаются следующие этапы лингвосоционического моделирования:

1 этап. Выявление параметров для создания психологической модели.

2 этап. Выявление ядерных ментальнопсихологических особенностей, обусловливающих выбор тех или иных языковых средств.

3 этап. Выявление параметров, по которым выделяются речевые характеристики.

4 этап. Выявление языковых средств, используемых языковой личностью в речевом акте или текстопорождении, зависящих от ее ментальнопсихологических характеристик.

Этап 1. Характеристика способа «работы» метода лингвосоционического моделирования на примере экстравертированной и интровертированной языковой личности.

Этап 2. Выделение существенных черт типа и выделение в нем признаков, «переводимых» в область речевого поведения и далее - текста. В своей работе «Психологические типы» (1921 г.) К. Г. Юнг пишет о двух ведущих психических признаках человека, ориентированных на два основных способа восприятия информации - экстраверсии и интровер-сии.

К. Г. Юнг определяет экстраверсию как обращение либидо, или психической энергии, вовне. То есть, экстраверсия означает направление интереса на объекты (других людей или предметы), присутствующие в данном окружении, и функционирование в связи с этими объектами. Экстравертирован-ный тип личности воспринимает, мыслит, чувствует и действует, ориентируясь на объект. Экстраверты, находясь в неразрывной связи с внешним миром, фокусируют свои суждения и восприятия на людях и обстановке.

Интроверсия была определена К. Г. Юнгом как обращение либидо внутрь. Это означает, что интерес интровертированного типа личности направлен уже не на объект, а на субъект, то есть к самому себе, или «к собственному сознательному опыту индивидуума» [9, с. 1017]. У интровертированного типа личности восприятие, мышление, чувствование и действие определяются более непосредственно субъективным факторами, а не объектом, следовательно, имеют сильные связи с «я».

Таким образом, основным критерием для выделения экстравертированного и интровертированного типа личности является установка направленности интересов на субъект или объект.

Существенным отличительным признаком психического типа «экстраверт» будет то, что движение познавательного интереса направлено на объект окружающей действительности, «объект действует на тенденции субъекта подобно магниту: объект притягивает их и в значительной мере обусловливает субъекта - более того, он настолько отчуждает субъекта от самого себя, так изменяет его качества в смысле приравнения к объекту, что можно подумать, будто объект имеет большее и в конечном счете решающее значение для субъекта, будто полное

|_^естникКемГу

подчинение субъекта объекту является, в известной мере, абсолютным предопределением и особым смыслом жизни и судьбы» [11, с. 31].

В свою очередь, психический тип «интроверт» характеризуется тем, что его познавательный интерес направлен на самого субъекта, на его внутренний мир, ощущения, «вся жизненная энергия направлена в сторону субъекта и поэтому всегда препятствует тому, чтобы объект приобрел какое бы то ни было влияние на субъекта» [11, с. 31]. Психологические характеристики, представленные выше, являются основополагающими при создании психологической модели соционических типов «экстраверт» и «интроверт».

Как было указано выше, для психологического типа «экстраверт» будет характерна направленность познавательного интереса вовне. В то время как ин-тровертированная установка характеризуется тем, что она направлена на самого субъекта познания. На основании этого можно выделить оппозицию «Я» и

«Окружающий мир» («Ты»). Между этими двумя категориями существует определенная дистанция, помогающая экстравертированному типу личности дать объективное описание окружающей его действительности (либо «Ты» объекту). По отношению ко внешнему миру у экстравертов проявляется рефлексия. Он рефлексирует не только над объективными фактами, но и над эмоциями. В отличие от экстравертированной установки сознания, итровер-тированная установка характеризуется тем, что она направлена на самого субъекта познания. Категория «Окружающий мир» (или «Ты») будет для него релевантна постольку, поскольку она будет входить в круг его субъективного познания. Для интроверта будет характерна склонность к оценке, причем он и себя оценивает как объект Психологические параметры и различия в установках можно представить следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Параметр Экстравертированный тип личности Интровертированный тип личности

Субъект познания. «Я» «Я»=«Объект познания»

Объект познания. Различного рода объекты, предметы, другие субъекты, то есть окружающий мир, «Ты». Отношения между объектами, предметами, другими субъектами.

Отношения между субъектом и объектом. Дистанция. Объект познания входит в «Я».

Характер направленности познавательного интереса. Вовне. Внутрь.

Происхождение оценки (как оценивается, видится, представляется объект познания). Извне. Изнутри.

Этап 3. Верификация предположений о «пере-водимости» психологических признаков в языковые (речеповеденческие и текстовые). Разумеется, психологические признаки экстраверсии и интроверсии на языковой шкале не выделены в полном (или даже достаточном) объеме, и имеются лишь отдельные использования тех или иных параметров для решения частных задач, в том числе речевых (Л. М. Комиссарова, М. В. Ляпон). Так, Л. М. Комиссарова разработала определенную методику, включающую специальные вопросы для определения текста сообщения по шкале экстравертированности - интро-вертированности:

1. Что для автора в освоении действительности важнее: различного рода объекты (предметы, другие объекты) или те отношения (логические, этические, пространственные, временные), которые их связывают?

2. Характерен ли текстам сообщений эгоцентризм?

Следующий вопрос:

3. Как оцениваются, видятся объекты, предметы, каким себя представляет автор текста - извне или изнутри?

Своеобразие подхода Л. М. Комиссаровой заключается в том, что, с одной стороны, - исследователь идет от типологии, созданной К. Г. Юнгом и А. Аугустинавичюте, а с другой - он идет от языковой личности (А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Цветаевой), выявляя использование этой личностью определенных языковых средств и затем определяя ее социотип.

Таким образом, исследуя интровертированную и экстравертированную типы личностей, ученые делают акцент прежде всего на психологические характеристики. В данной работе лингвосоциониче-ское моделирование позволяет выяснить, какими речевыми характеристиками будет обладать автор текста при наличии у него определенных психологических характеристик, определяющих интровер-тированный или экстравертированный тип личности.

Этап 4. Данные ментально-психические характеристики являются релевантными при лингвистическом моделировании речевых портретов экстра-вертированного и интровертированного типов.

Следующим этапом лингвосоционического моделирования является выделение параметров для

выявления речевых характеристик того или иного типа языковой личности и затем выявление языковых средств, используемых языковой личностью в речевом акте или текстопорождении, зависящих от ее ментально-психологических характеристик.

Для создания речевого портрета экстравертиро-ванной и интровертированной языковой личности были выявлены следующие параметры (основанные на психологических характеристиках) (табл. 2).

Таблица 2

Параметр Экстравертированный тип личности Интровертированный тип личности

Эгоцентризм текста. Нет. Да.

Представление автора. Извне. Изнутри.

Оценка в тексте. Объективная оценка (объективное описание). Субъективная оценка (субъективное описание).

Выбор лингвистических единиц. Лингвистические единицы развернутости (обособления, причастные обороты, деепричастные обороты, обращения, вводные конструкции и т. д.). Лингвистические единицы свернутости (односоставные предложения, эллиптический характер предложений).

Особенности употребления лексики. Конкретная лексика (точность, конкретные факты). Оценочная лексика (обобщение).

Пропозициональные установки. Я хочу. Я ощущаю.

Установки направленности интересов. Описание внешних признаков, предметов, объектов, субъектов. Оценивание себя и других изнутри.

Таким образом, используя метод лингвосоцио-нического моделирования, в статье было выявлено, каким образом могут репрезентироваться в тексте языковые личности интровертированного и экстра-вертированного типов.

Литература

1. Богин, Г. И. Концепция языковой личности I Г. И. Богинин. - М., 1982.

2. Голев, Н. Д. Языковая личность, антропотекст и лингвопресонологическая гипотеза языка I Н. Д. Голев II Филология: XXI в.: (теория и методика преподавания). - Барнаул, 2004. - С. 4 - 9.

3. Кабардов, М. К. Типология языковых способностей I М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская II Способности: к 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова; под ред. Э. А. Голубевой. - Дубна: Феникс, 1997. - С. 259 - 288.

4. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс I В. И. Карасик. - Москва, 2004.

5. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность I Ю. Н. Караулов. - М.: Наука, 1987.

6. Комиссарова, Л. М. Лингвосоционическая методология изучения языковой личности в русском

языке: на материале произведений М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Гумилева, Б. Пастернака / Л. М. Комиссарова: автореф. дис... канд. филол. наук. - Барнаул, 2002.

7. Ляпон, М. В. Картина мира: языковое видение интроверта / М. В. Ляпон // Русский язык сегодня: сб. статей. - Вып. 1 / РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова; отв. ред. Л. П. Крысин. - М.: Азбуковник, 2000. - С. 199 - 207.

8. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Киев: Вища школа, 1981.

9. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2003. -1096 с.

10. Седов, К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К. Ф. Седов. - М., 2004.

11. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. - М., 1996.

Рецензент - М. В. Пименова, ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.