Научная статья на тему 'Мышление в пространстве в различных видах спорта'

Мышление в пространстве в различных видах спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
572
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕЛЕСНОСТЬ / СПОРТ / ГИМНАСТИКА / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пегов Владимир Анатольевич, Грибкова Людмила Павловна, Пегова Анна Владимировна, Козлова Александра Эдуардовна

Данная работа обращается к проблеме переноса способностей и качеств, приобретённых в результате занятий различными видами спорта, в повседневную жизнь детей, подростков, молодых людей, в том числе, в образовательную практику. Это значимо с точки зрения общепедагогических задач становления человеческого существа. В частности, для современного человека необходимо пробуждение и формирование способности самостоятельно мыслить. Для понимания характера переноса способностей и качеств они должны быть исследованы максимально дифференцированно и конкретно в каждом виде спорта. На примере спортивной и художественной гимнастики, спортивного ориентирования показано, что создаются существенным образом отличающиеся друг от друга предпосылки формирования того или иного способа мышления в пространстве. Дальнейшим исследовательским вопросом является то, каким образом обнаруженные характеристики мышления в пространстве затем переносятся в образовательную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пегов Владимир Анатольевич, Грибкова Людмила Павловна, Пегова Анна Владимировна, Козлова Александра Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thinking in space in various sports

This work addresses the problem of transferring skills and qualities acquired through practicing various sports in the everyday lives of children, adolescents, young people, including in educational practice. This is meaningful in terms of a general pedagogical task of becoming human beings. In particular, modern man needs awakening and formation of the ability to think independently. For understanding the nature of the transfer of abilities and qualities they need to be investigated maximally differentiated and specifically in each sport. For example, sports and rhythmic gymnastics, orienteering have shown that they are significantly different from each other by background of the formation of the way of thinking in space. A further research question is how the discovered characteristics of thinking in space are transferred into the educational practice.

Текст научной работы на тему «Мышление в пространстве в различных видах спорта»

ВЫВОДЫ

Девушки более склонны к эмоциональным переживаниям, базирующимся на потребности в содействии и помощи другим людям, на потребности в общении, на стремлении ко всему необычному, таинственному, потребности в красоте, потребности в телесном и душевном комфорте. Значимо выше у девушек направленность на общение, у юношей направленность на дело. Преобладание мотивов собственного благополучия снижает общую осмысленность жизни юношей. Девушкам более высокий смысл жизни придают разные виды деятельности, в которых они испытывают определенные эмоциональные переживания. Это эмоции связанные с потребностью в содействии, общении, острых ощущениях, комфорте и накоплении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Додонов, Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. - М. : Политиздат, 1978. - 272 с.

2. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2003. - 487 с.

3. Мережников, А.П. Сравнительная характеристика ценностно-смысловых ориентаций юношей и девушек первого года обучения в вузе / А.П. Мережников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 346-349.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002.

- 720 с.

REFERENCES

1. Dodonov, B.I. (1978), Emotion as a value, Politizdat, Moscow.

2. Leontiev, D.A. (2003), Psychology of sense: nature, structure and dynamics of sense reality, Publishing house "Smysl", Moscow.

3. Merezhnikov, A.P. (2016), "The comparative characteristics of value-semantic orientations of the first-year students getting the higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 346-349.

4. Rubinstein, S.L. (2002), Fundamentals of General psychology, Peter, St. Petersburg.

Контактная информация: mapmasu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2017

УДК 159.955:796/799

МЫШЛЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА

Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент,

Людмила Павловна Грибкова, кандидат психологических наук, профессор, Анна Владимировна Пегова, кандидат педагогических наук, Александра Эдуардовна Козлова, аспирант, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ), г. Смоленск

Аннотация

Данная работа обращается к проблеме переноса способностей и качеств, приобретённых в результате занятий различными видами спорта, в повседневную жизнь детей, подростков, молодых людей, в том числе, в образовательную практику. Это значимо с точки зрения общепедагогических задач становления человеческого существа. В частности, для современного человека необходимо пробуждение и формирование способности самостоятельно мыслить. Для понимания характера переноса способностей и качеств они должны быть исследованы максимально дифференцированно и конкретно в каждом виде спорта. На примере спортивной и художественной гимнастики, спортивного ориентирования показано, что создаются существенным образом отличающиеся друг от друга предпосылки формирования того или иного способа мышления в пространстве. Дальнейшим исследовательским вопросом является то, каким образом обнаруженные характеристики мышления в пространстве затем переносятся в образовательную практику.

Ключевые слова: пространственное мышление, телесность, спорт, гимнастика, спортивное ориентирование.

THINKING IN SPACE IN VARIOUS SPORTS

Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Lyudmila Pavlovna Gribkova, the candidate of psychological sciences, professor, Anna Vladimirovna Pegova, the candidate of pedagogical sciences, Aleksandra Eduardovna Kozlova, the post-graduate student, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

This work addresses the problem of transferring skills and qualities acquired through practicing various sports in the everyday lives of children, adolescents, young people, including in educational practice. This is meaningful in terms of a general pedagogical task of becoming human beings. In particular, modern man needs awakening and formation of the ability to think independently. For understanding the nature of the transfer of abilities and qualities they need to be investigated maximally differentiated and specifically in each sport. For example, sports and rhythmic gymnastics, orienteering have shown that they are significantly different from each other by background of the formation of the way of thinking in space. A further research question is how the discovered characteristics of thinking in space are transferred into the educational practice.

Keywords: spatial thinking, corporeality, sports, gymnastics, orienteering.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В течение XX века, по мере развития психологии исследователи всё чаще обращались к специфике проявления психологических качеств представителей тех или иных профессий. Когда спорт стал не только одним из значимых социальных явлений, но и ведущим настроением всей социальной жизни, то, соответственно, появилось множество исследований психологических качеств личности спортсмена.

Часть исследований носило констатирующий характер, выявляя специфические психологические особенности деятельности и личности спортсменов в различных видах спорта. Другие исследования изучали влияние психологических качеств на результат соревнования, на успешность и надежность выступления.

Среди психологических качеств рассматривались также и интеллектуальные, но чаще всего это было измерение коэффициента интеллекта (IQ) в ряду других измеряемых качеств и способностей (как, например, в случае простого уравнения Р. Кеттела, которое, по его мнению, даёт возможность прогнозировать предположительное поведение человека в конкретной ситуации).

Или в психологических исследованиях мы находим типичное отношение к внутренним процессам у человека, которое имеется опять-таки в американской научной литературе. Например, в книге «Разум чемпионов: Как мыслят, тренируются и побеждают великие спортсмены» (в оригинале названия есть эффектная аллитерация «Think, Train and Thrive») Дж. Афремова, практикующего психолога в НБА, НХЛ, НФЛ. Здесь смешано всё, что возможно: от восточных практик сосредоточения до пищевых добавок (характерные слоганы внутри книги: «сбрось маску», «пусть в голове звучит музыка», «выявляй слабость, пестуй силу» и т.п.). А ответ на вопрос «Как мыслят великие спортсмены?» сводится к тому, что правильнее назвать психологическим настроем, который у автора в качестве афоризма проходит через всю его книгу: «Только золото, не довольствуйся серебром» [1]. Другими словами, анализируется содержание мыслей спортсмена, а не то, как он действительно мыслит.

Безусловно, знание психологических качеств и свойств личности, способов психологического настроя является востребованным для успешной подготовки к соревнованию конкретного спортсмена. Но, с педагогической точки зрения, которая предполагает рассмотрение человека на всём пути его человеческого становления, необходимо более

глубоко и дифференцированно подходить к тому, что происходит с детьми, подростками и взрослыми людьми в процессе той или спортивной практики. В частности, важно понимать, какие аспекты способности мыслить формируются у спортсменов, когда они решают с помощью собственного тела те или иные пространственные задачи, специфические в каждом виде спорта. Как разворачивается мышление в пространстве, какова динамика развития его в разные возрастные периоды, и существует ли перенос формируемого качества в другие сферы человеческой жизни, например, в образование, профессиональную деятельность, если мы понимаем, что жизнь спортсмена не ограничивается только рамками спорта и спортивной карьеры?

СУЩЕСТВУЮЩИЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ

Мы можем найти не так много работ в области физической культуры и спорта, где присутствует подобная постановка вопросов (см., например, [2, 3, 4]). При этом в области нейрофизиологии, нейропсихологии и психологии последние десятилетия активно прорабатывается проблема телесности человека, которая несёт в себе не только телесный опыт сам по себе, но и опыт осуществления внутренней (психологической) активности человека через тело и посредством тела. Поэтому, например, американский психолог Г. Гарднер в своей теории множественного интеллекта, наряду с прочими, выделяет и исследует телесно-кинетический и пространственный интеллект [6].

Итак, в спортивном ориентировании, в котором необходимость развития мышления в пространстве является очевидной, можно сослаться на работу А.К. Дроздовского, в которой он попытался дать дифференцированную картину реальности происходящего в мышлении спортсмена, когда тот должен соревноваться в тех пространственных характеристиках, которые заданы спецификой данного вида спорта.

Спецификой как раз спортивного ориентирования является то, что требуются разные способы мышления в пространстве. Сложность и многогранность этого процесса связана с тем, «... что физическое тело ориентировщика в процессе тренировок и соревнований не должно быть рабом ментальных установок тренера и самого спортсмена, что может создать непреодолимые препятствия для свободного проявления его возможностей взаимодействовать с природными ландшафтами посредством чувств, образов и живого движения - как биодинамического органа, в сфере которого осуществляется переход пространственных форм и отношений во временные и обратно» [3, С.41]. Поэтому необходимо распознавать и мыслить в пространстве карты, в реальном пространстве трассы, во внутреннем пространстве смыслов; осуществлять переходы из одного пространства в другое; при этом реально и мысленно двигаться по карте и по трассе.

Проведённое нами интервьюирование спортсменов-ориентировщиков, призёров чемпионата России среди юниоров и молодёжи, иллюстрирует сложность и многозначность их мышления в пространстве. Первый пример: «Во время построения модели пространства из карты происходит перевод условных знаков в воображаемые объекты местности на основе моего опыта. Мне кажется, что, например, яма, которую я представляю, будет выглядеть как средняя яма из всех, что я видел на похожей местности. . Иногда создаётся впечатление, что по мере моего продвижения по местности эта местность и вместе с ней моя модель как бы надвигается на меня, будто я бегу на месте и толкаю под собой землю. Причём мне кажется, что такое ощущение - показатель успешности процесса». Второй пример: «... для себя я выделяю из множества знаков карты те ориентиры, на которые особенно буду обращать внимание на бегу. При этом я представляю, как будет всё это выглядеть на местности. Стараюсь в каждый момент времени как можно точнее "привязывать" своё реальное местоположение к карте. При этом мыслительно я практически полностью ухожу в работу с картой-местностью, и посторонних мыслей в голову не приходит». В спортивной и художественной гимнастике задачи, решаемые мышлением в пространстве, ограничены не только из-за чётких границ места выступления, но и в силу

существующей системы оценивания спортсменов со стороны судей. И если в художественной гимнастике движение в пространстве тела гимнасток должно гармонично согласовываться с перемещением предметов (нужно отметить невероятную виртуозность, которая здесь достигается лучшими спортсменками), то в спортивной гимнастике (за исключением вольных упражнений) соревновательное упражнение на снарядах ещё более жёстким образом определяет решение пространственных задач. Поэтому такие условия в спортивной гимнастике зачастую приводят к тому, что обучение гимнастов напоминает собирание конструктора «Лего». В достаточно типичном американском пособии для тренеров «Спортивная гимнастика (полное руководство по подготовке)» [5] приводятся сотни отдельных поз, положений и движений, которые потом конструируются тренером в комбинации. Уровень мышления, который при этом натренировывается, может быть обозначен как «предметное, конструирующее мышление». Его особенностью является то, что оно вполне эффективно в области неживой природы и механики, но имеет естественные ограничения в применении к явлениям живым, одушевлённым и одухотворённым, к которым и принадлежит человек со своей телесностью.

Поэтому здесь, как первый шаг, перспективным видится топологический подход к рассмотрению движения в пространстве, предложенный О. С. Васильевым и Н. Г. Сучи-линым [2]. Топология, как математическая дисциплина, изучает те свойства геометрического объекта, которым в своём частном аспекте является и человеческое тело, сохраняющиеся при непрерывных преобразованиях. На наш взгляд, то, что важно для работы тренера с точки зрения научного анализа движений спортсмена в спортивной гимнастике, должно найти своё продолжение в исследовании «топологического мышления», или мышления непрерывного движущегося (преобразующегося) человеческого тела в заданном пространстве. Это то мышление, которое может быть ещё обозначено как «подвижное, преобразующее» мышление, более высокого уровня, чем предметное, комбинирующее мышление. Оно позволяет приближаться к реальности движущегося человеческого тела, когда необходимо решать те или иные пространственные задачи.

ВЫВОДЫ

Таким образом, на примере спортивной гимнастики и спортивного ориентирования можно распознать разные уровни мышления в пространстве: от предметного, дискретного, комбинирующего до подвижного, непрерывного, преобразующего. Опыт, получаемый в результате той или иной спортивной практики, должен быть исследован на предмет сужения или, наоборот, расширения человеческой способности мыслить, а также возможности переноса (сознательного или бессознательного) этого опыта в другие сферы жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афремов, Дж. Разум чемпионов: как мыслят, тренируются и побеждают великие спортсмены / Дж. Афремов. - М. : Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2017. - 217 с.

2. Васильев, О.С. Движение в пространстве, пространство движения и геометрический образ движения: опыт топологического подхода / О.С. Васильев, Н. Г. Сучилин // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. - С. 13-21.

3. Дроздовский, А.К. О процессах пространственного мышления соревнующегося ориентировщика / А. К. Дроздовский // Спортивное ориентирование. - 1996. - № 2. - С. 21-27.

4. Пегов, В.А. Новые возможности формирования игрового мышления: Эвклидова и неэвклидова геометрия в футболе / В.А. Пегов, М.М. Чернецов // Теория и практика развития современного образования : коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск : Зебра, 2017. - С. 418-432.

5. Усольцева, О. Спортивная гимнастика. Полное руководство по подготовке / О. Усольцева. - М. : ЭКСМО, 2013. - 256 с.

6. Gardner, H. Intelligence Reframed: Multiple Intelligences for the 21st century / H. Gardner. -New York : Basic Books, 1999. - 304 p.

REFERENCES

1. Afremov, J. (2017), Reason of champions: As think, great athletes, J train and win, Alphabet Business, Alphabet Atticus, Moscow.

2. Vasilyev, O.S. and Suchilin, N.G. (2004), "Three-dimensional motion, space of the movement and geometrical image of the movement: experience of topological approach", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 13-21.

3. Drozdovsky, A.K. (1996), "About processes of spatial thinking of the competing orienteer", Sports orientation, No. 2, pp. 21-27.

4. Pegov, VA. and Chernetsov, M.M. (2017), "New opportunities of formation of game thinking: Euclidean and non-Euclidean geometry in football", in book Theory and practice of development ofmodern education: collective monograph, Zebra, Ulyanovsk, pp. 418-432.

5. Usoltseva, O. (2013), Artistic gymnastics. The full management on preparation, EKSMO, Moscow.

6. Gardner, H. (1999), Intelligence Reframed: Multiple Intelligences for the 21st century, Basic Books, New York.

Контактная информация: pegwlad@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 13.12.2017

УДК 796.412.2:159.9

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ОСНОВЕ УЧЕТА СОЦИОНИЧЕСКИХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОК

Юлия Николаевна Подгорная, соискатель, тренер по художественной гимнастике, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Изучение внутреннего мира человека, мира его психических явлений до сих пор остается актуальным. Типологизация личности, предложенная К. Г. Юнгом ещё в 1921 году (Psychologishe Typen. Rasher, Zürich 1921), внесла огромный вклад в понимание поведения человека и его особенностей взаимоотношения с окружающим миром. Знание и учет таких особенностей в спорте позволит улучшить и углубить процесс понимания и восприятия собственной личности и качество взаимодействия с окружающими, а также научиться грамотно их использовать. Это вторая наша статья, затрагивающая вопросы социотипов в спорте, направленная на изучение этой проблематики в художественной гимнастике.

Ключевые слова: личность спортсмена, социотипы, художественная гимнастика.

INDIVIDUALIZATION OF PSYCHOLOGICAL TRAINING IN RHYTHMIC GYMNASTICS ON THE BASIS OF SOCIONIC PERSONALITY TYPES OF

ATHLETES

Yuliya Nikolaevna Podgornaya, the competitor, rhythmic gymnastics coach, Ural state university of physical culture, Chelyabinsk

Annotation

The study of the human internal world, the world of psychic phenomena is still relevant. The typology proposed by C. G. Jung in 1921 (Psychologishe Typen. Rasher, Zürich 1921) made a considerable contribution to understanding human personality and its features. Knowledge of such features in sport will improve and deepen the process of their own personality understanding and perception and interactions with others (e.g., coach - athlete or athlete - athlete, etc.), as well as learning to use the key channels and develop "shadow" ones. This is our second article that addresses the issues of social types in sport, aimed at the study of this issue in gymnastics.

Keywords: identity of athlete, social types, rhythmic gymnastics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.