Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
984
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родин Олег Федорович

Данная статья посвящена актуальной проблеме индивидуализации обучения при изучении иностранного языка. В статье обоснована необходимость учета личностно-психологических особенностей обучающихся, возможности проявления их индивидуальности; подчеркнута значимость дифференциации, интенсификации и активизации обучения; сформулированы преимущества индивидуализации обучения при изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родин Олег Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

This article is devoted to the actual problem of individualization of teaching in the study of a foreign language. The article substantiates the need to take into account the personal and psychological characteristics of students, the possibility of manifesting their individuality; emphasized the importance of differentiation, intensification and activation of training; the advantages of individualization of teaching in the study of a foreign language are formulated.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Педагогика

УДК 372.881.1

декан факультета филологии и межкультурной коммуникации, доцент Родин Олег Федорович

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме индивидуализации обучения при изучении иностранного языка. В статье обоснована необходимость учета личностно-психологических особенностей обучающихся, возможности проявления их индивидуальности; подчеркнута значимость дифференциации, интенсификации и активизации обучения; сформулированы преимущества индивидуализации обучения при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: индивидуализация обучения, изучение иностранного языка, личностно-психологические особенности, коммуникативная компетенция, дифференциация обучения, интенсификация и активизация обучения, учебная мотивация.

Annotation. This article is devoted to the actual problem of individualization of teaching in the study of a foreign language. The article substantiates the need to take into account the personal and psychological characteristics of students, the possibility of manifesting their individuality; emphasized the importance of differentiation, intensification and activation of training; the advantages of individualization of teaching in the study of a foreign language are formulated.

Keywords: individualization of teaching, learning a foreign language, personal and psychological characteristics, communicative competence, differentiation of learning, intensification and activation of learning, learning motivation.

Введение. Сегодня от обучающегося требуется активная, самостоятельная, творческая учебная деятельность при изучении иностранного языка (ИЯ). Однако каждый обучающийся несет в себе набор личностных особенностей, которые определяют вектор его дальнейшего профессионального развития и интерес к избранному делу. Учебная деятельность должна это предусматривать. Она должна гарантировать учет личностно-психологических особенностей, наличие возможности проявления индивидуальности, наличие актуальной коммуникативной ситуации, близкой к реальным условиям, учет проблем личностного опыта, активный, интенсивный процесс формирования коммуникативной компетенции, учет потенциалов активности индивида, междисциплинарную интеграцию. В данной связи необходимо обратиться к понятию сущности индивидуализации обучения (ИО).

Изложение основного материала статьи. Важность ИО подчеркивала еще Г. В. Рогова. Главная задача при организации процесса обучения - поиск путей большего использования индивидуальных возможностей, задатков, личностных особенностей обучающихся при индивидуальной и групповой работе, ведь освоение ИЯ коммуникативно и поэтому предполагает личностную индивидуализацию, так как общение индивидуально [8, с. 79].

Недопустимо игнорировать личностные особенности, особенности психоэмоциональной организации подростков, их коммуникативного развития. Детерминанты коммуникативной мотивации, выступая основными внутренними резервами личности обучающегося, должны активизироваться на уроках ИЯ, именно они - основные инструменты педагогического воздействия при обучении, воспитании и ИО.

ИО была выделена методистами в качестве основополагающего, неотъемлемого принципа при обучении наряду с дифференциацией, интенсификацией и активизацией. Смешение данных понятий подчеркивается многими педагогами. Важно выяснить, какой смысл вложен в каждое из них.

Так, в «Российской педагогической энциклопедии» под ИО понимается организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности обучающихся и создание условий для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. Дифференциация обучения учитывает же внешнее проявление особенностей [6, с. 359].

Следует отметить, что И. Э. Унт разграничивает эти понятия: ИО - учет индивидуальных особенностей обучающихся во всех формах и методах; дифференциация обучения есть же группирование обучающихся на основе каких-либо особенностей для отдельного обучения, где учебная деятельность организуется по различным учебным планам и программам [11, с. 31].

ИО понимается как организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов и темпа обучения диктуются индивидуальными особенностями обучающегося. Здесь необязательно говорить об учете способностей каждого отдельного обучающегося. Некоторые полагают, что ИО призвана выделить группы обучающихся, в психологическом пласте личности которых наблюдаются сходные комплексы индивидуальных свойств, что напоминает уже принцип дифференциации [10, с. 92].

Дифференциация может проявляться в двух формах: внешней (деление по возрасту, успеваемости; формами выступают факультативы, специальные школы, классы выравнивания / определенного уклона); внутренней (по критериям психологического пласта личности) [1, с. 5]. Содержание ИО зависит от того, какие цели и средства имеются в виду.

Поскольку при учете индивидуальных особенностей обучающихся при ИО для их более комфортного обучения подразумевается дифференциация обучающихся на основе тех или иных критериев, то она всегда будет сопутствовать ИО, ведь они являются основой индивидуального подхода.

ИО трактуется в смешении «дифференциации обучения» и «индивидуального подхода». Общим является учет личностных особенностей обучающегося; отличием ИО предстает учет, который происходит во всевозможных формах, методах, независимо от того, какие именно это особенности, и в какой мере они учтены [4].

ИО - организация учебной деятельности с учетом индивидуальных психологических особенностей обучающихся, устраняющая несоответствия между уровнем учебной деятельности, заданной программой и реальными возможностями обучающегося. Отмечено, что ИО и дифференциация - общепризнанные требования при обучении ИЯ на основе учета индивидуальных психологических особенностей обучающихся

и по отношению к таким составляющим обучения, как формулировка целей, отбор содержания, методическая основа, методы и приемы, формирование коммуникативных компетенций у обучающихся в соответствии с видами речевой деятельности, методика контроля коммуникативных умений [9].

В современной школе ИО осуществляется в рамках классно-урочной системы с вариацией различных методов, приемов, форм работы. В фокусе ИО - рационализация учебного процесса. Здесь находит свое отражение взаимосвязь ИО и дифференциации, происходит воздействие на компоненты учебного процесса, начиная с постановки целей, заканчивая контролем.

Следует подчеркнуть важный аспект, который должен приниматься во внимание при ИО ИЯ: учет свойств обучающегося, не только связанных со способностью к изучению ИЯ, но и способствующих положительной успеваемости по предмету, играющих важную роль в развитии психических аспектов в рамках иноязычной коммуникации [9].

Таким образом, под ИО следует понимать механизм устранения конфликтной составляющей урока ИЯ и повышения коммуникативной мотивации, разрушающий ориентированность на «среднего ученика», который основывается на разнообразии методов, приемов, дифференциации, активизации и интенсификации с учетом личностных, индивидуальных и субъективных свойств обучающегося, его определенных психоэмоциональных особенностей.

Формирование коммуникативной компетенции у обучающегося при наличии тесной связи индивидных, субъектных, личностных свойств с иноязычной коммуникацией решается посредством ИО (индивидной, субъектной, личностной).

Индивидная индивидуализация - инструмент активизации личностных языковых способностей. Индивидные свойства составляет то, что лежит в природной основе индивидуальности обучающегося, с которой работает учитель (темперамент, задатки, органические потребности). Они определяют изначально большую / меньшую способность к ИЯ, к выполнению той или иной деятельности. Способность человека -есть синтез врожденного и приобретенного в процессе индивидуального развития. Таким образом, важные для освоения ИЯ способности можно развить.

Субъектная индивидуализация - инструмент активизации самообразования - определяется индивидуальными способностями и комплексом техник обучающегося по освоению ИЯ. Ее важность определяется продуктивностью деятельности на уроке ИЯ. Она предполагает применение различных по форме методических материалов (наличие / отсутствие опор и клише), которые принимают во внимание индивидуальный комплекс обучающегося по освоению ИЯ [7, с. 73].

Личностная индивидуализация - инструмент активизации пяти детерминант коммуникативной мотивации - учитывает контекст деятельности и детерминанты коммуникативной мотивации; активизирует личностные качества обучающегося (сущностная сторона ИО), которые теснее других связаны с речевой деятельностью и проявляются в ней сильнее, поскольку они, имея социальную функцию, социально обусловлены и детерминированы. Она активизирует психоэмоциональную составляющую учения, позволяет учитывать, прогнозировать, формировать эмоциональные состояния, ассоциации с учебной деятельностью, повышать интенсивность обучения [7, с. 77].

ИО устраняет противоречие доминирования коллективной формы обучения при наличии индивидуальных особенностей обучающихся. Необходимость разрешения данного противоречия диктуется клсссно-урочным способом организации занятий, отсутствием разработанных технологий, ориентированных на индивидуально-психологические особенности личности обучающегося и психоэмоциональный аспект, низким уровнем психолого-педагогической компетентности учителей, ориентированностью на «среднего ученика». Это тормозит индивидуальное развитие обучающегося, понижает мотивацию учения и иноязычную коммуникативную мотивацию [9].

В данной ситуации учитель работает не с личностью, а уже с ее свойствами, которые развиваются посредством учебных материалов, заданий, педагогических манипуляций, что способствует развитию других способностей.

А.А. Леонтьев считал, что существует способность к изучению ИЯ, связанная с общением и зависимая от него, откуда возникают ситуации, когда обучающийся, не испытывая трудностей при учении, сталкивается же с затруднениями в психоэмоциональной сфере взаимодействия и в социально-психологических взаимоотношениях с учителем и сверстниками, виной чему является барьер, - это рано или поздно начнет тормозить и само учение.

Так, затруднения, как и их преодоление, кроются в неспецифических компонентах, составляющих способности к изучению ИЯ, которые активизируются посредством ИО, - и поэтому именно эти блоки личностных особенностей необходимо активизировать и развивать, что и реализует ИО. К данным способностям относят:

- способности к познавательной деятельности (осмысление, распределение, переключение внимания, слуховая, зрительная дифференциация, антиципация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, логическое изложение, тактика общения);

- способности к эмоционально-оценочной деятельности;

- способности для функционирования деятельностно-преобразующей среды (продуктивные: конструирование речевых единиц, их трансформация, комбинирование, подбор выражений по контексту, вербализация, импровизация; репродуктивные речевые действия и способности коммуникативной активности: вызов коммуникативно-наполненных речевых единиц, номинация, имитация, подстановка лексических единиц, дискурсивное осознание правил) [5, с. 332].

Соответственно, в рамках ИО сдвигается и цель учителя от простой установки донесения информации до совместного «фильтра» материала. Только так все обучающиеся продемонстрируют продуктивное продвижение по учебной программе, материал которой в рамках традиционного урока был бы усвоен лишь меньшинством, и реализуют его в общении, что предупредит возникновение психологических барьеров у подростков.

ИО предусматривает перспективное тематическое планирование. Учитель обеспечивает формирование коммуникативной компетенции у обучающихся. Составляя план работы, учитель определяет приемы работы с каждой группой, подбирает материал, разбивает его на три блока: 1) ознакомление с материалом (показ образа действия, пояснение, выполнение упражнений); 2) определение коммуникативных умений, которые должны быть развиты; 3) индивидуальная работа в группах, нацеленная на их особенности.

При ИО от учителя ожидается способность предвидеть возникновение трудностей у обучающихся, организация и проведение рекомендаций касательно путей их преодоления, изучение дополнительного справочного материала по теме и возникшим затруднениям, разделение упражнений на этапы, части, задачи с возрастающим уровнем трудности [6, с. 359].

В рамках современного образования необходимость учета разнородности обучающихся при обучении ИЯ особенно ощутима. Бесспорно, для каждого обучающегося характерны свои свойства, особенности, когнитивные возможности, техники освоения ИЯ. Так, проведение урока в одинаковых для всех условиях не соответствует нынешним ожиданиям и требованиям.

Проблему того, что в современной школе все обучающиеся независимо от своих способностей вынуждены подстраиваться под «среднего ученика», можно решить посредством использования различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой и коллективной, где средством ИО является распределение коммуникативных ситуаций и задач: индивидуальных и групповых. Выполнение каждого задания предполагает соответствующие способы действий, которые варьируются в зависимости от решаемой учебной задачи.

Индивидуальная форма работы помогает обучающимся с низким уровнем коммуникабельности, испытывающим затруднения в продуцировании спонтанной связной речи на ИЯ. Такие задания содержат поддерживающие картинки, надписи, презентации, подсказки на интерактивных досках, которые станут опорой для всех обучающихся.

Парная форма работы направлена на тренировку умения задавать вопросы / отвечать на них, в чем слабые обучающиеся испытывают трудности. Поэтому она предусматривает раздаточный материал с подсказками, вопросами-клише, содержащими начало предложения. Данные подсказки, частые тренировки автоматизируют коммуникативные умения. Обучающийся быстрее запомнит правильный вариант конструкции и в дальнейшем сможет вызвать ее без помощи клише на бессознательном уровне как при освоении родного языка.

Групповая форма работы - полноценная самостоятельная, творческая работа, направленная на активизацию коммуникативных умений, обеспечивающая условия для овладения такими умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Она стимулирует обучающегося к активному овладению учебной деятельностью и способствует развитию коммуникативных умений для перехода на следующий уровень развития. Принято выделять единую групповую форму и дифференцированную. Первая предполагает общее задание одного уровня для всего класса, который делится на смешанные группы для самостоятельного изучения материала. Например, задание на отработку употребления вопросительных слов по карточке, на которой приведены вопросы, а соответствующее вопросительное слово необходимо подобрать из второй колонки. Последняя используется, например, при отработке фонетических навыков. Класс делится на две группы (сильных и слабых учеников). Роль учителя у слабых обучающихся исполняет самый способный из них, у сильных - сам учитель. Работа в группе происходит в удобном для нее темпе, различными способами. Главное - максимально актерское воспроизведение, демонстрация содержания, эмоциональное осмысление, пространственно-процессуальное представление и мышление.

Коллективная форма работы (фронтальный опрос) предусматривает, например, описание картинок, где сложные и простые вопросы распределены между обучающимися: сильный обучающийся описывает картинку, опираясь на вопросы учителя, а слабый - с опорой на письменные вопросы и клише. Коллективная форма работы может осуществляться посредством пересказа. Преимуществом при этом является то, что обучающийся работает с текстом в соответствии со своими возможностями. При пересказе по цепочке слабые обучающиеся вспоминают грамматические конструкции, лексические единицы, объединяют их в цельный ответ [4].

Стоит отметить, что ИО в школе - относительна, а не абсолютна, виды и приемы обычно соотносят с группами обучающихся, составленными по критерию успеваемости, например, слабые и сильные. Наряду с разделением по критерию успеваемости можно использовать такой способ работы, при котором сначала дается общее задание для всего класса, затем каждой группе предъявляется отдельное задание с соответствующей степенью трудности, либо сначала дается задание по группам, затем - общее.

Особенность ИО заключается в знании закономерностей, которые направляют работу учителя по организации учебной деятельности и работу обучающихся, и умелом манипулировании ими. Следует учитывать неравномерность развития коммуникативных умений у обучающихся и в соответствии с этим осуществлять ИО. ИО есть средство, как и сам ИЯ, и она должна присутствовать на каждом занятии. Форма, интенсивность и характер ИО детерминируются уровнем подготовленности класса, степенью трудности, типом учебного материала и другими психоиндивидуальными личностными особенностями. Важную роль при ИО играет психоэмоциональный комплекс обучающихся (интерес, взаимоотношения, сосредоточенность, внимание, психическое состояние, эмоциональные переживания, учебные и коммуникативные ассоциации и др.). Основная задача учителя - вызвать интерес, активизировать необходимое психическое состояние. ИО предполагает подход к каждому обучающемуся вне зависимости от его успеваемости. Главная цель ИО - недопущение пробелов при формировании коммуникативных умений, обеспечение максимально продуктивной работы, манипулирование внешним и внутренним комплексом психоэмоциональных личностных особенностей [3, с. 8].

Важность ИО обоснована тем, что без учета индивидуальных особенностей личности подлинно развивающее обучение просто невозможно, хотя именно оно и стоит в центре обучения и воспитания всестороннее развитой личности. А обучение ИЯ требует ИО в силу своих психоэмоциональных особенностей, влияющих на личность обучающегося. Обучение ИЯ - коммуникативно и индивидуально. Это, с одной стороны, индивидуальный процесс овладения и, с другой стороны, индивидуализированная речь, ибо для каждой отдельной личности характерен свой способ выражения мыслей определенными средствами языка и в определенном темпе, с чем необходимо считаться [2, с. 22].

ИО решает проблему ориентированности на «среднего ученика», поскольку предполагает учет личностных особенностей, позволяет учителю помнить об определенных психоэмоциональных особенностях ученика, которые необходимо выявлять, измерять, учитывать и активизировать. Это: учебная мотивация, уровень коммуникативной мотивации, доминирующий вид мотивации, интерес, стиль учения, общее развитие, самооценка, самодисциплина, ведущая репрезентативная система, культурные особенности, языковая способность, интеллектуальные способности, опыт учения, ранний коммуникативный опыт,

коммуникативные страхи, отношение обучающегося к предмету, психологические механизмы речевой деятельности, работоспособность, трудолюбие, образ освоения ИЯ и родного языка, взаимоотношения в классе и др.

Выводы. Соблюдение теоретических основ ИО способно расширить поле деятельности в рамках обучения ИЯ. Основным способом воздействия при ИО является сам ИЯ, который при всей своей сложности психоэмоционального влияния на личность способен обернуться инструментом самопознания, саморазвития, внутриурочного раскрепощения, разрешения внутригрупповых конфликтов и преодоления психологических барьеров. Так ИО ИЯ:

- создает возможности для развития творческой, всесторонне развитой личности и для формирования у нее положительного психоэмоционального фона;

- развивает личность, осознающую конечную цель, конкретные учебные задачи;

- повышает мотивацию учения, иноязычную коммуникативную мотивацию, выдвигая на первый план близкие цели и приближенные к реальности коммуникативные задачи;

- формирует прогрессивное педагогическое мышление;

- способствует эмоциональному сближению класса внутри него и с учителем в связи с необходимостью со стороны учителя хорошо знать своих учеников, их особенности, сильные и слабые стороны и преобразовывать и налаживать все аспекты двусторонних взаимоотношений в рамках учебной деятельности (учебные, социальные, воспитательные, культурные и т.д.).

Литература:

1. Бутузов, И.Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на современном уроке [Текст]: уч. пособие / И.Д. Бутузов. - Новгород, 1972. - 72 с.

2. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на ИЯ [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1978. - 159 с.

3. Кирсанов, А.А. Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников [Текст] / А.А. Кирсанов. - Казань, 1980. - 207 с.

4. Костенко, А.А. Индивидуализация процесса обучения английскому языку младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/562864/ (дата обращения 14.05.2021).

5. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А.А. Леонтьев. - Изд-во Московского Псих-го Ин-та, 2001. - 448 с.

6. Панов, В.Г. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / гл. ред. В.Г. Панов - М.: науч. изд-во «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», - 1993. - 1160 с.

7. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка [Текст]: уч. пособие / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - Ростов на Дону: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.

8. Рогова, Г.В. Технология обучения ИЯ [Текст] / Г.В. Рогова // Журнал: ИЯШ. - 1976. - № 2. - С. 79.

9. Саттарова, С.Т. Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам [Текст] / С.Т. Саттарова // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 571-574.

10. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: уч. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

11. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. - М.: Педагогика, 1990. - 190 с.

Педагогика

УДК 379.81

магистрант Самофалов Александр Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА

ЗРИТЕЛЯ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности интеграции художественных средств театрализованных представлений учреждений культуры в педагогическом воздействии на зрителя, специфика которой заключается, прежде всего, в установлении взаимосвязи художественными средствами для достижение педагогических целей и задач. При этом интеграция названных средств должна быть основана на взаимодействии между всеми элементами созданной интегративной системы.

Ключевые слова: интеграция, художественные средства, театрализованные представления, учреждения культуры, педагогическое воздействие, зритель.

Annotation. The article considers the features of the integration of artistic means of theatrical performances of cultural institutions in the pedagogical impact on the viewer, the specificity of which is, first of all, in establishing the relationship of artistic means to achieve pedagogical goals and objectives. At the same time, the integration of these tools should be based on the interaction between all the elements of the created integrative system.

Keywords: integration, artistic means, theatrical performances, cultural institutions, pedagogical impact, the viewer.

Введение. В настоящее время в современной России идёт одновременно много неоднозначных и весьма противоречивых процессов. С одной стороны, они имеют весьма конкретный характер - это трансформации социальной, политической и экономической сфер жизни нашего общества в их практическом воплощении. С другой стороны, это процессы социально-культурного и педагогического характера.

В частности, можно особо отметить одно из важнейших социально-культурных и педагогически значимых явлений как интеграция художественных средств театрализованных представлений учреждений культуры в педагогическом воздействии на зрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.