Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МАГИСТРАМИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МАГИСТРАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INDIVIDUALIZATION / INDIVIDUAL APPROACH / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES / PERSONALITY-ORIENTED LEARNING / MOTIVATION / E-LEARNING / MASTER DEGREE SCHOOL / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлыбова Марина Анатольевна

Данная статья посвящена вопросу формирования индивидуализации в процессе изучения иностранного языка обучающимися магистратуры. В статье подчеркивается, что индивидуализация образовательного процесса является одним из важнейших условий современного образования, позволяющим наиболее полно учитывать индивидуальные профессиональные потребности и интересы обучающихся. Реализация личностно-ориентированного образования, направленного на достижение личностно-значимой цели способствует формированию индивидуального подхода в процессе изучения иностранного языка магистрами. В статье также отмечено, что организация изучения иностранного языка с использованием электронных образовательных ресурсов является эффективным инструментом формирования индивидуализации обучения. Организация самостоятельной работы на электронных ресурсах создает условия для личного выбора, самоопределения и самореализации обучающегося, способствующих индивидуализации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хлыбова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING INDIVIDUALIZATION OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING BY MAGISTRATES

This article considers the problem of the individualization formation in the course of master students’ foreign language learning. The article emphasizes the importance of individualization of modern educational process in order to take into account the students’ individual professional needs and interests. The implementation of personality-oriented learning aimed at achieving personality-meaningful goal contributes to the formation of individualization in the process of master students’ foreign language training. The article also notes that the organization of foreign language e-learning is effective for the individualization of education. The organization of independent work using electronic resources promotes conditions for personal choice, self-determination and self-realization of students, contributing to the individualization of educational process.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МАГИСТРАМИ»

последовательность речевого процесса (сначала мысль, потом слово) и потренировать гибкость своих интонаций в словесном взаимодействии с помощью диалогов, составленных из пословиц и поговорок.

Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы, предполагает включение в образовательный процесс разнообразных форм организации обучения (например, построение учебного занятия в форме дискуссии), способов организации познавательной деятельности (фронтальной, индивидуальной, групповой (парной), с преобладанием последней). Формирование коммуникативных риторических компетенций обучающихся происходит также посредством решения индивидуальных и дифференцированных задач.

Учебное занятие должно быть эмоционально насыщенным, способствующим созданию ситуации успеха у обучающихся. Поэтому принцип эмоциональности предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы обучающийся на уроке чувствовал себя комфортно, чтобы у него преобладали положительные эмоции, уверенность в собственных силах [1]. Известно, что обучение - двусторонний процесс, результат которого зависит от деятельности педагога (процесс преподавания) и обучающегося (процесс обучения), поэтому характер взаимодействия между участниками образовательного процесса должен быть субъект - субъектным, способствовать развитию познавательной деятельности студентов, формированию их активности и самостоятельности в овладении знаниями.

Выводы. Таким образом, эффективность организации образовательной деятельности преподавателя и обучающихся в области формирования культуры речи и риторических компетенций зависит от педагогически грамотной организации учебного процесса, в соответствии с методическими и дидактическими принципами обучения в высшей школе, в создании ситуации успеха, мотивации к изучению дисциплины, согласованной работы педагогов и студентов. Процесс обучения риторике должен иметь целостный характер, тесно связанный с воспитанием и развитием личности обучающегося.

Литература:

1. Амельченкова, Н.А. Педагогические условия обучения риторике спора младших школьников, дисс. канд. пед. наук, 13.00.01., Смоленск, 2009. 283 с.

2. Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. С. 22.

3. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях: Учеб, пособие для студентов гуманитарных факультетов университета. Екатеринбург: УРГУ, 1999. 212 с.

4. Шабалина Лариса Александровна Методико-дидактические особенности обучения риторике студентов технических вузов // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2013. Т. 6. № 2. С. 105-109.

5. Юнина Е.А., Сагач Г.М. Общая риторика (современная интерпретация). Пермь, 1992. 195 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Хлыбова Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (г. Пермь)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

МАГИСТРАМИ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу формирования индивидуализации в процессе изучения иностранного языка обучающимися магистратуры. В статье подчеркивается, что индивидуализация образовательного процесса является одним из важнейших условий современного образования, позволяющим наиболее полно учитывать индивидуальные профессиональные потребности и интересы обучающихся. Реализация личностно-ориентированного образования, направленного на достижение личностно-значимой цели способствует формированию индивидуального подхода в процессе изучения иностранного языка магистрами. В статье также отмечено, что организация изучения иностранного языка с использованием электронных образовательных ресурсов является эффективным инструментом формирования индивидуализации обучения. Организация самостоятельной работы на электронных ресурсах создает условия для личного выбора, самоопределения и самореализации обучающегося, способствующих индивидуализации образовательного процесса.

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный подход, индивидуальная образовательная траектория, личностно-ориентированное обучение, мотивация, электронное обучение, магистратура, обучение иностранному языку, высшее образование.

Annotation. This article considers the problem of the individualization formation in the course of master students' foreign language learning. The article emphasizes the importance of individualization of modern educational process in order to take into account the students' individual professional needs and interests. The implementation of personality-oriented learning aimed at achieving personality-meaningful goal contributes to the formation of individualization in the process of master students' foreign language training. The article also notes that the organization of foreign language e-learning is effective for the individualization of education. The organization of independent work using electronic resources promotes conditions for personal choice, self-determination and self-realization of students, contributing to the individualization of educational process.

Keywords: individualization, individual approach, individual educational trajectories, personality-oriented learning, motivation, e-learning, master degree school, foreign language training, higher education.

Введение. Согласно современным представлениям, модель эффективного высшего образования строится с учетом разработки вариативных программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательной деятельности и формирование личностно-ориентированного подхода в осуществлении всех современных образовательных задач.

Обеспечение индивидуализации образовательного процесса является одним из важнейших условий современного образования, позволяющих наиболее полно учитывать индивидуальные профессиональные потребности и интересы обучающихся. Индивидуализация образовательного процесса предполагает свободу

выбора обучающегося (с учётом степени его самостоятельности) в постановке учебных целей, проектировании индивидуальных образовательных траекторий, определении темпа и уровня освоения тех или иных компонентов образовательной программы, предпочитаемых технологий, форм и методов обучения, с учётом его индивидуальных образовательных потребностей, склонностей, предпочтений и других особенностей [4, 6].

На современном этапе индивидуальный подход является основополагающим моментом построения образовательной среды, которая призвана поощрять обучающихся к самовыражению, стимулировать их развитие с учетом индивидуальных интересов и потребностей [1].

Индивидуализация (персонализация) образовательного процесса означает возможность индивидуальных форм обучения при единой системе контроля и предполагает обеспечение таких форм работы, как научное консультирование, научное руководство, возможность составления индивидуального учебного плана и определение индивидуальных образовательных траекторий [2].

Индивидуальная образовательная траектория рассматривается как условие индивидуализации профессионального формирования личности в пространстве высшего образования и предполагает «персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося» [8]. Процесс выявления и реализации личностного потенциала обучающихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям, «определенной последовательности элементов образовательной деятельности в процессе реализации собственных образовательных целей, соответствующих их способностям, возможностям» [5].

Индивидуализация образовательного процесса задается при этом определенными параметрами, среди которых:

- вариативное содержание обучения и последовательность разделов (время и гибкость сроков изучения дисциплины),

- вариативные формы и методы обучения (комбинация различных форм работы и аттестации, использования адаптивных технологий обучения),

- вариативные методы контроля,

- минимально допустимый образовательный стандарт и варианты его расширения, сформированность необходимой компетенции до необходимого уровня [3],

- создание образовательной среды, оптимальной для самостоятельной работы, самообразования и саморазвития обучающихся [9].

Изложение основного материала статьи. Изучение иностранного языка в магистратуре нацелено на совершенствование языковых и речевых умений, необходимых в профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Магистр должен владеть способностью «применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия» (УК-4), а также «анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия» (УК-5) [7].

Целью индивидуализации процесса изучения иностранного языка является формирование развивающей личностно-ориентированной среды, формирование у обучающихся способностей к самостоятельной работе, саморазвитию.

Для индивидуализации процесса обучения в ходе изучения иностранного языка необходимы следующие условия:

• учет индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей каждого обучающегося при установке уровня сложности выдвигаемых учебных задач;

• соответствие средств, методов, технологий обучения, а так же форм организации занятий цели учебной деятельности;

• обеспечение необходимых условий, направленных на реализацию продуктивной учебной деятельности обучающихся (мотивация, вариативные методы контроля, время и скорость овладения материалом и др.).

Одним из важнейших условий процесса обучения обучающихся вузов в ходе изучения иностранного языка является организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Учет особенностей обучаемых носит комплексный характер и позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. Каждое учебное задание предполагает соответствие индивидуальным способностям и возможностям магистрам: уровню владения иностранным языком, коммуникативным навыкам и умениям.

Вопрос индивидуального подхода к обучающимся решается с помощью разделения их на группы в зависимости от базового уровня иноязычной коммуникативной компетенции и предоставления В ариативности форм образовательной деятельности, предполагающих, в том числе, самостоятельный выбор конкретных заданий из доступного общего набора. Индивидуализация заданий варьируется от большого количества частично-поисковых и творческих заданий для самостоятельного решения у более сильной группы и с преобладанием репродуктивных заданий у более слабой группы.

Практика показывает, что наделение личностным смыслом знаний и способов деятельности обучающихся магистратуры в ходе изучения иностранного языка способствует повышению коммуникативной мотивации. Соответствие содержания обучения личностной оценке, выбору личностно значимого способствует созданию серьезной и устойчивой мотивации обучающихся, формированию индивидуализации в процессе изучения иностранного языка в магистратуре.

Программа обучения магистра предполагает большой объем исследовательской работы, что отличает программы магистратуры от программ бакалавриата. Иноязычная профессиональная коммуникативная коммуникация в магистратуре, отражающая реальные условия, самостоятельный поиск и анализ информации из зарубежных источников способствуют индивидуализации учебного процесса. При отборе профессиональных иноязычных источников для индивидуального чтения отбираются тексты, соответствующие профессиональным интересам и потребностям обучающихся, содержащие актуальную современную проблематику, способствующие поддержанию интереса к чтению и осознанию значимости понимания этих текстов для проведения диссертационной работы, возможности практического применения полученной из текстов информации. Освоение обучающимися содержания профессиональных иноязычных текстов обеспечивается эффективными, активизирующими обучение приемами контроля понимания.

В процессе выполнения индивидуальных заданий, касающихся проблематики проводимых научных исследований, обучающиеся самостоятельно ищут, осваивают, анализируют информацию на иностранном языке, дополняют предлагаемые преподавателем материалы, вносят поправки, делают выводы, иными словами, формируются навыки к самостоятельному получению и накоплению собственного профессионального опыта. Важнейшими факторами, стимулирующими самостоятельную деятельность в процессе изучения иностранного языка, являются занятие исследовательской деятельностью, участие в научно-практических конференциях и конкурсах проектов на иностранном языке, а также использование различных форм контроля и самоконтроля знаний (рейтинги, портфолио).

При организации индивидуализированной самостоятельной работы методические материалы по иностранному языку составляются таким образом, чтобы в процессе обучения магистр мог самостоятельно развивать иноязычную коммуникативную компетенцию и осваивать необходимые исследовательские навыки, виды самостоятельной научно-исследовательской работы.

Широкое использование электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в настоящее время способствует эффективному формированию индивидуализации в процессе развития иноязычной коммуникативной компетенции. Поскольку большая часть времени отводится на самостоятельное овладение иноязычной коммуникативной компетенцией, широко используется самостоятельная работа с применением электронных образовательных ресурсов. Обучающиеся получают задания для самостоятельной работы в отдельной программе или на онлайн платформе. Вариативность сроков и форм выполнения заданий на платформе способствует формированию индивидуализации процесса обучения. Образовательная деятельность с использованием электронных ресурсов позволяет обучающимся проработать и закрепить важные для них темы, а также выполнить задания с учетом уровня их подготовки.

Безусловно, использование электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку ставит необходимые и актуальные цели и задачи, для выполнения которых необходимо совершенствование организации и технологии учебного процесса, что предполагает комплексное решение следующих вопросов:

• разработка электронных учебно-методических материалов и пособий для интенсификации учебного процесса,

• обеспечение доступа к электронным научным библиотекам, наукометрическим и реферативным базам данных, публикационным платформам, способным существенно облегчить процесс научного поиска обучающихся,

• развитие материальной базы кафедры, оснащение аудиторий кафедры техническими средствами обучения, широкое применение компьютерных программ,

• разработка интерактивных форм проведения онлайн-занятий: деловых и ролевых игр, проектов, мультимедийных презентаций, стимулирующих речевую деятельность обучающихся,

• создание тестирующих материалов, контрольно-тестовых заданий позволяющих, в том числе, обучающемуся осуществлять самоконтроль качества усвоения учебного материала.

Выводы. Таким образом, обеспечение индивидуализации образовательного процесса является одним из важнейших условий современного образования, позволяющим наиболее полно учитывать индивидуальные профессиональные потребности и интересы обучающихся вуза. Реализация личностно-ориентированного образования, направленного на достижение личностно-значимой цели способствует формированию индивидуального подхода через вариативность целей, содержания, способов и средств образовательной деятельности. Организация изучения иностранного языка с использованием электронных образовательных ресурсов является эффективным инструментом формирования индивидуализации обучения. Вариативность сроков и форм выполнения заданий, а также разработка заданий различной степени сложности в соответствии с уровнями развития иноязычной коммуникативной компетенции и применение их в практике обучения иностранному языку позволяют осуществить индивидуализацию обучения. Организация самостоятельной работы на электронных ресурсах создает условия для личного выбора, самоопределения и самореализации обучающегося, способствующих индивидуализации образовательного процесса.

Литература:

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов н / Д: Феникс, 2006. 332 с.

2. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования. Коллективная монография / отв. ред. Е.В. Караваева. - М.: Издательство «Геоинфо», 2018. 240 с.

3. Климинская С.Л. Индивидуальная образовательная траектория как способ повышения эффективности обучения иностранным языкам // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 4. С. 1-9.

4. Строганова А.Н. Модель индивидуально-ориентированного обучения студентов в вузе. // Человек и образование. 2011. № 3. С. 75-78.

5. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. 63 с.

6. Тимкина Ю.Ю. Индивидуализация иноязычной подготовки в вузе // Научное мнение. 2019. № 4. С. 98-101.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 11.10.2020).

8. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному: пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

9. Шеманаева М.А. О трактовках термина «индивидуальная образовательная траектория» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 12 URL: http://e-koncept.ru/2017/470154.htm (дата обращения: 11.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.