Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональной готовности учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании'

Модель формирования профессиональной готовности учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина О. И.

Статья посвящена рассмотрению основных компонентов модели, таких как цели, подходы, принципы. Представлена технология формирования готовности к осуществлению индивидуализации будущим учителем иностранного языка в иноязычном дошкольном образовании, описаны основные условия, необходимые для реализации предлагаемой модели, результатом которой является овладение индивидной, субъектной и личностной составляющими индивидуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональной готовности учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании»

УДК 378;800

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2016 О. И. Еремина

аспирант кафедры теории и методики преподавания иностранных языков

e-mail: eremina_oi@mail.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена рассмотрению основных компонентов модели, таких как цели, подходы, принципы. Представлена технология формирования готовности к осуществлению индивидуализации будущим учителем иностранного языка в иноязычном дошкольном образовании, описаны основные условия, необходимые для реализации предлагаемой модели, результатом которой является овладение индивидной, субъектной и личностной составляющими индивидуализации.

Ключевые слова: индивидуализация, дошкольное иноязычное образование, профессиональная готовность.

Одной из сфер современного иноязычного образования является иноязычное дошкольное образование, которое требует специальной подготовки кадров для решения специфических задач данной сферы. Одной из приоритетных задач иноязычного дошкольного образования является формирование готовности учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании.

Процесс формирования профессиональной готовности учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании включает в себя теоретическую, технологическую и рефлексивную составляющие и направлен на подготовку учителя к реализации педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской деятельности в процессе осуществления данного вида образования [Тарасюк 2001].

Процесс формирования профессиональной готовности неразрывно связан с процессом овладения профессиональной культурой, которая включает в себя профессиональные знания, умения, творческие осуществления профессиональной деятельности, профессиональные ценности, что в конечном итоге выводит учителя на качественно новый профессиональный уровень [Сластенин и соавт. 2003: 168].

Процесс формирования профессиональной готовности учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании способствует адаптации личности учителя к осуществлению деятельности с различными субъектами образовательного процесса; обеспечивает возможность достижения необходимого уровня педагогической, лингвистической, психологической и методической подготовки; создает предпосылки для организации целенаправленной деятельности будущих учителей по широкому развивающему и воспитывающему влиянию на учащихся в процессе профессиональной деятельности; обеспечивает широкий профессиональный кругозор и способствует продуктивному решению познавательных и учебных задач в сфере иноязычного дошкольного образования.

Формирование профессиональной готовности учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании требует овладения профессиональным опытом, который позволит решать профессиональные

задачи в 4 аспектах иноязычного образования: развивающем, учебном, воспитательном и познавательном [Кузовлев 1979]

Деятельность учителя иностранного языка для сферы иноязычного дошкольного образования должна быть направлена на развитие потенциала личности дошкольника средствами иностранного языка. В этой связи представляется значимым использование возможностей индивидуализации в реализации познавательного, воспитательного, развивающего и учебного аспектов.

Целями индивидуализации в личностно ориентированном образовательном процессе являются:

- сохранение и развитие индивидуальности ребенка;

- развитие способностей каждого к самоактуализации и самореализации;

- профориентация с учетом особенностей и возможностей ребенка;

- подготовка к самообразованию;

- воспитание и удовлетворение потребности в здоровом образе жизни;

- создание условий для укрепления здоровья, развития физических сил и спортивных способностей [Бондаревская 1997].

Процесс формирования профессиональной готовности к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании предусматривает овладение приемами развития мотивации у дошкольников, умения учиться, что невозможно без учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Осуществление индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании требует от учителя овладения теоретическими и технологическими аспектами данного процесса. В этой связи проблема разработки модели формирования профессиональной готовности учителя представляется актуальной. Данная модель должна соответствовать профессиональным задачам, специфическим для деятельности учителя в сфере иноязычного дошкольного образования. Создание такой модели позволит сделать процесс профессиональной подготовки будущих учителей в области образования более целенаправленным, управляемым и эффективным (см. схему).

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель - формирование профессиональной компетентности учителя иностранного языка в сфере иноязычного дошкольного образования

^ О

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Подходы: личностно-деятельностный, личностно ориентированный, _ коммуникативный, гуманистический

О

Принципы: коммуникативной направленности, индивидуализации, учета родного языка _учащихся_

О_о

Содержание формирования готовности к осуществлению индивидуализации в сфере иноязычного дошкольного образования: теоретическая готовность, практическая готовность

О

о

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ БЛОК

Активные МЕТОДЫ обучения:

- дискуссия-пирамида - ролевая игра - метод проектов

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

Комплекс заданий, направленных на овладение особенностями индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:

1. Ориентация образовательного процесса на развитие личности и индивидуальности каждого дошкольника как субъекта учебной деятельности

2. Обеспечение творческой направленности учебной деятельности дошкольников, предусматривающих творческую интеграцию различных видов деятельности (музыкальной, изобразительной, театральной и др)

3. Использование современных образовательных технологий и организационных приёмов индивидуализации. Обеспечение комплексного характера 3 аспектов индивидуализации: лингвистического, социокультурного, психологического.

О

Педагогическая модель формирования готовности к осуществлению индивидуализации в сфере иноязычного дошкольного образования представляет собой совокупность структурных компонентов, состоящую из четырёх блоков: целевого (цель), теоретического (подходы, принципы, содержание), технологического (методы,

средства обучения, педагогические условия) и оценочно-результативного (критерии оценки, результат).

Цель модели - формирование профессиональной компетентности учителя иностранного языка в сфере иноязычного дошкольного образования.

Основные подходы, определяющие эффективность реализации предлагаемой модели: личностно-деятельностный, личностно ориентированный, коммуникативный, гуманистический.

Личностно-деятельностный подход предусматривает вовлечение обучающихся в различные виды деятельности, сопровождающие коммуникацию на иностранном языке. В этой связи педагог должен владеть высоким уровнем коммуникативных умений на иностранном языке, необходимых для реализации таких видов деятельности с детьми, как музыкальная, художественная, предметная, театральная, хореографическая.

Личностно ориентированный подход предусматривает адаптацию образовательного процесса к индивидуальным особенностям обучающихся, а также ведение разнообразных форм занятий (ролевых игр, диалогов, викторин), значимых для каждого обучающегося.

Творческое развитие личности в рамках образовательной гуманистической тенденции рассматривается как одна из основных задач, нашедших отражение в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Бондарь 2016: 27].

Успешность индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании обеспечивается умением учителя применять коммуникативный подход, который предусматривает погружение детей в конкретные коммуникативные ситуации, требующие поиска неординарных способов решения на основе использования средств иноязычного общения. В этой связи представляется значимым для учителя знание наиболее типичных ситуаций, свойственных для обучающихся в дошкольном возрасте с учетом их индивидуальных интересов. Коммуникативный подход требует от учителя организации процесса обучения в соответствии с закономерностями реального общения. В соответствии с новой парадигмой образования предъявляются особые требования к личности учителя, способного к постоянному доброжелательному общению с разными учениками, ориентированному на уважительное отношение к каждому, независимо от его наличных успехов, реальных достижений, поощрение индивидуальных сдвигов и развитие ученика на основе сравнения его не столько с другими, сколько с самим собой.

Осуществление индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании требует от учителя парадигмы овладения гуманистическим подходом, предусматривающим развитие духовно-нравственных начал личности дошкольника в процессе овладения системой национальных и мировых ценностей.

Наиболее значимыми в предлагаемой модели являются следующие принципы: коммуникативной направленности, индивидуализации, принцип учета родного языка учащихся [Пассов 1991: 223].

Принцип коммуникативной направленности определяет отбор и организацию языкового материала, его ситуативную обусловленность, коммуникативную ценность как речевых, так и тренировочных упражнений, коммуникативную формулировку учебных задач, организацию и структуру урока. Этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности учащихся в каждый момент обучения английскому языку.

В принципе индивидуализации учитываются и используются параметры, присущие личности: личный опыт, интересы, склонности, эмоции и чувства,

мировоззрение, статус в коллективе. «Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию, не принесенную извне, не навязанную, а являющуюся прямым порождением самого метода обучения» [Там же: 105].

Принцип учета родного языка направлен на практическое овладение иноязычной речью. Этому служит, во-первых, такая организация речевого материала, которая способствует предотвращению интерференции со стороны родного языка. Во-вторых, осуществлению принципа способствует соответствующая организация процесса усвоения языкового и речевого материала.

Содержание предлагаемой модели включает в себя овладение будущим учителем иноязычного дошкольного образования тремя основными вида индивидуализации: индивидной, субъектной и личностной. Каждый дошкольник представляет собой индивидуальность и может выступать в процессе образования в трёх «ипостасях»: как индивид, который обладает определёнными свойствами (природными задатками (памятью, воображением, вниманием, мышлением) и лингвистическими способностями (фонематическим слухом, способностью к имитации, догадке, различению, обобщению); как субъект учебной деятельности -дошкольник обладает или не обладает умением выполнять различные задания; как личность - ему присущи определённые свойства: наличие контекста деятельности, мировоззрения, чувств и эмоций, интересов и желаний, статуса в коллективе.

Предлагаемая модель профессиональной готовности учителя иностранного языка к осуществлению индивидуализации в иноязычном дошкольном образовании включает в себя технологию, направленную не только на передачу знаний, но и на раскрытие творческой индивидуальности учителя дошкольного образования, на современный личностный рост будущего учителя иноязычного дошкольного образования. Указанная технология включает в себя ряд этапов: целеполагание, прогнозирование, проектирование, сбор информации в соответствии с методической характеристикой группы, обработка информации на основе данных методической характеристики группы, использование информации в индивидуализированном обучении с целью создания вовлечения дошкольников в коммуникативную деятельность, анализ результатов коммуникативной деятельности, корректировка результатов педагогической деятельности.

Предлагаемая модель базируется на системе условий, к важнейшим из которых относятся следующие: ориентация образовательного процесса на развитие личности и индивидуальности каждого дошкольника как субъекта учебной деятельности; обеспечение творческой направленности учебной деятельности дошкольников, предусматривающих творческую интеграцию различных видов деятельности (музыкальной, изобразительной, театральной и др); использование современных образовательных технологий и организационных приёмов индивидуализации; обеспечение комплексного характера трех аспектов индивидуализации: лингвистического, социокультурного, психологического; создание специальной развивающей образовательной среды; обеспечение субъектно-субъектного взаимодействия.

Современный учитель иноязычного дошкольного образования должен уметь осуществлять индивидуализацию на трех уровнях, поэтому в качестве основных критериев формирования готовности к осуществлению индивидуализации были определены следующие: лингвистический, социальный, психологический. Учитель иноязычного дошкольного образования должен уметь реализовывать все виды индивидуализации, которые характерны для его деятельности:

• индивидуализацию на лингвистическом уровне, важными аспектами которой выступают механизм мотивации речи, а также формирование речевого высказывания у дошкольников;

• индивидуализацию на социальном уровне, которая проявляется в умении учителя учитывать опыт дошкольника, круг интересов, эмоциональную сферу, место каждого дошкольника в коллективе;

• индивидуализацию на психологическом уровне, которая предполагает учет психологических и лингвистических особенностей дошкольников, таких как фонематический слух, способность к имитации, дифференциации, догадке.

Все компоненты предлагаемой модели представляют собой неразрывное единство и способствуют овладению всеми составляющими профессиональной готовности учителя иноязычного дошкольного образования: теоретической, технологической, рефлексивной.

Библиографический список

Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д, 1997. С. 22-26

Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащихся как основа индивидуализации речевой деятельности // Иностр. языки в школе. 1979. №1. С. 21-27.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2003. Ч. 1. 288 с.; Ч. 2. 256 с.

Тарасюк Н.А. Формирование профессиональной готовности учителя к иноязычному дошкольному образованию. М.: Изд-во МГПУ. Курск: Изд-во КГПУ, 2001. С. 8-10

Бондарь М.А. Моделирование процесса развития творческой активности школьников в детской общественной организации. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2016. №1(37) URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/042-018.pdf (дата обращения: 30.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.