Научная статья на тему 'Индивидуализация образовательного процесса средствами информационных технологий: проблемы и перспективы'

Индивидуализация образовательного процесса средствами информационных технологий: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
15
3
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
индивидуализация обучения / информационно–коммуникационные технологии (ИКТ) / образовательная траектория / электронное обучение / электронный курс / individualization of learning / information and communication technologies (ICT) / educational trajectory / e-learning / e-course

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Лу Канди

В данной статье индивидуального подхода к образованию студентов на базе использования информационно–коммуникационных технологий. Цель статьи: выявить особенности такого педагогического явления, как индивидуализация и охарактеризовать возможности процесса индивидуализации в контексте использования ИКТ. В статье использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, системный метод, описательный метод. Результаты исследования показали, что эффективным средством индивидуализации обучения является адаптивный электронный курс, создающий базу для индивидуализированного обучения. Автор статьи делает вывод, что, поскольку методология электронного пока еще не разработана и нет методологической базы использования ИКТ в рамках индивидуализированного подхода к образованию, то реализация программ, связанных с повсеместным электронным обучением как средством индивидуализации образовательного процесса, возможна только в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of educational process by means of information technologies: problems and prospects

In this article the individual approach to the education of students on the basis of information and communication technologies. The aim of the article is to identify the features of such a pedagogical phenomenon as individualization and to characterize the possibilities of the individualization process in the context of ICT use. The following research methods were used in the article: analysis of psychological and pedagogical literature, systematic method, descriptive method. The results of the study showed that an effective means of individualization of learning is an adaptive e-course that creates a basis for individualized learning. The author of the article concludes that since the methodology of e-learning has not yet been developed and there is no methodological basis for the use of ICT within the framework of individualized approach to education, the implementation of programs related to widespread e-learning as a means of individualization of the educational process is possible only in the future.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация образовательного процесса средствами информационных технологий: проблемы и перспективы»

Лу Канди

Аспирант. Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Индивидуализация образовательного процесса средствами информационных технологий: проблемы и перспективы

Введение. Сегодня одним из главных направлений модернизации образования является его индивидуализация. Потребность современной цивилизации в развитии творческой личности и переход отечественного образования на гуманистическую парадигму в конце ХХ века придают проблеме индивидуализации образования особую актуальность.

В настоящее время в психологии и педагогике существует множество подходов к индивидуализации обучения в педагогическом процессе, поэтому понятие «индивидуализация» имеет множество трактовок.

Концепция индивидуализации обучения связана с понятием индивидуального подхода. Г.К. Селевко определяет индивидуализацию как, во-первых, организацию учебного процесса, при которой выбор методов, приемов и темпа обучения определяется индивидуальными особенностями обучающихся, а во-вторых, как различные педагогические и методические, психолого-педагогические, организационно-управленческие меры, обеспечивающие индивидуальный подход, при котором осуществляется сотрудничество между преподавателем и студентом, направленное на поддержку и развитие индивидуальных способностей и квалификации последнего [5]. Другими словами, преподаватель управляет процессом обучения в соответствии с индивидуальными особенностями студента.

Согласно дефиниции Л.Л. Босовой, «индивидуализация обучения - это организация образовательной деятельности по образовательным программам общего и дополнительного образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого из них, в том числе за счет формирования навыков самостоятельного управления своей образовательной траекторией» [1, с. 109].

А.В. Хуторской определяет личную образовательную траекторию как индивидуальный способ реализации личностного потенциала каждого студента, где под реализацией личностного потенциала понимается его

jeu_

определение и развитие [6]. По мнению В.Г. Ерыковой, персональная ■

образовательная траектория - это индивидуально ориентированная организация образовательной деятельности на основе ФГОС и требований учебного плана, которая обеспечивает поэтапный процесс освоения компетенций профессиональной подготовки, способствует формированию индивидуального стиля самообразовательной деятельности студентов [3].

Индивидуализация учебного процесса достигается с помощью индивидуальных образовательных программ, удовлетворяющих потребности студентов за счет предоставления им возможности формирования индивидуальных учебных планов и дает им возможность разработать индивидуальный план обучения, включающий обязательные предметы (основные или углубленные), дополнительные предметы, элективные курсы, индивидуальные проекты. Однако в последние годы индивидуализация образовательного процесса развивается в электронной среде, т.е. процесс индивидуализации стал тесно связан с обучением с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Результаты и обсуждение. Обучение с помощью ИКТ отвечает основным условиям индивидуализации. Несмотря на дистанционное взаимодействие субъектов образовательных отношений, современные технологии позволяют использовать различные формы этого взаимодействия в рамках дисциплины, например, работать в парах над выполнением заданий или обсуждать статьи, видеоклипы и т. д. в группах. В свою очередь, технологические возможности помогают разработчикам курсов создавать самые разнообразные учебные материалы и учебные ситуации. Использование современных цифровых технологий позволяет в полной мере реализовать технологию индивидуализированного обучения, так как обеспечивает непрерывный контроль над усвоением информации, что позволяет учитывать индивидуальные особенности студента [8, с. 1636].

В рамках электронного обучения дидактические возможности ИКТ, наиболее важные для индивидуализации образовательной деятельности, включают: моделирование и визуализацию информации об объекте изучения; интерактивное взаимодействие пользователя и средства ИКТ; хранение большого объема информации и возможность легкого доступа к ней; автоматизация вычислительных и информационно-поисковых процессов, обработка результатов учебных экспериментов и возможность многократного повторения заданий, вопросов и т.п., автоматизация процессов информационно-методического обеспечения,

организации и управления образовательной деятельностью и контроля _

результатов обучения; информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса через локальные и глобальные компьютерные сети [2, с. 243-244].

Реализация указанных педагогических возможностей в электронном обучении с помощью ИКТ позволяет индивидуализировать образовательную деятельность учащихся за счет 1) разнообразия форм представления и способов использования педагогического контента;

2) полноты и доступности дополнительных педагогических материалов;

3) разнообразия форм интерактивных взаимодействий пользователя с элементами электронного учебного контента; 4) мобильности и опосредованного общения участников педагогического процесса [7, с. 37].

Важнейшей особенностью современного электронного образовательного контента является мультимедийность, то есть синтез различных видов информации (текста, графики, анимации, звука и видео) и различных возможных способов ее структурирования, интеграции и представления. Второй важной характеристикой электронного образовательного контента является интерактивность. Интерактивный контент - это электронный контент, способный устанавливать различные формы интерактивного взаимодействия пользователя с элементами контента [7, с. 37].

Возможность реализации студентами индивидуальных образовательных траекторий в электронном обучении выигрывает от полноты и доступности дополнительных материалов, расширяющих и углубляющих основное содержание осваиваемых дисциплин. В качестве дополнительных материалов могут быть использованы справочные, информационные и научно-популярные материалы (в том числе фрагменты литературных произведений, фрагменты научно-популярных статей и публикаций, исторические документы, фрагменты научно-популярных фильмов и т.д.) [7, с. 38].

Разнообразие, полнота и доступность дополнительных материалов дают возможность учащимся осуществлять информационно-поисковую, моделирующую и творческую деятельность с элементами электронного контента, создавая основы современной активно-деятель-ностной познавательной среды.

Важной задачей современного высшего образования является обучение студентов построению и управлению своими индивидуальными образовательными траекториями. В рамках электронного обучения наличие обратной связи (электронный ресурс отвечает пользователю, оценивая правильность выполнения им заданий) и рефлексивного взаимодействия (электронный ресурс учитывает поведение пользователя, на основе чего дает рекомендации по оптимальной последовательности

прохождения учебного материала) в процессе обучения учебной дея- ■

тельности и контроля знаний обеспечивает формирование таких компетенций [4, с. 133].

Наличие интерактивного диалога позволяет пользователю осуществлять над ходом событий и ответственность за полученные результаты, тем самым превращая студента из пассивного восприятия предоставляемой информации в активного участника образовательного процесса.

Использование в электронном обучении таких компонентов информационно-образовательной среды, как системы управления обучением и управления педагогическим контентом, позволяет преподавателю организовать индивидуальную поддержку учебной деятельности каждого ученика в процессе его продвижения по учебному материалу, организовать сетевое взаимодействие между учителем и учеником для формирования навыков учебного сотрудничества и коммуникативных компетенций [7, с. 38].

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и переход модернизации образования к отслеживанию индивидуальных особенностей студентов позволяют говорить о необходимости разработки новых подходов в образовании для обеспечения индивидуализированного образовательного процесса в электронном обучении. Одним из таких методов является разработка и применение адаптивных электронных курсов, которые предоставляют студентам индивидуализированную образовательную среду, теоретическую и практическую базу, ориентированную на индивидуальные особенности. При этом, в отличие от традиционного процесса обучения, процесс электронного обучения не требует фактического участия преподавателя. Роль преподавателя может выполнять сам адаптивный электронный курс [9, с. 1754].

Электронные курсы, адаптированные под индивидуальные потребности студентов, характеризуются возможностью изучения материала в удобном формате, повышением эффективности занятий и возможностью практиковаться в удобное для них время и в удобном режиме. Несмотря на то, что студенты иногда испытывают трудности в управлении собственным обучением, внедрение такого курса позволяет преподавателям сократить объем транслируемого материала и рутинную работу над результатами обучения. И хотя разработка адаптивного электронного курса достаточно трудоемка и требует значительных временных затрат на его создание, в конечном итоге эта работа окупится: использование элективных курсов в образовательном процессе позволит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей, освободив время для их

профессионального развития. _

■ Заключение. Внедрение адаптированных электронных курсов в

образовательный процесс имеет хороший потенциал для организации индивидуального обучения, так как позволяет студентам не только самостоятельно осваивать теоретический материал, но и адекватно организовывать индивидуальную работу. Однако следует отметить, что введение электронного обучения - сложная задача как в педагогическом, так и в техническом плане. Это связано в первую очередь с тем, что методология электронного обучения еще недостаточно разработана. Анализ опыта российских и зарубежных образовательных систем показывает сложности реализации индивидуализации образования в цифровой среде. Это связано как с внешними факторами государственной политики, так и с внутренними различиями в понимании концепций и методов индивидуализации и построения индивидуальных образовательных траекторий. Несмотря на то, что в условиях более глубокого развития электронного обучения эти подходы претерпевают значительные изменения, целостной концепции, основанной на электронном обучении, на сегодняшний день не существует. Поэтому императивом современного образования является разработка адаптивной системы электронного обучения, которая строит индивидуальные образовательные траектории на основе новых методов.

Библиографический список

1. Босова Л.Л. ИКТ как инструмент индивидуализации обучения в современной школе // Преподаватель XXI века. 2016. № 3. С. 108-116.

2. Гуревич Р.С. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании. - Львов, Изд-во ЛНУ, 2012. 506 с.

3. Ерыкова В.Г. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавров информатики. - М.: РГСУ, 2008. 25 с.

4. Информатизация среднего образования: программные средства, технологии, опыт, перспективы. - М.: Педагогическая мысль, 2003. 272 с.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. 556 с.

6. Хуторскеой А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. - М.: Владос-пресс, 2005. 383 с.

7. Широков Д.Л. ИКТ как инструмент индивидуализации обучения в современной школе // Международный научный журнал «Интернаука». 2019. № 18 (80). С. 36-40.

8. Lebedev A.A. Individualization of éducation via disdtance learning technologies: models, stages, forms, components // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Vol. 10. № 1. P. 1631-1645.

9. Vainshtein Yu.V., Shershneva V.A., Esin R.V., Noskov M.V. Individualisation of Education in Terms of E-learning: Experience and Prospects // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019. № 9 (12). P. 1753-1770.

10. Рябова Е.Л., Терновая Л.О.«Предметное поле государственного управления в системе политических наук» // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 10 (184). С. 57-61.

11. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура Мира. 2022. Т. 10. № 26 (1). С. 75-86.

Ж

12. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

13. Кантаева О.В., Рябова Е.Л. Региональные аспекты реализации государственных инициатив по стимулированию активного долголетия и физической активности пожилых граждан // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 42-51.

14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Явные и скрытые смыслы забастовок // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8. № 1 (35). С. 30-42.

15. Бирюков С.В., Рябова Е.Л. Феномен лидерства в контексте современных кризисов и вызовов // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 9-19.

16. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Эволюция дипломатического подарка как индикатор изменений в международных отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 6 (156). С. 45-54.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Боль разделенных городов - последствия геополитических игр // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 1 (27). С. 10-20.

18. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитическая авантюра: цена внешнеполитического просчета в истории // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 5 (31). С. 515-524.

19. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Политизация образов истории повседневности (на примере образа ворот) // Власть истории и история власти. 2021. Т. 7. № 7 (33). С. 782-791.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитические смыслы закрытых границ: размышления в связи с карантином // Альманах Крым. 2020. № 20. С. 11-22.

21. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

22. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 4 (22). С. 500-511.

23. Рыбаков С.В., Рябова Е.Л. К вопросу об инновационном компоненте молодежной политике в Российской Федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 11 (137). С. 44.

24. Рябова Е.Л. Международный круглый стол на тему «внешняя политика России в условиях обострения международной обстановки» // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 5 (167). С. 52-55.

25. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экономическое, политическое и кросс-культурное значение отелей // Альманах Крым. 2022. № 31. С. 61-72.

26. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Православные основы самоидентификации российского казачества: история и современность // Казачество. 2019. № 38 (2). С. 35-44.

27. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Связь времен и смыслов: священные деревья // Миссия конфессий. 2019. Том 8. Часть 2 (№ 37). С. 133-142.

28. Рябова Е.Л., Чапкин Н.С. Некоммерческие и коммерческие медицинские организации: теоретические аспекты осуществления деятельности // Власть истории - История власти. 2024. Том 10. Часть 3. (№ 53). С. 12-21.

29. Рябова Е.Л., Чапкин Н.С. Роль некоммерческих организаций в укреплении здравоохранения и обеспечении доступности медицинской помощи // Культура Мира. 2024. Том 12. № 37 (2). С. 14-23.

References

1. Bosova L.L. ICT as a tool for individualizing learning in modem school // Teacher of the XXI century. 2016. № 3. P. 108-116.

2. Gurevich R.S. Information and communication technologies in vocational education. - Lvov, LNU Publishing House, 2012. 506 p.

3. Erykova V.G. Formation of an individual educational trajectory for the preparation of bachelors of computer science. - M.: RGSU, 2008. 25 p.

4. Informatization of secondary education: software, technologies, experience, prospects. - M.: Pedagogical Thought, 2003. 272 p.

5. Selevko G.K. Encyclopedia of educational technologies. In 2 volumes. Vol. 1. - M.: National

■■■; '} AnbManax «Kaianecmeo»

VTr

Education, 2005. 556 p.

6. Khutorskei A.V. Methodology of personality-oriented training. - M.: Vlados-press, 2005. 383 p.

7. Shirokov D.L. ICT as a tool for individualizing learning in modern school // International scientific journal "Internauka". 2019. № 18 (80). P. 36-40.

8. Lebedev A.A. Individualization of education via disdtance learning technologies: models, stages, forms, components // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Vol. 10. № 1. P. 1631-1645.

9. Vainshtein Yu.V., Shershneva V.A., Esin R.V., Noskov M.V. Individualisation of Education in Terms of E-learning: Experience and Prospects // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019. № 9 (12). P. 1753-1770.

10. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. "The subject field of public administration in the system of political sciences" // Ethnosocium and interethnic culture. 2023. № 10 (184). P. 57-61.

11. Shchuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Culture of the World. 2022. Vol. 10. № 26 (1). P. 75-86.

12. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

13. Kantaeva O.V., Ryabova E.L. Regional aspects of the implementation of state initiatives to stimulate active longevity and physical activity of older citizens // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 42-51.

14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Explicit and hidden meanings of strikes // Power of history and history of power. 2022. Vol. 8. № 1 (35). P. 30-42.

15. Biryukov S.V., Ryabova E.L. The phenomenon of leadership in the context of modern crises and challenges // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). P. 9-19.

16. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The evolution of a diplomatic gift as an indicator of changes in international relations // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 6 (156). P. 45-54.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The pain of divided cities - the consequences of geopolitical games // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 1 (27). P. 10-20.

18. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical adventure: the price of foreign policy miscalculation in history // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 5 (31). P. 515-524.

19. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Politicization of images of everyday history (using the example of the image of a gate) // The power of history and the history of power. 2021. Vol. 7. № 7 (33). P. 782-791.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of closed borders: reflections in connection with quarantine // Almanac Crimea. 2020. № 20. P. 11-22.

21. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

22. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Geopolitics in a mask // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 4 (22). P. 500-511.

23. Rybakov S.V., Ryabova E.L. On the issue of the innovative component of youth policy in the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture. 2019. № 11 (137). P. 44.

24. Ryabova E.L. International round table on the topic "Russian foreign policy in the context of aggravated international situation" // Ethnosocium and interethnic culture. 2022. № 5 (167). P. 52-55.

25. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Economic, political and cross-cultural significance of hotels // Almanac Crimea. 2022. № 31. P. 61-72.

26. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Orthodox foundations of self-identification of the Russian Cossacks: history and modernity // Cossacks. 2019. № 38 (2). P. 35-44.

27. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Connection of times and meanings: sacred trees // Mission of confessions. 2019. Volume 8. Part 2 (№ 37). P. 133-142.

28. Ryabova E.L., Chapkin N.S. Commercial and non-profit medical organizations: theoretical aspects of the implementation of activities // The power of history and the history of power. 2024. Vol. 10. № 3 (53). P. 12-21.

29. Ryabova E.L., Chapkin N.S. The role of non-profit organizations in strengthening health care and ensuring access to medical care // Cultural World. 2024. Vol. 12. № 37 (2). P. 14-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.