Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1999
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / INDIVIDUALIZATION / PERSONALIZATION / DIFFERENTIATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламова Вера Алексеевна

В статье описываются психолого-педагогические подходы авторов к определению понятия индивидуализация и персонализация. Индивидуализация является образовательным процессом создания условий в среде, которое направлено на развитие индивидуальности обучающихся. А персонализация образования является системой, акцентирующей роль обучаемого в качестве ведущего субъекта в системе образования, определяя его автономность в области создания индивидуального маршрута. В условиях реализации цифровизации образования актуализируется в образовательном процессе персонализированное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION AND PERSONALIZATION IN MODERN EDUCATION

The article describes the authors' psychological and pedagogical approaches to the definition of the concept of individualization and personalization. Individualization is an educational process of creating conditions in the environment, which is aimed at developing the individuality of students. And the personalization of education is a system that emphasizes the role of the student as a leading subject in the education system, defining his autonomy in the field of creating an individual route. In the context of the digitalization of education, personalized learning is being updated in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

При этом преемственность, рассматриваемая нами в настоящем исследовании, которая выражается в большинстве в преемственности именно вышеуказанных целей школьного и высшего профессионального неязыкового образования, обусловлена изучением языка в рамках именно непрерывного образования. Это представляет собой наибольшую ценность сегодня, поскольку позволяет превратить средство общения в средство грамотного преобразования и создания новейших коммуникационных каналов [4].

Итак, специфика проблемы состоит именно в грамотном осуществлении непрерывного языкового образования, которое сегодня не всегда способно реализоваться в современных условиях. Недостаток мотивации педагогов и самих обучающихся неязыковых вузов, недостаточная материально-техническая база и множество иных внутренних и внешних аспектов - все это оказывает особое (негативное) влияние на становление у неязыковых специалистов языковой культуры. При этом, важно отметить, что модель языкового образования, несмотря на скудность, реализовывается во всех без исключения высших профессиональных заведениях государства. Элементы языкового образования присутствуют во всех модулях обучения, но не всегда находят полноценное воплощение.

Своевременная реализация принципа преемственности в языковом образовании - ключевое условие для сокращения объема аудиторных часов, при том, что существуют достаточно обширные промежутки «бездействия», проявляющиеся в процессе перехода от первого этапа непрерывного освоения языковых компетенций ко второму, а затем - к третьему. Таким образом, уровень развития этой компетенции напрямую зависит от степени самостоятельности и самосознания, которые единственно могут гарантировать достижение обучающимся определенных успехов.

К причинам низкой степени преемственности принято относить «искусственное завышение требований со стороны вуза» [4], как отмечает М.А. Хлыбова. Это завышение характеризуется завышением требований к знаниям, навыкам и умениям абитуриентов, только что окончивших школу и неспособных проявить себя уже в качестве специалиста, а также отсутствием унифицированных регламентированных требований с точки зрения вуза. Школьники, поступающие в высшее профессиональное учреждение, ранее ориентировались на выполнение более узких целей, а сама школа и педагоги в ней - на подготовку детей к поступлению в вуз, а не самостоятельному развитию и обучению в вузе [4]. Таким образом, узость школьных целей значительно усугубляет процесс овладения обучающимися языковыми компетенциями.

Выводы. Исходя из этого, можно отметить, что реализация базовых и специальных целей преемственности в языковом образовании в рамках неязыкового обучения, возможна лишь в случае планомерной, целесообразной и регулярной деятельности в контексте определения условий, которые направлены на формирование преемственности языковой подготовки средней школы и высшего профессионального образования. Такая деятельность в рамках непрерывной системы самообразования проникает во все сферы и все компоненты образовательно-воспитательного процесса, носит комплексный и многоуровневый характер.

Литература:

1. Каплина, С.Е. Реализация принципа преемственности в обучении иностранным языкам в системе «школа-вуз» / С.Е. Каплина. - Чита, 2003. - 215 с.

2. Тарасов, А.А. Преемственность в обучении иноязычной письменной речи: от школы до вуза / А.А. Тарасов // Вопросы методики преподавания в вузе. - № 23. - 2017.

3. Философский энциклопедический словарь / Под. ред.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - изд. 2-е. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

4. Хлыбова М.А. Преемственность в обучении как одно из условий повышения качества языковой подготовки в вузе / М.А. Хлыбова // ПНиО. - № 1 (31). - 2018.

5. Черных, Е.Е. Преемственность в обучении иностранному языку: от школы к СПО / Е.Е. Черных // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). -Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 106-110.

Педагогика

УДК 004

старший преподаватель Варламова Вера Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье описываются психолого-педагогические подходы авторов к определению понятия индивидуализация и персонализация. Индивидуализация является образовательным процессом создания условий в среде, которое направлено на развитие индивидуальности обучающихся. А персонализация образования является системой, акцентирующей роль обучаемого в качестве ведущего субъекта в системе образования, определяя его автономность в области создания индивидуального маршрута. В условиях реализации цифровизации образования актуализируется в образовательном процессе персонализированное обучение.

Ключевые слова: индивидуализация, персонализация, дифференциация, индивидуальная образовательная траектория.

Annotation. The article describes the authors' psychological and pedagogical approaches to the definition of the concept of individualization and personalization. Individualization is an educational process of creating conditions in the environment, which is aimed at developing the individuality of students. And the personalization of education is a system that emphasizes the role of the student as a leading subject in the education system, defining his autonomy in the field of creating an individual route. In the context of the digitalization of education, personalized learning is being updated in the educational process.

Keywords: individualization, personalization, differentiation, individual educational trajectory.

Введение. В настоящее время образование перетерпевает колоссальное изменение для развития личностного потенциала человека,ее самораскрытия. Все больше становится школ,вузов разнотипных,с

много разной структурой. К примеру, в школах,вузах адаптируется такая траектория обучения,в выборе дисциплин по своей способности и склонности обучающихся. Также вместе с выборной дисциплиной существует и обязательная дисциплина. В этой связи отметим, что в условиях реализации цифрового образования основная цель будет достижение развития личностного потенциала человека с имеющими индивидуальными особенностями,мотивами для самореализации по отношению к себе и окружащим.

В связи с этим подчеркнем, что с традиционным методом обучения, сегодня в педагогическом образовании актуализируется новые представления о человеке и образованности, что озночает изменение смены антропологических оснований отрасля педагогики. Отметим, что действующий переход образования от информатизации к цифровизации подразумевает о переходе образования от индивидуализированного к персонализированному. Вследствие этого индивидуализация, персонализация, становятся взаимосвязанными образованиями.

Нужно отметить, что образовательный процесс становится проблемным, когда в одной аудитории находятся обучающиеся кроме как с разным уровнем знаний, но и совершенно разной мотивацией, способностями, степенью освоенности учебного материала на предыдущей ступени образования, стилями мышления, уровнем самостоятельности его дальнейшего изучения. Сказанное ставит проблему индивидуализации и персонализации как важнейших дидактических принципов повышения качества образования. Таким образом, объективная необходимость осуществления индивидуализации и персонализации подчеркивают актуальность.

Изложение основного материала статьи. Реализация в современном образовании гуманистической парадигмы, ее личностно-ориентированной модели обучения, целью которого является создание условий развития обучающегося, предполагает обеспечение вариативного обучения, что в свою очередь приводит построению обучающимся индивидуальной образовательной траектории. С целью достижения задачи личностно-ориентированного обучения учитывается сохранение и развитие индивидуальных особенностей обучающихся, их уникальности, самобытности, создание организации и правовой основы для доступа к разным источникам информации, формирование и развитие у человека способностей, которые связаны с её поиском, передачей, восприятием, пониманием, использованием. В этой связи отметим, что в условиях изменяющегося современного информационного пространства стало проблема реализации индивидуальной образовательной траектории большой значимостью в отечественной и зарубежной литературе [2].

Касательно понятии ИОТ опишем точки зрении авторов. Abdullina O.A. и Pligin A.A. [19] при реализации индивидуальных образовательных траекторий связывают процесс с типом мышления и способом восприятия учебной информации.

Исследователь Н.Ф. Коряковцева [9] трактует самостоятельную учебную деятельность как вид познавательной, регулируемой и управляемой обучающимся как субъектом данной деятельности и направленной на освоение предметных знаний, умений и культурно-исторического опыта.

Автор Е.А. Климов [10] подчеркивает о проявлении стиля учебного процесса каждого обучающегося, которой зависит от его мотивации, обучаемости, реализуемого взаимодействия с педагогом.

Хуторской А.В. [18] разделяет свои точки зрения о том, что индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) является технологией эвристического обучения, которая имеет персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании. Задача эвристического обучения состоит в построении каждого обучающегося реализации индивидуальной образовательной траектории своего персонального образования.

Литвиненко М.В. [11] считает ИОТ, как личностно-значимый путь освоения образовательной программы, с содержанием и структурой, где учитываются образовательные потребности и индивидуальные особенности обучающегося.

Следует отметить,что по индивидуализации активно изучается и появились работы отечественных ученых Л.В. Байбородовой, В.В. Беличенко, О.С. Газман, Н.Б. Крыловой, Т.М. Ковалёвой, Н.А. Нефедовой, А.С. Прутченкова, Д.И. Фельдштейн и др.

А.А. Теров подчеркивает индивидуализацию учебного процесса, способом организации образования, обеспечивающего каждому обучающемуся права продвижения по индивидуальной образовательной траектории и возможности на формирование собственных целей и задач, индивидуальной образовательной программы [16].

Автор Т.А. Боровских определяет индивидуализацию обучения как осуществление возможности выбора обучающимся индивидуальности по своему темпу, содержание материала обучения с пошаговой последовательностью изучения, применения в образовательном процессе собственный познавательный стиль мышления [1].

При проектировании моделя индивидуальной образовательной траектории Т.В. Матвеева подчеркивает, что при достижении целесообразности формирования индивидуализации обучения личностью является дидактическим потенциалом. Считает, что в процессе взаимодействия студента с преподавателем регламентируется выбор метода обучения в образовательном процессе.

Анализирование исследователей в работах А.С. Границкой [3], В.И. Загвязинского [5], Е.С. Рабунского [14], И. Унт [17] и др. показывает вывод о том, что понятие индивидуализация предполагает собой дифференциацию обучения, создание системы заданий с трудным и объемным материалом, разработку системы учебных мероприятий, где учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Исходя из вышеперечисленных трактовок авторов по индивидуализации нами выявлено данное понятие. Индивидуализация образования имеет процесс создания условий в той среде, где направлено развитие на повышение индивидуальности у обучающихся.

В условиях реализации цифрового образования осуществляется актуализация в образовательном процессе персонализации обучения.

Персонализация в образовании рассматривается в работах В.В. Грачева [4], М.Р. Илакавичус [6], И.Н. Калошиной [7], И.В. Кизесовой [8], А.В. Петровского [13], В.В. Рубцова [15] и др.

Персонализация образования как подход является в настоящее время необходимым атрибутом возможности качества образования. Персонализация в рамках Концепции развития образования определяется как одно из значимых приоритетных качеств,которые обеспечивают персональную траекторию в среде творчества обучающихся, их социальное и профессиональное самоопределение, «реализацию личных жизненных замыслов и притязаний».

Персонализированное образование (по) — способ проектирования и осуществления образовательного процесса, направленного на развитие личностного потенциала учащегося. В ПО учащийся выступает субъектом совместной учебной деятельности, имеет возможность строить свою индивидуальную траекторию с тем, чтобы в ней учитывались особенности его личности и потребности развития.

Отметим, что в рамках Доктрины образования в РФ индивидуализацию образования считают персональным образовательным результатом и персональным продуктом. Подчеркивается в данной доктрине образования РФ осуществляется переход ориентирования результата обучения на стандартный к развитию потенциала каждого обучающегося.

На основе концепции В.А. Петровского [13], персонализацию определяют процессом изменения образовательной системы личностных смыслов и поведенческой активности человека. В авторской позиции

A.В. Мудрика [12], подчеркивается, об основе развивающей системы отношений учащегося, с одной стороны, к миру и с миром, а с другой — к себе и с самим собой, на другие исследования других ученых, отметим, что мы смогли определить персонализацию внутренней стороной индивидуализации, представляющей собой процесс личностной развитии учащихся, реализирующий их индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, личностных смыслов, поведенческой активности. Изменения показывают проявление в поступках, действиях обучающихся с помощью рефлексии собственной деятельности.

И.В. Кизесова разделяет свою точку зрения, о том, что понятие персонализированное обучение является видом обучения, которое характеризует взаимодействие субъектов при освоении окружающего мира. В результате персонализированного обучения формируется идеальное представление о другом субъекте, влияющее с целью преобразования сознания и поведения обучающимся и обучающего личности. Данное персонализированное обучение предполагает становление реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся [8].

В персонализации образования как в образовательной системе педагог имеет главную роль в виде субьекта при определении создания свободного сознательного выбора индивидуального маршрута и подходящих образовательных ресурсов, средств обучения и диагностики.

Следует отметить, что сейчас понятия индивидуализация, персонализация прочно вошли в понятийный аппарат и широко используются в современной педагогике.

Таким образом, индивидуализация и персонализация образования являются взаимосвязанными друг друга процессы, направленные на развитие индивидуализации обучающихся, которые определяются характеристикой личности.

Выводы. Анализируя различные мнения и подходы вышеперечисленных авторов к современному образованию, можно сделать вывод, что после вышеперечисленных трактовок педагогов, подчеркнем, что в образовательной практике вариативное обучение, индивидуальная траектория развития, персонализированное обучение термины в основном рассматриваются как родственные либо находящиеся в тесной взаимосвязи, и тогда реализация ИОТ раскрывается через проектирование индивидуальный образовательный маршрут.

В этой связи,отмечаем, что индивидуальный образовательный маршрут является персональным путем реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Литература:

1. Боровских Т.А. Индивидуализация обучения школьников средствами образовательных технологий в условиях классноурочной системы (на примере обучения химии) Автореферат 13.00.02 2011 г.

2. Варламова В.А. Индивидуальная образовательная траектория в педагогических исследованиях / Современное образование: традиции и инновации. 2020. № 2. С. 18-21.

3. Границхая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. - М: Просвещение, 1991.

4. Грачев В.В. Персонализация образования как ответ на глобальные вызовы современности /

B.В. Грачев // Акмеология. - 2005. - №2. - С. 11-16.

5. Загвязинский В.И. Теория и практика проблемного обучения в высшей школе. Интенсификация учебного процесса. Челябинск, 1982. 16 с.

6. Илакавичус М.Р. Педагогическое освоение воспитательного потенциала персонифицированных идеалов культуры: историко-социальный аспект // Человек и образование. - 2010. - №2. - С. 40-46.

7. Калошина И.Н. Персонализированное обучение как фактор развития умений самообразовательной деятельности студентов: На материале высшего военно-учебного заведения Автореферат 13.00.01 2000 г.

8. Кизесова И.В. Персонализированное обучение слушателей в системе дополнительного профессионального образования: моногр. / И.В. Кизесова, В.С. Нургалеев; ГОУ ВПО «Сиб. гос. технол. унт». — Красноярск: СибГТУ, 2007. — 172 с.: табл.

9. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2002.

10. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический анализ): учебное пособие / Е.А. Климов. -М.: Флинта, 2003. - 320 с.

11. Литвиненко М.В. Структурно-функциональная модель индивидуальной траектории обучения в условиях информатизации образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007.

12. Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005

13. Петровский А.В. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. / А.В. Петровский, В.А. Петровский, 1982. — № 3. — С. 12.

14. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975. Гл. 2. Разработка типологии школьников на основе анализа их самостоятельной деятельности.

15. Рубцов В.В., Ивонина Т.Г. Проектирование развивающей среды школы. - М.: МГППУ, 2002. - С. 272.

16. Теров А.А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в старших классах сельской школы Автореферат 13.00.01 2009 г.

17. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990

18. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М., 2005.

19. Abdullina O.A., Pligin A.A. Novye tehnologii obrazovanija. Lichnostnoorientirovannaja tehnologija obuchenija: Problemy i poiski // Nauka i shkola. 1998. №4. S. 34-36.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье исследуется проблема профессиональной направленности педагога. В работе рассмотрены теоретические аспекты профессиональной направленности личности, сформулировано определение и указана специфика данного личностного образования педагогов, изучены механизмы и особенности формирование профессионально-педагогической направленности.

Ключевые слова: профессиональное развитие педагога, профессионально-педагогическое становление учителя, профессиональная направленность личности, профессионально-педагогическая направленность, мотивация, механизмы развития профессионально-педагогической направленности учителя.

Annotation. The article examines the problem of professional orientation of a teacher. The paper considers the theoretical aspects of the professional orientation of the individual, defines and specifies the specifics of this personal education of teachers, and examines the mechanisms and features of the formation of professional and pedagogical orientation.

Keywords: professional development of teachers, professional-pedagogical formation of teachers, professional orientation of personality, professional-pedagogical orientation, motivation, mechanisms of development of professional-pedagogical orientation of the teacher.

Введение. Одной из актуальных проблем педагогики и современного педагогического образования является проблема профессионального развития учителя. Одним из ведущих аспектов в структуре феномена профессионально-педагогического развития является профессиональная направленность личности. Это сложное социально-психологическое образование выступает одновременно и фундаментом, и этапом, и фактором профессионально-педагогического развития личности, ввиду чего актуализируется потребность детального теоретического анализа данного феномена и изучения механизмов его формирования и развития в системе психологической структуры личности педагога.

Изложение основного материала статьи. Анализ теоретических источников позволяет определить роль и место такого явления, как профессионально-педагогическая направленность личности учителя. Ряд исследователей определяют профессиональную направленность педагога как первичный (стартовый) этап его профессионального развития [9; 11]. Многие ученые сходятся во мнении, что профессиональная направленность личности является одновременно и фактором, и необходимым условием профессионально-педагогического развития [2; 6]. Также роль профессиональной направленности педагога определяется учеными в значении одной из важных сущностных характеристик мотивационно-ценностного компонента структуры профессионально-педагогического развития [5; 7].

Обобщение научных подходов позволяет определить роль профессиональной направленности в значении фундамента, условия и базового этапа профессионально-педагогического развития личности учителя.

Прежде чем перейти к изучению специфики сложного личностного образования «профессионально-педагогическая направленность», рассмотрим теоретические аспекты самого понятия «профессионально-личностная направленность».

В широком смысле профессиональная направленность представляет собой понимание и внутреннее принятие личностью целей и задач профессиональной деятельности, а также созвучных с ней интересов, установок, убеждений и взглядов [4]. Указанные свойства, признаки и компоненты профессиональной направленности являются показателями уровня ее сформированности у будущего специалиста.

Профессиональная направленность - социально-психологическая категория, в этой связи целесообразно рассматривать ее с и точки зрения психологической науки. Так, с собственно психологической точки зрения, профессиональная направленность является ведущим, интегральным, социально обусловленным свойством личности [3; 10]. Она определяет психологический склад личности, через данную направленность выявляются потребности, цели, мотивы личности, ее субъективное отношение к различным аспектам действительности, трудовой деятельности, к ее характеристикам и качествам [10].

Согласно определению В.А. Сластенина, профессиональная направленность - это одно из структурных образований личности, которое проявляется в достаточно осознанной и эмоционально выраженной ориентации ее на определенный род и вид профессиональной деятельности [8].

В научной литературе освещаются следующие характеристики профессиональной направленности личности:

- устойчивость / неустойчивость;

- доминирование социальных или узко личностных мотивов;

- наличие далекой или близкой перспективы [6].

Г.Х. Айсиной определены и охарактеризованы уровни сформированности профессиональной направленности личности (высший и низший).

Высший уровень характеризуется следующими показателями:

- становлением профессиональной доминанты;

- сформированностью образа жизни в индивидуальном сознании личности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.