Научная статья на тему 'Общие особенности образовательного коучинга в кросс-культурной среде'

Общие особенности образовательного коучинга в кросс-культурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОУЧИНГ / КАРЬЕРНЫЙ КОУЧИНГ / КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЭФФЕКТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОКОНТРОЛЬ В ИПС / ИЗМЕНЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ СРЕДЫ / COACHING / EDUCATIONAL COACHING / CAREER COACHING / CROSS-CULTURAL ENVIRONMENT / EFFECTIVE ADAPTATION / SELF-ORGANIZATION AND SELF-CONTROL / CHANGES OF ENVIRONMENT RESISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таратухина Юлия Валерьевна, Филатов Сергей Сергеевич

В настоящее время совершенно определенно можно говорить о персонализации и индивидуализации подхода к образованию, в рамках которого происходит реализация пути, ведущему к целеполагаемым результатам выстраивание карьеры, научные достижения индивида. Более того, все достижения (успехи и неуспех) осуществляются в различных социокультурных средах погруженных в поликультурное пространство. Наша работа посвящена анализу существующих подходов персонализации образовательного и профессионального развития индивида образовательному и карьерному коучингу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL FEATURES OF EDUCATIONAL COACHING IN CROSS-CULTURAL ENVIRONMENT

It can be seen that personalization of education plan is a very important process for reaching career achievement. Moreover, there are all achievements in different social and cultural environments. This paper deals with the analysis of current methods of personalization of educational and professional development in live long learning trajectory and career.

Текст научной работы на тему «Общие особенности образовательного коучинга в кросс-культурной среде»

УДК 378

Таратухина Ю.В.1 Филатов С.С.2

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕльНОГО КОУЧИНГА

в кросс-культурной среде

Аннотация. В настоящее время совершенно определенно можно говорить о персонализа-ции и индивидуализации подхода к образованию, в рамках которого происходит реализация пути, ведущему к целеполагаемым результатам - выстраивание карьеры, научные достижения индивида. Более того, все достижения (успехи и неуспех) осуществляются в различных социокультурных средах погруженных в поликультурное пространство. Наша работа посвящена анализу существующих подходов персонализации образовательного и профессионального развития индивида - образовательному и карьерному коучингу.

Ключевые слова: коучинг, образовательный коучинг, карьерный коучинг, кросс-культурная среда, эффективная адаптация, самоорганизация и самоконтроль в ИПС, изменение сопротивления среды.

Taratuhina Y.

Filatov S.

GENERAL FEATURES OF EDUCATIONAL COACHING IN CROSS-CULTURAL ENVIRONMENT

Abstract. It can be seen that personalization of education plan is a very important process for reaching career achievement. Moreover, there are all achievements in different social and cultural environments. This paper deals with the analysis of current methods of personalization of educational and professional development in live long learning trajectory and career.

Keywords: coaching, educational coaching, career coaching, cross-cultural environment, effective adaptation, self-organization and self-control, changes of environment resistance.

В этой статья мы обсудим некоторые понятия и отношения между ними в педагогических исследованиях. Довольно популярное понятие в западной педагогической литературе - образовательный коучинг опирается на существующий потенциал личности и ее потребности. Заметим, коучинг состоит из совокупностей тренинга. Личность в зависимости от родной культуры, а, следовательно, традиций, т.е. либо коллективно-, либо инди-видуально-ориентированный«элемент» в об-

разовательной системе. Но в силу инвариантности фигуры педагога относительно любой социокультурной среды, можно утверждать, в рамках конструирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), что нельзя недооценивать роль преподавателя в получении студентом знаний.

Еще существенным в современных исследованиях является сравнение двух понятий коучинг и педагогический процесс. Во-первых, в эти понятия вкладывались различные

1 Таратухина Юлия Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», email: jtaratuhina@hse.ru

Yulia Taratuhina, Ph.D. in Philology, Associate Professor, Department of Innovations and Business in IT, National Research University "Higher School of Economics", e-mail: jtaratuhina@hse.ru

2 Филатов Сергей Сергеевич, старший веб-аналитик, Интерактивное агентство «AGIMA», e-mail: ss.philatov@ gmail.com

Sergey Filatov, Senior e-commerce analyst, Interactive agency "AGIMA", e-mail: ss.philatov@gmail.com

смыслы в различные времена. Можно, утверждать, что коучинг подпонятие современного образовательного (педагогического) процесса. Попробуем в этом разобраться. Учить, обучать, изучать однокоренные слова, но содержание у них различное. Главное же в том, что в российской культуре был важный переход от обучения (учения) к изучению. Все педагогическое мастерство было направлено на создание условий увлеченностью предметом, ведшим к изучению его же, в старшем (юношеском), возрасте (гимназическом, училищном или школьном). То есть развитие самостоятельного, критического мышления у индивидуума. Но что такое коучинг, как мы его понимаем? В некотором смысле обучение под руководством наставника, чему? В спорте, прежде всего, изучение себя и своих возможностей, составление или изменение режима тренировок, преодоление трудностей, развитие своего характера, стремление к достижению поставленной цели, иными словами, т.е. изучение, саморазвитие в узком, в некоторых случаях широком смысле, своих природных возможностей. Таким образом, в основе современной парадигмы педагогики, а соответственно в дидактике положено выделение и развитие автодидактических приемов и навыков, и, их востребованность в течение всей жизни индивида. А отсюда следует, что способности индивида ранее (до наступления двадцать первого века) проявлялись (в школе или в институте) на конкретных учебных дисциплинах, то теперь способность к самообучению определяет возможность «применения» психофизических способностей к изучению конкретных учебных дисциплин и наук. Поэтому коучинг, прежде всего, наставничество, но не репетиторство.

Следующим важным обстоятельством существования современных образовательных систем является их тесная связь с ЭОС (электронно-образовательная система). Можно утверждать, что скорость обращения учебных и иных информационных потоков связана с эОС. Таким образом, важным условием ком-

фортного образовательного процесса студента в эОС является наличие обратной связи с педагогом, которая традиционно ответственна за повышение мотивации и стимулирование обучающегося к получению знаний, но в современной образовательной коммуникации, также отвечающей за глубину освоения учебной дисциплины в короткий промежуток времени, с последующим этапом научного или практического изучения содержания предмета.

Напомним, что для подробного описания своей теории Выготский ввел понятия уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Уровень актуального развития (УАР) обозначает то, что ребенок на данном этапе развития психических функций уже умеет и может сделать самостоятельно, без помощи «сотрудника». И что, зона ближайшего развития (ЗБР) - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками) [18]. Теорию Выготского несложно переформулировать в терминах средопедагогики. Для этого достаточно заметить, что и «уровень» и «зона» развития включаются в личностную (микро-) и внешнюю (макросреду). Поэтому задачи от «сотрудника» (тесты) или контрольно-измерительные задания выявляют различную степень знаний, умений и навыков «работы» ребенка в двух средах.

При этом ребенок в процессе обучения обрабатывает и усваивает «урок» (потоки адаптированной учебной информации) и со временем определенные действия из зоны ближайшего развития переходят в уровень актуального развития, а ЗБР, в свою очередь, изменяется. Таким образом, можно наблюдать бесконечную динамику этих двух зон. ЗБР, другими словами, являет собой «прихожую» в УАР, и границы такого развития теоретически бесконечны, как и формирование сознания человека.

Рисунок 1. Уровни психического развития С.В. Выготского

Следуя концепции Выготского, мы принимаем необходимость непрерывного обучения и, как следствие, развития психических функций человека. Вместе с тем, встает вопрос о том, как можно эффективно определить или измерить зону ближайшего развития. Данная проблема активно обсуждается в научных кругах и имеет большое значение для эффективного образования обучающегося.

По нашему мнению, УАР и его эффективность определяется степенью подготовленности к формулировкам и разнообразие типов вопросов, которые способен задавать индивид (ребенок) наставнику, учителю и наконец, себе. Чем эффективнее обучение, тем короче путь к изучению. Воспитание мышления (Дьюи) или его тренированность суть цели современного образования. ЭОС создает условия наиболее быстрого построения проверки полученных образовательных навыков индивида.

Еще одним вопросом, заслуживающим внимания, является выделение в зонах ближайшего и актуального развития своеобразных меток (информем, т.е. таких протопонятий, так или иначе подготавливающих индивидуума к восприятию нового для него понятия. (ИНФОРМЕМА - базовая односторонняя единица ментально-лингвального комплекса (МЛК), которая представляет собой некоторую информационную, отличную в определенном отношении от других имеющихся в МЛК ин-

формационных целостностей. К числу таких понятий, входящих в зону актуального развития, относятся все атомарные понятия по Б. Раселу. Заметим, что концепция «базовых методов и базисных понятий» легко находит свое основание в атомарных понятиях. ЗБР- в нашем случае - развитие словарей следующих ступеней после атомарного словаря.) [1, 2]. Другими словами, информационные сгущения, с помощью которых благодаря языку осуществляется мышление и функционирует сознание, суть информемы (курсив наш)» [1, с. 65]. Для УАР они составляют основу к выводу об обученности, воспитанности и развитости, а для ЗБР - соответственно: обучаемость, вос-питуемость и развиваемость.

Обученность представляет собой уже накопленный ребенком опыт, который, в свою очередь, является предпосылкой для обучаемости (способности к усвоению определенных знаний).

Воспитанность - это нравственный показатель, своего рода уровень развития личности ребенка, позволяющий ему изменять (чувствовать) сопротивление «новой» для него среды.

Воспитуемость, по аналогии с обучаемостью, это готовность ребенка к личностному развитию, к влиянию на него внешнего воздействия. Другими словами, личностная (микро-) среда подготовлена на столько, что

готова дифундироватьпо воздействием внешней (макро-) среды.

Развитость же составляет уровень текущего общего развития ребенка. это развитие психических функций, абстрактного мышления, познавательной инициативы. Развиваемость определяется по следующим показателям [18]:

• Способность, возможность к дальнейшему развитию;

• Готовность к переходу на новые уровни развитости;

• Проявление динамики в самом умственном развитии, в становлении интеллекта, мышления, активности, инициативы и т.д.

Обучаемость - это способность к обучению, аналогична по определению «воспитуе-мости», но отличается от неё приемами, методами воздействия на ребенка внешней среды.

Педагоги и психологи заметили, на готовность к усвоению новых знаний влияют многие персональные качества обучаемого, такие как особенности памяти, внимания, восприятия, мышления, речевые способности. Также здесь следует учитывать личностные особенности: характер, поведение, эмоциональное отношение, мотивацию к получению знаний. Здесь же заметим, что изменение модальностей в образовательном процессе у индивидуума может являться метрикой, по величине изменения которой вполне ясно как фиксировать изменения в личностной среде. Ниже приведем схему, которую мы обсуждали в [2, с. 66]. Её можно назвать схемой обработки и накопления информации индивидуума. Понятно как любая схема и модель она имеет огрубленную форму, но для целей нашего исследования является вполне подходящей. Психологи констатируют процесс обработки информационных потоков напрямую связан с интрериоризацией и эктрериоризацией. Поскольку обработка и сохранение любого информационного потока много уровневый процесс, то понятно, что он не является линейным, а так как он происходит как в личностном времени, так и реальном времени, то усложнение схемы обработки потоков становится существенно сложным. Ясно, что в процессе обработки учебной информации возникает дополнительный (произвольный либо непроизвольный) круг обработки, в силу 190

необходимости учащемуся «проходить» контрольно-измерительные процедуры обучения либо изучения. Опыт научения индивидуума в качестве арсенала имеет так называемый МЛК (ментально-лингвальный комплекс) [2, 3]. Существование этого комплекса позволяет достаточно ясно представить процесс обработки потоков информации и кроме этого вполне схематично представить и сам процесс обучения и изучения у учащегося.

Напомним определение: МЕНТАЛЬНО-ЛИНГВАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (МЛК) - это функционирующая на основе человеческого мозга самоорганизующаяся информационная система, которая обеспечивает восприятие, понимание, оценку, хранение, преобразование, порождение и передачу (трансляцию) информации. «Качество каждого компонента МЛК и всего МЛК в целом определяется индивидуальными способностями и условиями, в которых происходит социализация человека. В рамках МЛК, если несколько огрубить существо дела, мышление - прежде всего динамическая ипостась, сознание - накопительно-оценочная ипостась, а язык - инструментальная и коммуникативная ипостась. Главная функция языка по отношению к мышлению заключается в дискретизации информационного континуума, с которым сталкивается человек, т.е. в его представлении в виде сгущений разного объема и содержания.

Вторая ипостась МЛК - сознание - ответственна прежде всего за хранение, упорядочение и оценку информационных результатов, полученных мышлением, т.е. за интериориза-цию в форме потоков (порций) информации об окружающем мире, в том числе самого человека как элемента этого мира, с установлением необходимых оценочных иерархий и ценностных ориентиров (за что ответственна культура (менталитет, этническая культура)). Упомянутые информационные результаты откладываются в сознании в виде тех же информационных сгущений, организуемых в определенные фигуры, блоки, поля и т.п. на основе сначала только врожденной, генетически обусловленной логики обработки и переработки информации, а затем и логики, воплощенной в строении и содержании единиц и категорий соответствующего этнического языка.

Рисунок 2. Схема обработки, накопления информации и управление мышлением индивидуума в процессе обучения

Отсюда ясно, что в условиях получения высшего образования и, в частности, обучения в электронной образовательной среде, крайне важно учитывать вышеописанные индивидуальные особенности студента. Рассмотрев концепцию С.В. Выготского и применив её к нашей предметной области, мы можем сделать следующий вывод: выстраивание индивидуальной образовательной траектории с учетом личностных качеств обучающихся позволит качественно подготавливать специалистов, прошедших обучение в комфортной для себя атмосфере и получивших те знания, к которым они были готовы на данном этапе развития. Другим выводом может быть: процесс интериоризации-экстериоризации сложный многоуровневый процесс, в который должны быть встроены в зависимости от личности обучающегося элементы, позволяющие повторные круги обработки учебной информации в той или иной мере облегчать (методы облегчений или условий комфортности «работы» в личностной среде обучающегося и является

элементами искусства преподавания, классом учителя, тьютора (помощника, вообще говоря, не обязательно одушевленного)).

Как мы уже неоднократно говорили в своих работах [6] для реализации индивидуального подхода к обучению первоначально необходимо определение оптимальной модели обучения для каждого студента для моделирования его профессионального будущего. это может осуществляться в формате «человек-человек» (с помощью института тьюторства (образовательного коучинга или консалтинга) или в формате «человек-система» с помощью различного рода интеллектуальных тьюторс-ких систем и сервисов. Как правило, в любом случаем нам для начала необходимо провести тестирование, определяющее значимые показатели обучающегося (культурно-когнитивный профиль, мотивация, уровень базовых знаний и компетенций, навыки использования различных информационно-коммуникационных технологий и технических средств, возможную динамику профессиональных

интересов. Информация о данных параметрах теоретически позволит выстроить (смоделировать) наиболее подходящую для каждого студента модель обучения. Выявленный «на входе» культурно-когнитивный профиль личности, будет детерминировать специфику деятельности в процессе обучения, работы с учебной информацией, а также методов, обратной связи и учебных заданий (все это обобщенно назовем «стиль обучения») и отметим, тьютор (он же наставник) в этом стиле оказывается весьма полезным.

Признав, как одну из современных педагогических задач - построение индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), можно привлечь 1Т- технологии, а значит-формировать, корректировать и дополнять траектории с помощью рекомендательных сервисов, которые будут «предлагать» обучающемуся наиболее подходящие ему курсы. В случае же, если обучающийся решит выбрать предмет вне зоны рекомендаций, определять его возможные трудности (см приложение). Таким образом, предполагается, что освоение курса будет проходить способом, наиболее подходящим к индивидуальным особенностям работы учащегося с информацией. Стоит также отметить, что подобным образом можно оценивать не только внутренние, но и внешние курсы и образовательные программы, и давать обучающемуся рекомендации по развитию его компетентностного профиля основываясь на культурно-когнитивных предпочтениях, не только из внутренне доступных курсов, но и внешних курсов, выложенных в открытом доступе. Таким образом, воплощенным результатом реализации индивидуальной образовательной траектории на выходе будет некий «портрет» компетентностного профиля специалиста. Таким образом, ясно, что тьютор наиболее близкий к элемент в образовательном процессе к формированию образовательной траектории обучающегося.

Основываясь на наших наблюдениях, можно сказать, что на сегодняшний день имеется большое количество теоретических моделей выстраивания индивидуальной образовательной траектории, большой разброс инструментов и моделей выстраивания индивидуальной образовательной траектории с применением 192

информационно-коммуникационных технологий.

Тьюторинг и образовательный коучинг

Из предыдущего пункта ясно, что данный вид деятельности связан с формированием профессиональной и личностной идентичности: выявление склонностей, мотивации, ценностей личности, помощь в профессиональном и личностном самоопределении, формирование индивидуальных потребностей в использовании информационно-педагогической среды, подбор оптимального стиля обучения, аналитика образовательного процесса, оценка эффективности деятельности обучающегося и т.д. В основном эту деятельность осуществляют тьюторские центры в вузах, организации, занимающиеся образовательным консалтингом. Здесь мы заметим также, что индивидуальные траектории обучения в вузовской среде возможны только для инклюзивного образования или дистанционного способа обучения, да впрочем, социализация и профессиональная деятельность, при прохождении учебных практик, иных практик предусмотренных программой обучения с помощью института тьюторов будет происходить, как показывает опыт, более успешно. В век развития систем интеллектуальной обработки данных естественна задача создания интеллектуальных тьюторских системе встроенных в ЭОС университета (учебного заведения).

Интеллектуальные тьюторские системы и учебные среды

элементы искусственного интеллекта в современном мире различных технологий играют большую роль, они расширяют спектр применения и свойства, в том числе самообучения и «обладают» культурным интеллектом (начиная от языка общения до форм оценок психофизических возможностей индивидуума в конкретном состоянии и в реальном времени).

В качестве примера приведем модели E-TUTOR, Smart-tutor и т.д. Данные автоматизированные многоагентные системы создаются для поддержки формирования индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на целенаправленное и осознанное достижение своих жизненных целей, в частности, профессиональной деятельности. В техничес-

ком смысле индивидуализация, прежде всего, состоит, в формировании образовательного пространства, как набора рекомендуемых очных учителей и онлайн курсов, семинаров, конкурсов, релевантной модели рынка труда профобласти. Помимо учета индивидуальных особенностей и профессиональных интересов современного студента, важно учесть возможность повышения эффективности и доступности информации за счет систематизации актуальных источников теоретических и практических знаний о дисциплинах. Так же необходимо учесть, что концепция индивидуализации в процессе обучения ориентирована не на обозримый результат в конце периода обучения, а на жизненную стратегию современного студента, ориентированного на целенаправленное и осознанное достижение своих жизненных целей. В части профессиональной деятельности с учетом их взаимосвязи с личными и социальными целями, иначе сформированного профессионального стиля мышления.

Поддержка построения индивидуальной образовательной траектории, прежде всего, направлена на формирование пространства целепологания жизненного успеха посредством профессиональной самореализации за счет:

• Формирования виртуального образовательного пространства, соединяющего офлайн курсы, офлайн образовательные события, онлайн материалы и событиям, источником которых являются активные теоретики и практики.

• Поддержки тьютора в формировании компетентностного профиля специальности и модели рынка труда.

• Формирование компетентностного профиля студента и моделирование профиля на основе целевых предпочтений.

• Персонализации образовательной среды и контента

Рекомендательный веб-сервис

Разумно предположить, что студент, не представляющий конечной цели своего обучения и слабо мотивированный, будет испытывать затруднения при создании своей ИОТ. Данный сервис будет помогать в моделировании компетентностного профиля обучающе-

гося, показывать ему его компетентностную модель в динамике (какие компетенции он приобрел по результатам изучения курса и какие ему еще необходимо приобрести) и синхронизировать имеющиеся у обучающегося компетенции, с компетенциями на рынке труда. Суть сервиса - автоматизировать процесс проектирования и «направлять» обучающегося в течение всего периода обучения. С другой стороны такая автоматизация может дать возможность анализа выбора пользователя и проверки качества усвоенного материала.

По нашему мнению, в основе веб-сервиса должны лежать критерии, определяемые конечной целью самого высшего образования, которая в ходе обучения часто забывается студентами, а именно: получение необходимых знаний, умений и навыков (а ныне - компетенций) для дальнейшего трудоустройства. Предполагается, что сервис должен иметь направленность на конкретную профессиональную область рынка труда или же на конкретную специальность в данной профобласти. Коммуникация с пользователем осуществляется следующим образом:

• На начальном этапе сервис предлагает пользователю наиболее релевантные профоб-ласти и специальности в зависимости от направления обучения.

• Затем происходит определение наиболее релевантных учебных курсов из доступных для выбора и факультативов.

Важно заметить, что выбор пользователя сохраняется на весь период обучения и может быть изменен только в следующем учебном году, при выборе нового ИУП. В процессе необходимо решить следующие задачи

- определить связь между направлением обучения и профобластями (специальностями);

- определить связь между учебными курсами и выбранными пользователем профоблас-тями (специальностями) [6].

Е-портфолио

Помимо создания электронных образовательных площадок в вузах и размещения курсов на порталах MOOC, существует также инструмент е-портфолио (веб-портфолио). Термин е-портфолио (e-portfolio) появился в 90-х годах и использовался для описания кол-

193

лекции работ представленной в электронном виде. Следующим этапом развития электронного портфолио стало появление его новой формы, которая получила название веб-пор-тфолио ^еЬйНо). Эта технология позволяет создавать базу накопленных знаний и компетенций учащегося и решает проблему коммуникации между студентом, преподавателями, тьюторами и профессиональным сообществом. Внедрение е-портфолио может быть использовано для развития обучающегося с точки зрения следующих целей: создания комплекса документации для каждого обучающегося, включая информацию по всем изучаемым предметам и информацию о внеучебной деятельности, а также комментарии преподавателей; обеспечение каждого обучающегося инструментарием для проявления рефлексии и антиципации, самооценки достижений и успехов, как в учебной, так и во внеучеб-ной деятельности; накопление информации

об успехах обучающегося на всех этапах его обучения для последующего использования при совершенствовании профессиональных навыков. Существуют несколько моделей е-портфолио: квалификационный е-портфолио (подтверждение квалификации обучающегося); презентационный е-портфолио (коллекция достижений и увлечений обучающегося для различных целей, в том числе и необразовательных); образовательный е-портфолио (стратегическое планирование собственной образовательной стратегии обучающимся при поддержке преподавателей, кураторов и тьюторов в системе академического образования; непрерывный е-портфолио (стратегическое планирование собственного образовательного и профессионального развития на протяжении все жизни человека); личный е-портфо-лио (информация для личного пользования). Здесь речь идет об использовании BIGDATA в образовании [5, 7].

библиографический список

1. Морковкин В.В., Морковкина А.В. Язык, мышление и сознание et veceversa // Русский язык за рубежом. 1994. № 1. С. 63-69.

2. Информационно-педагогическая среда современного вуза: коллективная межвузовская монография под общ. редакцией Жарова В.К. М.: «Янус-К», 2011. - 268 с.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934.

4. Таратухина Ю.В., Жаров В.К. Поликультурная учебная среда: проблемы и особенности трансфера знаний // Бизнес-информатика. 2016. Т. 36, № 2. С. 63-70.

5. Жаров В.К., Таратухина Ю.В. Феноменология кросс-культурного образования. М: Янус-К, 2016.

6. Таратухина Ю.В., Жаров В.К. Педагогический конструктивизм в кросс-культурной среде. М: Янус-К, 2015. 276 с.

7. Таратухина Ю.В. Теория и практика кросс-культурной дидактики. М: ЮРАИТ, 2016. 194 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.